Журнал МАвочки и ДЕльчики. Специальный выпуск

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЁННЫЙ ИТОГАМ КОНКУРСА АЗБУК

ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!

Завершился конкурс на лучшую азбуку для детей младшего возраста, который проводился по предложению автора сайта Стихи.ру Галины Сопочкиной. Это – наш первый конкурс, и активное участие в нём авторов порадовало. Всего было представлено 26 заявок. Азбука – основа основ грамматики, знакомясь с ней, ребёнок делает первые шаги к чтению. Поэтому она должна быть понятной и привлекательной для малышей. Многие интуитивно представляют детскую азбуку в стихах. Но нам присылали и заявки в форме прозаических миниатюр. Поскольку среди них были удачные, мы решили принять и работы в прозе. Мы также ожидали от авторов-участников, что каждый из них вложит в заявленные произведения частичку своей души, своё видение и понимание задачи. Но главным критерием оценки являлся интерес, который вызывала та или иная азбука.

Члены жюри оценивали анонимные заявки. Однако, во многих случаях судьи пришли к единому мнению, независимо один от другого. На это указывали результаты, которые они нам присылали. Некоторые из них не только оценили работы, но и высказали свои мысли о предмете конкурса. Приводим здесь наиболее интересные:

СЕВЕРИНА ШКОЛЬНИКОВА:

Азбука должна быть четкой. Слово должно быть запоминающимся, стихотвореньице – понимаемым и легко запоминаемым, безупречным, как в литературном отношении, так и в отношении русского языка, а также и фактографии, если она не искажается намеренно, в юмористических или сатирических целях. И разумеется, в нравственных и воспитательных целях.

СВЕТЛАНА СОКОЛОВА:

Каждая конкурсная работа интересна по-своему. Но не все авторы изобретательны, оригинальны. Не всюду до конца выдерживается тема, рифмы не чёткие, притянутые, либо рифмуется набор случайных слов...

ИВАН МЕЛЬНИК:

Предложенные "азбуки", на мой взгляд, из рода поделочных, рифмованные тексты никак не могу назвать стихами. Авторам не хватает вкуса, меры, такта. Все предсказуемо, нет свежести, новизны, увлекательности. Не встретил такой, где хотелось бы воскликнуть: "ах, вот это выдумка! Это здорово!"

ЕЛЕНА ШАЛАМОНОВА:

Читать было интересно, подивилась множеству подходов к этой тематике, вот люди, чего только не выдумают ради ребят, молодцы. Понравилось вообще всё, даже за аритмию в стихах (довольно частую) и "слизывание" откровенно чужой рифмы не хотелось снижать оценку, всем бы поставила по 10, но всё-таки конкурс. Я думала, что азбука всё-таки предназначена для самых маленьких, для более лёгкого изучения букв. А тут и серьёзные сказки для школьников с применением игровых моментов с азбукой.

ВЛАДИМИР КОЖУШНЕР:

Мои критерии оценки стихотворений присланных на конкурс:

-предназначение для детей не знающих азбуки.
- простота – легко запоминающийся текст.
- отсутствие труднопроизносимых слов
- восприятие стихов – лиричность, лёгкость, динамичность.
- качество – рифма, смысл, законченность мысли.

Не скрою, почти все произведения 10 – 26 мне понравились и не легко было выделить среди них лучшее.
;
ДАЛЕЕ СЛЕДУЮТ МНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ О КАЖДОЙ ИЗ ЗАЯВОК. ВВИДУ СПЕЦИФИЧНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ПРИВОЖУ ЗДЕСЬ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ (ЗАЯВКИ РАСПОЛОЖЕНЫ В ТОМ ЖЕ ПОРЯДКЕ, В КОТОРОМ БЫЛИ ПОСЛАНЫ ЧЛЕНАМ ЖЮРИ):

1. ГАЛИНА CОПОЧКИНА. АЗБУКА-ЗАГАДКА

Относится к разряду более качественных работ. Живо. Каждое стихотворение – маленькая история. Задумка хорошая. Но выполнена неуклюже, небрежно, впечатление, что она сделана наспех: почти нет симпатичных находок, которыми обычно отличаются загадки. Они – неточные, за редким исключением. Имеются погрешности против русского языка. Присутствуют слова и словосочетания, нежелательные для аудитории младшего возраста, неоднозначен смысл некоторых строк.

2. ICOLOMBINA. АЗБУКА.

Это – не столько азбука, сколько перечень значений слов. Повторы рифм в различных строфах. Присутствуют слова, не употребляющиеся в русском литературном языке (бобошки – если употребляется «домашнее» или фольклорное слово, его, по крайней мере, надо взять в кавычки.)
Недостоверны некоторые упоминаемые факты (например, про зайцев или пингвинов). Неадекватно употребление слова "одевать".

3. ICOLOMBINA. АЗБУКА ДЕРЕВЬЕВ И РАСТЕНИЙ.

Хорошая задумка. Но подача – плоская, примитивная, скучная.
Есть стилистические и смысловые погрешности: (например, про ёлку, про сладкие букеты и вкусные цветочки и др.). Ведь азбуке не предпослано, что она игровая, чепуховая? Язык, рифмы – неточны. Не выражено своеобразие каждого растения. Тема не до конца раскрыта.

4. ICOLOMBINA. АЗБУКА ДОМА.

Запоминающиеся. Слово на нужную букву начинает фразу. Тема хорошо выбрана, но технически исполнение немного не дотягивает. Места ударений в словах не всюду верные. Присутствуют также и смысловые сочетания, вызывающие недоумения (например: про зубную щётку, пол и потолок, про еду), а также стилистические неточности (про жир, про краску) и рифмы из однокоренных слов (краска-раскраска).

5. ICOLOMBINA. АЗБУКА ИМЁН.
 
 Автор увлёкся формой, не обращая внимания на содержание. Вместе с тем нет единого подхода, некоторой стандартизации в составлении «двустиший». Нет абсолютно никаких находок. Предложены варианты имен на одну букву и вариации одного и того же имени. Некоторые фрагменты этого произведения не предназначены для младшей аудитории. Присутствуют также сленговые слова и фразы, вызывающие недоумения.

6. ICOLOMBINA. АЗБУКА-МУЛЬТЯШКА.

 Хорошая идея, правда некоторые двустишия – плоски, не представляют интереса, местами – неверные ударения (спала – в смысле спать, отдыхать), небрежны образы (про дюймовочку), употребляется сленг.

7. ЭЛЬДАР АХАДОВ. КАМЕННАЯ АЗБУКА И
8. ВОЛШЕБНЫЕ ГОНКИ
       (АЗБУКА АВТОМОБИЛЕЙ)

Автор поставил задачу познакомить детей с драгоценными камнями и марками автомобилей. Мнения всех членов жюри сошлись на том, что эти произведения получились не только громоздкими, но и тяжело воспринимаемыми даже взрослыми. Они достойны похвалы, как проделанная работа, но не предназначены для детей, изучающих азбуку.

9. НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В СТИХАХ И КАРТИНКАХ.

Почти все судьи дали высокие оценки. Замечаний было мало, в основном – хвалебные. В некоторых местах замечено несоответствие реальным фактам. В целом – образно. Иллюстрации соответствуют стихам.

10. НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В ОДНОКЛЕТОЧНЫХ КРОССВОРДАХ.

Легко написано, есть интересные образы. Понравилось большинству членов жюри, кроме нескольких замечаний: ковыряется в носу (непедагогично), непонятные повторения (дельфин, веселый наш дельфин).
11. НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АНАЛОГОВАЯ АЗБУКА.
 
Легко запоминаются четверостишия. Но и здесь – замечания: «а на что похожа может?» - непонятно, не по-русски. И дед сидит в доме, а не выходит из избы… примитивные рифмы, местами – безграмотность, известные всем суждения о предметах и понятиях без признаков художественности.

12. НИКОЛАЙ ПУНЬКО. ПЕРЕВОД НА УКРАИНСКИЙ. ГАЛИНА ВАСЮТИНСКАЯ. АБЕТКА.

Азбука на украинском языке в сущности включает в себя некоторые четырёхстишия из азбуки в одноклеточных кроссвордах. В остальных четверостишиях – повторяющиеся из других азбук образы.

13. НИКОЛАЙ МАРЯНИН. ЧУДО-АЗБУКА.

Все члены жюри указали на высокое качество этой азбуки. Наиболее интересные высказывания о ней:

- здорово! Думаю, что ребёнок действительно заучит все буквы на слух. Но, сможет ли их повторить вне связи с самим стихотворением и запомнить каждую букву отдельно? Наверное – да, если дополнить рисунками...

- по-моему, это про алфавит, но не про азбуку. Однако, эта работа мне понравилось как простой, надежный способ для запоминания алфавита. В тандеме с азбукой он будет способствовать ее осмысленному запоминанию.

- сделать бы еще с огласовкой…

- не шедевр, но лучше всех других представленных работ соответствует целям ненавязчивого заучивания и запоминания.

14. ВАЛЕНТИНА МУШКАТИНА. АЗБУКА.

Эту азбуку валентина написала вместе с внуком. Она состоит из припевки и речевки. Причём, припевка понравилась нашим судьям более, чем речевка, которая немного недоработана стилистически. Но обе части – красочно оформлены, оригинальны по форме построения и доступны восприятию.

15. АНДРЕЙ ДУДАРЬ. АЗБУКА.

Это - стихотворение с выделенными буквами, набором слов и притянутыми рифмами. Графически нелегко сосредоточить внимание ни на буквах, ни на смысле стихотворения.

 
16. ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. ДРУЖНЫЙ АЛФАВИТ.

Прелестная сказка, но вряд ли по ней можно изучать азбуку. Для этой цели необходима дальнейшая доработка. По этой сказке можно запомнить, как выглядят отдельные буквы и даже встретить понятия гласных и согласных. Сюжет сказки – не нов.

17. ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Очень хорошо, как-то по-новому читаются «изъезженные» слова и рифмы. Только веточку от абрикоса не надо бы ломать! Да и безобразной икоты бы не надо. Но это уже дело редактора.

18. НАДЕЖДА СМАГЛИЙ. АЗБУКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СПОРТСМЕНОВ.

Впечатление – хорошее. Выдержана общая тематика. Здесь - не только
Знакомство с буквами, но и с различными видами спорта.

19. РОЗА ГОРЕНБУРГОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Также оставила хорошее впечатление. Отрицательных замечаний не было. Хочется отметить высокое качество иллюстраций.

20. СЕВЕРИНА ШКОЛЬНИКОВА. ЧЕПУХАЗБУКА.

Хотя эта азбука предназначена больше для развлечения, в ней встречаются слова не для младшей аудитории. Имеет ценность, как само произведение, но не совсем продумано.

21. ИГОРЬ ИЛЬХ. АЗБУКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Все судьи дали высокие оценки. Это – живая, поучительная азбука, каждое стихотворение выразительно, интересные образы.

22. АНЯ АКСЁНОВА. КТО СРЕДЬ БУКВ ГЛАВНЫЙ. СКАЗКА ПРО АЗБУКУ.

Хорошо. Но сюжет знаком до боли. Не отвечает выставленным критериям – легкое запоминание. Многие из слов, приведенных на буквы, нуждаются в объяснении. Содержит нелитературное обращение (доча), и украинизм или вульгаризм (назвала).

23. ЕЛЕНА НЕВЕСЁЛАЯ. АЗБУКА.

Просто и доступно. Хорошо. Очень простые, запоминающиеся предложения – двустишия. Замечания:
- нет новизны.
- в букве т: тигры ловят ловко дичь – могут в два прыжка настичь, а не достичь.
- не всегда понятно сопоставимы стихотворение и рисунок.

24. ЛЮДМИЛА УВАРОВА - МОМДЖИ. ИМЕННАЯ АЗБУКА.

Не выдержана задумка – именная азбука. Очень слабая техника стиха и вообще очень слабое стихосложение. Плоско, предсказуемо.

25. ГЕНАДИЙ НИЧУГОВСКИЙ. АЗБУКА.

Понравилось. Некоторые двустишия – хорошие скороговорки. Но всё хорошо в меру. Даже краткость. Есть работа для детского язычка, а значит, и запомнится. И пусть не всё удачно, но работа творческая.
       
26. ЛЮДМИЛА ОВСЯНИКОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Неплохо. Но предсказуемо. Отличная техника стиха. Весело. Бодро. Запоминается, но чтобы сделать иллюстрации, четверостишие должно быть посвящено одной теме (каждое из четверостиший). У автора многие четверостишия расплывчаты, требуют целую, развёрнутую картину.

СРЕДНИЕ БАЛЛЫ КАЖДОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1-е МЕСТО….НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В СТИХАХ И КАРТИНКАХ……9.000 БАЛЛОВ
2-е МЕСТО….РОЗА ГОРЕНБУРГОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА………8.600 БАЛЛОВ
3-е МЕСТО….НИКОЛАЙ МАРЯНИН. ЧУДО АЗБУКА……8.500 БАЛЛОВ
4-е МЕСТО….ИГОРЬ ИЛЬХ. АЗБУКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ…8.100 БАЛЛОВ
4-е МЕСТО….НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В ОДНОК. КРОССВОРДАХ.…8.100 БАЛЛОВ
5-е МЕСТО….ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА…7.900 БАЛЛОВ
6-е МЕСТО….ЕЛЕНА НЕВЕСЁЛАЯ. АЗБУКА……7.500 БАЛЛОВ
6-е МЕСТО….АНЯ АКСЁНОВА. КТО СРЕДЬ БУКВ ГЛАВНЫЙ?..7.500 БАЛЛОВ
6-е МЕСТО….НАДЕЖДА СМАГЛИЙ. АЗЗБУКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ СПОРТСМЕНОВ..7500 БАЛЛОВ
7-е МЕСТО….ВАЛЕНТИНА МУШКАТИНА. АЗБУКА…7.400 БАЛЛОВ
8-е МЕСТО….ЛЮДМИЛА ОВСЯНИКОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА…7.300 БАЛЛОВ
9-е МЕСТО….ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. ДРУЖНЫЙ АЛФАВИТ…7.100 БАЛЛОВ
10-е МЕСТО….ГЕНАДИЙ НИЧУГОВСКИЙ. АЗБУКА…7.000 БАЛЛОВ
11-е МЕСТО….НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АНАЛОГОВАЯ АЗБУКА…6.900 БАЛЛОВ
12-е МЕСТО….СЕВЕРИНА ШКОЛЬНИКОВА. ЧЕПУХАЗБУКА…6.778 БАЛЛОВ
13-е МЕСТО….ICOLOMBINA. АЗБУКА-МУЛЬТЯШКА…6.700 БАЛЛОВ
13-е МЕСТО….ГАЛИНА СОПОЧКИНА. АЗБУКА-ЗАГАДКА…6.700 БАЛЛОВ
14-е МЕСТО….ЭЛЬДАР АХАДОВ. КАМЕННАЯ АЗБУКА…6.500 БАЛЛОВ
14-е МЕСТО….ICOLOMBINA. АЗБУКА-ДОМА…6.500 БАЛЛОВ
14-е МЕСТО….ICOLOMBINA. АЗБУКА…6.500 БАЛЛОВ
15-е МЕСТО….АНДРЕЙ ДУДАРЬ. АЗБУКА…6.200 БАЛЛОВ
16-е МЕСТО….НИКОЛАЙ ПУНЬКО. ПЕРЕВОД ГАЛИНЫ ВАСЮТИНСКОЙ - АБЕТКА…6.125 БАЛЛОВ
17-е МЕСТО….ICOLOMBINA. АЗБУКА ИМЁН…6.500 БАЛЛОВ
17-е МЕСТО…. ЛЮДМИЛА УВАРОВА-МОМДЖИ. ИМЕННАЯ АЗБУКА…5.900 БАЛЛОВ
18-е МЕСТО….ЭЛЬДАР АХАДОВ. ВОЛШЕБНЫЕ ГОНКИ…5.333 БАЛЛОВ

1-Е МЕСТО (ОБЩАЯ ОЦЕНКА 9.000 БАЛЛОВ) ПРИСУЖДАЕТСЯ НИКОЛАЮ ПУНЬКО. АЗБУКА В СТИХАХ И КАРТИНКАХ.

2-Е МЕСТО (ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8.600 БАЛЛОВ) ПРИСУЖДАЕТСЯ РОЗЕ ГОРЕНБУРГОВОЙ. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

3-Е МЕСТО (ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8.500 БАЛЛОВ) ПРИСУЖДАЕТСЯ НИКОЛАЮ МАРЯНИНУ. ЧУДО-АЗБУКА.

4-Е МЕСТО (ОБЩАЯ ОЦЕНКА 8.100 БАЛЛОВ) ПРИСУЖДАЕТСЯ ИГОРЮ ИЛЬХУ. АЗБУКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. И НИКОЛАЮ ПУНЬКО. АЗБУКА В ОДНОКЛЕТОЧНЫХ КРОССВОРДАХ.

5-Е МЕСТО (ОБЩАЯ ОЦЕНКА 7.900 БАЛЛОВ) ПРИСУЖДАЕТСЯ ТАТЬЯНЕ ЛАВРОВОЙ. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.

Согласно правилам конкурса, победителям:

АВТОРУ НИКОЛАЮ ПУНЬКО ПЕРЕВЕДЕНО 500 БАЛЛОВ
АВТОРУ РОЗЕ ГОРЕНБУРГОВОЙ ПЕРЕВЕДЕНО 300 БАЛЛОВ
АВТОРУ НИКОЛАЮ МАРЯНИНУ ПЕРЕВЕДЕНО 200 БАЛЛОВ

СОСТАВ ЖЮРИ:

МИХАИЛ СМИРНОВ-САЛАВАТСКИЙ
ИВАН МЕЛЬНИК
СЕВЕРИНА ШКОЛЬНИКОВА
СВЕТЛАНА СОКОЛОВА-СИДОРОВА
ВЛАДИМИР КОЖУШНЕР
ЕЛЕНА ШАЛАМОНОВА
РАФАЭЛЬ ВАЛИТОВ
ДИМИР СТРО
АНВАР ТАЗУТДИНОВ
 
Каждому из членгов жюри перечислено по 200 баллов.


ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА.
ЖЕЛАЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ И УДАЧ!

В сегодняшнем выпуске публикуются лучшие заявки (первые 5 мест):

       НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В СТИХАХ И КАРТИНКАХ
       РОЗА ГОРЕНБУРГОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА
       НИКОЛАЙ МАРЯНИН. ЧУДО АЗБУКА
       ИГОРЬ ИЛЬХ. АЗБУКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
       НИКОЛАЙ ПУНЬКО. АЗБУКА В ОДНОКЛЕТОЧНЫХ. КРОССВОРДАХ
       ТАТЬЯНА ЛАВРОВА. ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА.
       
Рабочие ссылки на эти произведения приведены в замечаниях к рецензии под выпуском журнала.

НАШ ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОДПИСАТЬСЯ НА ЖУРНАЛ И ВЫСЛАТЬ СВОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ, А ТАКЖЕ ДЛЯ ЛЮБЫХ ДРУГИХ ВОПРОСОВ: mavdel(собачка)mail.ru

ВСЕМ ЧИТАТЕЛЯМ – НАИЛУЧШИХ ПОЖЕЛАНИЙ!

Редколлегия журнала:
Григорий Тер-Азарян
Илана Арад
Елена Панфилова
Ирина Алешина


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.