Размышления о России. Великой и не очень

Недавние политические и околополитические события, произошедшие в странах ближнего зарубежья, или же, как говорят, на пост советском пространстве или на территории бывшего социалистического лагеря, за последние несколько лет, а также их явно однобокое, и, следовательно, предвзятое, трактование в российских средствах массовой информации, не могут и не должны оставлять равнодушным ни одного думающего человека, который не спешит повторять за дикторами телеканалов и радиостанций их субъективные, и надо признать, умело скроенные клише – чувствуется семядисетелетняя советская пропагандистская школа – а наоборот, подвигать всякого стремящегося приблизиться к истине к собственному анализу и неторопливости с «черно-белыми» выводами.

«Российско-эстонский big bang», когда памятник советскому воину-освободителю был перенесен с главной площади Таллина Мяги на кладбище, украинизация русских школ, кино и прессы в Украине, когда Пушкина, Лермонтова и Толстого, а также идущие в киевских и харьковских кинотеатрах российские фильмы стали переводить на украинский язык, сначала все возрастающее напряжение в грузино-российских отношениях, а затем и полномасштабные боевые действия между двумя странами, когда грузинские войска вторглись в Южную Осетию, после чего российские регулярные части ответили им полномасштабной интервенцией на грузинской территории – око за око, зуб за зуб - Моисеев закон по-прежнему нам много ближе, чем Иисусовы заповеди – все это незамедлительно сопровождалось «левитановскими» сводками в прессе и на телевидении под бешенную матерщину зрителей и слушателей в адрес вызвавших их праведный гнев.

Давайте попробуем разобраться. Во-первых, кажись, все забылись, что мы давно существуем не в Советском славном Союзе, и что каждая из четырнадцати некогда братских республик вот уже два десятилетия как более или менее самостоятельное, независимое государство. Нет, конечно, почти все из них только становятся на ноги и еще не окрепли, и многие из них продолжают закупать в России нефть и газ, лес и машины, но это не означает, что торговые и экономические сношения, а также их младенческий возраст, дают «старшему брату» право, как и раньше, вмешиваться во внутренние дела этих суверенных государств и навязывать свою волю.

Это в советские славные и одновременно бесславные времена Москва командным голосом диктовала свои условия Киеву и Тбилиси, Риге и Ашхабаду. Все указания и предписания всегда поступали из Первопрестольной в столицы союзных республик и обсуждению не подлежали.

Куда и сколько пойдет донбасского угля, туркменского газа и бакинской нефти, на каком языке сдавать вступительные экзамены в ВУЗы, какие национальные праздники отмечать, а какие нет, где пройдут морские и сухопутные границы, каким памятникам и мемориалам и где стоять – все решалось «там».

Памятники вождю освобожденного пролетариата В.И.Ленину стояли без исключения во всех республиканских столицах, областных и районных центрах на расстоянии не дальше десяти км друг от друга. Во многих городах они продолжают стоять и сегодня, так сказать, для истории.

Памятники А.С.Пушкину, первому поэту России, в Киеве, Минске и Тбилиси встречались чаще, чем памятники Т.Шевченко, Я.Купале и Ш.Руставели. Многие из них продолжают там стоять и в наши дни, так сказать, для культуры.

Памятники и мемориалы полководцам Жукову, Коневу и русскому воину-освободителю стояли и стоят во всех столицах этих суверенных государств и ко многим из них, так же, как и раньше, приходят не только ветераны ВОВ, чтобы поклониться.

Однако давно стоит понять, что, если насаждение своей идеологии и имело место на протяжении семидесяти лет советской власти на этих территориях, то это не обязательно означало ликующее одобрение со стороны, по крайней мере, думающих масс этих стран - элиты и интеллигенции, так как рабочие и крестьяне были заняты другими, более важными для них делами, а именно выживанием.

В случае с переносом памятника «русскому Алеше» обязательно нужно постараться понять причины подвигшие не только эстонский парламент, но и многих граждан, коренных жителей Таллина и Эстонии поддержать это решение, а не просто бешено и матерно брызгать слюной на весь эстонский народ – а большинство русских именно так себя и вело. Я слышал это на улицах, читал в интернете. С криками стереть «этих прибалтийских карликов с лица земли», «шарахнуть по ним одной из своих ракет, чтобы научить уму-разуму», «ввести войска» «думающий» русский человек пытался «понять» причины того, что произошло.

Вспомните историю, пускай даже нами написанную. Эстонские земли дважды насильно аннексировались - если не ошибаюсь в 38 и 41 году непосредственно перед началом ВВО – к Советскому Союзу. Насильно. Против воли. Потому что так решил товарищ Сталин, используя ту же Эстонию в качестве заградительного буфера, аванпоста против коричневой чумы.

Эстонских «кулаков», как и всех остальных, раскулачили и обрусили – то есть, пришедший с востока сосед, попросту отобрал у них все, назвав все это красивым словом «национализация», заставил говорить на своем языке, чтить своих богов и божков. Особо строптивых расстрелял или репрессировал, вместе с семьями, более податливым навязал свои обычаи, язык, систему ценностей и управления. Открыл школы, поставил памятники своим героям. Природными ресурсами, если те были, так же, как и национальным достоянием, распорядился на свое усмотрение.

Вопросы №1: как крепко простые эстонцы и эстонская власть любили товарища Сталина и вместе с ним советскую власть? Как сильно они были благодарны им и как незамедлительно были готовы отдать свои жизни за «старшего брата»?

Вопрос №2: почему многие эстонцы встречали немца хлебом и солью, как освободителя? Почему уходили к «лесным братьям» и становились на сторону фрица? Почему сейчас ставят памятники и открывают мемориалы тем, кто воевал против советов?

Кстати, я слышал многочисленные рассказы от переживших ВОВ, что фашист, несмотря на то, что он был гостем непрошеным и принес порядок в их села и деревни. «Бухенвальд» и «Освенцим» были открыты и обнаружены советскими войсками много позже. И я не вижу такой уж огромной разницы, да простят меня истинные патриоты, между архипелагом ГУЛАГ, методами ведения расследования, допросами и пытками НКВД, СМЕРШа и др. и нацистскими концентрационными лагерями, ГЕСТАПо и СС. И первые, и вторые уничтожали непокорных. Последние, по крайней мере, убивали не своих соплеменников, как это делали советы.

Часто советский партизан грабил, безобразничал и даже убивал своих же хуже немца. И это не пустые слова. Это то, что я неоднократно слышал в исповедях шепотом от прибалтов, белорусов и украинцев.

Ведь не секрет, что и в последующие почти пятьдесят лет Эстония и эстонцы, также как и Литва и Латвия, не по своей воли оставались частью Советского Союза, «Советской Прибалтикой». Не секрет, что культурой и языком, а также работоспособностью, чистоплотностью и многими другими качествами они всегда тяготели к такому близкому «загнивающему Западу». А мы ездили к ним, как в близкую заграницу, чтобы почувствовать это самое загнивание.

Вопрос №3: почему независимое государство не имеет право решить для себя убрать со своей главной площади памятник, с которым многие его граждане ассоциируют не столько только свое освобождение, сколько порабощение? Тем более,что останкам павших были оказаны воинские почести и они были перезахоронены на кладбище, где, по мнению эстонцев, так же, как и многих других цивилизованных людей, должен покоится прах?

Вспоминается история в Химках – это уже Россия, - да и некоторых других российских местах, где уже почти регулярно оскверняются и вандализируются кладбища и памятники павшим воинам. Вспоминаются ветераны ВОВ с боевыми ста граммами и георгиевской ленточкой и пенсией в три тысячи рублей. Вспоминаются поля и болота, до сих пор усыпанные останками погибших советских воинов – «война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат»?

Скажите, в Москве много памятников, монументов и бюстов эстонским поэтам, писателям, национальным героям? Ну, возможно, они стоят в других российских городах? Я вот ни одного не знаю.

Также, скажите, на каком языке нужно и должно разговаривать в Москве, Питере, Костроме? На каком языке должно обучаться? На каком языке должно вещать ТВ и радио? Правильно – на русском! А ведь в Москве проживают десятки тысяч армян, украинцев, таджиков. Так почему не видно армянской прессы в переходах, рекламы на украинском, надписей на таджикском?

А на каком языке нужно разговаривать в Киеве? Можно на украинском, а можно на русском. А на каком языке вещает ТВ в Украине? Конечно, на государственном, украинском… но и на русском тоже. А ведь в Киеве, в пропорции, проживает приблизительно столько же этнических русских, сколько украинцев в Москве. Даже в украинской Раде многие депутаты выступают на великом и могучем. А в Думе кто-нибудь говорит на языке Тараса Шевченко? Так кто же здесь терпимее, кто толерантнее?

По-моему, нужно исходить из того, что государственным языком любой страны должен быть язык большинства. В Украине сейчас проживает более 70% украинцев. Практически все 100% населения Украины, если не говорят по-украински, то понимают этот язык. Так почему русский язык там также должен быть государственным? И почему Москва должна постоянно оказывать давление на Киев по этому вопросу?

Я уверен, что украинизация, также как и эстонизация, армянизация и туркменизация, это естественный, закономерный по всем меркам времени и логики процесс. Любая уважающая себя нация должна сохранять свои язык и культуру, традиции и обычаи. И нет такого народа, который бы не считал свой язык красивым, великим и могучим. Нет языка, культуры и традиций – нет нации, как таковой.

Другой и очень непростой вопрос как эта эстонизация, армянизация и туркменизация должна проходить. И хочется нам этого или нет. Постепенно – опыт показывает, что русские в Прибалтике, как говорили по-русски, так и говорят – не торопятся изучать местный язык. Быстро и силой – те же русские выпадают из жизни общества, страны, потому что, опять таки, язык не знают.

В послевоенные годы и вплоть до перестроечных времен все вступительные экзамены в крупные украинские ВУЗы проводились исключительно на русском языке. Парень или девушка из села, обучавшиеся в школе только на родном языке, шансов поступить в такое заведение практически не имели. Это я знаю, что называется, «из первых уст». Так какую память и толерантность от тех «непоступивших», наших мам и пап, дедушек и бабушек, вы хотите? А ведь в Украине она есть, даже сейчас, эта самая хваленая толерантность, часто в отличие от России.

Дело ведь не в русском языке, великом и могучем, языке Пушкина и Толстого, Есенина и Ахматовой, как таковом. Дело в политике, черт бы ее подрал. И российских имперских замашках. Россия никак не может свыкнуться с тем, что она больше не великая империя, сродни Британской или Французской, с четырнадцатью послушными младшими братьями и сестрами, на чьем фоне она так красиво и гордо смотрится. И поэтому, также как и США, Германия и Франция, правда, своими, несколько отличными способами, пытается навязывать и свою великую культуру, и свой великий язык. А насильно, как известно, мил не будешь.

 Что же до российско-грузинского коллапса, открытой войны с артобстрелами, бронетехникой и жертвами среди гражданского населения, то это, пожалуй, самая сложная тема. Мы опять ищем ответ на безответный вопрос: кто прав, кто виноват? Для России – Грузия, для Грузии – Россия. И опять все у нас сводится к политике, к этому самому неблагодарному занятию, и собственному бесстыжему оправданию всех своих поступков.

Хочу сказать о другом и, возможно, навлечь на себя ура-патриотический гнев тех, кто чувствует себя в праведном большинстве: российские СМИ по-прежнему нам преподносят пропаганду вместо правды, профессионально отточенные клише и шаблоны, вместо информации к размышлению и извлечению собственных выводов, формируя тем самым мнение большинства. Нас по-прежнему держат за сосунков, «советских товарищей», овец, неспособных даже траву щипать без своего барана.

С самого начала конфликта по трем российским ТВ каналам я с утра до вечера слышал о том, как вероломно Грузия напала на маленькую беззащитную Осетию – прям Великая Отечественная, судя по благородногласой риторике дикторов и модераторов, и главное все произошло внезапно, российские войска, дислоцирующие у границ Грузии – ни сном, ни духом, ничего не знали о готовящейся операции. Как российские миротворцы – вот уж не подумал бы регулярные части называть словом «миротворцы», ну другая у них роль должна быть, кроме ведения боевых действий, но это я, должно быть, отстал - «отбили, защитили, спасли».

Первую неделю я смотрел, как доблестно огромная Россия воевала с крохотной Грузией, последующие 3-4 недели, как… Россия опять воевала с Грузией, но нигде напрямую не говорилась, КАК она воевала на территории Грузии, как далеко продвинулись войска, сколько жертв среди гражданского населения. Все, что сливалось в наши затуманенные головы – это «наше дело правое и враг уже бежит». Информация была до того односторонней, «своей правдой», где все было ясно, как божий день, даже думать не надо: российская сторона – освободитель и защитник, грузинская – агрессор и убийца.

И со всех сторон, в интернете, от людей с улицы, я слышал злобное и какое-то нездоровое завывание: «Да мочить их всех надо, убивать, как бешеных собак!», словно каждый из них только что вернулся оттуда. А ЕСЛИ ЭТО НЕ ГРУЗИЯ ПЕРВОЙ НАПАЛА? А ЕСЛИ ЭТО БЫЛА ПРОВОКАЦИЯ? А ЕСЛИ ЗДЕСЬ СНОВА ЗАМЕШАНЫ ДРУГИЕ ИНТЕРЕСЫ, КРОМЕ ЗАЩИТЫ МИРНЫХ ОСЕТИН? Ведь сколько раз, то же ТВ нам бесстыже лгало, называя белое черным, а черное белым. Или уже позабыли? Не забывайте, пожалуйста, что семьдесят лет советского авторитаризма, мы жили в перманентном обмане. Да и после было еще похлеще.

Постойте, постойте, уважаемые россияне, а как же такие же, как и осетинские, грузинские мальчики и девочки, беременные женщины и больные старики? Они то в чем провинились?! Ведь российские войска их сейчас под Тбилиси убивают. Да, такова война, без гражданских жертв не обойтись, но ваша реакция то? ЧТО ВЫ ПРИ ЭТОМ ЧУВСТВУЕТЕ??? А реакция была блестяще спровоцированна-срежиссированна российскими СМИ: либо никто и думать не хотел о простых грузинах, либо - «сами виноваты».

Стоит кому-либо, вроде Вахтанга Кикабидзе, человеку, для которого Грузия – родина, земля его предков, высказаться против войны, не поддержать общий истеричный крик и «выйти из ряда вон», как его тут же, в прессе, интернете на форумах, на улице спешат по-шакальи разорвать, разодрать в клочья, чтобы и духа не осталось, обвиняя в поддержке Саакашвили, всей грузинской элиты, фашизма. Или раз уж не согласны с ним и возмущены, то хотя бы делали это достойно, без матерных проклятий.

Погодите, да никого я не поддерживаю и не на чью сторону не становлюсь. Я просто против войны в каком бы то ни было виде, против убийства, против предвзятости. Я за то, чтобы постараться разобраться, ВИДЯ И СЛЫША ДРУГУЮ СТОРОНУ. Я за плюрализм, и не требую, чтобы все думали, как я.

СМИ, а потом и не особо разбирающиеся граждане, стали взахлеб разглагольствовать о «геноциде осетинского народа» Грузией, о том, что Россия предотвратила этот «осетинский холокост», о том какие мы/они все герои и молодцы. Если верить последней статистике, за время конфликта погибло около 2 тыс. осетин и 15 миротворцев. Ну, предположим, что статистика неверна и погибло вдвое больше. Все равно, принимая во внимание приблизительно 100 тыс. осетин, на геноцид – полное или массовое уничтожение народа, нации, - грузинская агрессия, если она вообще была в том виде, в котором ее описывают российские масс медиа, никак не тянет.

И при всей такой ангельской праведности и святости, русским, именно каждому «чистому» русскому из Москвы, Питера или Екатеринбурга в эти дни стоило бы задуматься о тех геноцидах, которые были совершенны именно «ими», если уж они, в большинстве своем, говорят и пишут о «вине грузинского народа».

Напомню лишь те геноциды, которые были признаны самой Российской Федерацией, а также европейскими странами, имевшими место в 30-50 гг. (всего за 20 лет!): массовое истребление крымских татар, чеченцев, ингушей, русских немцев. Массовая депортация этих и других народностей с их исконных территорий в Сибирь и казахские степи. Украинский голодомор также многие относят туда же.

Маленький пример: во время «осовечевания» Туркестана в начале 20-го века в редко населенных туркменских землях, что недалеко от нынешней столицы страны, генералами Скобелевым и Курочким были хладнокровно подавлено восстание в Геок-Депе, когда погибли десятки тысяч вооруженных кремневыми карамультуками и тупыми саблями защитники одноименной крепости. Оставшиеся в живых были жестоко наказаны. Земля, богатая углеродами, завоевана. Вопрос: кто агрессор, кто жертва? И возможно и это трагическое событие можно назвать геноцидом, принимая во внимание, что население тогдашней Туркмении было гораздо малочисленнее нынешнего, которое составляет 4,5 млн.? Десятилетиями туркмены скорбно отмечали эту дату, никогда и нигде «не жалуясь». Даже сейчас никто там не кричит о геноциде и не проклинает русских. И таких «случаев» хватало во всех бывших советских республиках без исключения.

По самым скромным оценкам 5 миллионов собственных граждан расстреляны, 20 млн. репрессированы в те же холодные 30-50 гг. В те времена почти каждый третий гражданин «Великой России» ездил в лагерь лет этак на 15-20 под названием «ГУЛАГ», и не на отдых.

Если уж «все грузины виноваты и вся нация в ответе за Саакашвили и его администрацию», как кричат некоторые, то все русские виноваты перед миллионами невинно убиенных и выкинутых в Сибирь крымских татар, чеченцев, ингушей, украинцев. И ЗА ЧТО ЧЕЧЕНЦУ, К ПРИМЕРУ, ЛЮБИТЬ СВОЕГО РУССКОГО ХОЗЯИНА? Историческая память сильна, ох сильна. Да и перед своими дедами и отцами, следуя той же железной логике, русские виноваты не меньше.

Многим кажется, что проблема неимоверно сложна, что разобраться в правоте и вине очень сложно. Возможно. Но я также знаю, что личное мнение каждого из нас, взгляд на подобное положение вещей, во многом зависит от одного: на чьей стороне каждый из нас окажется и насколько выиграет или проиграет. Почти за всеми пафосными речами стоят личные интересы. Так получается. Окажись вы в Цхинвале и пострадай от грузинских головорезов – вы, наверняка, так же как и многие другие будете ратовать за священный поход на грузинские земли. Ну, а окажись вы где-нибудь под Тбилиси, правда ваша будет прямо противоположной.

Вот уже два десятилетия «великая» Россия воюет с крохотной Чечней. По принципу, каждое великое государство должно вести войну на своих задворках. Так поступали и свободонравные римляне, и чопорные британцы, а ныне гегемониальные США. Во имя устрашения, отмывания денег, испытания новых видов оружия. Да, да, да.

И здесь мы обычно слышим - и здесь слух у нас ох как отработан – о зверствах чеченских боевиков - «чехов», об арабских наймитах, о том, как героически воюют наши ребята.

А слышим ли мы что-либо о зверствах «федералов», о том, что часто их способы ведения боевых действий не отличаются от чеченских? Сколько этнических русских погибло не от рук «чехов», а от рук «защитников»? Сколько ими же убитых женщин, детей, стариков? Мне могли бы дать по лицу за эти слова, выйди я на какую-нибудь российскую площадь и закричи об этом, наверняка, те же руки, что орудовали АК-47 и штык-ножом против тех же беззащитных женщин и детей – и не каждого из них за пазухой была граната. Понятное дело, психика сдвинута и у тех, и у других. A la guerre, comme a la guerre.

Честь и хвала тем, кто защищает сон и покой мирных россиян, а тем, кто доблестно погиб – пусть земля им будет прахом. Но эти слова мы обычно произносим крепко сидя в комфортных креслах перед телевизором, где-нибудь в Москве, Питере или Новгороде. А стоит оказаться «там», как правда становится другой. Только давайте не лгать. Давайте мужественно взглянем в глаза правде. Давайте, по извечной русской привычке, не кидаться в крайности – «либо любим, либо ненавидим», «либо герои, либо трусы и враги». У нас извечно tertium non datur – третьего не дано.

Куда же подевалась это всем известное русское гостеприимство и всепрощение? Отчего такими злобными сделались то? Страшно слышать. Лютая какая то ненависть к бывшим своим братьям и сестрам. Лютая.

Война – гнусное дело, грязное. И не стоило бы за нее давать ордена и медали. Так мне кажется. Да еще маршировать по площадям, запускать салют, вкусно есть и сладко пить. О войне нужно скорбно молчать и говорить правду, а не повторять то, что в сводках написано. Ведь в первую очередь гибнут невинные. Гибнут тысячами. Но мы закрываем глаза. Потому что для нас, увы, давно понятно, «кто свой, а кто чужой», «кто друг, а кто враг». Поэтому, может все происходящее закономерно?

 










Рецензии
Россия есть, Россия будет!
Ал Авэн
Анатолию Артёму по
поводу "Будущего России"
см. http://stihi.ru/2023/07/07/2602

Хорошо, что ты болеешь за Россию,
Хоть заметен и критический настрой,
У неё и сила и бессилие,
У тебя же за Отчизну непокой.
Слишком многое поставлено на карту,
Беспринципен и коварен враг!
А Россия — простота и сложность,
И любовь зажатая в кулак!
Как же не любить её Россию?
Ведь Россия — это красота,
Это и размах, простор с Сибирью,
И душевная народов чистота!
Сохраним её леса, и реки, и озёра,
Всё прорежем стрелами дорог,
Тайные богатства гор и моря,
Всё освоим дайте только срок!
И заметьте, что проходит не случайно,
Как её, нежданная "зима",
Это как отрыжка 90-х,
Когда Запад нас ограбил, свёл с ума!
Мы идём дорогою прямою,
По военному печатаем свой шаг,
Ну, а тот, кто испугался, воет,
Извините, это тоже враг!

Ал Авэн   05.11.2023 02:14     Заявить о нарушении
иди отсюда со своим стишком, людоед

Игорь Ткачев   08.11.2023 21:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.