Танцует осень, подпевает ветер
Грустит о чём-то небо в облаках,
И листья, будто бы за всё в ответе,
Несут по воздуху прощальный взмах.
Уносят птичьи крики в даль остатки,
Теплом ласкающего лето, дня,
И в лужи смахивает дождь, украдкой,
Слезинки времени. Тоску маня,
И морщась, от уколов острых копий,
Кругами ходит на земле вода,
Купаясь в отражении утопий -
Коснулась грусть осеннего следа.
Устало, окна запахнули шторы.
Зажглись повдоль дороги фонари,
И, опустив задумчивые взоры,
С дождём на пару, станут до зари
Искать в уставших лужах отраженья...
Какой-нибудь прохожий, заплутав,
Задумчиво, под дождиком осенним,
Быть может, ненароком, на устах
Поймает поэтические строки,
Рождённые печалью и мечтой,
Об осени... и ветре... и дороге...
И о дожде, что принят на постой.
02.11.2008
Краткий анализ стихотворения
Тема: осень как время меланхолии и созерцания, переплетение природы и человеческих переживаний.
Основная мысль: осень — пора тихой грусти, когда природа и человек погружаются в раздумья о прошедшем; в обыденности осеннего дня рождается поэтическое переживание.
Композиция:
первая часть (1–12 строки) — живописное описание осенней природы: движение листьев, дождь, уходящее лето;
вторая часть (13–24 строки) — переход к урбанистическому пейзажу (улицы, фонари, окна) и образу случайного прохожего, который может уловить поэзию момента;
финал (25–28 строки) — обобщение: осень становится источником лирического вдохновения.
Тип речи: описание с элементами рассуждения (размышление о настроении осени).
Стиль речи: художественный (поэтический).
Средства связи предложений:
лексические повторы («осень», «дождь», «лужи»);
местоимения и местоименные наречия («и», «там», «это»);
синтаксический параллелизм (перечисление образов);
семантические связи (мотивы грусти, ухода, созерцания).
Средства выразительности:
олицетворения: «танцует осень», «грустит небо», «дождь смахивает слезинки», «вода ходит кругами»;
метафоры: «слезинки времени», «осеньнего следа», «утопий»;
сравнения: «листья, будто бы за всё в ответе»;
эпитеты: «прощальный взмах», «тёплом ласкающего лета», «уставшие лужи», «задумчивые взоры»;
персонификация природы: ветер «подпевает», осень «коснулась грусти»;
символика: дождь и лужи как отражение времени и настроения, шёпот ветра и птичьи крики как голоса уходящего лета;
звукопись: мягкие шипящие и свистящие звуки создают ощущение шелеста листьев и шума дождя.
Итог: стихотворение рисует целостную картину осени — от природного пейзажа до городского пространства, соединяя внешнее и внутреннее, реальное и поэтическое. Настроение — тихая грусть, созерцательность, лёгкая ностальгия.
Свидетельство о публикации №108110200104
С теплом,
Татьяна
Татьяна Евсевьева 07.11.2008 15:51 Заявить о нарушении
Спасибо за понимание..и глубокое прочтение)
Осень - это особенное врмя...для меня так очень осбенное..с детства)
Жизнь - она стоит всех наших затра))
Спасибо)
Приходите)
с уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 09.11.2008 16:20 Заявить о нарушении