Комментарии к графике

Попугай! (стр. 11)
Написана в 1994-1995 году.
Сюжет приснился автору во сне!

«Ой, Вань, гляди!» (стр. 16)
Написана в 1982 году.
Название сделано специально цитатой из В. Высоцкого. Так как влияние его песни на эту работу Андрея несомненно. Скажем на 50%. Так же, как герой картины лишь на 50% напоминает В.Высоцкого. На остальные 50% - это Андрей Братцев. Можно ли в «лирической героине» рассмотреть одну из теоретически возможных ипостасей жены художника? Меня тоже этот вопрос занимает. Здесь бы я поставил «смайлик».

«Заходите, гости дорогие!» (стр. 19)
Написана в 1977 году.
Название картины по принципу стёба хорошо оттеняет её содержательную часть и делает работу вполне самостоятельной. Хотя написание её инициировано, в определенной мере, чтением Василия Шукшина.

Палач (стр. 24)
Написана в 1978 году.
       В самом начале нашего знакомства с Андреем был у нас случай: мы очень сильно набрались в пылу взаимного расположения. Дойдя до стадии, на которой большинство братьев по разуму, вопрошают - «Ты меня уважаешь?», мы стали убеждать друг друга, что лучших произведений, чем произведения визави, мы в своей жизни не встречали. Растроганный Андрей, снял со стены две работы и тут же мне их подарил. На утро, я принес ему одну из работ обратно, хотя, не до конца пришедший в себя Андрей, вяло пытался настоять на объёме подарка. Если руководствоваться только совестью, то я, безусловно, должен был вернуть ему и вторую работу. Но я не смог этого сделать! «Это моё, это я…позволь мне её оставить» - лепетал я, в той же степени, по-видимому, оставаясь в плену у Морфея, что и Андрей.
       С тех пор, вот уже более двадцати лет, эта картина осеняет мой рабочий стол. Я думаю, нет необходимости называть её.

У врат рая (стр. 28)
Написана в 1985 году
Я лет десять уже вижу эту картину ежедневно. И всегда считал её сугубо с неба свалившейся на Андрея работой. Но так, по-видимому, не бывает. Даже если допустить, что некто водит рукой художника, то делает он это на основе того, что в художника уже вошло из работ тех, кто предшествовал ему. Есть на воротах надпись: «он апостол – а я остолоп», которая впрямую связывает эту работу Андрея со стихотворением В.Высоцкого «Райские яблоки». Но, безусловно, не в качестве иллюстрации. У Андрея, по моим ощущениям, иное поле для исследования. И стихи В.Высоцкого лишь отправная точка в этом исследовании.

На взлет! (стр. 53)
Написана в 1980 году.
Если Вы увидели горящую газовую горелку, нагревающую баллон, то в более пространных комментариях картина уже не нуждается!

Охота на летучих мышей. (стр. 36)
Написана в 1980 году.
Картина написана специально для Вадима – сына А. Братцева – к его первой годовщине.

С. Пчеленко. Салонный портрет (стр. 39)
Написан в 1987-1989 году – точнее сказать не представляется возможным.
       Поначалу предполагался некий стёб: ученый глазами обывателя. Графика должна была представлять замученных лабораторных мышек, орудия для их экзекуции – шприцы, скальпели – и прочие атрибуты, на фоне ученого-биолога, с всклоченными волосами и глазами, лихорадочно пылающими исследовательским огнём.
       Но драматичность жизни «лирического героя» во время оное, драматизировала и саму работу Андрея. На ней тревожность затмения: то ли это последний кусочек солнца – и далее тьма. То ли это конец затмения и ситуация идет к свету.

Крылья (триптих) (стр. 42, 43, 44)
Все три картины этого триптиха написаны в 1982 году.
Когда я спросил у Андрея, готовясь писать комментарии, из чего выросли его «Крылья» - Андрей задумался: «Бесспорно, из чего-то растут. Но вот чтобы конкретно сказать из чего?» Возьму на себя смелость сказать вместо Андрея, хотя с той же степенью определенности: «Крылья» Андрея растут из российской культуры. «Сурьёзный смайлик»

«Вот я надену два крыла!..» (стр. 48)
Написана в 1985 году.
Что можно сказать о картине, которая дала название нашей книге? Разве только то, что мы всегда и говорим с Андреем: только захочешь взлететь, так обязательно найдется сволочь, которая захочет тебя пристрелить.

Встреча инопланетян (стр. 52)
Написана в 1978 году.
Если Вы сами заметили местоположение руки «пришельца», то особых комментариев и не требуется.

Инсценировка самоубийства (стр. 55)
Написана ок. 1979 года.
Боюсь, что даже придуманного мною специально для этой книги названия картины будет недостаточно, чтобы понять «в чем прикол» - как говорят наши дети. Я, например, сам догадаться не смог. Для тех, кто такой же догадливый как я: суть инсценировки самоубийства состоит в том, что лирический герой не смог составить кубик Рубика – и застрелился!

Сонм разума (стр. 58)
Написана в 1993 году
       Динамика технических привнесений в данную работу прямое переплетение динамикой жизни автора. Вначале это довольно интересная по технике исполнения фотография. Долгая экспозиция: модель встала и ушла, а фотоаппарат продолжает снимать диван и коврик на нём. Именно поэтому, узор коврика словно проступает сквозь тело модели. Некая эфемерность присутствия женщины.
       Не внося мистики, скажу, что эта фотография словно прозрела ситуацию. Женщина вышла из кадра навсегда. Чем она была для автора? Чем осталась? Всё это в какой-то мере – безусловно, очень малой – передают более поздние графические вкрапления и коллажи, модулирующие первоначальный замысел.

Лариса в стиле модерн: вспоминая А.Муху (стр. 61)
Написана в 1981 году.
Альфонс Муха (1860-1939) ярчайший представитель стиля модерн в живописи. Андрей, внеся имя А. Мухи в пространство своей картины, словно бы подчеркивает, что именно вязь его живописных образов, словно мелодические цитаты в развитии джазовой темы, он использует для исполнения темы своей. Лариса – жена Андрея.
Мне трудно быть беспристрастным: для меня эта работа одно из лучших полотен в современной живописи.

Эмма. Салонный портрет (стр. 64)
Написана в 1986-1987 году.
В указанные годы Андрей стал реализовывать идею, которую я назвал фотографикой. Года два назад я услыхал этот термин в устах художницы, которая также совмещает в одной работе фото и графические вкрапления в него. Андрей предполагал создать порядка двадцати салонных портретов и устроить выставку. Моя память держит около пяти реализованных им портретов. «Эмма» - первая работа Андрея. Она в наибольшей степени насыщена графикой.

Тяжкие думы отца Карло: «Выстругать нового, или доделать прежнего?» (стр. 67)
Компьютерная графика, 2005 год
У А. Братцев есть несколько работ, которые свидетельствуют, что судьба Андрея неразрывно сплелась с этим замечательным существом! Чтобы идея этой графической работы стала понятна – взгляните в самый конец книги. Там тот, кто поименован в этой работе «прежним» - единоличный герой! И под фотокопией этого героя, провисевшей в детской всё их детство, выросли мои дочурки. Может, именно поэтому они относятся к своему папе с любовью.

Старый шкипер (стр. 70)
Написана в 1994 году.
Вообще то работа выросла из довольно фривольного стишка. «Когда б вы знали, из какого сора…». Но получилась она такой самодостаточной, что стишок мы можем смело оставить лишь для тех, кто его знает и вспомнит, то ли глядя на картину, то ли прочитав этот комментарий.

Буратино (стр. 75)
Написана в 1984 году.
Лирический герой, судьба которого – вот уже который год – тесно переплетается с судьбой Андрея. «Смайлик».

                НАЗАД: Комментарии к стихотворениям
                В НАЧАЛО: "ПРЕДИСЛОВИЕ"   http://www.stihi.ru/2008/06/16/812


Рецензии