Снизойди и к нам, Богородица

«Смерть по собственному желанию». Так назывался материал в официальном издании Санкт-Петербургской епархии.
В интервью журналу «Вода живая» (№6, 2007) протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ высказал мнение, что вопрос об эвтаназии «должен быть рассмотрен с более конкретных, более человечных позиций». «Безусловно, самоубийство в классическом понимании, — когда человек лишает себя жизни, исходя из ощущения её безсмысленности, желая бросить вызов Богу, — это грех, — сказал протоиерей. — Но эвтаназия не предполагает таких ситуаций. Допустим, человек убеждается в том, что он неизлечимо болен и через несколько месяцев его ждёт мучительная смерть, которая лишит его возможности уйти из жизни в покое и обременит близких материальными и моральными затратами на безсмысленное продление его жизни. И человек хочет проститься с этим миром, с близкими людьми в полном сознании и не переживать тяжёлых физических мучений, превращающих его в страдающий кусок мяса. И вот когда он сам принимает решение об уходе из жизни, разрешив все свои юридические и моральные обязательства, обозначив свою последнюю волю, получив напутствие священника, — разве мы можем уподобить этот осознанный выбор самоубийству в классическом смысле слова?»
Вопрос журналистки: «Но ведь часто священники говорят: радуйся своей болезни, Господь даёт тебе шанс возрасти духовно...»
«Я считаю, что таким священникам надо пройти курс у психоаналитика на предмет скрытого садомазохизма», — заявил священник.
«Нужно озаботиться не тем, чтобы лишить обезбоженных людей права на хорошую смерть, а тем, чтобы выработать у самих христиан правильное отношение к этой трудноразрешимой проблеме»,  — отметил о.Георгий.
                * * * * * * *
   «ЭТО НЕ БОЛЬНО»
Сегодня не ведут на эшафот,
Не вешают на корабельной рее.
Давно уже дворянские дуэли
Закон (да и мораль) не признаёт.

Не зарывают с головой в песок,
Но, заглушая совести укоры,
Обычно выполняют приговоры
Гуманным электричеством в висок.

Сегодня не сжигают на костре
И не бросают из толпы каменья,
А скоро процедуру усыпленья
Доверят миловидной медсестре.
Светлана Афанасьева, г.Асбест

Не так давно из американской тюрьмы вышел бывший врач Джек Кеворкян, отсидевший восемь лет за то, что помогал умереть неизлечимо больным людям. Кеворкян, который помог совершить 130 самоубийств, получил прозвище «доктор Смерть». Сам он лично никого не убивал, но предоставлял неизлечимо больным и страдающим людям возможность безболезненно уйти из жизни – либо при помощи инъекции, либо давал им подышать угарным газом. Кеворкян по-прежнему добивается придания эвтаназии законного статуса. «Эвтаназия должна рассматриваться как фундаментальное право человека. Она лежит в области отношений пациента, врача, семьи больного и Бога», - заявляет «доктор Смерть».

Не дай нам Бог стать в тягость никому –
Ни другу, ни жене, ни своему ребенку.
Не худо б кануть вовремя во тьму,
Как будто молча отойти в сторонку,
Чтобы оставить память о себе –
Веселом, энергичном и здоровом,
Спокойно отвечающем судьбе
Раздумчивым или разящим словом,
Заботливым для близких, дорогих,
Соратников по разуму и чести,
Несдавшимся – остаться для других,
Кому твердим: «Вы в души к нам не лезьте!»
Умевшим этот мир в себе носить
Не для себя, с самим собой сражаясь,
Ни у кого пощады не просить,
До милости ничьей не унижаясь…
И я вам всем желать не устаю –
Не высшее ли это в мире благо? –
Не пережить любимую свою,
Не стать своим любимым детям в тягость.
Вадим Халупович ?
Я люблю картину
                Ярошенко
«Всюду жизнь». Люблю её
                давно.
Посмотрите: вот глядит с простенка
Мальчик сквозь тюремное окно.

Вспомнив на минуту, не забудьте,
Как мальчонка,
                улыбаясь нам,
Смотрит сквозь заржавленные прутья
И бросает крошки голубям.

А вокруг ребенка
                арестанты
С добрыми морщинками
                у глаз,
Жизнелюбы, мастера, таланты,
Чьи шедевры не дошли до нас.

Жизнь им застилала
                белы очи,
Убивала – не могла убить,
А они её любили – очень!
Завещали нам её любить.
Марк Лисянский ?


Самоубийство, – как правило, обдуманное или скоропалительное решение одного человека, впавшего в отчаяние. Окружающие часто даже не подозревают о намерении их близкого уйти из жизни.
    
МЕДЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда божественный оракул
его удел предначертал,
он огорчился, он заплакал.
И слушать далее не стал…
И в ту же ночь, усевшись с другом,
он, осознавший смерть бедняк,
глотал, закусывая луком,
неутишающий коньяк…
Медсправка. В ней печать и подпись…
Всю ночь он, омрачив чело,
упорно всматривался в пропасть…
И там не видел ничего.
Евгений Винокуров †1993

† «Только один из грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства». Свт.Игнатий Брянчанинов.
    
ПОКУШАВШЕМУСЯ
Неделя протекала хлопотно.
К субботе ты совсем раздряб.
Пришел к реке, нырнул и – хлоп о дно! –
Оставив пузыри и рябь.

Но на мостках матрос внимательный
Не потерял момента, и –
Стругая гладь, спешит спасательный
Мотор, надежду затаив.

Прыжок. И вынут утопающий –
Свободе личности назло.
Ах, вымокшая шантрапа! Еще
Печалится: не повезло.

Беда! Становишься ехидою,
Беседуя с тобой. Ты – тот,
Кто жизнь считает панихидою,
Тогда, как жизнь – переворот.

Тогда, как жизнь – великий заговор
Громов, и ловля на лету
Клинков, взлетающих зигзагово
В нетронутую темноту.
Николай Щеглов

Эвтаназия – сознательное решение, как минимум, двух людей, один из которых является убийцей. И, конечно, они оба будут отвечать перед Богом за содеянное, вне зависимости от того, давал ли согласие на уход из жизни убитый или нет.

Надо жить! Вот они, роковые слова!
Вот она, роковая задача!
Кто над ней не трудился, тоскуя и плача,
Чья над ней не ломилась от дум голова?
Семён Надсон †1887

 В своей предыдущей книге «Знаки припоминания» мы уже поднимали эту тему в былинке «Боль всюду и всегда с тобой»; кому интересно, посмотрите. Но проблема остается острой.
Отпеваю родимую маму, хоть она еще пробует петь. Вижу узкую черную яму, слышу мерную тяжкую медь. Подлый страх и безсильная жалость, пронимающий холод и мрак – все сцепилось, сплелось и смешалось в этом слове съедающем – рак. Хоть вставай перед ним на колени, хоть пластайся, хоть криком кричи… Никаких ни надежд, ни сомнений не оставили больше врачи. Нет просвета ни слева, ни справа. И назавтра осталось опять лишь одно безутешное право: ждать и верить… Да, верить и ждать… Виктор Коротаев.
Но вот какую историю мне удалось разыскать:
19 февраля 1964 года на операционном столе городской больницы Барнаула скончалась Клавдия Никитична Устюжина, не дожив двух недель до своего сорокапятилетия. Раковый процесс, поразивший поджелудочную железу, охватил практически весь желудок и прилегающие к нему ткани. Незашитый труп отправили в больничный морг. На третий день санитары, пришедшие, чтобы выдать труп родственникам для похорон, увидели, что труп, пролежавший в холодном морге при сибирской стуже, под легкой простыней, пытается сесть! Испуганные санитары бросились бежать, а потом Клавдию Устюжанину перенесли в палату.
Далее рассказ продолжил ее сын, протоиерей Андрей Устюжанин: «Мама рассказывала мне, что видела свое тело со стороны. Во время операции она стояла между врачами и с ужасом смотрела на свой разложившийся кишечник. Потом ее повезли в мертвецкую, а она шла за своим телом и все удивлялась: почему нас двое?
Потом мама с огромной высоты, но необычайно четко увидела наш дом в Барнауле, слышала, как ссорятся из-за наследства родственники. Видела бесов, которые радовались каждому их бранному слову. Потом перед ней пронеслись все места, связанные с ее жизнью. Надо сказать, что мама была из благочестивой семьи. Ее отец всегда помогал нуждающимся, и когда семья осиротела, многие воздали ей добром. Однако после смерти отца Устюжанины отошли от Бога.
Наконец она оказалась лежащей на квадрате темного непонятного материала. Из дивно сияющих ворот, напоминающих алтарные, показалась красивая, очень высокая строгая женщина. Рядом с Ней шел подросток. Потом в Троице-Сергиевой Лавре ей пояснили, что Это были Матерь Божия и Ангел-Хранитель. Он плакал и о чем-то просил Ее, но Она не обращала на него внимания, даже когда он упал перед Ней на колени. Потом Клавдия поняла, что Матерь Божия относилась так строго к ее Ангелу-Хранителю оттого, что сама Клавдия отступила от веры и долго жила не по заповедям Божиим. Подойдя к маме, Она подняла глаза кверху и спросила: «Господи, а ее куда?» Только тут Клавдия поняла, что умерла.
И вдруг она услышала сверху необычный голос, голос, настолько красивый и любящий, что забыть его было невозможно: «Она взята до времени за добродетели ее отца и непрестанные его молитвы». У мамы появилась надежда. Она решилась задать вопрос: «У нас на земле говорят, что у вас здесь рай есть», но ей не ответили. Тогда мама сказала: «У меня остался ребенок»
- Я знаю. Тебе жалко его?
- Очень.
- А Мне вас троекратно жальче. Мною дышите и Меня же распинаете… - и, обращаясь к женщине, продолжал: - Она хотела видеть рай.
Женщина повела рукой и сказала: «Ваш рай на земле, а здесь вот какой рай». И мама тут же увидела огромное количество обгоревших людей. Они как будто только что были вынуты из пламени. От них шел смрад. Все они жаждали и просили хоть каплю воды как подаяние.
Впоследствии старцы так толковали смысл показанного: если бы мама была взята из жизни именно тогда, то по грехам ее ждал именно такой «рай». Маме были показаны многие ужасы ада, списки ее грехов. Бог сказал: «СПАСАЙТЕ САМИ ВАШИ ДУШИ; МОЛИТЕСЬ, ИБО НЕМНОГО ВЕКА ОСТАЛОСЬ. Не та молитва дорога, которую вы читаете, но та, которая от чистого сердца. Скажите: Господи, помоги мне. И Я помогу. Я всех вас вижу».
Отец Андрей вспоминает: «Мама была активной коммунисткой. После происшедшего она сдала партбилет. В тяжелые в духовном отношении 60-е – 70-е годы она свидетельствовала о том, что с ней произошло. Ее пытались посадить в тюрьму, состоялось семь судов. Мне лично известны люди, пришедшие благодаря маме к вере.
А потом, в морге, через 3 дня, она подала признаки жизни. В детдом, куда меня отдали, пришел старший мальчик и сказал буквально следующее: «Вот у него мам умерла и воскресла». Потом последовала вторая операция. Изумленный хирург обнаружил, что у Клавдии Устюжаниной нет и намека на рак.
Отец Андрей показывает свидетельство о смерти своей мамы. После воскрешения Клавдия Устюжанина прожила еще 14 лет.      
   
МОЛИТВА К БОГОРОДИЦЕ
Из слезинок молитва строится,
Тает на сердце холод:
- Снизойди и к нам, Богородица,
Посети этот город.
Собери в кабаках, на торжищах,
На больничных постелях
Всех Иванов, родства не помнящих,
Всех Марий на панелях.
Растолкуй им, Заря Небесная,
Свет явившая людям,
Что повисли над бездною,
Что себя не отсудят.
Подыми бедняг из попрания,
Сокруши их кумиров
И погибшим яви взыскание
И спасение – сирым.

В этом мире страстей горячечных –
Безтолково-витринном –
Исцели нам сердца незрячие
И поставь перед Сыном.
Одари обожженными гарями
Покаянною грустью,
Чтобы стали Иваны с Марьями
Светозарною Русью.
Татьяна Шорохова, СПб
 
       ЭВТАНАЗИЯ - ФОРМА УБИЙСТВА ИЛИ САМОУБИЙСТВА
Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс, прав. 14). Если самоубийца безсознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2).
Московский Патриархат,
Основы социальной концепции РПЦ, 2000 г.
   
ДЕМОН САМОУБИЙСТВА
                И кто, в избытке ощущений,
            Когда кипит и стынет кровь,
            Не ведал наших искушений,
            Самоубийство и любовь!    
           Ф.Тютчев
Своей улыбкой, странно-длительной,
Глубокой тенью черных глаз
Он часто, юноша пленительный,
Обворожает, скорбных, нас.

В ночном кафе, где электрический
Свет обличает и томит,
Он речью, дьявольски-логической,
Вскрывает в нашей жизни стыд.

Он в вечер одинокий – вспомните, -
Когда глухие сны томят,
Как врач искусный в нашей комнате,
Нам подает в стакане яд.

Он в темный час, когда, как оводы,
Жужжат мечты про боль и ложь,
Нам шепчет роковые доводы
И в руку всовывает нож.

Он на мосту, где воды сонные
Бьют утомленно о быки,
Вздувает мысли потаенные
Мехами злобы и тоски.

В лесу, когда мы пьяны шорохом
Листвы и запахом полян,
Шесть тонких гильз с бездымным порохом
Кладет он, молча, в барабан.

Он верный друг, он – принца датского
Твердит безсмертный монолог,
С упорностью участья братского,
Спокойно-нежен, тих и строг.

В его улыбке, странно-длительной,
В глубокой тени черных глаз
Есть омут тайны соблазнительной,
Властительно влекущей нас…
Валерий Брюсов †1924

  † «САМОУБИЙСТВО – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище». Свт.Игнатий Брянчанинов.

Веет холодом, как из могилы.
До рассвета четыре часа.
Даже близкие люди немилы –
отнимают последние силы
телефонные их голоса.

Днем и ночью о помощи молишь,
заклиная жестокую боль.
Милосердный мой, выжить всего лишь
мне хотелось бы, если позволишь, -
но хотя бы забыться позволь.

Неужели такие мытарства,
отвращение, ужас и бред
исцеляют вернее лекарства,
открывают Небесное Царство,
зажигают Божественный свет?..
Игорь Меламед

    А сам, а сам ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Представьте, да. Это когда я служил в армии за 3000 км от дома и получил от отца телеграмму, что жена (теперь уже много лет бывшая) беременна. Та давняя драма возросла в силу молодости и безсилия до уровня шекспировской трагедии. Знаете, что остановило меня? Разбросанные по караулке мозги сержанта, который за несколько дней до дембеля застрелился из карабина СКС. Для справки: пуля из этого карабина насквозь пробивает железнодорожный рельс. Я испугался, и дослужил, и на гражданке еще долго страдал от измены, но остался жив, за что безмерно благодарен Богу и бедняге-сержанту.
Еше, когда пил, часто тянуло броситься в окно, хотя и боялся высоты. Однажды чудовищным усилием удалось оторваться от рамы окна и выбежать прочь. Как зябко за душу схватила и поманила высота! Я наклонился на перила большого гулкого моста. Смотрю – не в силах оторваться – на прах, клубящийся со дна.И сводит судорогой пальцы от силы, тянущей меня… Николай Полотнянко, г.Ульяновск

ВСПОМИНАЙТЕ ПРО ХОРОШЕЕ
Вот и все. Тоска и мрак.
Беды хлынули непрошено.
Если все случилось так –
Вспоминайте про хорошее.

Недалече голоса
Вёсен, детства, ветра влажного.
И надуты паруса
У кораблика бумажного.

Он разминется с бедой.
Он, смеясь, прищурит око,
Растворясь в дали седой,
И белея одиноко.

Если все вокруг – не то,
Отправляйтесь в небылое.
По протокам Лимпопо,
В мир опунций и алоэ.

Или – в старое село,
Где душа – светлей и выше.
Где еще не замело
Ветром бед – окно и крышу.

Чтоб опять – кармин и медь
Заплясали на поленьях.
Чтоб у мамы посидеть
Возле печки – на коленях.

Дни страданьем не губя,
Иногда сквозь злое крошево
Уходите от себя
В заповедное – хорошее.
Людмила Щипахина
              (ПОРТРЕТ ЖЕНЫ)
                «НА ЛБУ - УПРЯМАЯ МОРЩИНА»
Мы познакомились тогда, когда я по собственной вине переживал очередной, долгий и глубокий кризис. Был я в однокомнатной квартире хозяином, но даже себе был уже не в состоянии помочь. Мама, правда, не оставляла меня, посещала в безчисленных больницах, в которых я прятался от своей неудавшейся жизни.
От меня обратно во Львов вернулась женщина, которую я знал еще 17-летним, и любовь-не любовь, но что-то нас с ней связывало. Так уж случилось, что через 17 лет она согласилась переехать ко мне в Питер. Я заканчивал Университет, писал дипломную работу, и ее присутствие дало мне силы закончить учение с блеском. Кажется, я почувствовал себя счастливым. Я по-прежнему работал на «Светлане», и денег у нас хватало. Не хватало, как оказалось любви: я был без ума от нее в свои 33 года, она же, видимо, с согласия мужа, решила сменить на время климат: у них что-то не получалось с ребенком… Словом, через год женщина вернулась домой, через время родила от супруга девочку, (об этом я узнал нескоро), а я остался один горевать со своим горем. Конечно, без алкоголя не обошлось, с работы в начале 80-х за такую «мелочь» не выгоняли, и я страдал, по ночам звонил ей в далекий город, умолял вернуться назад. Но там все было разложено по полочкам.

Нет, не был отъезд твой похож на побег,
Став просто дорогою после привала.
Я с ней с облегченьем простился навек,
А после всю жизнь мне её не хватало.
Диомид Костюрин †1988

Вот в этот тяжелый момент я и познакомился с Лерой. Признаюсь, поначалу я не придал большого значения нашим встречам, и если бы мы разбежались, я скоро забыл бы о ней. Но Валерия стойко терпела мои пьяные выходки, мои полеты во Владивосток (зачем, никто не понимал),- да вы и сами представляете себе поведение зрелого, но нетрезвого человека, когда он подстегивает себя воспоминанием о потере. Еще долгих семь лет я предавался алкоголю, а она терпеливо ждала. Чего? – удивлялся я, не видя выхода из тупика. Не забывайте, какое на дворе стояло время – университетский диплом без членства в партии ничего не решал, да еще липкий алкогольный хвост… «Я свое потом возьму», - как-то сказала жена, и эти слова запали мне а память.
   
    ЖЕНА
Красива и смела,
пошедшая за мной,
ты матерью была
и ты была женой.
Ты – всё моё добро,
достоинство и честь,
я дал тебе ребро
и всё отдам, что есть.
Как мысли и судьбе,
лопате и перу,
я отдал всё тебе
и всё с тебя беру.
Дыханием одуй,
возьми, как Вышний Бог,
мой первый поцелуй
и мой последний вздох.
Оплачь невторопях,
мне речи не нужны,
пусть скатится на прах
слеза моей жены…
Ярослав Смеляков †1972

Затеем долгий разговор, нам будет не до сна: - Я червь. Я царь. Я псарь. Я вор. – А я – твоя жена!.. Жена – царю? Жена псарю? Не все ль равно?.. Жена… Сама мету. Сама сорю. Судьбу хвалю, потом корю, и все – моя вина. Вина за то, что недосол, что пересол, за то, что с нами век суров и зол, но за один садимся стол – и тем горды зато. Что мне укор? Ведь я сама суд над собой вершу. Что мне разор? Что мне сума? – Заплату к ней пришью сама и песню напишу! Татьяна Олейникова

И только в 1988 году, с началом «перестройки», мне удалось вырваться из алкогольного 7-го цеха «Светланы» и начать карьеру журналиста на своем предприятии. Я работал в информационно-пропагандистском центре, но слово «работал» слабо отражает то рвение, те вспышки творческой энергии, которые я вкладывал в дело: это был единственный шанс, и я не мог его упустить. Так и случилось…
Но я отвлекся. Уже третий десяток живем мы с Валерией Михайловной вместе. Не скажу, что все у нас гладко, но ее неимоверное терпение, честность, удивительная гибкость, тактичность ее родителей не дали развалиться нашей, вначале такой хлипкой, семье. А сейчас мы ждем появления второй внучки, а внук пошел во второй класс. Любите свой очаг. Жену свою любите – с улыбкою в очах, крикливую – в обиде. Когда царит она средь лука и укропа иль, пробудясь от сна, покажется растрепой. Ты просто близкий друг трагической актрисы, ввиду былых заслуг допущен за кулисы. А коль тепло своё нести обязан людям, то начинай с нее, хоть этот шаг и труден. Юрий Смирнов †1978
И еще одно поразительное качество жены. Часто, очень часто в маленькой редакции возникают проблемы, требующие  скорого и верного решения. И моя жена, знающая сотрудников только с моих слов, дает  мудрейший совет, как поступить. Ума не приложу, откуда это в нее входит… А уж когда я за компьютером работаю, да мысль стараюсь не утерять – обходите меня стороной, люди! Но жена и это непостижимое состояние творческого напряжения разумеет и

Когда машинка не стихала
И шли потоками стихи,
Моя жена всё понимала
И отпускала мне грехи.
И, чтобы в суете домашней
Мне вязнуть не было причин,
Как будто пахарю на пашню,
Она носила мне харчи.
Иван Стремяков, СПб

Конечно, ей и сейчас не так просто приходится со мной: мы почему-то бываем ласковы на слова и поступки чужим или вовсе незнакомым людям, а родному человеку достается совсем обратное.

Писал поэт стихи жене:
«Ты свет мой, и звезда, и зорька,
Когда ты рядом, сладко мне,
Когда тебя не вижу – горько!»

Но вот жена – звезда и свет –
Явилась, встала у порога.
«Опять ты здесь, - вскричал поэт, -
Дай мне работать, ради Бога!»
Расул Гамзатов †2003

 А она ведь и внештатным редактором работает моих книг, и ноут-бук безпрестанно настраивает для неумехи-мужа, и стирает, и готовит, и убирает, и выслушивает предназначенное совсем другим, и еще много чего делает, чтобы муж выпускал хорошие газеты, был в прекрасном настроении, прилично выглядел, писал интересные и полезные книги и был на хорошем счету… И даже болезни мои она перекладывает на свои плечи. Бедные вы бедные, женушки наши любимые… А может быть, я неправ?..

На лбу – упрямая морщина.
Она обиды и дела
и угрызенья обобщила,
в одно молчанье собрала.
Ты не расспрашивай, не требуй
ответа точного, жена.
Ты больше воздуха и хлеба
ему – неправому – нужна.
Слепой со зрячими глазами
пусть он прозреет в этот миг,
пусть убедится осязаньем
в губах твоих, плечах твоих.
Пусть обнимает, пусть целует! –
Настойчив и ожесточен,
Как будто бы всю участь злую
в месть горькую вмещает он!
Пусть он отчаянно поверит,
что может всё! – хоть море – вплавь!
И словно выброшен на берег,
смущенно узнавая явь,
он тих и свят…
И в это время глядящая из темноты
намного старше и мудрее
становишься внезапно ты…
         Лев Мочалов
   
Жена прочитала «былинку» внимательно и спрашивает: «Я так и не поняла из написанного, любишь ты меня или нет?» Я промолчал – характер такой… Упрек: - Ты ни разу мне не сказал: «Люблю тебя!» - Верно. Я не сказал. А разве земля говорит: «Я верчусь?» Нет, она просто вертится, не подкрепляя это словами и голову нам не кружа. Вертится так же точно, верно, ежедневно и неустанно, как я люблю тебя. Семен Кирсанов   †1972

Все говорят, что ты упрям и груб:
мужик, мол, - от подметок до прически!
А мне не оторвать горящих губ
от губ твоих, насмешливых и жестких.
Пускай кому-то мил субтильный шик
и жиденькая сладость лимонада…
Да, грубый.
Да, упрямый.
Да, мужик!
Мужик, мужик…
А что мне:
бабу надо?!
Римма Казакова

И последнее – по-настоящему; дальше некуда. Я всегда говорил:
Мужья со своими нервами, чувством долга, чувством вины должны умирать первыми, первыми, вторыми они умирать не должны. Жены должны стареть понемногу, хоть до столетних дойдя рубежей, изредка, впрочем, снова и снова вспоминая своих мужей. Жить до старости, до седины жены обязаны и должны. Борис Слуцкий †1986.
Всю жизнь он прожил со своей подругой.
И хоть он с ней не мог душой стареть,
Любовь всегда кончается разлукой –
Ведь кто-то должен первым умереть.
И если смертным суждено расстаться,
Уйти, быть может, легче, чем остаться.
Николай Доризо р.1923
 


Рецензии