Дипломная работа в ИЖЛТ - Заключение

Заключение. Право на творчество.


Ты все равно останешься в ответе
За все на свете, - за того, кто смог
Забыть тебя, за гвоздь на табурете,
Кому-то продырявивший чулок,
За право все испытывать на прочность,
За ощущенье часа своего...

Гордись тысячепервой брачной ночью
Или терзай до смерти одного, -
Ты все равно останешься в ответе,
За все на свете провинившись в том,
Что держишь звук в канкане междо-метий
И, как умеешь, сдерживаешь стон.
(Инна Китасова)


Они сказали, что это не диплом, и что так нельзя защищать даже творческий проект. Они - это студенты ИЖЛТ. Они - это те, кто в большинстве своем, так и не поняли, зачем мне нужна литература.
"Ну, и писала бы свои стихи", - слышала я время от времени. "Зачем ты ходишь на прозу? - она у тебя не получается"
"Проза не получается", - мысленно соглашалась я... "Но эссе то мне удаются? Удаются!"
Эссе - это форма диалога. А этому я учусь всю свою жизнь.
"Нужно что-то третье", - сказал Лев Александрович Аннинский, прочитав проект моей дипломной работы.
Что же третье? О стихах - есть, о картах - есть. О том, как они влияют на мое творчество - есть.
Получается, нужно что-то четвертое. Четвертый кит мироздания. Четвертое измерение.
Почему всегда - три? Потому лишь, что треугольник - самая устойчивая система в мире? Но в каком мире?
В том ли, из которого пришла сюда я? Откуда пришла? И если помню, что пришла, то почему не помню обратной дороги? Почему не могу вернуться?
Может быть, потому, что в этой трехмерности не хватает самого главного, четвертого измерения - энергии долженствования. Энергии, которой перенасыщен мой собственный мир. Энергии, открывающей человеку путь, у которого нет обратной дороги... Путь, приведший меня к вопросу: "А что же они-то, сами, - те, кто спрашивают меня об этом, - делают в литературе?"
В ИЖЛТ я пришла, чтобы выжить... и научиться говорить. Удалось и то, и другое. Мне и в голову не могло прийти, что настанет день, и мое долженствование поставит меня перед необходимостью защищать свою принадлежность... свое соответствие четвертому измерению мироздания. Право на годы, проведенные, в незримых стенах этого соединения душь и энергий.
ИЖЛТ - это не более чем трехмерная вывеска. Суть его сакральна, и посему постижима немногими. Прошла ли я сама этот путь к посвящению?
Госэкзамены, дипломный проект - рамки долженствования. Дальней-шее от меня не зависит, ибо - будет неправдой.
Мне трудно судить, что произошло и чего не случилось в этой дипломной работе.
Защитить право называться журналистом никогда не было моей задачей. Журналистика – это, прежде всего, публичность. Сам смысл ее направлен вовне. И слова-то какие страшные – Средства Массовой Информации. Сорок лет затворения, если и открывают мне путь в журналистику, то разве что – в духовную. Некий тихий голос за кадром.
Однако жизнь распоряжается по-своему, и я не стану загадывать.
В настоящее время я, по непонятным мне причинам, работаю над проектом телепередачи "Заозерная школа". И кто знает, что из этого может случиться. Когда-то я и строчки рифмованной написать не умела. Теперь же, не смущаясь, называю себя поэтом. Возможно, когда-нибудь я сумею сказать гордое: "Я – Журналист".
Сегодня же я всего лишь Финансовый директор маленькой кино-корпорации, в прошлом – Генеральный директор "Редакции газеты "Демо-кратический выбор" под творческим руководством Сергея Юшенкова, где и произошел мой журналистский дебют. Это было эссе "Тепло ли тебе, девица?". До сих пор не пойму, каким образом оно нашло место в политической газете, но еще более странно то, что СМИ не впускают меня в свои владения, но и не отпускают слишком далеко.
Смогу ли я когда-то сама себе сказать – да, я журналист? Не знаю.
Но, работая над этим дипломным проектом, я испытала чувство, будто защищаю право на творчество. Право, которое не следует защищать потому уже, что оно дано каждому человеку от рождения.
Бунтарский дух, а не я сама, направлял мою руку, выписывая букву за буквой. Невыносимость каких бы то ни было ограничений душевных порывов, ощущение правомерности собственного бытия, боюсь, приведут меня к неожиданным результатам.
С другой стороны, сама тема, ниспосланная мне "высшими силами", не предполагает возможности создать журналистский текст в чистом виде. Потому что – это тоже будет неправдой.
Мне так и не удалось найти иной формы, кроме исповеди. Возможно, тому и должно было случиться. Сама же я - не думаю, что это имеет отношение к журналистике. А по сему – не исключаю возможности того, что в моем дипломе большими красными буквами будет написано –
"ПРОФЕССИЯ – НЕ ЖУРНАЛИСТ".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.