Ночь... она ли не ведает тайн...

Ночь... Она ли не ведает тайн, колдовством привечая
Потаённость души... Прикасаясь к волненьям, без слов,
Выразительна чувствами, кроющимися в молчанье, -
До смешного мала... не вмещая простую любовь.

Сочиняет красоты, не слушаясь повелеваний
Вездесущего разума... чувствуя миг, как итог
Самых искренних... самых заветных и страстных желаний,
Проливающихся свежей влагой на жизни росток.

Ночь... Блудница... святая... и мученица... в одночасье.
Проникает в сознанье... касаясь неведомых струн
Заглушающих голос сомнений, пытающих счастье
Нагнетанием лишних в таком откровении - дум.

                07.08.2008

Краткий анализ стихотворения
Тема
Многогранность ночи как символа сокровенного, таинственного начала, вмещающего противоречивые состояния души: от колдовства и страсти до святости и мученичества.
Основная мысль (идея)
Ночь — особое пространство, где раскрываются глубинные чувства, подавляемые разумом: она одновременно и освобождает желания, и обнажает уязвимость человека, не способного вместить в себя даже «простую любовь».
Композиция
3 строфы (8;+;8;+;6 строк), каждая развивает свой аспект образа ночи;
кольцевая структура: начало и конец первой строфы («Ночь… Она…» / «Ночь…») задают ритм повторения;
градация: от таинственности («колдовством привечая») к противоречивости («Блудница… святая… и мученица…»).
Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами описания (образ ночи, душевных состояний).
Стиль
Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью, метафоричностью и эмоциональной насыщенностью.
Средства связи предложений
анафора («Ночь…» в начале 1;й и 3;й строф);
лексические повторы («ночь», «чувства», «желаний»);
местоимения и контекстные синонимы («она», «потаённость души», «сознанье»);
параллельные конструкции («Прикасаясь…», «Проливаяющихся…», «Проникает…»).
Средства выразительности
метафоры: «колдовством привечая», «сочиняет красоты», «проливающихся свежей влагой на жизни росток»;
эпитеты: «вездесущего разума», «самых искренних… страстных желаний»;
олицетворение: ночь «привечает», «прикасается», «проникает», «касается неведомых струн»;
антитезы/оксюмороны: «Блудница… святая… и мученица», «до смешного мала… не вмещая простую любовь»;
сравнения (неявные, через образы: ночь как пространство откровения);
многоточия — создают эффект недосказанности, паузы, внутреннего монолога;
инверсия: «выразительна чувствами», «не слушаясь повелеваний»;
символика: ночь как граница между сознательным и бессознательным, рациональным и чувственным.
Размер и ритм
Свободный ритмический рисунок с чередованием длинных и коротких строк, что усиливает ощущение взволнованного, исповедального монолога. Рифмовка нерегулярная, преобладает внутренняя рифма и ассонансы (например, звуки «о», «а» создают тягучую, ночную атмосферу).
Настроение
Тревожно;восторженное, созерцательное, с оттенком трагической раздвоенности: ночь одновременно дарит откровение и обнажает человеческую неспособность вместить полноту чувства.
Ключевые образы
Ночь — центральный символ, многозначный (тайна, свобода, страсть, страдание);
«неведомые струны» — глубинные слои психики, скрытые эмоции;
«жизни росток» — зарождение нового чувства или осознания;
«голос сомнений» — рациональный контроль, противостоящий ночному откровению.


Рецензии
Да, ночь ведает все тайны,
Что идут под покрывалом.
Как-то я спросил случайно -
Целый день их раскрывала! Шутка. С уважением.

Иван Клюев   08.04.2009 14:50     Заявить о нарушении
ДАДАДА ... имено так...и поди всех то всё равно не раскрыла...иначе это была бы не женщина))) А ночь -она тоже женщина)))
Хорошая шутка....
Спасибо Иван)
СС уважением.Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   12.04.2009 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.