Как стать настоящим графоманом. Глава 3

       Параграф третий. Объёмы произведений

Кто-то однажды высказал такую бредовую идею, что хорошо читаются только короткие стихи. Это правда, но отчасти. Друзья, «Евгений Онегин» далеко не короткий стих, это целая поэма, даже роман – в стихах. «Полтава» - тоже не участвует в соревнованиях лилипутов. Отсюда основополагающий вывод – пишите много. Более того, пишите всегда. Особенно в дороге. Нет ничего более прекрасного – ехать куда-то и записывать в тетрадь стихи и поэмы. А с другой стороны – смотрите, совет: если вы будете создавать произведения от ста строк и выше, вы достаточно быстро напишите на небольшую книжку – страниц пятьсот. Понимаю, что это не много, но надо же с чего-то начинать.

Давайте поговорим с вами о видах стихотворений, если классифицировать их по объёму.
Первыми по списку идут: «Одностишья». Тут всё просто: весь глубинный смысл, вся философия мира заключены в одной единственной строчке. Посмотрим, как это делают мастера:

       Солнце встало из-за гор и осветило лес.
       
       Дивный цвет незабудок мне запомнился и часто вспоминался.
       
       (М. Правдин «Описание мира»)
       
Как видите, писать одностишья просто. Надо только помнить, что в них должно быть вложено очень много жизненной мудрости. Иначе никуда. Она (мудрость) подчас бывает незаметна человеческому глазу, но если всмотреться… Первое одностишье известного философа Михаила Правдина поражает нас скрытым смыслом. Это же целая картина. Мастер слова сделал набросок, который в сознании каждого читателя преобразуется в полноценное трёхмерное полотно. Смотрите сами: слово «солнце» у нас сразу ассоциируется с солнцем. «Солнце встало» - это уже рассвет. Это уже игра солнечных лучиков на каплях росы, это свежий ветерок, это утренняя прохлада, это рождение нового дня! Видите, всего одно-единственное слово, а сколько ассоциаций оно рождает! Но автор не останавливается на достигнутом и продолжает создавать свою картину. «Солнце встало из-за гор» - и сразу ассоциативный ряд удвоился, даже утроился. Мы видим в воображении вершины гор, покрытые снегом, лыжников, правда, пока нет, но к вечеру они обязательно появятся. А в воздухе не просто запах рассвета, а запах гор, чистый свежий воздух. И завершает картину Михаил словами: «и осветило лес». Сразу же рисуется в воображении зелёная дубрава, лениво кряхтящая от ветерка, солнце и горы… И хочется поехать в отпуск. Вот такой эффект рождает у меня это одностишье. У вас – другой. У третьего – третий. В этом магическая сила слова. Или, если вы не верите в магию даже в переносном смысле – просто рука опытного мастера, знающего что такое сила слова и умеющего филигранно этим словом владеть. Скоро и вы сможете.

Вторыми по списку идут двустишия. Их писать и проще, и сложнее. Потому что надо, во-первых, написать в два раза больше, а во-вторых, рассредоточить мысль аж на две строки. Но настоящие мастера не пишут двустишия – слишком мелко. Мастер он на то и мастер, чтобы создавать по-настоящему великие вещи, то есть – большие. Всё остальное – отмазки слабаков. Вспомните прецедент Церетели. Объекты меньше Останкинской башни в вышину и Китайской стены в длину его уже давно не интересуют. Так почему же нас должны интересовать?
Вот вам примеры двустиший:

       На рыбалку я хожу
       И на девочек гляжу.
       (М. Правдин «Частушки»)

       Акростих – это такое произведение,
       В котором скрыто название стихотворения.
       (М. Правдин «Истина» (цикл поэм))

Здесь авторы используют высокий поэтический приём – рифму. Однако мы уже достаточно говорили о рифмах, чтобы вы стали доками в этом вопросе.

А трёхстишия некоторые по ошибке называют хокку. Что за поэтическая безграмотность! Хокку – это лишь разновидность трёхстиший. В конце XX века в лексикон всех видных литературоведов и критиков прочно пришло понятие «правдинская строка» - вид трёхстишия, которым написаны две книги видного писателя. Чтобы вам не перелопачивать тонны справочной литературы, приведём примеры всех новых понятий.
Примеры хокку:
       
       Солнце там взошло
       Где купаются девки
       Есть симпотная

       На огороде
       Ращу моркови и брюкву
       Я – Фудзияма
       (Из записной книжки автора)

Как вы поняли, это малоосмысленные философизмы. Причём, имеющие чёткую структуру: 5 слогов в первой строфе, семь – во второй, пять – в третьей.
Совсем иную картину представляют изящные «правдинские строки»:

       Коли ты не была моей девицей,
       Не сидела со мной в стоге сена –
       Утоплю тебя в Сене.

       Разухабилась дорога, так её разтак!
       Еду в поле травы росны собирать
       Или – срать.
       (М. Правдин «Новые откровения профессора»)

Четверостишья – самый распространённый вид стиха. Более того, все большие размеры слагаются именно из четверостиший. Поэтому знакомство с размерами мы закончим именно этим видом. Существуют, конечно, и исключения, типа «танка» – 5 строк и др., но нечего забивать голову всем – я думаю, вам вполне достаточно тех знаний, что я вам даю для того, чтобы достичь вершин поэтического мастерства.
Малоизвестный автор, некто Р.Л., написал такое, неудачное, на мой взгляд, четверостишье, но всё равно приведём его в пример (не только классиков же приводить в пример, надо и дилетантские стихи показывать, чтобы вы знали, что бывают и такие авторы и могли по достоинству оценить произведения мэтров):

       Дробью печатает дождь по страницам крыш -
       Если не спишь, значит, снова стихами лжешь…
       Правда не пишется кровью полярных рыб,
       Россыпь иллюзий по строчкам не лечит - жжет…
       (Р.Л. «Пустота»)

Как видите, беспомощные строки. Рифма – никуда не годится. «Крыш»-«Рыб» - что это за детский сад? Надо было так: «Крыш»-«спишь». Вторая тоже самое – творческая импотенция, не иначе: «лжёшь»-«жжёт». Вот как положено рифмовать: «лжёшь»-«вошь». И никак иначе. На смысл вообще смотреть не будем. Ясно, что писано на коленке за две минуты.

Друзья, вот мы и рассмотрели с вами основные примеры строф. Теперь уж ваша задача научиться их определять и отличать. Поэтому вот вам домашнее задание.

Домашнее задание:

1. Напишите 20 качественных одностиший.
2. К каждому одностишью напишите вторую строку – теперь у вас 20 классных двустиший.
3. К каждому двустишью прибавьте третью строку по примеру «правдинской строки».
4. Потом каждое трёхстишье доработайте до четверостишья.
Вуаля, ваша вторая поэма готова!
Пример выполнения задания приводить не буду, иначе слишком много места он займёт!

Владимир Коркунов


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.