Экспериментальная поэзия - обзор наших достижений

В завершение Конкурса Занимательного Стихосложения хочется привести небольшой обзор проектных достижений в экспериментальной (комбинаторной) поэзии, потому как в эту область практически не ступает нога большинства среднестатистических авторов стихиры. Авторы Проекта, конечно, охватили не все многообразие подобных поэтических упражнений, но похвастаться все-таки есть чем. А заодно и мини-ликбез провести для тех, кто не слишком в курсе этого туманного трюкачества.
Надеюсь, наши авторы не станут возражать, что в качестве примеров будут использованы их творения – тем более, они ведь уже были представлены на всеобщее обозрение в конкурсах)

В обзоре использованы материалы следующих ресурсов:

Т. Бонч-Осмоловская. Комбинаторное искусство
http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/expind.htm

Сайт Тима Скоренко
http://www.timopheus.na.by/poezia5.html

Словарь поэтических терминов на портале "РУССКИЕ РИФМЫ"
http://rifma.com.ru/Poetic-1.htm

Поэтический словарь Квятковского
http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/


КОМБИНАТОРНАЯ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ) ПОЭЗИЯ представляет собой создание словесных конструкций по чётко заданным алгоритмам. Для комбинаторной поэзии характерна реализация некой идеи или концепции в рамках максимально ограниченного словарного запаса. Часто такая поэзия выступает в симбиозе с графикой, математикой и пр. В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения, поэтому она обычно хороша лишь в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами.
Экспериментальные стихи основаны на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм, ограничениях алфавита и пр. К таким стихам относят акростихи, палиндромы, анаграммы, омограммы, ропалоны, моноримы, панторимы, фигурные стихи, анациклы, крипты, лабиринты, брахиколоны, абецедарии, логогрифы, тавтограммы, липограммы, пантограммы, гетерограммы, бесконечные стихи, магические квадраты, П-стихи, интерактивные тексты и т.п.

Наиболее распространенным жанром экспериментальной поэзии является
1. АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайний стих) – стихотворение, первые буквы всех строк которого, читаемые сверху вниз, составляют имя, слово или (реже) фразу. Акростих рассчитан на зрительное восприятие, на слух он неощутим. Если первые буквы строк образуют имя, то акростих называется НОМОГРАММОЙ. Чаще всего именно имена зашифрованы в акростихах, т.е. подобные поэтические экзерсисы являются посвящениями.
В качестве примера можно привести акростих Веры Морозовой "ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО":

       Весенний день горел в лучах заката,
       Солёный воздух горячил моё дыханье.
       Ещё я знаю вспомнится когда-то

       Бездонных глаз манящее сиянье
       Устало светят звёзды с небосклона,
       Далёко где-то музыка играет.
       Едва ли будет небо благосклонно,
       Теплее на душе едва ли станет.

       Хотелось позабыть о том что было,
       Осталось у разбитого корыта...
       Реальность всё же что-то утаила...
       Однажды карты будут все раскрыты.
       Шепнёшь тогда на ушко нежно-нежно
       Останься, не покинь её, надежда...

       (http://www.stihi.ru/2008/05/27/291)


Оригинальный слоговый акростих (нотный) представил на конкурс Константинс Ефимовс:

       ЛЯ минором сожженных мостов
       ДОпоёт песню память, тоскуя.
       МИр застыл штилем яхт парусов.
       ДОждь слезинки у тучи ворует.

       РЕбус жизни загаданный, вновь
       РЕдактирует старые чувства.
       ДОм, сосна, сын и вера в любовь,
       СИла воли - ответ безрассудствам.

       МИфы прошлых забытых потерь
       МИражами ошибок бездумных,
       РЕквизитами судеб людей
       (РЕжиссёр не раскроет задумки)
       ЛЯгут нотой в его партитуры.

       (http://www.stihi.ru/2007/12/11/2055)

В этом стихотворении первые буквы каждой строки являются нотами, образующими мелодию ("Подмосковные вечера"). Удлинённые звуки обозначены сдвоенными нотами (5-6, 9-10, 11-12 строки).


2. МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой (АААА…), т.е. стих одной рифмы. Это тоже несложный образец экспериментальной поэзии, который встречается довольно часто.
Монорим мы наблюдали на конкурсе у Алексы Пожарской:

       До утра не спит в слезинках,
       Уголочком вверх бровинка.
       Речь смущённая, с запинкой,
       Скромный взор – краса глубинки.

       Тишь садовая тропинки:
       Каблучком стучат ботинки.
       Вопросительно малинки
       Шею гнут. Звенят росинки.

       Вкруг беседки – три осинки.
       Торопливость фраз! Искринки!
       Приладоненность. Заминка.
       Шёпот губ: «Отдай травинку…»

       Замелькает зеленинка.
       В междыханьи тают льдинки.
       Опрокинута корзинка,
       Где для виду – горсть рябинки.

       Глаз прелестных шелковинки,
       Ласки пальцев паутинкой.
       Догорает страсть-лучинка…
       «Мне пора, моя Мальвинка!»

       Удаляются ботинки.
       Улыбаются малинки.
       И накинув пелеринку,
       Вновь спешит домой с корзинкой.

       Гордо рдеют три рябинки,
       Помня милую картинку.
       Удивляясь, что Мальвинка
       До утра не спит в слезинках…

       (http://www.stihi.ru/2008/06/09/3528)


3. ПАНТОРИМ (от греч. "пант" – корень слова, "пас" – весь, и франц. rime – рифма или греч. "пантотен" – повсюду, "рит(ф)мос" – ритм, размерность) – стихотворение или часть стихотворения, в котором все (или почти все) слова рифмуются между собой. Панторим встречается очень редко. Почти идеальный панторим, да еще и практически тавтограмму, продемонстрировал Гала Цзы Глюк:

       Будто был туз.
       Будда – бутуз.
       Бампер багров.
       Банда багров.
       Больно, боец?
       Бойня быдлец.
       Бред ли, быльё?
       Бриджи, бельё,
       Белый батист.
       Блеф ли блиц лиц?
       Бивня близнец –
       Библий багрец.
       Брат мой – буян.
       Бритвой – баян!
       Бойкий божбой.
       Блоки – башкой.
       Будто был туз.
       Будда – бутуз.
       Больно бредова
       Бойня берцова!

       (http://www.stihi.ru/2008/06/29/1645)


4. БРАХИКОЛОН (греч. "брахис" – короткий, "колон" – член; здесь: стих, строка) – стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова, т.е. это односложный метр, в котором все слоги ударные.
Мода на брахиколоны в проектной области Стихиры пошла с моего бредового эксперимента (в нем же присутствует и максимально прочувствованная оценка сего жанра)):

       Миг -
       как
       час…
       Дик
       мрак
       фраз.
       Лёд
       слов -
       Взрыв.
       Льет
       кровь
       рифм
       сквозь
       муть
       букв…
       Злость…
       Суть -
       глюк.
       Лей,
       мерь,
       хмурь…
       Сей
       метр -
       ДУРЬ!!!

       (http://www.stihi.ru/2008/05/02/955)


5. ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) – стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы. Также подобные тексты (в т.ч. прозаические) могут иметь общее название "эквиинициальные".
Тавтограммы оказались излюбленным развлечением наших авторов на конкурсе)
Наибольшую популярность завоевал "Бред на Д" Элеоноры Счастливой, причем в нем соблюдены ограничения не только тавтограммы, но и брахиколона:

       Дождь-
       Душ,
       Дрожь
       Двух.
       Да,
       Драйв,
       Данс-
       Джайв.
       Дурь,
       Дым.
       Дум
       Джин.
       Друг-
       Джаз
       Даст
       Дрязг.
       Даль?
       Дол?-
       Дань
       Долг.
       Дождь-
       Душ,
       Дрожь
       Двух.

       (http://stihi.ru/2008/06/22/97)


Типичная тавтограмма попроще - например, у Светланы Ледковой:

       Мысли мучают меня,
       Может музыкой маня,
       Может мелкими морями,
       Может мрачными мирами…
       Мысли мне мычат… мурчат…
       Можно мысленно молчать?
       Мозг мой молит малость:
       Молчанье – моя младость!

       (http://www.stihi.ru/2008/06/27/3343)


Великолепный опыт в этом жанре представила Хейти - тавтограмму, составленную по законам дротткветта (одного из видов скальдической поэзии). Описывать эти законы здесь не буду, они сложны, если интересно - спрашивайте в рецензиях.

       Вот вам, вредным, виса!!!
       (http://www.stihi.ru/2008/07/03/3961)

       Вору волчьей воли,
       Волги ветру верить?
       Вряд ли враль вокальный-
       Вражьи "Висты" виснут!!!

       Вентиль в вену - вредно...
       Ведьму вяжет важно
       Вили вирта.
       ______________Вирус,
       Видимо, вколдован.


6. АБЕЦЕДАРИЙ (АЛФАВИТНЫЙ СТИХ) - стихотворение, начальные буквы всех слов (или строк) которого составляют алфавитную последовательность. Построчный абецедарий продемонстрировала Лукавая Лизавета на конкурсе "Июль 2008 - Лучшее" (причем как в прямом, так и в обратном алфавитном порядке). Привожу прямой:

       А/кростих по алфавиту написать?
       Б/укв много! Ох, смогу ли все объять...
       В/он их сколько! Растянулись в длинный ряд!
       Г/армоничною колонною стоят!
       Д/оберусь же до последней буквы я...
       Е/сли выдержит фантазия моя!
       Ё/-моё! Седьмая строчка - самый смак!
       Ж/аль, что мысли превращаются в форшмак!
       З/атрещала моя выдумка по швам!
       И/ пошла стучать по вашим головам!
       К/то успеет подхватить мою игру,
       Л/изавете будет явно понутру!
       М/ысли тянутся неспешной чередой...
       Н/адо брызнуть на лицо святой водой!
       О/чень хочется добраться до конца...
       П/очему бы не испить глоток винца!
       Р/овным почерком уверенно пишу...
       С/мысла нет...на уши вешаю лапшу!
       Т/олько после я прощенья попрошу,
       У/ читателей, которых насмешу!
       Ф/иолетовая рифма - невпопад
       Х/ромоногая убого встала в ряд!
       Ц/елый день меня терзает алфавит..
       Ч/епухой теперь мой опус знаменит!
       Ш/кольный вспомнился по "русскому" урок
       Щ/едры знания давались нам не впрок!
       Ъ/ъъъъъъъъъъъъъъъъъъъъ
       Ы/ыыыыыыыыыыыыыыыыыыыы
       Ь/ьььььььььььььььььььь
       Э/то были годы лучшие, друзья!
       Ю/ность буйную ни с чем сравнить нельзя!
       Я/ доехала до самого конца!!! МолодцА!!!

       (http://www.stihi.ru/2008/07/08/1710)


7. ЛИПОГРАММА (греч. leipo – пренебрегаю, gramma – буква) – стихотворение, в котором полностью отсутствует один или несколько звуков (букв). Это не редкость, более того – часто и сами авторы не подозревают, что сотворили, оказывается, в одном из комбинаторных жанров.
Например, в стихотворении Ольги Анисимовой "Четки" отсутствуют буквы г, ж, ф, х, ц:

       Чётко часы чеканят чечётку.
       Чушь отчищают чёрные чётки.
       Чья-то чекА "чёт" и "нЕчет" считала:
       очередь честная - прочерк - в начало...
       Частые частности - бич человека.
       Вечность - не счёт по оплаченным чекам.
       Чуять черту - чрезвычайные чары?..

       Чист чаепития час под чинарой.

       (http://www.stihi.ru/2006/02/18-180)

Одна из самых сложных разновидностей липограммы - МОНОВОКАЛИЗМ, вид ГИПЕРЛИПОГРАММЫ. В таких стихах отсутствуют все гласные буквы, кроме одной. Например, гиперлипограмма на Ё (да еще и в виде мономакра):

     Зе-Бра
     Ё-счёт

     Счёт спёрт?
     Штё?
     Врёшь, чёрт!
     В нём всё:
     взлёт звёзд,
     шёлк грёз,
     лёд слёз,
     трёп жён,
     рёв тёщ,
     зёв Стёп,
     мёд пчёл,
     схлёст сёл,
     скрёб свёрл...
     Чьё Ё?
     Счёт ждёт, мсьё!
     Пьём с трёх!
     Адьё!

     (http://www.stihi.ru/2009/01/29/2733)


А Сергей Мордвинцев посвятил Казимиру Малевичу, похоже, абсолютную гиперлипограмму, в которой отсутствуют ВСЕ буквы/звуки)))))))))
Вот она:)))))

       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................
       ................................................

       (http://www.stihi.ru/2006/11/09-1093)

Также есть мнение отнести творение Сергея к пиктограммам – и полагаю, одно другому не мешает)))


8. ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно, возвращающийся) (русское название – перевертень) – слово, стих или фраза, которые можно читать как слева направо, так и справа налево. Стихи, состоящие из палиндромов, носят название ПАЛИНДРОМОНЫ.
Творение с выраженными палиндромными элементами представил нам Александр Жолкевский:

       Влип
       Тип
       «Пит»
       Пил
       Лил
       Пот
       Сел
       В лес
       Лип.
       Пел
       Стих –
       Хит.
       Лев –
       Кот
       Вел
       Ток…
       Съел.

       (http://www.stihi.ru/2008/06/30/3921)


9. ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет – звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия.
Например, многоуважаемый Гала Цзы Глюк глубоко философично решил построить стихотворение в форме двух половинок отливной формы для коловорота (оно так и называется - "коловорот"):

       клевала курица змею
       свинья за ними наблюдала
       квадрат земли* катился в небо
       а небо утыкалось в землю плугом
       окно иконы в инока вперялось оком
       пока сам инок в облаках витал молитвой
       на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
       зарёю правили бореи*** звёздные врата
       втиралось око в пустоту созвездий
       за плугом небо бурой полосой
       земли катилось под ворота
       ... ... ... ... ... ... ...
       за плугом небо бурой полосой
       втиралось оком в пустоту созвездий
       зарёю правили бореи*** звёздные врата
       на кольском** шла вовсю постройка пирамиды
       пока сам инок в облаках витал молитвой
       окно иконы в инока вперялось оком
       а небо утыкалось в землю плугом
       квадрат земли* катился в небо
       свинья за ними наблюдала
       клевала курица змею

       (оригинал с пояснениями располагается по ссылке http://stihi.ru/2008/04/25/2197)

У Аделы Василой фигурное стихотворение "Свободна я" написано в форме летящей птицы, что очень выразительно связывает форму и содержание:

       . . . . . . . Свободная...
       . . . . Свободна я, как птица...
       . . . . . . . . . . . . . . . Душе ничто
       . . . . . . . . . . . . . . .отныне не указ,
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . и не влечет,
       . . . . . . . . . . . в руке моей, синица -
       . . . . . . . . . Журавль, что в небе,
       . . . . . . . . . . . восхищает глаз.
       . . . . . . . . . . . Зачем же так
       . . . . . . .в груди бывает тесно,
       . . . а сердце бьется будто в пустоте?
       . . . . . . . . Свободной слыть, конечно, очень лестно,
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Но держит страх, cиницею в руке!
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И всё ж ладонь
       . . . . . . . . . . . . . . расправлю, через силу,
       . . . . . . . . . . . . . . . . преодолев безумный
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . тёмный страх,
       . . . . . . . . . . . . . . . воспряну к небу -
       . . . . . . . . там журавль милый...
       . . . . . . . . .Экстаз полета -
       . . иль паденья крах!

       (http://www.stihi.ru/2006/07/18-79)


10. КРИПТА (греч. "криптос" – скрытый) – это стихотворение, имеющее в каждой строке точно посередине цезуру (паузу) и внутреннюю рифму, в связи с чем его можно читать как справа налево, так и сверху вниз, причем смысл при разных способах прочтения может быть совершенно разным.
Вот красивый образец крипты, составленной Рыцарем Королевской Крови:

/правило прочтения: сначала читаются отдельно левые полустишия, потом правые, а затем все вместе/

       Не буду я с тобой..................игрушкой новомодной,
       Ты даже не зови,...................как зимняя гроза.
       Тебе ли быть со мной...........надменной и холодной,
       В объятиях любви.................глядишь в мои глаза.

       Пусть разум одарён..............неведомым обрядом
       Любовною рекой,.................разлит в бокал коньяк
       Я буду упоён.........................твоим медовым ядом
       Таинственной красой...........повержен будет всяк.

       Душа моя ликуй!...................Как будто бы во снах,
       Дарует грешным власть.......прозрачная улыбка,
       Горячий поцелуй..................застынет на губах,
       Усиливая страсть..................так призрачно и зыбко.

       В объятья завлечён...............найдя себе покой,
       Судьбинушкой лихой,..........под звук весёлых песен,
       Я буду обручён.....................вовеки пред тобой
       С красавицей иной...............пусть будет мир так пресен.

       (http://www.stihi.ru/2007/11/09/499)


11. СЛОВЕСНЫЙ МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ – текст, который можно читать как и в обычно порядке - по строкам, так и по столбцам: сначала все первые слова, затем все вторые и так далее. «Горизонтальные» стихи могут быть тождественны «вертикальным», как было в случае буквенных квадратов, а могут и отличаться от них, сохраняя только общий смысл текста.
Образец тождественного словесного квадрата был составлен Алексой Пожарской в ходе конкурса-марафона "Стихушки-похвалюшки" на Раёшнике:

       А ночью________под лунной____рекою_________танцует_______воздушно_____мой Лемминг!
       Под лунной_____сонаты________звучанье______изящно________кружись и ____вальсируй.
       Рекою__________звучанье______наполнит,_____он с Дамой____обнявшись_____красиво,
       Танцует________изящно _______он с Дамой.____Миг страсти___изведай_______под звуки,
       Воздушно_______кружись и,____обнявшись,____изведай_______забвенья ______ночного
       Мой Лемминг___вальсируй_____красиво_______под звуки_____ночного ______мотива!

       (http://www.stihi.ru/2008/07/28/3170)


12. АНАГРАММА – слово или текст, полученные в результате перестановки букв другого слова или текста. Анаграммоподобную природу часто имеет КАЛАМБУР – игра слов, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства разнозначащих слов или словосочетаний. Каламбуры часто являются скороговорками, поскольку в них ярко выражены аллитерации. СКОРОГОВОРКА – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях, заключается она в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении всей фразы. Известный всем классический пример каламбура-скороговорки – "На дворе трава, на траве дрова".
Не особо вникая в терминологию, я когда-то написал пару скороговоркоподобных языколомалок, вот одна из них:

       Порядок жизни так несовершенен,
       Незавершенностью страшит со всех сторон…
       Но вдруг от наших неожиданных свершений
       Вершиной совершенства станет он?

Более удачные, на мой взгляд, скороговорки имеются у Аделы Василой по адресу http://www.stihi.ru/2008/04/04/454
Вот одна из них:

       Про липку

       Листья липкие у липки -
       Клей стянули у улитки,
       Ливень смыл тот клей с улыбкой...
       Липка мыта, ливень – липкий!


Оригинальным анаграммоподобным опытом комбинаторного стихосложения является также ВСТРОЙ. Обыкновенно это одностишие или двустишие, иначе говоря, небольшой стих, в котором части строк (слов) образуют отдельное слово или фразу.
Это явление, например, мы наблюдали на конкурсе одностиший у Элеоноры Счастливой:

       ОДИНОЧЕСТВО – ОДИноких НОчей пророЧЕСТВО.

       (http://stihi.ru/2008/06/18/88)


Еще одним впечатляющим анаграммическим опытом поделился Оскар Боэций, назвавший данную разновидность экспериментальной поэзии ФОНЕМОРЕТРАНСЛЯЦИЕЙ:

     прести-дижи-та-тор. бред 13
     (http://www.stihi.ru/2008/02/16/3158)

     И персть, и раж, и жита рост
     Перетирают сеть.
     Иди же ора-жора от,
     Пора артисту петь.
     А сита дрожь – просеет сор,
     Средь рож таи протест.
     Да режь престижа-стажа торт.
     Ржа старит перстень – ест.
     Жест дирижёра – жарит степ –
     Дрожит портрета топь. 
     Тираж и дети, спорт и реп.
     ПарИть? Претить? Пороть?
     И ритор-страж, и ряжа стать –
     Под пресс иди – в простор.
     Стриж стар. И реже, реже страсть –
     Рвёт сети рыжий Тор*.
     ________
     *Тор - в скандинавской мифологии один из богов-асов, бог неба, повелитель грома и бури, бог войны…

Слова в этом стихотворении составлены из букв слова "Престидижитатор".
Такие стихотворения, полностью составленные из букв какого-либо слова или фразы, называются АНАГРИФАМИ.

13. ЛОГОГРИФ (от греч. "слово + сеть") – фраза или стих, основанные на построчном убывании начальных звуков.
Идеальный логогриф объявился неожиданно прямо в процессе голосования у Ольги Анисимовой:

       Усталая
       стала я.
       Талая.
       Алая.
       Лая?
       А?.. Я?..
       Я.

       (http://www.stihi.ru/2006/01/27-1939)


14. РОПАЛОН (РОПАЛИЧЕСКИЙ СТИХ) – стихотворение, представляющее собой последовательность постепенно увеличивающихся или уменьшающихся элементов: последовательность слов с растущим или убывающим количеством букв в словах, последовательность стихотворных строк из слов с растущим числом слогов, и т.д.
Буквенный ропалон попытался из интереса составить я сам, и это дело оказалось не менее муторным, чем брахиколонить (разумеется, если пытаться сохранить хоть какой-то смысл):

       Нет меры спору - мнения расхожи.
       Нас злое пламя чувств жестоко обжигает…
       Кто даст совет, агонию умножив -
       Как жить, покой друзей всерьез оберегая?


15. ПОЛУСЛОВНИК (термин Т.Скоренко) – это стихотворение, слова в котором не полные, а оборванные, но при этом сохраняется как суть стихотворения, так и его технические параметры, такие, как рифма и размер.
Единственный пример полусловника, однажды "вживую" попадавшегося мне на глаза – это образчик экстремально глючной поэзии Дэвида Копперфилда)) Не знаю, насколько полно в нем сохранена суть, однако, это творение однозначно можно отнести к данному жанру:

       Я не лю тя.
       Или лю?
       Лю, мож, сбя?
       А как разлю?
       Боль терп му!
       Забей на гру!
       Сон без те
       Меня не гре.
       Жо в огне,
       А пря на пне.
       Оч хре без
       Нам дру-дру пе!
       Ты прильпе, прильпе, прильпе...
       Вон, гля, как лю мо я те...

       (http://www.stihi.ru/2008/03/19/3172)


16. СЛОВОНОВШЕСТВО (СЛОВОТВОРЧЕСТВО) – словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего какому-то явлению, понятию, ощущению.
Новообразованные слова подчиняются законам языка (в смысле, например, построения фраз, характерного или допустимого сочетания букв в словах и т.п.), и смысл их вполне может быть понятен непосвященным.
Чемпионом в словотворчестве у нас, естественно, можно назвать Оскара Боэция, но так как его примеров и так уже много, то очень кстати пришлось внеконкурсное стихотворение Алексея Абашина "Му-мука":

       Юнпас му-муков геть на траворост,
       воздухосвистнув хлоподлиноплетью.
       Ку-кар дал ор, вскрымавшись на дворпост.
       Утрялось. Вёдродень жил в зноелетье.

       И косотравы – стародругари –
       словоцепляясь тропали к водтечи.
       А шавкобрёх злопёсоговорил,
       бегучелая косотравам встречно.

       ***
       Юнпас на траворосте дудковал.
       Мыслюче тавтологил нотофразу.
       Му-мука Зорька мукала слова,
       зыряя на юнпаса доброглазо…



Кроме всего перечисленного, к комбинаторной литературе можно отнести и т.н. твердые формы – стихотворные формы, в которых заранее определен объем, метр, рифмовка, строфика (а отчасти – и образный строй, композиция и пр.). К твёрдым формам относятся сонеты, рондо, триолеты, канцоны, скальдическая поэзия, японская поэзия, газели, рубаи и т.п. Однако произведения твердых форм обладают значительно большей осмысленностью содержания, чем вышеперечисленные жанры. Иными словами, в целом форма в них не настолько подавляет содержание.

На этом обзор образцов экспериментов наших авторов пока закончу, однако я надеюсь, что мы способны на большее)) Гордо оставляйте в рецензиях ваши комбинаторные опыты в жанрах, перечисленных в начале обзора, но пока не представленных здесь, и очень возможно, что данная статья будет расширяться и дополняться. Также буду рад любым отзывам, предложениям, возражениям и обсуждениям.

Призрак Гуманизма


Рецензии
А к какому жанру Комбинаторной литературы относится это произведение :)

А ты очаровала всех КРУГОМ.
Прекрасна так, что голова аж КРУГОМ.
Как жаль, что думаешь ты о ДРУГОМ!
Прощай! Не попрошу остаться ДРУГОМ.

Нет, не спасут и дальние КРАЯ.
Желаю стать счастливой С НИМ, А Я,
С души тяжёлый камень не СНИМАЯ,
Нырну в тот омут, где ни дна, ни КРАЯ.
Приглашаю в гости. У меня есть чему поучиться (я ещё и самый скромный :)
http://stihi.ru/avtor/samiiisamii&book=4#4

Искренний   06.09.2009 21:38     Заявить о нарушении
"С ним, а я" - "снимая" - каламбурная рифма...

Екатерина Ла   06.09.2009 22:05   Заявить о нарушении
остальные - омонимические:)

Екатерина Ла   06.09.2009 22:07   Заявить о нарушении
а вот пример похожего стихотворения: http://www.stihi.ru/2009/06/05/4448

Екатерина Ла   06.09.2009 22:09   Заявить о нарушении
Третья строка сильно провисает из-за пяти безударных слогов подряд. Может, для выравнивания ритма заменить "думаешь ты" на, например, "ты мечтаешь"? А то там в нынешнем варианте так и напрашивается "думаЕшь".

С уважением,

Чёрная-Пречёрная Кошка   06.09.2009 22:50   Заявить о нарушении
Нет, не угадали. Все эти рифмы-омографы. Слова, одинаковые на письме, но различающиеся ударением. А ещё их можно отнести к диссонансным рифмам. Пример стихотворения с диссонансными рифмами:

Соскучившись по деревушке,
(Душа - она не деревяшка!)

В далёкую поеду в глушь-ка!
К друзьям старинным, к Лёшке с Глашкой.

Построю рядом развалюшку.
Потом спрошу: "А разве, Лёшка,

У вас не сыщется милашки
Кого назвал бы я малышкой?"

Искренний   07.09.2009 08:21   Заявить о нарушении
да, действительно, то, что разные ударения, я заметила:)
Вы тоже заходите - вот, например, на "Новые имена":)

Екатерина Ла   07.09.2009 11:34   Заявить о нарушении
Не все омографы) Одна все же каламбурная, основанная на сдвиге)
Да, интересные у Вас эксперименты с рифмой)) Спасибо, надо будет побродить на досуге))

Призрак Гуманизма   07.09.2009 18:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.