Исторические маскарадные костюмы что думают люди?

Близится Хеллоуин, и многим из нас предстоит непростая процедура выбора костюма для праздничного маскарада в клубе ли, дома ли, у друзей ли. Хотя в последние годы отмечать Хеллоуина в школах запрещено, нельзя сказать, что этот праздник хоть сколько-нибудь сдал позиции среди юной аудитории. Он ведь и нравится-то больше всего двум разновидностям людей: собственно, детям и взрослым, которые недалеко ушли от этого состояния. Можно сказать, детям и вечным детям. Сегодня мы решили поговорить с добровольцами из числа пешеходов на очень специфическую тему – тему исторических маскарадных костюмов, потому что среди них попадаются весьма подходящие для празднования Хеллоуина. Хотя, конечно, они не так распространены, как костюмы ведьм, вампиров и привидений. Однако в веселой толпе, наполняющей до краев ночной клуб в ночь Хеллоуина попадаются и вельможи, и полководцы, и римские патриции, и египетские фараоны. Нечасто, но все же попадаются.

Вопрос, который мы решили задать десяти случайно встреченным людям, звучал так:

Как вам кажется, чем так привлекательны для человека исторические маскарадные костюмы? Почему нам нравится копировать образы ушедших эпох?

И вот какие ответы мы получили:

Лиза, 21 год, студентка и продавец-консультант в автосалоне

Ну, потому что в прежние времена люди одевались более… роскошно что ли? Посмотрите на все эти шикарные платья, они очень сильно отличаются от нашей повседневной одежды. А ведь тогда дамы носили их именно каждый день, не как что-то нарядное, праздничное. Ну, или взять мужчин – камзолы, жабо, кто сейчас так ходит? А ведь хочется красоты, не все же в джинсах. В общем, я считаю, просто люди раньше красивее одевались, поэтому нам и нравится их копировать. Жалко, что мода тех времен не вернется в принципе.

Игорь Михайлович, 54 года, преподаватель философии

Человек, в том числе, взрослый, любит играть. Выходить за рамки своего привычного «я». И тут исторические костюмы могут быть довольно очевидным, но от этого не менее эффективным инструментом. Вы никогда не представляете, что вы – кто-то другой? Я это делал и делаю постоянно, не потому что мне не нравится моя собственная жизнь, а просто это необходимо, в том числе, и для того, чтобы мысли не застаивались, а впечатления не становились обыденностью. Эффект мелькающего за окном поезда пейзажа – все сливается, и ничего конкретного не разобрать. Так ведь большинство людей и живет – не разбирая дороги. Куда-то везут. Куда – еще более или менее понятно, а вот что мы видим в окне – этим мы нечасто интересуемся. Уход от себя помогает встряхнуться. Грубо говоря, если сегодня я надену костюм Наполеона и буду Наполеоном, завтра я острее почувствую себя дядей Васей. Это как шлепок по попке новорожденному, чтобы тот задышал. Перевоплощение, конечно, не всегда связано именно с историческими маскарадными костюмами, это ведь может быть и сказочный герой, и какое-то животное. Но исторические образы проще воспринимаются в качестве реальных. Поэтому человеку с не очень хорошо развитым воображением проще поверить в то, что он – рыцарь-крестоносец, чем в то, что он – майский жук. Вот, очень грубо, но по сути так.

Тигран, 38 лет, архитектор

Исторические костюмы бывают разные, знаете. Есть такие, которые на себя ни за что, в трезвом уме находясь, не наденешь. Какой-нибудь Гитлер. Я бы не стал, ну просто не могу. Я не считаю, что это хоть в какой-то степени забавно или смешно. Гитлер – это просто пример, много таких вообще. Другое дело – мушкетеры (смеется)! Я всегда мечтал поиграть в этом, мы с пацанами в детстве миллион раз все эти истории разыгрывали, но мне, видимо, так и не хватило. Просто в исторической глубине ты можешь быть лучше, честнее, благороднее, чем ты есть на самом деле. Образ это позволяет, ты не будешь казаться смешным или старомодным, сражаясь за честь прекрасной дамы, если ты облачен в латы Дон Кихота. А вот в реальной жизни нам всем приходится быть, наверное, хуже, чем мы могли бы. Это немного грустно.

Елена, 28 лет, секретарь

Ой, никогда не была на маскараде, только в школе. Там я была Снегурочкой, кажется. Да, точно. Исторические маскарадные костюмы – это вроде королева Марго, например, да? Или Екатерина Вторая? Ну, тогда я понимаю, чем они могут нравиться: не каждый день чувствуешь себя монаршей особой, ха-ха. Наверное, это придает какой-то уверенности, да и вообще прикольно.

Зинаида Валерьевна, 67 лет, пенсионер, в прошлом – учитель музыки

Мы всегда устраивали у нас в школе балы. Раз в полугодие – обязательно, ребятам нравилось, они задолго начинали готовиться, шить платья, разучивали танцы. Увлеченность была. Конечно, может быть, костюмы были не бог весть какие сложные, все-таки шили, в основном, мамы и бабушки, а не театральные мастерские, но это все равно были именно исторические костюмы. Потому что есть разница между просто вечерним платьем для бала и историческим костюмом, вы понимаете. Наши девочки старались воспроизвести исторические фасоны, не фактуру ткани, правда, это было бы слишком дорого. Почему это нравится людям? Сложно сказать, наверное, тоска по золотому веку какая-то, мечта о прекрасном прошлом. О том, чего не вернуть.

Линда, 18 лет, стажер

Я люблю воображать себя какой-то принцессой из прошлого типа тех, которые сидят в заточении и все такое. А потом приходит рыцарь и освобождает меня. Мне для этого не нужны никакие исторические или маскарадные костюмы, это у меня в голове, мечта. Но я бы выглядела глупо во всех этих кринолинах, наверное, особенно с короткими волосами. Все-таки мы живем в двадцать первом веке. У нас своя мода. Нет, я не против, если кому-то нравится наряжаться так, но просто не мое это. Все самое важное – внутри. Может, людям чего-то в жизни не хватает? Раз они так стремятся куда-то убежать из того века, где живут? Мне и здесь неплохо.

Саша, 35 лет, редактор интернет-издания

Хм, как мне кажется, тяга к истории, в широком смысле, и к историческим костюмам, в частности, исходят из какого-то одного источника. Это нормально – интересоваться теми путями, которыми мы пришли к сегодняшнему нашему состоянию, знать историю, понимать. А когда понимаешь, то ничего не стоит войти в образ, вжиться. Есть какая-то любовь, симпатия ко всем этим людям, которые жили до нас, к их образу жизни, к манере одеваться, которая является тоже частью этого образа жизни. В этом случае для меня нет никаких вопросов. Исторические костюмы, кропотливо воссоздаваемые фанатами своего дела – в хорошем смысле слова – это ведь тоже своего рода произведение искусства. Не всякому по карману, если я правильно понимаю, купить такой костюм. Но есть нечто менее детализированное, предназначенное не для театра и не для музея, а для игры. Можно выбрать и такой вариант, мне кажется, это наиболее частая история.

Алина, 30 лет, ведущая тренингов

Исторические костюмы для маскарада, карнавала – это классика. Людям всегда будет нравится заглядывать в прошлое, как и в будущее, потому что это позволяет совершать путешествие во времени. Но если про будущее мы ничего не знаем, и можем только придумывать, то прошлое вроде бы – как на ладони. Привлекательность прошлого в том, что оно кажется нам чем-то завершенным, имеющим смысл, мы же знаем теперь, к чему все пришло. На самом деле, это иллюзия. Ничто не может быть завершено, пока не завершено все, это как в кино, где любая сюжетная линия может оборваться, а после снова появиться вроде как из небытия. Может быть, я слишком серьезно подошла к вашему вопросу, но мы ведь говорим о психологии, а это штука непростая. Нас тянет к завершенности, которой мы никогда не можем достичь. Потому что мы ничего не знаем не только о будущем, но и о прошлом, по большому счету.

Света, 29 лет, ведущая телевизионных новостей

Я считаю, маскарадные костюмы – это всегда способ поднять себе и другим настроение. И если кому-то поднимает настроение костюм древнего грека, то почему нет? Я больше люблю современные костюмы, клоунов, всяких героев мультиков, детям это более понятно, чем какие-нибудь воины какого-то там войска. Хотя, если у вас сын – может, ему это будет интересно. У меня дочка.

Леонид, 23 года, медбрат

Что я думаю об исторических костюмах для карнавала? Я как-то ничего не думаю! Но я бы примерил, если б мне они попались, ради смеха. Ну, есть же всякие военно-исторические клубы, там люди на Куликово поле ездят, играют в Куликовскую битву. Или в Бородинскую? Тьфу, перепутал. Не важно. Так вот, они прямо в костюмах того времени это делают. Я думаю, это круто, потому что себя я не могу представить бегающим по полю в старой военной форме, по-моему, это детство какое-то. Но люди странные вообще.

Итак, мнения разделились. Не все респонденты смогли четко ответить на вопрос, уходя от ответа не намеренно, но безвозвратно. В конце концов. Мы не имеем права обвинять их – они ведь не готовились. Главное, что нам удалось понять, люди часто связывают интерес к истории с желанием надеть исторический костюм, тогда как на практике два этих явления связаны далеко не всегда. Интерес к истории и знание деталей делает человека требовательным, и большинство исторических маскарадных костюмов сразу же отсекаются. Неточности и вольности, которые позволяют себе производители, становятся камнем преткновения, а ведь создавая карнавальный костюм на историческую тему, дизайнеры не ставят перед собой цели воссоздать подлинно костюм исторический. Мотивы – это одно, а реконструкция – совсем другое.

Однако совершенно очевидно: большинству людей нравится играть роли. И чем дальше эта роль от обычного образа, тем богаче, тем интереснее игра. А ничто так не отделяет нас от себя самих, как время. Мы сегодня и мы десять лет назад – это разные люди. А если речь идет не о десяти годах, а о двух тысячелетиях? Когда мы не можем убежать от себя в пространстве, мы используем время.

Не готовы сменить прическу – смените эпоху, это тоже отличная встряска.

Опубликовано: 29.09.08 Хал Гейлорд


 взято с
 


Добавить комментарий


Рецензии