У реки трава по ветру гнётся... ночь

У реки трава по ветру гнётся.
Берег, зацелованный волной,
Сну, как постовой, не поддаётся,
Охраняя время под луной.

Поначалу темнота - всевластна.
И глаза ещё не так мудры,
Чтобы замечать, как ночь прекрасна
До того, как вечные миры

Пронесут свеченья сквозь столетья
К голубой планете на поклон.
Чтобы для людей на этом свете
Сказка мира охраняла сон.

Притаится сумрак за окошком,
Звёзды в речке смочат небеса,
Капая сквозь лунную ладошку
На тревоги сердца, как роса.

И сады душеных откровений,
Между небом и землёй, как раз,
Из ростков прекрасных сновидений
Вырастят плоды Любви для нас.
                31.07.2008

Краткий анализ стихотворения
Тема. Стихотворение посвящено созерцанию ночной природы у реки и размышлению о её гармонизирующем воздействии на человека. В центре — образ ночи как времени сокровенных откровений, когда мир раскрывает свою поэтическую сущность.
Основная мысль. Ночь — не пустота и страх, а время красоты, тишины и созидания: природа «охраняет сон» человека и «выращивает плоды Любви», даруя душе покой и вдохновение.
Композиция. Текст состоит из 4 строф (16 строк).
1;я строфа: образ реки и берега, олицетворение природы.
2;я строфа: переход от темноты к осознанию красоты ночи.
3;я строфа: картина лунного света и его умиротворяющего действия.
4;я строфа: метафорический образ «садов душеных откровений», рождающих «плоды Любви».
Завершается датой — 31.07.2008.
Тип речи. Лирическое описание с элементами рассуждения: зримые образы природы сочетаются с философскими обобщениями.
Стиль. Художественный, с ярко выраженной поэтической образностью. Тональность — созерцательная, умиротворённая.
Средства связи предложений:
лексические повторы («ночь», «луна», «сон»);
местоимения и синонимы («берег» ; «время под луной»; «темнота» ; «ночь»);
параллелизм конструкций («У реки…», «Берег…», «Сну…»);
синтаксический параллелизм и анафора в последних строках.
Средства выразительности:
олицетворение: «берег, зацелованный волной», «сну… не поддаётся», «притаится сумрак», «звёзды в речке смочат небеса»;
метафоры: «сады душеных откровений», «ростки прекрасных сновидений», «плоды Любви»;
эпитеты: «вечные миры», «голубая планета», «душеные откровения»;
сравнения: «как постовой», «как роса»;
перифраз: «свеченья сквозь столетья» (звёзды/свет);
инверсия: «по ветру гнётся», «охраняя время под луной»;
аллитерация и ассонанс создают плавность и песенность (звуки [л], [р], [с], [о]).
Итог. Стихотворение строится на контрасте изначальной «всевластной темноты» и раскрывающейся красоты ночи. Через олицетворённую природу и метафорические образы автор передаёт ощущение гармонии, где ночь становится временем сокровенного диалога человека с миром.


Рецензии