Обронила Осень-златовласка
Словно вылила не землю краску, расписав тропинки возле ног.
И в багровости листвяных пятен крошевом монеток золотых,
Искромсав берёзовые платья, оголив стволы до бересты,
Ветер разгулялся не на шутку,(что-то, бедолага, замудрил),
Пылью набивая самокрутку, воздух, будто насквозь, прокурил.
И в глазах песок терзает нежность взора на красу... Среди затей
Осени - желанна неизбежность, пыль смывающих с неё, дождей.
Заунывной скрипкой одиночеств вечеров в томлениях у дум,
Проливные ливни напророчат грусть-печаль за радость и беду,
Убежавших в неизвестность, зная, что оставят в памяти следы,
Без которых жизнь полупустая ощутит касание беды.
26.09.2008
Краткий анализ стихотворения
1. Тема
Осенняя пора как метафора уходящего времени, неизбежности перемен и размышлений о жизни. В центре — образ Осени;златовласки и сопутствующие природные мотивы (листва, ветер, дожди), через которые раскрывается философская тема быстротечности бытия и памяти.
2. Основная мысль (идея)
Осень символизирует не только смену сезона, но и этап жизни, полный красоты и грусти одновременно. Приходящие дожди — знак очищения и одновременно предвестие утраты; память о прошедшем придаёт смысл настоящему, без неё жизнь становится «полупустой».
3. Композиция
Зачин (1–2 строки): образ Осени, роняющей венок — метафора начала увядания.
Развитие (3–6 строки): детализация осеннего пейзажа (багровые пятна, золотые «монетки», оголённые берёзы, буйство ветра).
Перелом (7–8 строки): переход от внешнего пейзажа к внутреннему переживанию («в глазах песок терзает нежность взора»).
Кульминация (9–10 строки): признание неизбежности осенних дождей как очищающей силы.
Финал (11–12 строки): философское обобщение о памяти, следах прошлого и ощущении «касания беды» при их утрате.
Всего 12 строк, объединённых в единый поток образов с внутренней рифмовкой и переносами.
4. Тип речи
Художественное описание с элементами рассуждения: пейзажные картины сменяются рефлексией о времени и памяти.
5. Стиль речи
Художественный, с яркой поэтической образностью, метафоричностью и эмоциональной насыщенностью
6. Средства связи предложений
лексические повторы («Осень», «дожди», «память»);
местоимения и указатели («её», «без которых»);
синтаксический параллелизм и анафоры;
семантические поля цвета и движения (золото, багровость, ветер, ливни).
7. Средства выразительности
Метафоры: «Осень;златовласка», «венок», «монетки золотых», «скрипкой одиночеств», «касание беды».
Олицетворения: «Обронила Осень», «ветер разгулялся», «ливни напророчат».
Эпитеты: «разноцветный вычурный венок», «багровость листвяных пятен», «заунывной скрипкой», «проливные ливни».
Сравнения и уподобления: «словно вылила на землю краску», «крошевом монеток золотых».
Перифразы: «гонцы наступившей весны» (в контексте осени — иронично;символическое переосмысление).
Инверсия: «Искромсав берёзовые платья», «пыль смывающих с неё, дождей».
Звукопись (аллитерация и ассонанс) создаёт ощущение шелеста листьев, ветра, шума дождя.
Синтаксические фигуры: парцелляция, риторические конструкции, многоточия — передают раздумье и паузу.
8. Тональность и настроение
Лирико;философская грусть, созерцательность, тихая меланхолия. Красота осеннего увядания соседствует с осознанием неизбежности ухода и ценности памяти.
9. Дата и контекст
26.09.2008 — осенняя дата усиливает автобиографический и символический подтекст: стихотворение звучит как личный отклик на сезонное преображение природы и внутренние перемены.
Свидетельство о публикации №108092603405
Владимир Коновалюк 03.10.2008 21:58 Заявить о нарушении
Ну что может быть ценнее таких слов)))
Зашла к вам на страничку))) оставила вам небольшую визитку...
Приду ещё)
С уважением и теплом...Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 04.10.2008 23:53 Заявить о нарушении