Как стать настоящим графоманом. Глава 2

Владимир Коркунов. Как стать настоящим графоманом (учебник, избранные главы)


Параграф два. Чужой опыт. Критика. Любовная лирика. Лучшие рифмы.

Чужой опыт

Работая над этой книгой, мне случайно попался труд – можно даже сказать, несколько фундаментальный – одного из лидеров тверского поэтического цеха Сергея Тверского, печатавшегося в СМИ, того, чью дебютную книгу некто Владлен Кокин опрометчиво предлагал отправить на хознужды. Весь труд по совершенствованию своего поэтического дара Сергей уместил на двух страницах, однако давайте посмотрим и разберём, о чём же шла там речь.
Во-первых, Сергей начал правильно: «от начинающего поэта другим начинающим поэтам». А это и правильно. Кто ещё может давать советы новичкам, кроме тех, кто только что прошёл этот тернистый путь? Не покрывшиеся же паутиной мастодонты, которые уже позабыли, с чем сталкивается новичок в начале пути и дружно кричат: «Графоман» (но теперь-то мы знаем, что это скорее комплимент, нежели обзывание).

Сергей Тверской предлагает любому поэту, приступившему к творению очередной нетленки, подойти к процессу ответственно и даже пройти определённое тестирование – а вдруг это не желание создать Вещь, а пшик? Я даже приведу здесь вопросы, которые он предлагает задать творцам:
1. К кому и с чем я хочу обратиться?
2. Почему я это делаю?
3. Отчего, собственно, стихами?

Это ведь только древние греки сказали бы, что художественная литература токмо поэзия, ныне всё не так. И потом как говорит Сергей Тверской: «Если ты сумел искренне и значимо ответить… и у тебя не пропала охота писать – пиши…».
Это как раз то, о чём мы говорили с вами в предыдущей главе. Это как раз то, чего у истинного графомана никогда не будет в недостатке – желание. Значит, начинаем творить.
Затем Сергей даёт несколько советов, о некоторых из которых мы уже говорили, однако некоторые и для вашего покорного слуги стали откровением.

«Любая критика твоих стихов – манна небесная… В любую критику («умную», глупую»,… «злобную») обязательно вглядись глазами и душой того, кто критиковал. Непременно найдёшь бесценные зёрнышки жизни». Не знаю – не знаю, но моя обширная практика показывает, что большего вреда для творческого человека, чем критика, представить трудно. Исключение составляет панегирик, который стимулирует на дальнейшие творческие свершения. У меня после субъективной критики и критическим подходам к моим работам и работам моих друзей прямо-таки руки опускаются и желание творить пропадает. Поэтому, повторюсь, 90% критиков – зло, направленное на истребление истинных поэтов – графоманов.
Отсюда никак не могу согласиться с Сергеем Тверским. Какие можно найти зёрнышки жизни в статье, которая призывает твой ...дцатый сборник стихов не прочесть и любовно поставить на полочку, а подпереть им расшатавшийся стол?! Это, по меньшей мере, неуважение, а по большей – наплевательское отношение к продолжателям идеи Великой русской литературы и культуры.

Любовная лирика

Все поэты всегда писали стихи на тему любви. У кого это получалось лучше, у кого, увы, хуже. Давайте не мерить их под одну гребёнку, скажем только, что творчество некоторых авторов мы не приемлем, творчество же других, наоборот, вызывает у нас восторг. Это логично. Замысловатые витийствования чужды нашему уху, однако какие светлые чувства пробуждают чистые, искренние слова, положенные на алтарь этой Великой теме! Здесь хочется привести стихи поэта Михаила Правдина:

       Любовь – она всегда со мной

       Любовь всегда со мной идёт,
       Уж несколько десятков лет
       Она мне радости даёт,
       Я тоже – ей в ответ!

       Пусть иногда бежит слеза
       По краешку щеки,
       Но, друг мой, плакать нам нельзя!
       Пусть плачут дураки!

       Мы все должны в себе беречь
       То чувство, что даёт природа,
       Когда, порой, не будет встреч,
       Затянет лики небосвода,
       Ты не грусти, придёт она,
       Любовь нагаданного свойства
       И ты очнёшься ото сна
       И позабудешь беспокойства!

       Любите, вечно и всегда,
       Дарите радость и вниманье
       И будет с вами жизнь щедра,
       И будут нежными лобзанья!

       Моя любовь всегда со мной,
       И сколько б не служить мне лире,
       Я рад ей, только ей одной,
       Что чувства существуют в мире!


Посмотрите, сколько добра и позитива несут эти душевные строки! Это стихи человека, прожившего трудную жизнь, но истинные чувства были с ним всё это время, ибо сам поэт говорит: «Уж несколько десятков лет \\ Она мне радости даёт». А если любовь вдруг уйдёт из жизни человека или придёт грусть, поэт и тут даёт уместный и такой нужный совет: «Ты не грусти, придёт она, \\ Любовь нагаданного свойства \\ И ты очнёшься ото сна \\ И позабудешь беспокойства!».
А вывод стихотворения поистине философский: Михаил сводит всё к тому, что лишь благодаря любви существуют всё остальные чувства в мире. И, хорошенько пораскинув мозгами, с этим нельзя не согласиться.

Поэтов, отдающих дань любовной лирике, часто обвиняют в том, что в своём творчестве они используют избитые выражения и рифмы. В частности «бездонные глаза», «нежное сердце», рифмы «кровь-любовь», «кровь-вновь» и многие другие считаются признаком отсутствия мастерства. Плюньте на тех, кто так говорит. Плюньте ещё раз. Потому что они, эти критиканы, видимо, совсем не знакомы с Великой русской литературой! Дело в том, что «кровь-любовь» - это прекрасная рифма, которую использовали ещё во времена Ломоносова! Потом во времена Пушкина! Потом во времена Есенина! Видите, сколько поколений истинных поэтов использовали эту прекрасную рифму! И никто не считал зазорным, рифмуя строки отказываться от этих слов, потому что, если слова подсказаны сердцем, подбор других слов в угоду критикану, есть ни что иное, как преступление перед русской литературой. А как сказал классик, где преступление, там и наказание – вас не будут читать люди, видя искусственность потуг и подбор слов в угоду неким личностям.

Итак, дорогие друзья, вот вам очередное домашнее задание. Вы все слышали, что такое буриме? Это такой стих, к которому нужно придумать слова, а рифма будет задана изначально. Вот вам пример:

…любовь
…сон
…морковь
…патиссон

Это список рифм, к которым вы должны добавить текст, чтобы получились стихи.
Вот как можно выполнить это задание:

Пришла ко мне любовь,
Пришла она мне в сон…
Такая вот морковь,
А, может, патиссон.

Видите, это легко, интересно и складно! А вот задание для вас. За один вечер напишите пять стихов, выдерживая такой подбор рифм:

…слёзы
…дороги
…морозы
…пороги

…кровь
…меня
…любовь
…тебя


(с) Владимир Коркунов


Рецензии
Хм.... интерестное загадко...

Ледяные наплывы, как мёртвые слёзы,
Растеклись и застыли надолго. Дороги
Над водой проложили седые морозы,
И проломы зияют, как в вечность пороги.

Ногами босыми, разбитыми в кровь,
То припадая, то семеня,
Брела по ухабам слепая любовь.
Кого-то искала. Наверно - тебя.

Андрей Сочинялкин   26.09.2008 16:00     Заявить о нарушении
Молодец, Андрей! Респектище) Удачи вам в жизни!
Автор.

Никандр Беспощадный   27.09.2008 22:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.