Аниме - Антианиме

/Аниме/.
В японском обиходе аниме – это вся анимация. У нас же её можно разделить сразу на несколько категорий по уровню прорисовки и сюжетно-глубинному характеру. Сам термин «аниме» окажется в серединной категории. Множественность жанровых делений богаче, чем в кино. Есть оттенки, которые не сразу понятны зрителям западнее японских островов (развёрнуто, до 350 градусов по экватору). Если же придерживаться основных жанров, то они как в кино.
/ Мультфильмы – анимационные произведения для развлечения публики разных поло-возрастных групп. Могут быть умными и глупыми, как в других категориях. Могут нести в себе этические основы, но не мощную философскую начинку. Графическое исполнение от классики до авангарда сильно разнится, с появлением цифровых технологий эта разница стала ещё ярче.
/ Аниме (гобрид кино и анимации) – результат японского подхода. До них так анимацию никто не делал. Отличие аниме от мультиков: средство передачи того, что возможно передать через игровое кино, но все роли сначала проигрывают авторы, потом их же реализуют аниматоры и сэйю на завершающем этапе. Постановка сцен так же заимствована из кино и дополнена тем, что в кино сделать не возможно при обычном раскладе съёмок. Спецэффекты сегодня дают многое, но у них тоже есть предел (другое дело, что всё совершенствуется и расширяет рамки возможного).
/ Рисованное кино – та же субстанция, что аниме; главное отличие – прорисовка персонажей и детализация большего числа мелочей, чем в рядовом аниме. Где аниме переходит в рисованное кино понять так же трудно, как переходы между слоями атмосферы выше азонового слоя. Конкретной границы нет, она очень размыта. По ходу, есть та и другая категория со своими параметрами и степенью киношности. Остаётся довериться собственным ощущениям и постараться для себя приблизительно определить границу между двумя сливающимися категориями. Не следует вешать к ярким образцам аниме бирку «рисованное кино», и наоборот тоже делать не стоит, поскольку с ними всё достаточно понятно. Есть простой и надёжный метод идентификации рисованных фильмов – если теряется ощущение просмотра анимации и перестаёте ощущать в картинке её рисованность, то это однозначно «рисованное кино». Аниме на такое претендовать не может.

Жанры. Фактически, каких-либо новых жанров нет; есть те, которые для кино не обозначают. Для игрового фильма иногда достаточно написать, что это «сказка», «мелодрама», «фантастика», «приключения» и т.д. В аниме деление пошло дальше, хотя ничего качественно нового не появилось – изменились обозначения и во многих случаях стали точнее описывать характеры произведений. Появились жанры: «яой», «юри» (варианта типа «лесби» не попадалось), «сёнен-ай», «школа», «меха», «сентай» (на тему спасения мира), «махо-сёдзё» (про всякое колдовство), «сёдзё» (нечто преимущественно для девочек), «сёнен» (для мужской аудитории), «хоррор», «лоликон» (педофилия, направленная на девочек, может быть безрезультатной). Аналогов общемирового типа для этих жанров не встречал. Остальные имеют подобия или просто копируют жанры кино. Не все и не всегда дотошно отмечают жанры в соответствии с реальным раскладом, бывают недоборы и переборы, бывают намеренные приманки для любителей определённого жанра (могут приписать жанр, который едва ли попался в произведении). 
Выбор всегда за тем, кто смотрит. Как не ошибиться с выбором? …Это уже другое дело и тут мало что поможет. Выбирать то, что выбрало большинство – не актуально в подавляющем числе случаев. Лучше лично обращаться к опытным зрителям с некоторой конкретизацией того, что вам хочется видеть – велик шанс получить на просмотр интересный и разумный образец на свой вкус.
Не стоит на чём-то зацикливаться и не стоит бежать вперёд, сломя голову, и пытаться смотреть то, что без наличия опыта и информации из других аниме не понять. Начинать с произведений, плотно связанных с традицией тоже сможет не всякий зритель.

Гипертрофия. Для чего и почему.
/ Вопрос: Вы готовы разглядывать, куда смотрят персонажи и что за эмоции хотели донести до зрителя исключительно видеорядом? – Мало таких найдётся. …В любой массовой анимации присутствует гипертрофия глаз, часто вместе с головой (иногда за гранью абсурда). Даже в рисованном кино может присутствовать в малой степени. Штучные экземпляры с реалистичной графикой радуют больше, но в производстве они сложнее.
/ Краснеющие от смущения щёки – частый приём, без которого романтические а/ф редко обходятся. Если этого не показывать, то некоторые сцены потеряют выразительность. Взрослых персонажей это касается редко, чаще детей и молодёжи.
/ Эротика и кровь из носа. Неотъемлемое сочетание для определённых случаев. Поводы могут немного отличаться, но результат остаётся неизменным. Так не всегда рисуют, но в комедиях это обычный вариант, если что-то подобное там попадается. А как же им ещё выразить те комплексы, которые въелись в мозг персонажей (и не только). 
/ Громкие вопли и яркие эмоции. То, чего люди (в яркой частности японцы) часто избегают проявлять в реальной жизни. В результате эмоции перекочевали в аниме, что не есть хорошо во многих аспектах, но это без лечения не вылудишь.

Что есть процесс просмотра? Получение удовольствия, поиск ошибок и минусов, поиск смысла, просто наслаждение динамичной картинкой? – Каждому своё, …но это не повод зарывать голову в песок и тупо придерживаться своей позиции. От разнообразия не опухнете, а вот от однобокого подхода лучше явно не станет. Мир разнообразен, искусство тоже.

/Антианиме/.
С чего бы это? Кто не видел – тот не судья (если по-честному); как правило, судят больше те, кто не видел или, кто видел мультики подогнанные под этот термин или не самые лучшие работы из натурального аниме. Отличить аниме от мультиков вполне реально, но когда речь заходит о японских мультиках, то начинаются проблемы с ориентировкой. Очень многие студии помимо серьёзных работ выпускали за свою историю и мультфильмы, которые по праву дальше этой категории не идут, но к ним успешно приписывают ярлык «аниме» и большинство зрителей готово этот ярлык подтвердить. От необразованности ли это? Видимо, так и есть. Ни пора ли в школах ввести в программу по истории культуры пару лекций по мировой анимации, её активах и её успехах; объяснить школьникам шкалу уровней анимации. Я делю анимацию на три основных уровня: мультфильм, аниме и рисованный х/ф. Удачные работы есть во всех трёх категориях, но перемешивать их – большая оплошность.
Казусы, которые видны в современной публицистике, посвящённой этому вопросу вызывают смех сквозь слёзы; уже не удивляюсь этому убийственному для настоящего аниме явлению. Писать куда-либо комментарии со своим подходом не актуально – просто не поймут или осудят за то, что защемил чьи-то интересы. Каждая критика направлена на занижение ценности произведения.
Штампованные попытки утверждения, что аниме вредит сознанию, в большинстве случаев окажутся правдой; что же делать с меньшинством? …Важная делема. Искать проводников в этот многообразный мир образов и мыслей сегодня очень сложно. Наткнувшись на серьёзного анимешника, сразу его позицию не просечёшь а просматривать большую коллекцию незнакомого искусства очень глупо. Лезть в интернет и читать множество комментариев не всем времени хватит, и не все способны перелопатить перед просмотром несколько печатных листов текста, ведь гораздо проще прослушать рекомендации. Остаётся два оптимальных варианта: «не смотреть» и «смотреть после прочтения обзоров и рецензий».

Чего посторонний зритель ждёт от аниме, никто не сможет сразу объяснить. Первый раз смотреть аниме без понимания этого явления рискованно – мало ли что попадётся. Энтузиастов, желающих объяснить «что к чему» всегда полно…

Дополнение 1:
Индустрия переходит на удовлетворение потребностей потребителя. Но по некоторым можно сказать, что они стараются поднять потребителя до своего уровня или так же в анимации "его" критикуют, как это делают Сатоси Кон, Хаяо Миядзаки, Мамору Осии... и некоторые прочие этого порядка.

А вот на тему конкретизации позиций надо бы уточнить: Антианимешники или Антиотаку (+Антимультяшники). Рассуждение было построено вокруг антианимешного движения, но больше касалось антиотаку. Сами анимешники могут быть антиотаку не меньше постороннего наблюдателя, но более корректно смогут оформить своё мнение, т.к. варятся в этой среде. Жить с клеймом "отаку" позорно, а вот "анимешник" это как "филотелист", и нет ничего позорного. Так же стоит разделять Аниме и мультики. Не стоит утверждать, что в Японии делают только аниме, потому как многое, что имеет ярлык "аниме" никаким боком до него может не дотягивать. Есть ещё и верхи анимационного искусства, создающие анимационные фильмы, но их эта проблема касается в меньшей степени. Всего насчитывается три слоя анимационного порядка: мультики, аниме и рисованные х/ф.

К какой категории что соотнести? Этим нам и следует заняться. Классификация данного рода творчества может быть не признана, но от этого она не потеряет своей актуальности на стороне и найдёт свои отзывы в СМИ; остаётся надеяться, что после разработки такой классификации наконец перестанут писать крамольные статьи об аниме, толком не втыкая в происходящее, не разбираясь поподробнее в этой сфере творчества и ремесла.

Дополнение 2:
Для себя выделил три категории анимешничества: мультяшники (с ориентацией на японкие мультики), анимешники и отаку.

На тему американских мультипликационных работ никогда таких добрых слов (которые применяю в обзорах по аниме) написать бы не смог, поэтому стараюсь о них даже не вспоминать. /Зачем нападать на чужие манеры и привычки, если можно не обращать на них внимания? Они потом сами отвалятся./

Флудёж со стороны прессы, жёлтой и прочей, нужно переносить спокойно, как обыденность. Стоит попробовать создать реальное видение этой проблемы со стороны самой субкультуры и разобраться с собственными тараканами по-доброму. /Написание иронических статей на сайтах не спасёт партию и отечество! И солидарность трудящихся масс обеспечить этим не удастся/... Из чего следует, что пора браться за нормальное адекватное восприятие положения дел и предоставлять свою информацию (без перехода на личности из рядов противника) в ответ на их чушь и беспардонщину. Газетчики, как всем известно, любят интригу. Разве только писать трудно, когда так и хочется вставить обвинение в чей-то адрес, ан нельзя (!). Автор подобного рода статьи должен быть лоялен к противникам и «не замечать их в упор»; излагать материал по делу, не задумываясь о том, что его будут читать ярые противники; потом будут коверкать и цитировать, изменяя смысл и логику. /Оригинал будет жить вне зависимости от последствий деятельности противников субкультуры/. Надо развернуть свою информационную деятельность (не в коем случае не войну) на просторах крупных газет с нормальной репутацией. Для них это может оказаться вполне актуально, если написать интересно и захватывающе. Т.к. большинство наших соотечественников с аниме знакомо известно как ..., то ждать повышения спроса после первой статьи не следует. Но грамотно поработав в этом направлении года два, можно надеяться на лучшее, даже на просветление закоренелых антианимешных умов.

Чтобы не превращаться в безликое «МЫ» для прессы, надо почаще напоминать о том, что такое аниме и для чего оно существует, акромя коммерческих целей. Всё же это не безликое действо, где всё сливается воедино. – Значит, об этом можно писать возвышенно, как о хорошо поставленном спектакле или фильме. Не исключено, что есть здесь свои ошибки, как в любом роде изобразительного искусства; есть своя попса и халтура, откровенный маразм -- тоже не редкость; ...стоит ли от того огрызаться на весь пласт субкультуры в целом? Нет. Ту же картину мы имеем во всём: литературе, театре, живописи, скульптуре, музыке и т.д.
/Утверждение своей правильности -- первый признак отсутствия таковой./ Реабилитация аниме в глазах окружающих – дело страждущих умов. Что же захватило эти умы? – Да то, что заглотили они в своё время из показанного по ТВ и не проанализировали как следует; + то, что им предложили такие же подсаженные. Далее по цепочке. ...Когда халтуру прилюдно хвалят как шедевр, со стороны это смотрится не лучшим образом. От случая к случаю умным культурным людям попадается это «расхваленное» и потом в газетах всплывают лестные статейки и заметки об «этом» и «том», чего они даже видеть не желают, ибо если «это» лучшее, зачем же смотреть остальное. Даже мне обидно становится. Всё начинается с информации, все проблемы, интриги, заговоры, предположения, предрассудки… , личность каждого человека строится из попадающей в голову информации. На второй ступени будет влияние этой информации на личность.
Что есть в субкультуре такого, чего нет у остальных? Прежде всего – подача информации иная и неоднородная, без яркой идеологии и крайней бестолковости (кроме клинических случаев). В аниме (за мультики не отвечаю) всегда есть сюжет, выстроенная линия событий. Чаще всего имеется много параллелей с реальностью; бывают и чисто реалистичные аниме-фильмы, цельные или разбитые на некое количество серий. Порою ощущаешь, что смотришься в зеркало.– Это ещё одна зацепка для антианимешников, многие боятся этого, как огня. /Увидеть свои недостатки и уцелеть./ Самокритика – вот чего так недостаёт сегодня; надо лечить (лечить срочно, иначе это передастся по наследству воспитательным путём).


Рецензии