В густой траве

       "В густой траве пропадёшь с головой..."
       А.Блок

Будет длиться, и длиться, и длиться ещё
Теплых дней голубая отрада.
На опушке трава, в ней сидеть хорошо,
И идти никуда мне не надо.

       На еловой коре растопило смолу
       Из блестящих и маленьких точек.
       Муравьиными тропками вверх по стволу
       Пробирается жук-древоточец.

На земле между жестких кореньев - тепло,
Смятый мох и упругая хвоя.
И дрожит, и пылится большое стекло,
Дышит ясной лазурью и зноем.

       Вместе с шелестом трав до меня добралась
       Охватившая ленью истома.
       И разляжемся вдоль, и надышимся всласть
       Разнотравием летнего дома.

В небе будто окно распахнул ветерок,
И все листья приходят в движенье.
Шум листвы и вдали - стрекотанье сорок,
Как живое его отраженье.

       Лишь головки цветов, да стрекозы вокруг,
       Пальцы рук - как живая ограда,
       Что-то шепчет и шепчет застенчивый друг,
       И идти никуда мне не надо.

*******************************************
картина Алексея Савченко "Время колокольчиков" http://artnow.ru/ru/gallery/3/3531/picture/0/750147.html


Рецензии
Спасибо. Я прочитал оба стихотворения. Все понравилось.

А. Блок, на мой взгляд, в поэзии - учитель на века... Пожалуй, сейчас многие подражают Бродскому, причем далеко не всегда удачно... Выходят на первый план "супер-рифмы", огрубение чувств... А вот Блока забывают... Несправедливо, на мой взгляд. Да, и неправильно...

С уважением,

Всеволод Ретроградов   17.04.2015 20:08     Заявить о нарушении
Бродского я не знаю. Сейчас Набокова начал читать - "Дар", и с интересом обнаружил, что проза построена из небольших фрагментов, каждый из которых имеет композиционные признаки стиха. Такие же возвраты с конца на начало, такие же умолчания. Но главное - в основе каждого такого фрагмента лежит акт наблюдения. Наблюдение вообще основа всего. Посмотрим на художников. Они очень много времени проводят на этюдах.
Ну и ещё конечно, стихи должны быть умными. Перемалывание всем известных вещей, пусть даже в прекрасном дизайнерском исполнении, ни самому автору, ни читателям удовлетворения не приносят. А вот посмотреть очень внимательно, и заметить красоту ли, интересную ли вещь там, где её никогда и не было, и показать - это да.
Ну, у Вас-то ещё всё впереди.
Дм.

Маштаков   18.04.2015 00:01   Заявить о нарушении
Да, именно так: заметить и описать. А те подражатели, о коих я говорю, начинают играть словами и потоками малопонятных метафор... И грубость - во всем. Но истинному символизму, на мой взгляд, характерна не грубость, а нежность - в нормальном смысле слова...

С уважением,

Всеволод Ретроградов   18.04.2015 00:23   Заявить о нарушении
Нежность? Да, "несказАнное" по выражению А.Блока.
Дм.

Маштаков   18.04.2015 00:31   Заявить о нарушении
Особенно для Блока - нежность. Я читал мнение критиков: именно блоковская нежность. Только "Двенадцать" - стилизация под грубость... Кажется, Блок даже в жизни не позволял себе фамильярностей и проч. беспардонности...

С уважением,

Всеволод Ретроградов   18.04.2015 00:36   Заявить о нарушении
Он вообще был интересным человеком, и в общении - с задержкой и внутренним обдумыванием ответа, помолчит, потом скажет просто - да, или нет. Вот эту задержку, не у всех людей, а на лицах некоторых, я наблюдал. У нас работал конструктор Ефремов Женя (вот здесь, в конце, моё поздравление ему на юбилей - http://www.stihi.ru/2010/03/15/6644), работа ответственная, от него зависит конечный итог. И характер у него был очень рассудительный, подходящий для такой работы. Помолчит... и не сразу отвечает. Вот здесь мой стих на это наблюдение -
http://www.stihi.ru/2008/11/12/3858
Правда Блок, по воспоминаниям современников, молчал с каменным лицом. Как и большинство поэтов в житейском плане в сущности был несчастным человеком. Хотя, наверное, у поэтов свои радости и утешения...
Дм.

Маштаков   18.04.2015 07:52   Заявить о нарушении
У Блока конечно есть чему поучиться. Первый стих, который зацепил меня - "Пляски осенние". Очень характерное для Блока оформление отдельных строф в маленькие законченные произведения, как колокольчики - позвенит один, позвенит другой. Совершенно великолепные повторы в раннем "Я шёл к блаженству, путь блестел..." и в этом "Дым от костра струёю сизой струится в сумрак, в сумрак дня...".
Переходящее на восклицания в конце "На серые камни ложилась дремота..."
"Над озером" - шедевр, правда я не совсем уверен как трактуется текст - ритмическая проза? Его "Соловьиный сад" с восхождением к строке "Я окно распахнул голубое" - и казалось бы чтО в этих словах? И тоже обособления строф, читаемых как набегающие и отступающие волны...
Дм.

Маштаков   18.04.2015 08:09   Заявить о нарушении
Кстати, Всеволд, посмотрите - вот здесь
http://www.stihi.ru/2014/12/11/8784
в заметке о верлибре я переложил верлибром стих А.Ахматовой о её визите к Блоку. Самостоятельной ценности не имеет, но для меня драгоценны всякие отзвуки того времени и я стараюсь их уловить в свои стихотворные сети :)
Дм.

Маштаков   18.04.2015 08:29   Заявить о нарушении
И ещё уж добавлю о Блоке. Прекрасно перелагается верлибром его стих "Девушка пела в церковном хоре":

Девушка
пела
в церковном хоре о всех
усталых в чужом краю, о всех
кораблях, ушедших в море, о всех
забывших радость свою.

Так
пел ее голос, летящий
в купол,
И луч
сиял на белом плече, и каждый
из мрака смотрел и слушал, как
белое платье
пело
в луче,
и всем казалось, что
радость будет, что
в тихой заводи все корабли, что
на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос
был сладок, и луч
был тонок,
И только
высоко,
у Царских Врат,
Причастный Тайнам,-
плакал ребенок о том, что
никто не придет назад.

Посмотрите, какие красивые волны по длине строк идут в записанном верлибром тексте. Не только стиховая ритмика содержится в стихах.
Дм.

Маштаков   18.04.2015 08:39   Заявить о нарушении
Спасибо. Постараюсь проанализировать ту информацию, которую Вы предоставили, и ответить. Сейчас конкурс время отнимает...

Всеволод Ретроградов   18.04.2015 11:56   Заявить о нарушении
Насчет обдумывания ответа. 3-4 минуты планирования экономят, в среднем, 1 час работы. Качество хорошее - обдумывать. Многие суется и считают это тратой времени. Но если б человек в течение дня хоть 10-15 мин. тратил на приведение порядка в своей голове - жил бы качественно по-новому.

Насчет верлибра. Я считаю, что в творчестве 1 верлибр - на 15-20 стихов с рифмами. Не чаще. Иногда нужно к нему обращаться: или когда это чувствуется сердцем, или когда слишком объемная и интересная мысль, которую, если начать рифмовать, то можно испортить.

"Над озером". Да, сильно. Заметьте, у Блока чуть ли не каждое словосочетание сильно само по себе. В этом, на мой взгляд, и секрет успешных безрифменных, белых стихов и верлибров.

С уважением,

Всеволод Ретроградов   18.04.2015 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.