Зайчонок бился, - был ещё он жив. Былинка

«ЗАЙЧОНОК БИЛСЯ, - БЫЛ ЕЩЁ ОН ЖИВ»
Кошке Мартюне 14 лет, ее сыну Малышу на год меньше. Мар-тюня стала хворать, и нет у нее прежней прыти молодости, хотя иногда она пытается поймать собственный хвост, конец ее рай-ской жизни близок… Не удержавшись, я задал духовному отцу Ио-анну Миронову мучающий вопрос:
— Можно ли усыплять животных, когда они становятся стары-ми, больными, немощными?
— Слепых, парализованных, очень больных можно, — коли да-же врач отказывается от лечения, — чтобы они не мучились, — сказал батюшка. — Конечно, жалко хозяину животинку, потому что привык. Вот у нас с матушкой живет собака Чарушка, старенькая, но мы не усыпляем ее. Зимой у нее лапы сильно болели, но за лето она выходилась и теперь бегает, как молоденькая.
— А хоронить как домашних животных?
— Просто в земельке вырыть ямку и закопать. Больше ничего не надо.
— И молиться о них нельзя…
— Животные — наши друзья. Если хочется, можно помолиться: «Господи, Ты создал тварь, Ты и взял ее. Ты даешь нам красоту, даешь познания Твоих творений духовных и телесных. Благодарю за все». Что касается вопроса, есть ли у животных душа, отве-чу: она у них в крови. Вот почему кровь животных нельзя вку-шать. В том числе и колбасы кровяные. Кровь животных должна спускаться в землю…
ОХОТА
Я помню: брат зайчонка подстрелив,
Принес его, обрадован удачей.
Зайчонок бился — был еще он жив, —
Кричал и плакал он (и звери плачут).

Дробь угодила в голову и в бок,
Из-под усов по капле кровь сочилась,
И лапами, в отчаянье, как мог
Он колотил, уже теряя силы.

В его глазах стоял такой испуг,
Такая боль, такая жажда воли,
Где плеск ручьев и в чистых росах луг,
Овсом и рожью пахнущее поле,

Где перебежки-спешки, скок-поскок,
Где огородов сладкая отрада…
Но подколенья длинных задних ног
Скрутил ремень, не знающий пощады.

И вот последний хрип. Зайчонка взор
Померк. Цвели цветы. Деревьев листья
Шептались. Пели птицы…
       Мне с тех пор
Слепой азарт охоты ненавистен.
 Николай Браун, †1975

Береза — самое любимое, самое русское дерево на Руси. По-эты эту любовь выражают удивительно образно и по-разному. Я взял первый том «последнего поэта деревни» и стал выписывать, с чем Есенин сравнивает березку. Нашел такие строчки: «И бере-зы стоят, как большие свечки»; «Льется по равнинам березовое молоко»; «Березки голые колени»; «За прощальной стою обедней кадящих листвой берез»; «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком»; «Эх, береза русская! Путь-дорога узкая»; «Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан»; «В три звезды березняк над прудом»; «Страна березового ситца»… От себя толь-ко одно скажу: когда был в Германии и увидел березку, удивился — мы же за границей, откуда здесь березка? Как же ты забрела, родная, в этакое чужедалье?..
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать».

Батюшке привезли домой газету, и он сразу же звонит в ре-дакцию: знает, что мы с трепетом ждем его слова. «Прочитал, Сашенька, прочитал, все хорошо. Мой поклон и благословение… — перечисляет духовник всех по именам, да ласкательно, — Надюш-ке, Володюшке, Ирушке, Илюшеньке, жене Валерушке... Целую, це-лую, целую». И тут я начинаю задавать вопросы, на которые у самого нет верных ответов, и получаю желаемое. Теперь самое время пожаловаться на здоровье. «Батюшка, опять не сплю по но-чам. Собрался вот лечиться, благословите». «А ты читаешь перед сном молитву семи отрокам Ефесским, как я тебе наказывал? Не помогут отроки? А ты сперва начни читать, уже сколько лет твержу, и снотворные свои принимай, маловер».
Вечером непременно прочту молитву, хотя, по правде, не верю, что она поможет. С другой стороны, деваться некуда: при-кроватная тумбочка забита лекарствами, но сна не дают, только тяжесть в голове и раздражение на весь безконечный день. Позже я вам расскажу, читатель, что из этого вышло. Спокойной вам ночи!
БЕЗСОННИЦА
Вы так просто в забвенье не канете,
Впечатленья минувшего дня, —
Телефонная станция памяти
По ночам вызывает меня.

С кем-то днем побоялся поссориться
И не высказал правды в упор, —
А теперь вдруг связистка-безсонница
Мне велит продолжать разговор.

И, на робость дневную досадуя,
Ничего я теперь не таю;
На вопросы, что днем были заданы,
Я прямые ответы даю.

 Больше правда пред ложью не склонится,
Откровенность не станет виной.
Не спала ты ночами, безсонница, —
Привыкай-ка ты к смене дневной!

Чтоб не пряталась в тьму недоверчиво,
Чтобы зоркою совесть была,
Чтоб трудилась с утра и до вечера —
А ночами спокойно спала.
Вадим Шефнер, СПБ †

В книге Р.Т.Богомоловой «Лечит Бог и природа», (М., изд. Православного братства св.ап. Иоанна Богослова, 2003, тираж 10000 экз.) прочитал об эксперименте российских ученых в кре-матории. Они прикрепили датчики к телу покойного, подготовлен-ного к сожжению на четвертые сутки после смерти. Далее цити-рую: «По мере движения гроба к месту сожжения стрелки приборов вначале едва заметно, а потом более отчетливо задрожали. Перо энцелографа, снимающего показания мозга, начало выписывать вы-сокие зубцы. Именно такой сигнал дает мозг живого и насмерть перепуганного человека! Его душа молила о пощаде»(стр.453).Что за ересь множит специалист по лечебным травам! Много подобных баек переползает из одного околоправославного издания в дру-гое. «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратит-ся к Богу, Который дал его» (Еккл,12,7). Еще пытаются замерить инструментально силу благодати от иконы или Причастия, от ко-локольного звона и даже от священника. Нетварное нельзя изме-рить тварным…

Вера — это не градусник под мышкой: чем выше градус — тем больше вера. Вера — это тихое дыхание Господа в твоем умиро-творенном сердце, которое ни ухом услышать, ни разумом познать невозможно. Блез Паскаль сказал: «Сердце дает нам знание, об основаниях которого ничего не знает наш разум». Вера — когда не наружу, а внутрь, и чем глубже внутрь, тем она сильнее, — вера… «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»(Евр.11,1)
ВЕРА
О, Вера чистая, святая,
Ты — чудотворная струя,
Ты — дверь души в обитель рая,
Ты — жизни будущей заря!
Гори во мне, светильник веры,
Гори ясней, не угасай,
Будь мне повсюду спутник верный,
И жизни путь мне просвещай!
Игумения Таисия Леушинская †1915

Порой о пожилом человеке говорят, желая сделать ему при-ятное: «Молод душой». Но душа тоже должна стариться с возрас-том. Стариться — значит наполняться премудростью Божией, при-ближаться к вечности вечной. А подражать молодым в их жизни, повадках и одеянии есть безумие, а безумие, как известно, — страшное наказание Божие. Помните слова мудрого иерусалимского царя Екклесиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом»(Еккл.3,1); или поэтическую строчку: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Высока праведная старость в глазах Бога…
Горе — горечь, горечь — бремя,
Все — веревочкой завить,
Если б можно было время
На скаку остановить,
Чтоб до боли закусило
Злое время удила,
Чтоб воскликнуть с прежней силой —
Эх, была да не была!
Да раскрыть поутру ставни,
Да увидеть под окном
То, что было стародавней
Былью, сказочкою, сном…
Дон Аминадо †1957

Один монах, с которым я поделился раздумьями о душе, со мной не согласился. «Молодость души, — сказал он, — выражается в живом восприятии жизни. Мудрость к этому, безусловно, приме-шивается, но отношение к окружающему миру и людям — свежее, как у начинающего жить. Правда, такое редко случается. Чаще бывает, и молодой человек уже — как старик глубокий, все ему по безчувствию безразлично. Такое сейчас сплошь и рядом — тусклые души, мало на что способные. У большинства старцев святых душа была молодая»… Я немного другое имел в виду. Но спорить не стал — хорошо монах сказал, ладно…

Старость — восхождение к святости. Как достичь святости, когда в тебе столько несовершенства? Господь не только не об-легчает тернистого пути наверх, но даже затрудняет его. Мне могут возразить: «Святые избраны Богом изначально». Да, это верно. Однако существует нравственный закон свободы воли — и многие, не снеся ноши, отступались. Святость — должное прекра-щение зла в человеке…
МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ
Что юность? —
Первый рейс туманными морями.
Отбор семян… Неведомый искус.
Что старость?
Светлый сад, наполненный плодами,
Доставленный благополучно груз.
Когда с трудом бредет старушка в храм,
Дивятся девушки ее шагам.
Да! Ходим мы тем медленней, чем старше,
Но с полной чашей можно ли бежать?
А кто лишь наполняет жизни чашу —
Тот может с ней играть и танцевать.
Вино на дне. Его не расплескать.
И знаете, иной старушки слово
Чудесным светом миру расцвело,
Оно вскормило мысли Соловьева
И Пушкина поэзию зажгло.
Александр Солодовников †1974
«НАЧНИ С СЕБЯ – И НЕ СОЛЖЁШЬ»
Он работал в газете почти с начала, ездил со мной в па-ломничества, мы вместе молились, ели из одной чашки, пробира-лись по вздыбленному льду к старцу на остров; я был на его свадьбе, я относился к нему, как к сыну. Он был из породы ху-лиганов, но я прощал его. Когда финансовые дела в газете пошли совсем уж плохо — газета стала умирать — он неожиданно забо-лел, и Господь прислал на его место другого парня. Вскрылось все: он воровал редакционные деньги годами, помногу и везде («не хватало на жизнь», — объяснил потом). Он вел подложные записи, чтобы запутать и отчитаться, но новый работник в пер-вый же день разоблачил ложь. А он заболел пуще страшной неиз-лечимой болезнью. «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, он отдаст все имущество дома своего» (Притч.6, 30, 31).
…Недавно он опять приходил — за трудовой книжкой «по соб-ственному желанию» — осунувшийся, похудевший, но без стыда и раскаяния. Моя злость прошла; на глазах погибал человек, а еще жена-студентка и дочь. Им ли прожить на инвалидскую пенсию? Но здесь я закрываю за ним дверь…
«Двух вещей прошу у Тебя: не откажи мне, прежде нежели умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом. Дабы, пресытившись, я не от-рекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе»(Притч.30,7-9).
 
НАЧНИ С СЕБЯ
Начни с себя. Всего два слова,
Произношу я их любя.
В них всякой мудрости основа,
В них суть любви: начни с себя.
Судить других легко и просто,
Но на себя всегда смотри,
С себя снимай свою коросту
И плесень, скрытую внутри.
Начнешь с себя — и не осудишь.
Суди себя — и не солжешь.
И станут проще, ближе люди,
И гордость гнусную сожжешь.
Начни с себя, твержу я снова,
Начни, советую, любя,
В том всякой мудрости основа,
В том суть любви: начни с себя.
Антонина Устинова, †1999, Белгородская обл.

Мне кажется уместным привести здесь стихотворение иеромо-наха Романа(Матюшина):
Не лезу в знаменитости
В своей болотной местности.
Мечтаю о забытости,
Прошу о безызвестности.

Все суета ненужная,
Томленье безполезное.
Кто любит жизнь наружную,
Тому пособолезную.

Нет ничего покойнее
Сидеть в уединении,
Трудиться над иконами,
Писать стихотворения.

Не тужиться, не мудрствовать,
Живить себя молением,
И временами чувствовать
Души оздоровление.
И временами чувствовать
Души оздоровление.


Рецензии