Нам не дано предугадать
Писать мемуары вроде бы рано. Но у каждого есть, что вспомнить из детства, юности, да и недавнего прошлого. Вот и Нине Сергеевне было что вспомнить.. Не так уж она и солидна по возрасту, наша знакомая Нина Сергеевна, однако дело не в нём, а в профессии. Педагог, учитель – это с 19 лет имя отчество. И еще в нашей стране и в разные времена слово «учитель» звучало по разному…Когда –то быть учителем было очень почётно
(слово престиж тогда ещё не употребляли),а Нине Сергеевне досталось другое время. Года два назад, возвращаясь со школы октябрьским солнечным деньком после праздничных торжеств по поводу Дня учителя, на вопрос кондуктора: «Отчего сегодня так много женщин с цветами?» Она тихонечко, скромно так, промямлила: «Сегодня праздник.» А громогласная кондукторша на весь салон: « Да? Какой это?» Нина Сергеевна смутилась и совсем тихо: « День учителя»…Ей вдруг подумалось, что сейчас пол-автобуса подумают: «Неудачница. Бедная! Не нашла приличного места работы. Жить на такую нищенскую зарплату, это ж надо докатиться!» Может так никто и не подумал, а Нина Сергеевна загрустила, задумалась и кадр за кадром, перескакивая, понеслись воспоминания...
Вот первое, самое первое запомнившееся, 1сентября. Она длинноногая худенькая девчушка идёт куда-то далеко-далеко – на ГЛАВНУЮ ПЛОЩАДЬ. Пара за парой идут первоклашки, взволнованные, важные.. Рядом ещё более взволнованные взрослые …Какая-то тётя отвела в сторону и шепотом проверяет выученные детьми стихи. А Нинина мама делает ей отчаянные знаки – читай громко.. И вот трибуна, микрофоны и Нина, не узнавая своего голоса, кричит свой заученный текст:
По одной простой примете узнаём мы этот день
По идущим в школу детям городов и деревень…
Директор школы гладит по голове, мама улыбается и знаками показывает «молодец!» и так отрадно на душе, так горделиво-приятно...
Вот первое сентября в педагогическом училище. Тут уже слушаешь в пол-уха, оглядываешься по сторонам – вот они новые подруги, кто из них в самом деле может стать подругой? Годы учёбы Нина проживала ровно. Сдавала всё исправно и почти всё на пятёрки…
Запомнилась практика в пионерлагере. Достался Нине отряд, так отряд – десять детдомовских мальчишек, в придачу к двадцати домашним …Ох, и намаялась с ними Нина! То убегали, то отказывались есть, то воровали из пионерской комнаты фломастеры, то закапывались под землю ( землянку строили) Нина за ними бегала, уговаривала, привозила из дома краски и альбомы. В общем и кнутом, и пряником. А они – не управляемые…Она уж думала – всё! никакой я не педагог! Пришла к себе хмурая, вымотанная- а на тумбочке земляника! Да спелая! ягодка к ягодке! Нина заулыбалась, подумала девчонки подлизываются, чтоб на дискотеке подольше поскакать разрешила. Пошла в комнату девочек, а они все как одна: «это не мы, это к вам ( и называют самых отъявленных сорванцов) заходили.» А приехав домой Нина бросила подальше на антресоли свою сумку и закрутилась в обычной городской суматохе и только года через три- четыре обнаружила в кармашке сумки десять адресов с именами и фамилиями тех детдомовских ребят…Все как один ждали, что она им напишет…
Вспоминается, как тряслась перед первым экзаменом в университете. Надо было 15 пьес сыграть на фо-но…Она решила их сыграть детям. Да, пианино в классе неудобно стояло. Надо сесть к детям спиной, каждая пьеска полминуты, но детям это трудно.. Трудно сосредоточиться, трудно пятнадцать пьес, не песен, а просто классических пьес выслушать. Да от них отвернулся на минуту - потерял пол-урока.. И Нина Сергеевна придумала: «Ребята, у меня скоро экзамен. Меня будут слушать профессора, это ответственно. Я, честно скажу, волнуюсь. Готовы вы мне помочь?» класс дружно кричит «да».- Тогда, сегодня, вы мои профессора. Вы будете слушать меня и оценивать каждую пьесу. Поставьте в столбик цифры и напротив каждой будете выставлять мне оценку. Она всё это говорит и думает: «что я творю? Сейчас как понаставят тебе…где тогда будет твой учительский авторитет?! Как потом будешь работать?!» но дело сделано. Дети сосредоточились, вырвали из тетрадок листочки и…Нина играла, а сама всё возвращалась мысленно к вопросу о педагогичности такого эксперимента.. Но в классе было удивительно тихо. Они оценивали, они прониклись ответственностью момента.. после двенадцатой пьесы дети захлопали – она им понравилась. Нина Сергеевна оглянулась, а Алёшка вихрастый смешливый пацанёнок, этакий плакат соорудил и красной ручкой: «Нина Сергеевна мы с Вами»..Что это было? Кто больше «вошёл в роль» дети ли, Нина ли Сергеевна?.. только этот экзамен был сдан на пять!
Ещё вспоминается вокальный кружок, в который не получалось у Нины Сергеевны только музыкально одарённых детей принимать.. Не могла она отказать, тем, кто ОЧЕНЬ хотел петь. Был там один мальчик Толя. Он не блистал, но всё делал настолько ответственно и с душой…И такой удивительный мальчик! В нем какое-то не сегодняшнее благородство сквозило, чистота какая-то.. Нина Сергеевна всегда при нём чувствовала особую ответственность. Надо было как-то по-особому держаться. Слишком внимательны были к ней его глаза. Его мама как-то обронила: « он с первого класса Вами бредит…» И вот однажды, на репетиции, после разборок с девочками: «Я с ней петь не буду!», после нагоняя по поводу не выученных текстов, Нина проверила как Толик исполняет свою песенку и предвкушая предстоящую разборку с одним очень одарённым лентяем, сказала ему: «Толик ты иди домой, ты мне больше не нужен!» она имела в виду, что у него и так всё хорошо, он всё знает…На следующей репетиции – Толика нет. Нина Сергеевна, зная его ответственность подумала, приболел, наверное. Но он и дальше не появлялся. Близилось выступление…Нина Сергеевна к ребятам, а они огорошили: «Толик сказал, что больше не будет ходить на репетиции…» Звонок маме. Она с обидой в голосе рассказывает. Прибежал домой бледный, губы трясутся.. и только обрывочными фразами: «Она сказала, я ей не нужен!!!!» У Нины сердце оборвалось, это ведь чувства…Как она могла?! Так не осторожно!!!…Еле уговорила маму содействовать в уговоре его вернуться.. Всем мальчишкам на 23 февраля подарила подарки от себя лично, но самое главное, это повод, вручая подарок, поговорить с Толиком. Они долго сидели рядом. Он насупившись по мужски, наклонив упрямо голову, она смущаясь и даже слегка запинаясь от волнения и желания его убедить, что не хотела обидеть!!!! В конце разговора заулыбался, оттаял…
Слава Богу!
Ох, сколько их разных эпизодов учительских будней, девчоночьих и мальчишеских характеров промелькнуло в памяти Нины Сергеевны! И она, как Толик после того разговора, оттаяла..
НЕТ, не НЕУДАЧНИЦА, когда в радиусе трёх кварталов от школы через каждые десять шагов слышишь детские голоса:" Здравствуйте, Нина Сергеевна!", а входя в магазин какой-нибудь интересный молодой человек придерживая перед ней дверь басит:"Здравствуйте Нина Сергеевна!", а на праздники телефон пестрит незнакомыми номерами с поздравлениями от ребят..
Это Удача – видеть детские незамутненные притворством глаза, их души, их не управляемые, порой, характеры.. Это счастье, слышать их смешные ответы и серьёзные размышления о жизни, о музыке, о самих себе.
Не верите? А вы сами – попробуйте!
Свидетельство о публикации №108083100354