Ледовая дорога

                 ЗАПИСКИ  ИЗ ДНЕВНИКА.      

       Когда-то я жил в средней полосе нашей страны.
Жизнь кувыркала меня не щадя, бросала из одного события в другое. Пытаясь изменить обстановку решил уехать туда где меня никто незнает.
Решение созрело и через неделю я уже был в пути. Наконец я добрался до не большого городка расположеного на могучей Северной реке. Устроился на работу в автопредприятие обслуживающее буровые площадки данного региона, водителем дальнобойщиком.
       Там где начинался Полярный круг зимы стояли суровые, длинные и тёмные. Полярная ночь длилась несколько месяцев. День состоял из нескольких часов и то не рассветом а серой мглой. Солнца не было, постоянно стоял серый туман. Всё покрывалось морозным серебром. Иногда морозы достигали до -50-60". Нормальная, рабочая температура считалась-40". И транспорт и люди были всегда подготовлены к критическим ситуациям имея запас прочности.
 Я вжился в коллектив предприятия и придельно оклиматизировался. Знал все маршруты по буровым и населённым пунктам. Меня считали своим парнем и доверяли любое задание.
Люди там были сплочённые, отзывчивые, многонацыональные, раскрепощённые, добрые.
Всех сплачивал суровый климат и общежитейская проблема жилья.
И так я прожил с этими людми уже три года. Нередко случались критические ситуации как в быту так и на производстве и тогда налегали всем гуртом и решали эти проблемы. Никто не бросал друг друга в беде, особенно на зимней трассе. А трасса это только название, на самом деле это просто "Зимник" когда К-700 с отвалом проходит по замёрзшим рекам сбивая торосы, по марям* сбивая бугры и кустарник на ширину двух автомобилей.
Дальность рейсов составляла от 250 до 1500 км., на расстоянии нескольких сот км. не было жилья, только иногда можно было встретить оленью упряжку Эвенков в сопровождении нескольких собак. Это были охотники или оленеводы.
       Однажды был большой выходной совмещённый с праздничными днями. Каждый по-своему проводил свой отдых, кто на свадьбе у друга, кто сам себе режиссёр, у кого жена рожает...
А на предприятие пришла срочная радиограмма "На 47 буровой авария, срочно доставить 150м. 119й-трубы" ....... . Если в течении двух суток небудет трубы, буровой скважине грозит затопление. Через два часа продублировали радиограмму подписаную министром промышленности. ....... "Батя" начал подбирать экипажи. Но не так-то просто сделать это в такой выходной. Приехал и ко мне.
-Поедешь? ............
-Я не против но я вчера поздно приехал из рейса и не успел сделать диагностику и обслуживание автомобилю. Так всё в норме, но проверить бы не мешало.
-Времени нет, каждый час промедления грозит лишением годовой премии. ... Что рискнём?
С тобой пойдёт ватомобиль сопровождения технической помощи.
-Хорошо я педу, только соберу "пакет"* с собой а вы организуйте погрузку без простоев.
-Хорошо собирайся, а я поеду на базу погрузки там ведь тоже выходной.
Через четыре часа мы с автомобилем сопровождения стояли на площадке отправления.
Мой навенький УРАЛ с роспуском пофыркивал на морозе покрывшись серебристым инеем.
"Батя" сам вышел проводить нас и я подумал "Как в последний раз" но заглушил эту мысль включив радиостанцию "Маяк". За двое суток предстояло проехать расстояние в 800км.преодолевая крутые подъёмы и снежные заносы.
Км. через 100 сопровождающий автомобиль встал из-за поломки редуктора ведущего моста. Время шло...... Если ждать ремонта это несколько дней.
И я решил продолжать рейс один без сопровождения. За сутки проехал чуть больше половина пути, спал три часа и снова дорога. Заносов становилось всё больше, ехать было труднее, клонило в сон. Спасался горячим, густым кофе из термоса.
Ничего думал я, разгружусь и тогда высплюсь.
Вокруг простиралась бескрайная тундра, дорога резко повернула вправо и вышла на лёд.
Дальше дорога шла по льду великой Северной реки, ширина которой достигала несколько км.
но дорога была пробита точно по середине. Мороз крепчал с каждым часом, лёд на реке под тяжестью автомобиля трещал и раскачивал машину. Машина двигалась как по надувному матрацу. По технике безопасности при движении это не опасно, главное не останавливаться.
Двигался как на волнах.Вдруг резкое торможение и вынужденная остановка. На роспуске спустило колесо. Счёт пошел на минуты, лёд трещал, было видно как под автомобилем погнулся. ..... ...... Через 30мин. было заменено колесо. Спущеное колесо зацепил тросом за прицеп и быстро тронулся. Успел отехать метров 50, как было видно, выступила вода на том месте где менял колесо. Сонное состояние перешло в беспокойство и тревогу.
Проехал ещё км. 100 и тут пошла полоса невезений, захлопало в карбюраторе и двигатель заглох. Здесь дело сложнее, одеваться-терять время. Нужно залезти в карбюратор и вылезти в выхлопную трубу, чтобы обнаружить неисправность (Так говорят водители).
Причину неисправности не нашел. Двигатель запустился но такой сильный стук, ехать нельзя.
(Как выяснилось позже оборвало шатун поршня).До пункта разгрузки оставалось 50км.
Пойти пешком-равносильно самоубийству. Сидеть и ждать когда поедет другой автомобиль, другого выхода не было. В холодной кабине не высидеть, и лёд трещит, нужно двигаться.
Собрал всё, что может гореть и в свете фар на льду приготовил для костра. Дров на реке нет, идти на берег-глупо, 2км. в любую сторону, волки и снег по пояс.
Оделся в спецовку-валенки, полушубок, меховые рукавицы, достал бутылку с бензином(всегда в запасе на случай костра), подлил и запалил костёр. Достал термос с кофе, оставшийся хлеб, перевернул ведро, сел на него и подвинулся ближе к огню.
Ломая руками хлеб запивал кофем. Лёд трещал но деваться некуда.
И вдруг я услышал совершенно иной звук....... Осмотрелся..... Вокруг тьма и только на отвале обочины дороги заметил несколько тёмных собачьих фигур. Обрадовался, значит сейчас подойдёт оленья упряжка охотников. Встал, держа в руке кусок хлеба пошел протянуть его собакам, но вдруг отпрянул назад увидев огромную, клыкастую пасть волка. Находясь в свете фар и у костра я был в безопасности. Волк в свет не пойдёт, главное быть в свете.
Посматривая по сторонам и думая какое принять решение я заметил, что волки окружили меня со всех сторон, взяли в кольцо. Я начал читать охранные молитвы какие только знал.
Мне было уже всё равно, если небудет никакой помощи, я погиб.
Я продолжал читать молитвы ( Тем временем с базы на буровую радировали, что трубы отправили - встречайте.) ...... Мой костёр догорал и становилось холоднее.
Я решил жечь запасные колёса, но как выйти из света, волки сразу меня возьмут. Их вокруг было уже не меньше десятка. Время шло, свет фар становился тускнее, начали садиться АКБ.
Я продолжал читать молитвы и вдруг к моему удивлению а вернее к счастью прямо из глубины небес закрытых серой мглой и облачностью засветил ЛУЧ прямо на меня. Изначально исходил как точка но расширялся в диаметре метра на три вокруг меня и куда бы я ни передвигался он всегда был вокруг меня. Я находился под защитным куполом ЛУЧА. ... Теперь находясь под защитой я сжигал один за другим запасные колёса (их было всего три), чтобы согреваться.......... Волки неотступали, один самый крупный попытался сделать мощьный прыжок прямо на меня но упал ударившись о невидимую преграду. В ярости они кружили вокруг меня, выли, стучали клыками но ничего немогли сделать.
Пошли четвёртые сутки, лёд качался и трещал, влоки ходили кругом, а я всё также был под ЛУЧом. Состояние было тревожное и нипредсказуемое... ...
       И вдруг я услышал шум винтов и прожектор, волки бросились врассыпную. Подлетал вертолёт, Луч охранявший меня незаметно исчез, теперь я был в свете прожектора от вертушки. Вертолёт сесть на лёд не мог, он завис надо мной метров в 20и, опустили на канатах корзину, подняли меня на борт. Через несколько минут чуть сместившись над трубами опустились захваты и зацепили медленно груз, подтянули лебёдки вверх ...
И в этот ответственный момент было видно сверху как автомобиль начал погружаться в разломы льда, в тёмную прорубь и ещё под водой было видно две потухающие точки света фар... ... А груз остался на захватах закрепленных к лебёдкам вертолёта.
Я же с болью в сердце наблюдал сверху как великая Северная река поглащает мой автомобиль.
       Когда на буровой получили радиограмму, что груз через двое суток будет у них а прошло уже почти четверо отправили на разведку грузовой вертолёт со спасателями. Всё было хорошо расчитано, но риск был в любом случае. Любой риск без жертв небывает и в этом случае жертвой стал мой автомобиль.
На буровой успели устранить аварию благодаря спасателям.
       Прошли месяцы, прошёл ледоход на реке, водолазы достали мой автомобиль. Он смог устоять на большой глубине. Для предприятия было делом чести выяснить причину случившегося. Причина была независящая от меня и я был оправдан.
И через некоторое время обкатывал новый УРАЛ.
       Вот так закончилось это событие и только в память о нём побелели кучерявые волосы на моей головушке.

........ * Марь - Северные болота поросшие кустарником.
........ * Пакет - Запас продуктов питания на трое суток.


                ВЛАДИМИР СИМОНОВ

                17.10.2008.


       
 


Рецензии
читается на одном дыхании. вот она жизнь как на ладони...
а сколько таких дорог и населенных пунктов забытых всеми в северной части нашей страны. и только пока, когда есть такие отважные люди, водители в том числе, живА наша Россия.
рассказ увлекателен. слышал и видел по тв подобное. каждый рейс - эта как игра со смертью. но каждый надеется только на лучшее.
удачи вам.

Владивлад   23.11.2008 16:25     Заявить о нарушении
Привет, ВЛАДИВЛАД! Спасибо за отзыв и тепло.
Это один из сюжетов реальной жизни, а сколько же их было......... .
**************** Удачи вам *) *) *) *************************** .

Владимир Симонов   24.11.2008 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.