Школа 1233

Это единственная страница, где я могу полностью высказать свое мнение. Мне кажется важным, чтобы это мнение дошло до тех, кто сейчас думает о выборе школы для своего ребенка.

Конец мая 2007 года, в одной из московских школ – выпускной из 4 класса «А». В наше время был всего один такой праздник, теперь – хоть каждый год. Оказалось – это здорово, наши дети на сцене были великолепны: совместное творчество классной руководительницы и моё. Все умилялись, звучали реплики: «Молодцы! Какой замечательный класс!» Мы, родители, уже не первый месяц знали, что «такой замечательный класс» на следующий год прекратит свое существование. Верить не хотелось, ведь дети наконец-то худо-бедно сдружились, не так, конечно, как когда-то дружили мы, но всё же, всё же. Стали образовываться компании по интересам, намечалось общение…
Лирическое отступление номер раз. Некогда мне очень не повезло с таким вот «классовым» общением. Обычная история, первые 2 класса в одной школе, первые друзья, игры, тайны, затем переезд, разрыв по живому, новый коллектив, сразу поразивший своей разобщенностью, и «домом» так и не ставший. Друзья в конце концов с трудом образовались, весьма и весьма немногочисленные. В общем, впечатление на всю жизнь.
Поэтому все силы прилагала к тому, чтобы у моей дочери такого не случилось. Видела, что дети теперь совсем другие, они изначально индивидуалисты, все поголовно чем-то занятые так, что поиграть после школы почти всегда не с кем (общение в компьютере тогда еще воспрещалось, да и не общение это вовсе).
Итак, многочисленные экскурсии, которые я организовывала в гордом одиночестве (школа у нас к таким вещам непричастна): Оружейная палата, Коломенское, Кусково, домик Чуковского в Переделкино, Красный Октябрь… Одно время, классе во втором, мы ездили на экскурсию практически каждый месяц, если не чаще… Ладно, это правильно, так и должно быть, по-моему убеждению учебный процесс должен – обязан! – быть разнообразим и украшаем такими выездами.
Едем дальше. Дни рождения дочки – обязательно весь класс, выбрать кого-то она не могла, шли все. Союзмультфильм, театр, где она играла… Главное – что вместе! Так, постепенно, класс сдружился. Еще были постановки – нашей «классной» классной и мои. Дети такие талантливые!
И вот – наш выпускной. Восторги. Раздача наград и медалей. Через день – снова вместе – в кафешке. Дети в восторге. Родители – в недоверии: неужели в последний раз вместе?..
Прощались на лето…
Да, тогда мы еще ходили сплоченным родительским коллективом – искали правды у администрации. Как? Зачем? Почему наши дети?
Правда была в том, что из параллельного класса дети регулярно разбегались, наберут в начале года класс – к концу остается едва ли половина. Причины здесь неинтересны, хотя и тривиальны. Итак, по-отечески разъясняли нам у директора, войдите в наше положение, нам не открыть два класса, у вас – 25, а там – 11 человек. Из этого следовал великолепный вывод: классы надо перемешать, выбрать детей в гимназический (там-де некое другое финансирование), а остальных – слить в класс послабее, тогда все и решится. Резали по живому. Мы пытались сопротивляться, выясняли в разных местах, зачем рушить сплоченный и «укомплектованный» класс, имеют ли на это право? Мнения были разными, но, в основном, что - не имеют. Сколько лжи мы выслушали в те дни в стенах «родной» школы!... И – результат предсказуемый для всех, кто пытался бороться с «детским учреждением»: нас-таки обошли, благополучно обманули. Сейчас уже не вспомнить всю муть, которую вешали на уши. Пустые разговоры о неких «тестах» на предмет способности стать «гимназистом» (тестов никто, понятно, так и не писал), о заявлении с просьбой об «открытии гимназического класса» (заявлений от родителей не было) и т.д. Итак, было сказано в конце года, по результатам окончания начальной школы нас переводят в «гимназический» класс, слабеньких отбирают в «простой», а если за лето не добирают в него еще детей, то – расформировывают. На том и попрощались мы с начальной школой.
На линейке 1-го сентября было обнаружено, что моего ребенка (с двумя четверками, остальные пятерки) не сочли достойным «элитного» класса. (Объяснение: не рекомендовано по состоянию здоровья – действительно, есть хроническое заболевание, - слишком большие нагрузки, 7 уроков ежедневно, сами понимаете, гимназия, всякие там логики-риторики…). Второе, услышанное в тему: классы стали по 19 человек, почти все друзья дочки в «элите», а мы… 19 человек в нашем классе было ровно 5 минут, а потом некий папа, решительный, как все футболисты, громко заявил на всё собрание: «А чегой-то мой сын в отстое должен учиться?!». Мальчика тут же перевели в «элиту», а нас стало 18 – 13 девочек и 5 мальчиков. Теперь мы доподлинно знали, что наш класс «отстой».
За разъяснением бросились к администрации. Новая информация (тут немного недолгядели за слишком ретивой дамой, отвечавшей на наши «с какой стати?»): Ну не все же дети могут и должны иметь равные стартовые возможности! Вы согласны, господа?!
Глядя на наши побагровевшие физиономии, администрация осознала, что в освещении правды не стоит заходить так далеко, и больше эту «розовую свинку», так некстати проговорившуюся, к нам близко не подпускали.
На смену ей явилась улыбчивая дама – психолог и добрая, мудрая, всё понимающая директор. Буйствующих родителей «отстоя» пригласили в её кабинет (сколько раз потом в течение года мы там бывали, пока не махнули рукой), рассадили и долго убедительно лгали, что классы наши абсолютно равноправны, и учителя и предметы одни и те же, никаких дополнений и привилегий! Название «гимназический» - лишь для РОНО, поймите, там свои интриги, а мы их с вами обходим! Ну, хотите, пусть ваш класс будет «А», а тот «Б»! Старые дуры (мы) закивали, заулыбались, и – согласились. Правда, лично у меня остался вопрос – а что же страшная нагрузка, кою мой, ослабевший ребенок никак не выдержит?
Конечно, я понимаю, что в «вышвыривании» нас из «элиты» играли свои обстоятельства. Более того, с моей дочерью они почти никак не связаны, скорее со мной. Конечно, я могла пойти на поклон, по примеру футбольного папы попросится из «отстоя»… Но – с какой стати просить о том, что тебе и так положено? Проситься к тем, кому не нужен? Да и программы те же… Конечно, я понимала, что все словеса о том, что «дети же будут общаться на переменах, никто не запретит им дружить!» - чушь, параллельные классы всегда сталкивают лбами, кто лучше – «А» или «Б». Так, конечно, и стало. Дружбы распались. Распадались они очень болезненно: помню, на спортивных состязаниях, где надо было кричать поддерживать свою команду, моя дочь, через силу кричала нечто против соперников: «Мам, я не могу, это же наш класс!»
Дни рождения обезлюдели.
Наш замечательный 4 «А» прекратил свое существование.
Зато школа получила финансирование. Мы вошли в положение.
Можно все это назвать лирикой, эмоциями. Да, целые школы распадаются, и ничего. Да, ничего, наверное, если бы только это. Школа у нас «спец», немецкая. Тут кратко: программа «Мозаика» ниже всякой критики (здесь это не обсуждается, ибо - очевидно), во всех спец школах ее ввели, все мучаются, но пытаются выйти из положения: много читают немецкой литературы, ставят сценки, разыгрывают диалоги. Короче, учат язык. У нас учат темы. В 5-ом классе их было штук20, грамматику мы не изучаем, дети язык не знают, и, в большинстве, ненавидят. (Кстати, у нас – «5», потому что есть домашняя учительница, с ней мы изучаем язык, а не темы). Итак, профиль – 0.
Русский и литература – 0. Учительница пожилая (сильно). Договор на год, уволить в силу неких веских причин нельзя. Как бабушка – прекрасная, даже временами заботливая, как учитель – безграмотная. «Пьесса» - только так, путаница с подлежащими и сказуемыми. Дети изучают язык «от противного», находя ошибки «бабушки». Свидетельств – огромная куча, включая записи видео на телефонах, куча жалоб, заявление, подписанное всеми родителями – бабушка на месте.
О литературе даже писать стыдно. За исключением «Детей подземелья» мы ее прошли мимо. Всю.
Математика. Очень слабая молодая учительница, обучающая «из любви к искусству», искусства самого, впрочем, не зная. Пропадала несколько раз на месяц. Математики не было в это время вообще, затем, как водится, гнала – короче провал.
История. Вначале молодой специалист 25 лет произвел фурор. Историю Древнего Египта мы знали по минутам. Потом начались странности. Молодой человек не справлялся с классом, обижался, собирался уходить, классы заставили писать сочинение на тему: «Почему я хочу, что N.N. остался?». Затем детям самим было поручено вести уроки. В результате из изученной нами Истории Древнего мира полностью испарились: искусство Древней Греции, Александр Македонский со своими завоеваниями. Ганнибал, образование Римской Империи… Видимо, эти темы были не близки преподавателю.
Короче, очень жалко, что мы не послушали умных людей, советовавших бежать из 1233 сразу после начальной школы. Пятый класс оказался провальным – во всех смыслах этого слова. Правда, недавно мы узнали, что в «элите» преподавали 2 предмета, которых «отстой» оказался недостоин: Мировая художественная культура и Зарубежная литература. МХК нам предлагали тоже – после уроков в любой день. У «элиты» он включен в расписание, больше 6-ти уроков у них не случалось (к вопросу о нагрузке).
Классного руководства у нас не было. Молодая учительница, которой поручили этот ужас, кажется, не оправилась от него до конца года. По крайней мере, всякий раз, когда мы к ней обращались, она шарахалась и смотрела на нас с ужасом (даже когда пытались ее поздравить с 8 марта). Классных собраний за год было 2-3. На них выставлялись оценки за все предметы триместра, которые учителя не считали нужным ставить в течение учебного времени. Вообще, это отдельный разговор: оценки в дневнике (главном документе школьника) и в классном журнале не совпадали почти никогда, родители видели истинные оценки чада лишь перед аттестацией, когда и делать-то что-нибудь уже поздно. К слову, если возникали какие сомнения, надо было что-то подтянуть (у нас, к примеру, по математике), добиться дополнительных заданий было невозможно.
Никаких классных мероприятий руководительница не проводила. И это при том, что классы только что были порваны, их необходимо было сдруживать какими-то общими делами.
Единственную за год экскурсию провела я. Выполнение проекта «Принимаем в первоклассники» в нашем классе осуществила я… Новогоднюю вечеринку – снова я…
Потом надоело. Класса не было и не стало. Такой праздник, как 9 Мая был в школе вообще проигнорирован. Новый Год – позорище…
Ну, да ладно.
Возвращаясь к «равноправию» классов. Постепенно стало очевидно, что к классу «Б» все относятся и обращаются, как к гимназическому. «Вы же гимназисты!...» («Классы абсолютно равны!...») Учителя русского, математики, психолог школы наши классы отнюдь не считали «равными». Как и предполагалось, мы – слабачки, они – элита. Как сказали одной маме в «их» классе: «Вообще непонятно, как ваша девочка с такими способностями оказалась в гимназическом классе!» Как будто понятно, как там оказались троечники из бывшего 4а… Хотя – понятно.
А ложь все росла, как снежный ком. С каждым днем становилось все противнее. Из разговоров с другими классами нам было известно, что где-то есть неплохие преподаватели, но их драгоценные часы расписаны на много лет вперед и нашим детям – ни элите, ни отстою они не светят. Четкое ощущение, что наши пятые классы никому здесь не нужны достигло апогея в истории со скарлатиной. Заболели несколько человек в обоих классах. Карантин объявили так, что об этом никто не знал (в нашем классе раньше, объявления не было, родители просто сами перестали водить детей. О карантине в гимназии уже сообщили). Короче, весь май из наших 18 детей ходило трое-четверо, из «гимназии» - немногим больше. Сказать, что это никого в школе не озаботило – не сказать ничего. Наша классная руководительница не позвонила нам ни разу. Когда мы попытались получить какое-нибудь задание по русскому или математике, чтобы находясь дома, все же закончить обучение в пятом классе, директор(!) сказала нам, что-де оценок у нас достаточно, нечего и дергаться. Речь, правда, шла о знаниях, ну да ладно, всё дорешали и дописали самостоятельно… Короче полное недоумение.
Постепенно практически все родители перестали «искать правду» по преподавателям и в приемной директора. На последнем общем собрании от пятых классов была … одна мама, да и то зашла случайно. Со школой было все ясно.
Очень сожалею, что не забрала ребенка из этой школы еще в начале года. Мы успешно прошли тесты в две школы, но удерживало опасение нанести психологическую травму ребенку при переходе в другой коллектив, да и какая-то безумная, слабенькая надежда: вдруг что-то наладится… Конечно, мы обсуждали ситуацию с другими родителями, нас всячески пытались удержать (родители же), говоря, что в других школах – свои тараканы… И вот год закончен. Он был абсолютно провальным с точки зрения образования. То, что задержалось в голове - остатки знаний, полученных в начальной (удачной) школе. Коллектива перестало быть жалко, ибо его больше нет: раздел классов крайне успешно выполнил миссию изгнания из жизни наших детей какой бы то ни было «школьной дружбы». Насчет тараканов: да, возможно всё, очевидно одно: тараканы в 1233 такие многочисленные и жирные, к тому же известные всем в лицо, что хуже не будет, т.к. сие невозможно.
Итак, документы мы забрали. Остались в прошлом многочисленные лингафонные кабинеты, в которых наши дети из немецкой спецшколы по разным, многажды озвученным, причинам, не бывали ни разу(!!!), но почему-то обязаны были убирать их за взрослыми дядями и тетями с курсов иностранных языков при МИДе, которым никакие «причины» не мешали там заниматься. Больше не будет многомесячных перерывов в занятиях математикой, а затем бешеной гонки за «галочкой». Казусов на русском, прохождения литературы путем изучения жизнеописания авторов (и – всё!), выписывания на сдвоенных уроках по немецкому числительных от 1 до 100 (все 1,5 часа!), будто ничего более сложного в это время изучить не стоило.
Больше не будет…
Все равно очень жаль, что так получилось, что рухнула мечта о дружном классе, в котором мог быть такой веселый выпускной, где обязательно была бы стенгазета с фотографиями наших детей в первом классе – смотрите, мол, какие мы были!..
Лирическое отступление номер 2
Года три назад у нас была еще старая директор. Так случилось, что из нашего класса уезжал мальчик. Он американец, семья уезжала на родину, были уже билеты, все вещи собраны. По традиции, родители устроили для детей и нас прощальный вечер. И на нем мама этого мальчика страшно взволнованно рассказывала, как наша директриса вызвала ее, узнав об их отъезде, часа 2 уговаривала не делать ошибки, остаться… Закончилось тем, что они расплакались обе…
Наши дни. Мы пришли за документами в приемную уже нового директора. Из класса уходят 2 ученика. Ждали мы бумаги довольно долго, все это время директор ходила вокруг да около по разным важным делам. Надо ли говорить, что причинами нашего ухода поинтересовалась, и то - очень вяло, лишь директорский секретарь. Меньше народу – кобыле легче…
К чему все это? Конечно, здорово было бы все высказать вживую. Но – увы. Есть чувство огромного разочарования. Наверняка найдутся «кваспатриоты», которые будут активно и даже, возможно, аргументировано, возражать. Найдутся и те, кто им поверит. Спорить с ними я не собираюсь. Мне это не интересно, а оставшихся - просто жалко. Но все же – 100 раз подумайте, прежде чем вести (а особенно – переводить!) ребенка в эту школу. Началка – да, это достойно. Но не более того! Дальше – тишина, забвение полученных знаний, а главное – полная никомуненужность вашего ребенка. Вот это – гарантировано, ибо, как «короля играет свита», так школу «играет» директор. Смена власти в 1233 на пользу школе не пошла – это сказано чрезвычайно мягко и чересчур политкорректно. Выбирайте маршруты объезда!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.