Евангелие от Матфея. Глава 16

Евангелие в стихах

-----------------------------
И приступили фарисеи
И саддукеи* вместе с ними,
И попросили Иисуса
Знаменье с неба показать,
Его при этом искушая.

И Он сказал тогда в ответ:
«Вот вечером вы говорите,
Что небо красно – значит будет
Хорошая погода завтра.
А если не сбылось поутру,
То говорите лицемерно:
«Сегодня выдалось ненастье:
Вчера багровым было небо».

О лицемеры! Различать
Умеете вы лица неба,
Знамений времени – однако,
Не можете уразуметь?

О род лукавый, любодейный
Знамений ищет! Не дается
Знамение ему. Лишь только
Дается вам знаменье нынче
Что от пророка, от Ионы**».

И переправясь на другую,
На сторону, ученики
Взять хлеб с собою позабыли.
Иисус сказал им: «Берегитесь
Закваски фарисейской вы».

Они подумали: «То значит,
Что мы хлебов с собой не взяли».

Уразумев то, Иисус
Сказал: «Зачем вы помышляли
О том, что вы хлебов не взяли?
О, маловерные! Опять
Забыли о пяти хлебах,
Которые пять тысяч ели
И сыты были. И набрали
Вы сколько коробов еще?
Не разумеете опять,
Что не о хлебе я сказал:
«Закваски бойтесь фарисейской».

И поняли они тогда,
Что говорил он не о хлебной
Закваске, а о фарисейском
Учении напоминал,
Чтоб той закваски убоялись.

Пришед в страну Кессарии
Филипповой, Иисус спросил
Учеников своих: «Скажите,
Так за кого Меня чтят люди,
Как Человеческого Сына?»

Они сказали, что одни –
Чтут за Крестителя-пророка,
Другие чтут за Илию,
Иные ж – за Иеремию
Иль за кого-то из пророков.

Он говорит им: «За кого
Вы почитаете Меня?»
И Петр сказал: «Так Ты – Христос,
Ты Сын Живого Бога есть».

Иисус сказал в ответ Ему:
«Блажен ты Петр, Ионин сын,
Не плоть и кровь тебе открыли
Про это, но Отец Мой, сущий
На небесах. Ты – Петр, ты – камень,
На камне сем создам я Церковь
Мою. И адовы врата
Ее вовек не одолеют.

Тебе я дам ключи от Царства
Небесного. Что на земле
Ты свяжешь, то на небесах
И будет связано потом.
Что на земле ты разрешишь,
То будет и на небесах
Разрешено всенепременно".

И запретил ученикам
Иисус рассказывать про то,
Что Он и есть Иисус Христос.

С момента этого Он начал
Ученикам то открывать,
Что должен Он идти теперь
В Иерусалим и очень много
Там пострадать от тех старейшин,
От книжников и фарисеев,
И от первосвященников,
И быть убиту, а потом
Воскреснуть в третий день по смерти.

И Петр, Иисуса отозвав,
Тут начал было прекословить:
«Будь милостив к Себе, Господь!
Не будет этого с Тобою».

Иисус, к Петру оборотившись,
Сказал: «Изыди, сатана!
Ты Мне соблазн: ведь не о Боге
Ты думаешь, о человеке».

Сказал Иисус ученикам:
«Коль хочет кто идти за Мной,
Тот пусть себя отвергнет прежде,
И крест возьмет свой – и за Мной
Последует беспрекословно.

А душу кто свою сберечь
Желает, тот её теряет.
А тот, кто душу, ради Бога,
То есть, Меня, вдруг потеряет,
Тот обретет ее навек.

Какая польза человеку,
В том, что весь мир приобретает,
Коль он душе своей вредит?
Какой же выкуп человек
За душу дать свою согласен?

Придет сын Человеческий,
Отца во славе Своего,
И Ангелы придут Его –
Тогда воздаст Он по делам
И всем, и каждому, что должно.

И говорю вам: «Правда то,
Что кое-кто из вас, стоящих
Вокруг Меня, еще до смерти
Своей не доживут – увидят,
Как в Царствии своем Небесном
Сын Человеческий грядет».

---------------------
*)Саддукеи (ивр. цадоким) — название одной из трёх древнееврейских религиозно-философских школ, возникших в эпоху расцвета династии Маккавеев (ок. 150 г. до н. э.) и просуществовавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами (70 г н. э.)

Эти три направления — саддукеи, фарисеи и ессеи — в основных чертах своих всецело выросли на почве учения Моисея и представляли лишь продукт различного отношения к способу применения его в жизни; но Иосиф Флавий, с целью сделать понимание еврейских сект доступным для своих нееврейских читателей, сравнивает, на основании некоторого внешнего сходства, саддукеев с эпикурейцами, фарисеев — со стоиками, ессеев — с пифагорейцами.

**) Иона (ивр., голубь), сын Амафии (Амитая) – библейский пророк (относящийся к так называемым «малым пророкам»), автор Книги пророка Ионы.
…Святой пророк Иона жил в 9 веке до Рождества Христова и был преемником пророка Елисея. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима, кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к язычникам ниневитянам с проповедью о покаянии (Иона 3, 3 - 10).
…По преданию он был отроком, которого воскресил пророк Илия после молитвы. Его мать была та благочестивая сарептская вдова, к которой Бог послал пророка Илию, во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох.
…Эти предания, устанавливающие связь Ионы с великими израильскими пророками – Илиею и Елисеем, приняты Православною Церковью и включены в службу этому пророку на 22 сентября.
…Иона стоит особняком среди ветхозаветных пророков, потому что ему выпало пророчествовать не в землях Иудейской и Израильской, а в Ниневии – столице Ассирийского царства, среди язычников.
…В христианской традиции считается показательным тот факт, что Бог послал своего пророка к неевреям, с целью проповедования отказа от греховности, что должно говорить о любви Господа ко всем племенам и народам, а не только к избранному им народу Израиля. Предание гласит, что жители Ниневии вняли проповедям Ионы и за это Господь отвратил от них наказание. Столица Ассирии позже стала на века самым могущественным государством региона.
…Книга, надписываемая его именем, подробно сообщая об его деле – посольстве и проповеди в Ниневии, о нём самом ограничивается замечанием, что он был «еврей, чтитель Бога небесного, сын Амитая» (слав. Амафии).
…Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-ом, она замечает, что это совершилось «по глаголу Господа Бога Израилева, его же глагола рукою раба своего Ионы, пророка, родом из Гефаховера». Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город, и принадлежал к пророкам Израильского царства.
…Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год.
…Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени.
…Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине 9 в. до Рождества Христова; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Елисея (Элиши) и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству.
…Иудейское предание не без основания считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею.
…Книга пророка Ионы – пятая книга «малых пророков» Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.
Согласно Библии, Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в Фарсис. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен китом, в утробе которого раскаялся в своих поступках, за что был выпущен китом на берег в Ливане. Пораженный такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.
После того как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Ниневии. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы – они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.
...Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение: пребывания пророка во чреве кита и его проповеди в Ниневии.
Затем Иосиф Флавий, передавая содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю. Только при историческом характере книги Ионы возможно было, что она включена была еврейскими законоучителями в канон священных боговдохновенных книг; произведение вымышленное или искажающее действительность не могло пользоваться таким великим уважением.
..Вслед за иудаизмом и древнехристианская церковь понимала и толковала книгу Ионы в историческом смысле. Она в данном случае следовала непререкаемому авторитету Самого Иисуса, который засвидетельствовал покаяние ниневитян.
..Он сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его; ибо они покаялись от проповеди Иониной и вот здесь больше Иона». Ставить ниневитян примером отзывчивости на слово Божие Своим современникам Спаситель мог только тогда, когда и Он Сам, и Его слушатели принимали рассказ об этом книги Ионы за подлинную историю.
…Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с тем и писание пророческое. Ее пророчественно-преобразовательный смысл указан в приведенных выше словах Спасителя (Мф 12:40).
…Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех – нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческим рассказе, книга Ионы приготовляла евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы, усваивалась ими с большою болезненностью.
…Последующие пророки вплоть до Иоанна Предтечи продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, то есть раскрывать основную идею книги Ионы. Таким образом, книга пророка Ионы должна быть признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.


Рецензии