Джимми Пэйдж - Небесные дни

В этом эпохальном интервью Джимми Пейдж раскрывает некоторые тайны "ледзеппелиновского" наследия.

 "О`кей, я готов, - говорит Джимми Пейдж, громко хлопнув в ладоши. - О чем поговорим на этот раз? О "Zeppelin"? Опять? А разве не все еще сказано? - умоляюще закатывает глаза к небу. - Ну, хорошо, хорошо... Я готов".

В недалеком прошлом испытания его сарказмом не выдерживали даже самые закаленные музыкальные журналисты. Создается впечатление, что последнее, о чем предпочел бы говорить мэтр рок-гитары, так это о работе в "Led Zeppelin". А повод для разговора имеется более чем достойный. Джимми Пейдж известен прежде всего как гитарист и, к сожалению, о его студийной работе - как продюсера, аранжировщика и звукооператора - упоминается лишь вскользь. В отличие от "Beatles" или "Stones", всецело полагавшихся на Джорджа Мартина (George Martin) или Джимми Миллера (Jimmy Miller), "Led Zeppelin" не испытывали влияния извне. Следуя за своим бессменным лидером-гитаристом, группа шла от одного успешного эксперимента к другому. По драматизму Пейджу не было и нет равных в роке. Это именно он сделал звучание барабанов Джона Бонэма (John Bohnam) подобно извержению вулкана, а вокал Роберта Планта (Robert Plant) - будто бы тот вещает с вершины Олимпа. Но прежде всего он мастерски манипулировал голосом собственной гитары. От замученных воплей в "Since I`ve Been Loving You" до загадочного орнамента "Black Mountain Side" "Les Paul" шефа "цеппелинов" подчинил себе многие стили и направления. По словам Пейджа, "Zeppelin" задумывался, как "музыка, где есть свет и тень".

 "Led Zeppelin I"
Релиз в США: 12 января 1969 года.
Запись сделана в "Olympic Studios" (Лондон).
Гитары: "Telecaster" 1958 года, 10-струнный "Fender 800" pedal steel.
Усилитель: "Supro".

Guitar World: - Начнем с самого начала. Какова была Ваша концепция "Led Zeppelin"?

Jimmy Page: - Со времен "The Yardbirds" у меня накопилось множество идей. В "The Yardbirds" была возможность много импровизировать на сцене, и я начал записывать свои находки. Они-то и нашли воплощение в "Led Zeppelin". Плюс акустические текстуры. "Zeppelin" для меня есть союз блюза, хард-рока и акустики с акцентом на тяжелые рефрены - то, чего до нас никто не делал. Много цветов и оттенков. Как пример сказанного - "Babe I`m Gonna Live You".

GW: - Как появилась эта песня?

JP: - Хороший вопрос. Как гласит книга нашего бывшего роуд-менеджера Ричарда Коула (Richard Cole) "Stairway To Heaven", как-то Роберт пришел ко мне, чтобы обсудить некоторые вопросы. Я поставил ему запись Джоан Баез (Joan Baez) "Babe" и потом спросил: "Хотелось бы тебе сыграть что-нибудь в таком же духе?" Автор утверждает, что Роберт взял гитару и наиграл мне мелодию, которая впоследствии появилась на альбоме. Поверите ли Вы в это? Во-первых, песня была готова задолго до того, как Роберт пришел ко мне в гости. Во-вторых, в те дни он абсолютно не умел играть на гитаре! В-третьих, я не спрашивал, нравится ли ему песня или нет. Я сказал, что хочу ее сделать.

GW: - В дополнение хочется заметить, что у Вас было четкое видение деловой стороны предприятия. Спродюсировав свой первый альбом и гастрольный тур Вы, таким образом, свели влияние записывающей компании к минимуму?

JP: - Да, это так. Я не хотел, чтобы мною кто-то командовал, так как четко знал, что хочу того-то и того-то. Фактически, я сам финансировал запись первого альбома. Никаких авансов от "Atlantic". Преимущества налицо: у меня была четкое видение группы, благодаря чему затраты на запись свелись к минимуму. Записались всего за 30 часов. Говорю это, ибо сам платил по счетам (смеется). Впрочем, записаться было не так уж и сложно. Репертуар был хорошо отрепетирован, мы только вернулись с гастролей по Скандинавии. Я знал до мельчайших подробностей, чего хочу.

GW: - Стерео-эффекты на первых двух альбомах очень изобретательны...

JP: - После того, как были прописаны все наложения, у меня сложилась картина стерео. Например, на "How Many More Times" нельзя не заметить, что гитара звучит в одном канале, а возврат эхо - в другом. Это была моя идея. Я бы сказал, что единственной проблемой, с которой я столкнулся, было "западание" вокала. Когда что-то не ладилось, я все же находил выход из положения. К примеру, ритм-трэк на "Celebration Day" ("Led Zeppelin III") стерли по ошибке. Вот почему концовка синтезатора "Friends" плавно переходит в "Celebration Day", пока не появляется ритм-трэк. Таким образом, удалось компенсировать потерянную барабанную дорожку. Я это называю "спасением" (смеется).

GW: - Что можете сказать о "Good Times Bad Times"?

JP: - Самый замечательный момент, когда вступает Бонзо. Просто суперчеловечище! Вот когда все поняли, что он из себя представляет.

 GW: - Что использовалось в качестве "перегруза"?

JP: - Педаль wah-wah и distortion работы Роджера Майера (Roger Mayer) (примечание: в конце 60-х Майер делал на заказ "примочки" таким людям, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и Джефф Бек (Jeff Beck).

GW: - Как удалось добиться потрясающего эха в конце "You Shook Me"?

JP: - В "The Yardbirds" продюсер Мики Мост (Mickie Most) постоянно подсовывал для записи какую-нибудь ужасную песню. При этом говорилось: "Да ладно вам. Не понравится - не будем выпускать". И, как правило, песню выпускали (смеется). На одной из сессий мы записывали "Ten Little Indians". Удивительно глупая песня. К тому же и запись получилась отвратительная. В отчаянных попытках спасти ее я пришел к следующему решению. Говорю: "Давайте перевернем ленту и эхо от медной секции задействуем на дополнительной дорожке. Потом перевернем обратно и получим эхо, которое будет предшествовать сигналу". Результат получился интересный, дорожка как будто бы звучала задом наперед. Позже, когда записывалась "You Shook Me", я сказал инженеру Глину Джонсу (Glyn Johnes), что хочу использовать обратное эхо в конце песни. Он сказал: "Джимми, это невозможно". Я - ему: "Ничего подобного. Я уже так делал". Он начал со мной спорить. Потом я говорю: "Зря теряем время. Я - продюсер и мне решать что и как делать. Так что за работу". Он неохотно последовал моим инструкциям. Эффект получился замечательный! Нетрудно представить выражение лица Глина, когда он услышал результат. Потом Глин записывал очередной альбом "Stones", и что бы Вы думали? Обратное эхо. Уверен, что он запатентовал этот трюк.

GW: - Какова роль студийной работы в "доярдбердовские" дни?

JP: - Ее значение неоценимо! У меня было по три сессии на день, 6 дней в неделю! Иногда я даже не знал, что мне предстоит играть. И даже из самых неудачных сессий я вынес для себя урок. В конце концов понял: с меня хватит. Думаю, что мне крупно повезло, когда Поль Самуэлл-Смит (Paul Samuel-Smith) покинул "The Yardbirds", и я занял его место. Студийная работа возлагает на тебя большую ответственность. У тебя нет права допустить ошибку.

GW: - Подшучивали ли коллеги над тем, что Вы записывали заставки для радио и ТВ?

JP: - Я никогда не рассказывал чем занимаюсь (смеется).

GW: - Были ли Вы когда-нибудь блюзменом-фундаменталистом, как Эрик Клэптон (Eric Clapton)?

JP: - Блюз очень сильно повлиял на меня. Но и влияние таких гитаристов-рокабиллов, как Клифф Галлап (Cliff Gallup) и Скотти Мур (Scotty Moore) имеет для меня большое значение.

GW: - Расскажите о "How Many More Times".

JP: - Песня была слеплена из фрагментов, которые появились еще в "ярдбердовскую" пору. Как и многие другие номера. "Dazed And Confuzed", например. Она записывалась "вживую" в студии.

GW: - Вы использовали смычок.

JP: - Действительно, получилось неплохо. Но лучше - в позднем "Zep`e". Как пример, считаю игру смычком на "живом" альбоме очень серьезной ("The Song Remains The Same"). Помню как впервые воспользовался этим трюком и подумалось мне: "Да, парень, это новшество - будь здоров".

GW: - Исполнение смычком, как например в "Dazed And Confuzed", сдобрено эффектом эха. Что Вы использовали?

JP: - Вообще-то это ревер. Мы использовали старый ламповый ревербратор "EMT".

GW: - Удивительно, но во многих местах он звучит, как ленточное эхо. Фактически, "Led Zeppelin I" - это первый альбом, где эхо и дилеи используются в такой концентрации.

JP: - Не могу точно сказать в какой именно песне использовался "EMT". По-моему, Вы уделяете этому очень много времени.

GW: - Как отреагировала "Atlantic" на Вашу запись?

JP: - Очень положительно. Хочу сказать, что они подписали контракт, не так ли? А когда услышали наш второй альбом, то были в полном восторге.


Рецензии
Познавательно. Цеппелины никогда не цепляли, но перед Yardbirds я преклоняюсь, уносят крышу ко всем чертям!

Игорь Продан   14.04.2012 18:14     Заявить о нарушении