Якоже и мы оставляем должником нашим. Былинка

Прощеное воскресенье – исконно русский, присущий русской душе праздник. А почему праздник? - спросите вы? Да потому, что душа, освободясь от тягла греха, поет и радуется своему освобождению. Разве это не труд – смирить гордыню и попросить у обиженного прощения? А если произнести два этих слова своему обидчику, и он раскроет для объятий руки – и вы оба счастливы таким несказанным счастьем, что и писать не стоит.

Поэтому Прощеное воскресенье, конечно, праздник – праздник победы души над своей немощью.
Неизбывна моя вина перед родителями; сколько боли принес я им, пока не вразумился – через длинные годы. Отец ушел, так и не дождавшись перемены у пьяницы-сына. А мама? Уж ей-то досталось по полной программе… И ведь все равно любили, жалели, находили оправдания моему безпутству, ждали и верили. И слава Богу, многое изменилось к лучшему в моей жизни. Но папа с мамой почивают на Серафимовском, и не сказать им теперь: «Родные мои, вам больше нечего стыдиться за своего младшенького»… тихо на кладбище.

Родная речь, прямая речь…
Но есть еще и речь иная.
Кому приходит время лечь
В сырую землю – ей внимают.

Зашелестит вокруг листва
Или пчела прильнет к могиле –
И ты услышишь те слова,
Которых мы не проходили.
Алексей Решетов

Я начал пробираться сквозь частокол лет, а память – вторая совесть – вынесла на поверхность многое. Сколько людей я обидел за свою жизнь! В один ряд встали: мальчишка с Хорошевки, которому я разбил нос, мамины рублики, вытянутые из ее кошелька, собственноручно «исправленные» двойки в похудевшем дневнике, вытряхивание мелочи у студентов-сельчан нашей компанией во львовском парке, ножик в кармане, вызов «скорой помощи» к девчонке, не пригласившей на свой день рождения, чувство злобы к чужакам на «нашей территории», вранье родителям, пьянство и много-много другого, коего несть числа.

«Дай полтинник, чувак!..» И трясешься,
Шаришь в узком кармане рукой.
Дай полтинник всего – и спасешься,
Как ракета помчишься домой.

Вот оно, это таинство жизни,
Подарили тебе – и живи,
И слезами нежданными брызни,
А на помощь людей не зови…

Не торгуйся, ведь ты не на рынке,
Да и щель от небес до земли –
Нет, не шире, чем лезвие финки,
И закатом сверкает вдали!
Александр Лаврин

Но теперь я нахожу силы, чтобы простить парня, избившего меня ни за что на Кировском заводе; и даже замкомвзвода Александрова, который издевался надо мной безконечных шесть месяцев в сержантской школе только за то, что моя жизнь складывалась удачнее его, - прощаю! Прощаю женщину, уже тридцать лет живущую местью ко мне: ей в одиночестве тоже было несладко. Прощаю дочь, не пожелавшую понять и простить отца, – Бог нам судья!

Мне все человеки дороги, я всем прощаю долги, обнимемся, бывшие вороги, вы больше мне не враги! Вы крепко меня обидели, но я забываю зло, мы все-таки небо видели, нам здорово повезло. Прощаю сержанта рьяного, что в городе Алмалык бил меня, окаянного, по печени и под дых… Как часто нам от безсилия зубами пришлось скрипеть, но мы родились в России, умеем прощать и терпеть. Спасибо за ночь недолгую, за свет приходящего дня. Прощаю вас, люди добрые… Простите и вы меня! Владислав Артемов.

Но так и не могу найти в себе сил попросить прощения у некоторых людей; я продолжаю осуждать их. Плохо? – безусловно, а раз плохо, почему не примиришь свою совесть? Да потому, что не дожил я еще до того Прощеного воскресенья, когда превозмогу себя и сумею наконец произнести два коротких слова: «Прости меня!» А доживу ли? – обязательно доживу и с сокрушением попрошу у них прощения. А как иначе? «А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана; ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор.2,10-11), - учит апостол Павел.

ПРОЩЁНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Мы обе встали на колени
И, словно сестры, обнялись.
Соединились наши тени,
И помыслы переплелись.

«Прости!» - «И ты прости!» И светом
Счастливым вспыхнули глаза.
Прости меня за то, что это
Так трудно искренно сказать.

За то, что я люблю так мало.
За то, что раньше не могла,
И лишь теперь поцеловала
Тебя, и сердцем приняла.

И твою радость ощущаю,
И взгляд светящийся ловлю.
«Господь простит. И я прощаю.
Он любит нас. И я люблю!»
Людмила Крюкова, убита в Москве †2000

«В ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ЖИЗНИ СЛЫШИТСЯ ГОЛОС ПРОВИДЕНИЯ» (Свт.Филарет Дроздов)
И с вами тоже случалось подобное? Обычное дело: едешь в метро, время бездельное, вот и блуждают глаза по лицам без цели и смысла. Да нет, вовсе не на девушек смотрю – есть такая игра у мужчин, но не потолок же разглядывать.

Вижу лица. На лицах – усталость. Друг о дружку затерты сердца. И от трения ранняя старость проступает в гримасах лица. Андрей Карпов.

Я скользил по лицам людей, везущих свою усталость домой, старался угадать их возраст, профессию, думы. Усталость расслабила лицевые мышцы, и люди, особенно женщины, выглядели таками, какие они есть на самом деле.

Берегите лицо человеческое. Несите сквозь года – и глаза молодые и рты. Словно с озера, с глади лица не спугните выражение детскости и чистоты. Евгений Винокуров.

Только веселые стайки молодежи продолжали захлебываться жизнью, слушать через наушники свою музыку, тараторить о своих важнейших делах. Пройдут годы, подумал я, и радость существования станет глуше, и беззаботность лица сменится задумчивыми морщинами на лбу. Но до старости, началом которой они почему-то считают сорок лет, еще так далеко…

И вдруг что-то сильно кольнуло сердце: напротив сидела ничем не примечательная женщина, с обычным, ничем не примечательным, но таким красивым русским лицом, с набитой сумкой, в скромной одежде и с набухшими от работы руками. Незримая сила не давала мне оторваться от ее лица: что-то невыразимо родное было в ее облике; может быть, мы когда-то были знакомы? Нет, я никогда не встречался с ней раньше. Мне бы преодолеть природную скромность, набрать в легкие побольше воздуха и выйти на ее остановке. А там, набравшись еще и храбрости, подойти и попросить познакомиться.

Зачем? А если она назовет имя, о чем я буду с ней говорить? Попытаться выразить свои ощущения? Да она примет меня за… Господи! Я женатый человек, и это вовсе не плоть (десятки раз за день мы подвергаем ее искушению) – это душа признала родную душу. И потянулась к ней. Я должен, должен, будь что будет!

Красивая женщина, кто ты,
бегущая мимо меня,
усталая после работы
на склоне весеннего дня?

Красивая женщина, кто ты?
Откуда я мог тебя знать? –
Пытаюсь прорваться сквозь годы,
пытаюсь тебя отыскать.

Куда ты стремительно мчишься
в сплетении звездных систем? –
Вот-вот – и в толпе растворишься.
Неужто исчезнешь совсем?..
Николай Астафьев, СПб

...Женщина медленно встала и пошла к выходу.Я глядел ей вслед до тех пор, пока шипящие двери не разделили нас; я уезжал, а она даже не подозревала об этом. Больше я эту женщину не встречал, да и чувств подобных никогда не испытывал. Но временами меня мучает мысль: что принесла бы эта случайная встреча?…

† «Не почитай пустым и самого малого обстоятельства твоей жизни, каково бы оно ни было, Бог хочет чему-нибудь научить тебя, или от чего-нибудь очистить тебя. Если рассмотришь его (обстоятельство в твоей жизни) со вниманием, то увидишь, что оно служит к твоему благу». Св.Симеон Новый Богослов.

Вас электричка быстро уносила,
Вы растворились в радуге огня.
Какая-то неведомая сила
Удерживала за руку меня.

Я Вас не знал, и Вы меня не знали.
И мы, не познакомившись тогда,
Наверное, такое потеряли,
Чего найти не сможем никогда.
Георгий Зайцев
 
       «Я – ПОЭТ, ЗОВУСЬ Я ЦВЕТИК, ОТ МЕНЯ ВАМ ВСЕМ ПРИВЕТИК»
Реклама – не только двигатель торговли, реклама – яркий показатель нашей любви к родному языку. Или нашей безграмотности. Ты уже и не замечаешь лезущих в глаза и уши зазывал торговли любым товаром, но мозг все равно фиксирует и запоминает увиденное и услышанное.
Я очень неравнодушен к поэзии, а так как от рекламы все равно деваться некуда, я решился на небольшое исследование, используя и свои, и интернетские наблюдения, благо денег на это не надобно, потребно лишь время и внимание.

Итак, приступаем: «Если ты уже мужчина, выбор твой – она, машина!» Для начала неплохо, правда, возникает вопрос: а что, женщинам такой выбор не по карману? Вон их сколько разъездилось… «Лондаколор – он удивляет всех. Попробуй раз, всего лишь раз, и гарантирован успех». Тут непонятно, что за продукт и с чем его едят.

Переходим к предметам дамского туалета: итальянские колготки “SISI” - названо простенько и со вкусом (для итальянцев).

Или: «От Парижа до Находки Омса – лучшие колготки». Здесь автору повезло на рифму; осмелюсь предложить еще топоним: «… до Чукотки». Недурно. Но как-то не тянет умываться с помощью турецкого мыло «Дуру» - хоть бы не поленились перевести; наверное, это что-то романтичное…

Опозорились наши северные друзья из Финляндии: фирма по производству мясопродуктов называлась Porti. Наше ухо слышит глагол «порти». Рекламная песенка фирмы звучит так:

       Porti колбаски и Porti сосиски,
Porti сардельки, бекон, ветчина.
Все это можно купить в магазине.
Свежесть и качество Porti всегда!

Или такой перл: Новый «Миф-Универсал» сохраняет капитал!»
Вы, конечно, подумали, что это реклама солидного коммерческого банка. А вот и нет – это стиральный порошок.

Попытки рифмовать рекламу очень заманчивы: в случае успеха прибыль потечет рекой. Вот привязался ко мне и крутится в голове неизвестный «Виль-биль-дан», - и избавиться от него не в моих силах.

Реклама происходит от латинского слова reclamare – «громко кричать» - и существует столько, сколько существует торговля. Чем веселее зазывал покупателей купец, тем лучше шли у него дела. В XVII веке к торговле, как и в прежние времена, относились как к недостойному занятию. Поэт Симеон Полоцкий (1629-1680) называл купцов «лютыми сынами тьмы» и в своих стихах обличал их многочисленные грехи. Главным из них он считал несоответствие рекламы качеству продаваемого товара:

Второй грех в купцех есть лживое слово,
еже ближняго в вещех прельстити готово.

В.Гиляровский в книге «Москва и москвичи» рассказывает, как завлекали в лавки готового платья на Старой площади в Москве:

«И здесь, как же как на Сухаревке, насильно затаскивали покупателя. Около входа всегда галдеж от десятка «зазывал», обязанностью которых было хватать проходящих за полы и тащить их непременно в магазин, не обращая внимания, нужно или не нужно им готовое платье.

- Помилте, вышздоровье, - или, если чиновник, - васкобородие, да вы только поглядите товар.

А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя, так для супруги, для деток или для кучера… Великие мастера были «зазывалы»! (М.,1983, стр.67).

Сухарев рынок!
Сухарев рынок!
Мутное море
Людских песчинок…
«Махорка! Махорка! Махорка-крупчатка!
Во рту горько, на сердце сладко!»
«Чудесный мех! Замечательный мех!
Даже в Париже имел успех!
Мех не надо искать в Париже,
Взять у меня – гораздо ближе».
«Эта пуговица тверже льда.
Пришивается раз, однако же навсегда»…
Александр Безыменский

Вплоть до начала Серебряного века поэзия и реклама не соприкасались. Здесь ярко проявил себя гений Игоря Северянина, который рекламировал, справедливости ради, не «ананасы в шампанском», а богемный образ жизни:

Десертный хлеб и грезоторт
Завершает редко пир
Бламанже.
Воин, бывший на часах,
Отдыхает, сняв мундир,
В неглиже.
Жемчуг в нитках и вещах
Покупает ювелир
Фаберже.

И лишь однажды русская реклама прибегла к помощи настоящего профессионального поэта; Владимир Маяковский и здесь развернулся во всю поэтическую мощь:

Каждому нужно
Обедать и ужинать
Где?
Нигде кроме
Как в Моссельпроме.

Любым папиросам
Даст фор
Герцоговина Флор.

Дождик, дождь, впустую льешь,
Я не выйду без галош.
С помощью Резинотреста
Мне везде сухое место.

К слову, часть «собратьев по перу» обвинила поэта в слишком утилитарном понимании места и значения поэзии в жизни. Илья Сельвинский писал:

Маяковский! Вы увенчанный лаврами
Мэтр и меж поэтов туз,
Как-то за Вами я поплетусь
В малярном деле торговой рекламы?

Время великих, к сожалению, кончилось. И их место сразу заняли «стихи», которые я вывел в заголовок. Подобные вирши становятся частью массовой культуры, они всасываются сознанием, становясь частью нашего лексикона, вобравшего в себя немыслимое количество блатных, глупых и просто неграмотных слов и выражений. Русское культурное поле зарастает словесным сорняком.

Ощутили себя господами, что ходили вчера за стадами. И теперь забирает кондрашка: «Петроградка», «гостинка», «апрашка»… Раиса Вдовина, СПб.

В разрисованной клетке лифта
Не сбежать от культурных знаков,
От рунической готики шрифта –
Злобы с запахом аммиака.

Слава Богу, путь вниз недолог.
Лифт открылся – я вновь свободен.
Но культура сипит: «подонок,
Я тебе еще дам по морде»….

Это – радио из машины.
Это – слоган на перетяжке.
Нам давно оседлали спины
Раскультуренные барабашки.

Мы им служим – и как вдохновенно!
Ради места в общей клоаке.
И ложатся вокруг на стены
Поражения нашего знаки.
Андрей Карпов


Рецензии