Белорусы как этнос

Белорусы как этнос: национальный вопрос в свете суверенитета страны

______________________


Беларусь, наконец, вступила в эпоху национальной независимости.
Широкий спектр возможностей, открываемых перед нею ее суверенным статусом, а также не меньшая череда проблем, ее ожидающих, подсказывают о необходимости первостепенного рассмотрения вопроса о /природе/ и назначении национального суверенитета в общем, а также вопроса о происхождении белорусского суверенитета в частности. - С подспудным анализом истории ее взаимоотношений с прочими региональными государственными образованиями.

Какова связь между народом и государством? - Народом как неким уникальным сообществом людей, с характерными только для него одного этническими и культурными чертами, уникальным строем духовно-ментальной организации?
Предполагается, что государство есть некоторая система упорядочивания общества, разделяющего определенные социокультурные интересы, территорию проживания и систему ценностей. - При этом следует учитывать, что первые государства были преимущественно городами-государствами, и сама идея государства лежит именно в городском самоуправлении, в корпоративной организации и самоорганизации. - Далее же, при разрастании административной структуры и увеличении контроля над окружающими землями государства начинают подчинять себе культуру: сельскую культуру, которая одна только и служит носителем народного духа. C приходом городского летописания и прочей историографии теряется связь народа с мифом, легендой, и преданием, которые помимо всего прочего служат теми тремя "китами", на которых держится народное миропонимание. - Для всякого живого и растущего народа характерен крайне низкий уровень урбанизации, вплоть до прихода в запустение ранее процветавших городов (отсутствие исторических свидетельств о событиях еще далеко не означает отсутствия самих событий: в особенности когда речь идет о длительных процессах преобразования культурной ткани народа).
При последующем же росте государств и противостоянии народных культур их нашествию обнаруживает себя такой феномен как /национальная культура/, которая в целом является лишь своего рода приспособлением народной культуры к привнесенным государственностью условиям повышенной урбанизации и гегемонии исторического мировосприятия. Все более и более изгоняемая из своих естественных условий, народная культура постепенно становится всего лишь своеобразной декорацией, когда связь людей правовой организацией начинает намного превосходить их естественную, родовую связь - основу единства традиций.
Это - своего рода "обыкновенный", романский путь, который в общем случае позволяет говорить о "государстве той или иной нации". - Иными словами, - о государственных принципах, наложенных на мировосприятие какого-то определенного однородного этноса.

Взглянем теперь на ситуацию с белорусским народом.

При ближайшем историческом рассмотрении национальное положение на землях современной Беларуси даже в прошлом едва ли покажется достаточно простым и определенным. - Балты, несущие на себе печать древнейшей северной культуры, ассимилируются новославянскими группами племен, начинающими заселение территории преимущественно с запада, и этим играют немалую роль в генезисе местного этноса. Вскоре после образования первых примитивных государств становится ясно, что из множества удельных княжеств в регионе наибольшую силу имеют Киевское и Новгородское: с неким пограничным пунктом в виде Полоцкого княжества. - Постоянное нахождение "между молотом и наковальней" в политической и военной сферах: на пересечении путей враждующих войск, при отсутствии необходимых географических условий для проведения в жизнь адекватной оборонительной стратегии, - делает княжество и окружающие земли слабыми и уязвимыми. - Несмотря на это, а также ввиду малых скоростей передвижения войск и варварского, набегового характера войн, - что подразумевает отсутствие контроля победителя на "завоеванных" землях, - Полоцкое княжество постепенно усиливается.
Этот этап истории Беларуси довольно сложно охарактеризовать с этнической точки зрения, поскольку здесь налицо весьма слабая оформленность отличий восточнославянских племен друг от друга.

На следующем этапе - при образовании Великого Княжества Литовского - местные земли объединяются более стремительно, формируется мощная административная структура с хорошей обороноспособной армией и высокой степенью политической упорядоченности. - Этот очень важный этап стоит вынести отдельно, так как здесь, как и при дальнейшем развитии идеи Великого Княжества Литовского как самостоятельного государства, налицо огромный рывок вперед в политико-правовой сфере (высокий уровень демократичности и представительности в правлении, либерализм, гибкая административная система, чему подтверждением соответствующие Уставы), кроме того на протяжении истории фактически именно только в составе ВКЛ белорусские земли в первый и последний раз пользовались независимостью как таковые. -

И здесь же, соответственно, следует поставить ключевой вопрос - о белорусском народе как таковом: существует ли он? Что он представлял собой на тот момент? -
Как видно из истории, до сих пор на территории Беларуси не имело места никакое энергичное этническое образование, которое смогло бы громко о себе заявить, четко отделяясь от прочих по своим признакам, проводя свою собственную, быть может, весьма агрессивную, политику, и не желая делить с прочими свой статус. - Напротив, приходишь к выводу, что Беларусью называются земли, лежащие между начинающими один за другим консолидироваться народами, то и дело попадающие под влияние некоторых из них (поляки, русские), - и как раз здесь очень важно будет отметить, что именно ВКЛ и не было собственно "государством литовцев", то есть его в некотором, и весьма значительном, смысле можно назвать именно белорусским. - Что автоматически пододвигает нас к следующему пункту: Великое Княжество Литовское изначально было исключительно политическим, не имеющим никакого отношения к этническому признаку, образованием, - отсюда и мощная правовая база, отсюда и либерализм, отсюда же и некоторая внутренняя хрупкость, вследствие отсутствия естественной поддержки со стороны осознания своего отличия от прочих. - ВКЛ было скорее попыткой местного населения совладать с внешней угрозой путем объединения на равных правах, в условиях отсутствия какого бы то ни было консолидационного центра - т.е., говоря грубо, своего рода солидарностью угнетенных. - С образованием же Речи Посполитой независимость ВКЛ сильно пошатывается, вплоть до ее утраты вследствие все более усиливающегося напора более циничных и предприимчивых поляков.

За этим следуют разделы Речи Посполитой и включение Беларуси в состав Российской Империи - еще один важный этап. Империя отныне считает Беларусь своим придатком, и эта точка зрения во многом оправдана, хотя и не последовательна. - Фактически же и по сегодняшний день определяющее влияние на Беларусь, по крайней мере политически, оказывает именно Россия.

Рассмотрим дальнейшую эволюцию государств: после того, как городская культура утверждает себя и приходит на смену культуре народной, ускоряются темпы накопления знаний, либерализации и демократизации, нарождаются такие важные культурные течения, как космополитизм и экзотизм. - Первое означает фактическое стирание границ государств, приведение их к общему знаменателю (объединение Европы есть очевидная тенденция), второе же указывает на стремление к постижению прочих культур, радость от доступности нашему пониманию различных эпох и культурных комплексов.
Очевидно, что "открытие" Беларуси российскими и местными учеными и поэтами (Мицкевич, Чачот и др.) в начале и на протяжении XIX века принадлежит именно второму. - То, что начали издаваться сборники белорусского фольклора и публиковаться словари, отнюдь не значит, что "белорусский народ пробудился", - скорее это можно объяснить как своеобразную мимолетную прихоть эпохи романтизма, - промысел людей, которые были лишены инстинктивной привязанности к земле и потому уже искусственным образом, сознательно пытались себя хоть к какой-нибудь малопознанной или забытой культуре привязать.
То же во многом относится и к более позднему периоду: во время и после восстания Калиновского. - Однако здесь, помимо простой "привязанности к земле" появляется еще и фактор агрессии - нарождается национализм.
Следует отметить, что для того, чтобы быть белорусским националистом, можно даже и не быть белорусом (как, в общем-то, и в случае со всяким прочим национализмом). Национализм в данном случае есть атавистическое ретроградское течение, призывающее вернуться в прошлое, во времена "единого и нерушимого" народа, которого, быть может, опять-таки никогда и не существовало, в то время как весь остальной мир движется в обратную сторону: в сторону интеграции и объединения. Националисты - это те, кто считает, что под предлогом национальной ненависти можно безбоязненно проявлять все свои дурные наклонности.
Беларусь, быть может, и не успела попользоваться всеми благами свободного и суверенного статуса, но в конце концов время не ждет, и в один прекрасный момент, увлекись она националистскими тенденциями, она рискует вновь оказаться за бортом всеобщего процесса.

Пожалуй, наилучшее положение для создания независимой Беларуси было создано на закате русского царизма - на рубеже веков. Однако приход советской власти похоронил одну за другой все имевшиеся надежды.

Стоит сказать несколько слов и о самой советской власти: фактически она действительно означала объединение государств, и в этом ее огромный плюс. - Однако это почти полностью компенсировалось характером этого объединения: замкнутостью на себя, изоляцией от "остального мира", ориентацией на социализм как на насильственное уничтожение неравенства, которое, в общем, одно только и побуждает к деятельности, - что в итоге превратило общий результат едва ли не в отрицательный и отбросило участвовавшие в СССР страны на некоторое время назад.

Вернемся к основной теме.

Что касается культуры белорусских земель и ментальности белорусского народа, то здесь опять-таки первую роль играет тот факт, что белорусы не существуют как нечто возникшее из единого основания, из некоей поддающейся оформлению грубой и монолитной праосновы, - а скорее представляют собой некую смесь или во всяком случае нечто неоднородное. Беларусь есть лишь /место встречи/ различных культур, - ментальность белоруса совершенно открыта и не испытывает никакого страха перед новыми элементами, она очень гибкая и способная к смешению. Характерно, насколько много талантливых людей дала Беларусь в эпоху позднего возрождения - эпоху, характеризующуюся пожинанием плодов феодальной раздробленности и наименьшей государственной централизации, - эпоху вычурности, наиболее приятствующую смешению различных культур и предшествующую приходу Нового времени: Скорина, Тяпинский, Смотрицкий, Будный. - Фактически это время является своеобразным "золотым веком" для Беларуси. - Также характерно, что большинство известных белорусов известны именно в качестве иностранных граждан, или во всяком случае космополитов.
Белорусы - это в некотором смысле слова прирожденные маргиналы, лишенные прочного скелета национальности, и тем более имеющие колоссальные способности к посредничеству и пониманию различных культур.

Но что это может означать?

Проанализировав тенденции развития европейской культуры с одной стороны и "врожденные свойства" белорусского человека с другой, а также исключая некоторые побочные факторы, на сегодняшний день можно сказать, что /белорус есть совершенный европеец/, или во всяком случае совершенный европеец самого ближайшего будущего. Белорус /уже/ обладает всеми теми качествами, которые европейцу даются медленно и постепенно, и полное овладение которыми, вероятно, еще займет какое-то время. Почему белорусский гений не может заменить еврейский в деле объединения Европы, коль скоро паневропеизму Израиль предпочел независимость?

По-видимому, именно в эту сторону следует развиваться Беларуси в дальнейшем: у нее есть все шансы стать эдакой "восточноевропейской Швейцарией". - Для этого нужно во что бы то ни стало развивать колоссальный интеллектуальный потенциал страны, а также все прочие сферы культуры. Нужно бороться с советскими стереотипами в области образования, которые вместо необходимого воспитания давали скорее какую-то дрессировку. - Необходимо двигать образование все больше в сторону разносторонней развитости, а не ориентации на профессию, - что, в общем, в эпоху высокой производительности труда сделать не так сложно. Кроме того, ориентируясь на ослабевающую роль государств в Европе и мире, следует заменить лозунг "Государство для человека" лозунгом "Общество для человека", и всячески поощрять программы международной интеграции. Очень важно не допустить превращения государства в самоценность, т.к. идеальный гражданин - это всего лишь один из возможных типов человека, и притом далеко не самый лучший.
С другой стороны, следует нещадно бороться с национализмом, который сейчас как никогда вреден и ни к чему хорошему привести не может. Свобода - очень опасная вещь, особенно когда она приобретается не во время, так что, вероятно, государственный контроль придется ослаблять очень скудно и постепенно.


Рецензии