Зритель

короткая шуточная футуристическая пьеса

_____________________
Действующие лица:
_____________________
РЕЖИССЁР
ДИРЕКТОР
ЗАВЛИТ
ПОМРЕЖ
МЕДИК
ДРАМАТУРГ
СТАРЫЙ АКТЁР
БИЛЕТЁРША


_____________________
Театр. Перед премьерой.
В зрительном зале одно-единственное кресло.
На сцене задёрнут занавес.
В зал вбегает РЕЖИССЁР, нервно потирая переносицу.
За ним свита – ПОМРЕЖ, ЗАВЛИТ, МЕДИК.
Последним плетётся СТАРЫЙ АКТЁР.
_____________________


РЕЖИССЁР
(Помрежу)
Ну, как? Всё готово?
ПОМРЕЖ
Всё, типа...
РЕЖИССЁР
А ОН? Он придёт?
ЗАВЛИТ
Обещал.
РЕЖИССЁР
Обещал... Обещал...
(Нервно сжимает руки.) А свет? Лажи не будет, как в прошлый раз?
ПОМРЕЖ
Так это когда было, сто лет прошло! У них тогда комп завис. Теперь компы больше не виснут.
РЕЖИССЁР
Не знаю, не знаю! Я так нервничаю...
МЕДИК
(буднично)
Бросьте, пациент. Вам вредно. Сердце перегрузится, зависнет.
РЕЖИССЁР
Так она (тычет в помрежа) уверяет, что теперь ничего не виснет!
МЕДИК
Это компы не виснут. А искусственное сердце – вещь тонкая, основанная на биотехнологиях. Специально разработанная модель, чтобы совсем, как настоящее. Оно запросто виснет.
РЕЖИССЁР
И... и что?
МЕДИК
И ничего. Кранты. Новое вживлять.
РЕЖИССЁР
Господи, ужас какой... За старое ещё банку проценты выплачиваю...
(Помрежу.) Актёры готовы?
ПОМРЕЖ
Готовы.
СТАРЫЙ АКТЁР
Мы всегда готовы. Ночью разбуди, спроси: «Готовы?» - скажем: «Готовы!»
ПОМРЕЖ
Столько лет ждут, бедняги…
СТАРЫЙ АКТЁР
А вот в наше-то время как было: что ни год – то премьера…
РЕЖИССЁР
(с завистью)
Золотой век! Тогда ведь и зрителей было…
СТАРЫЙ АКТЁР
Да! Когда я впервые вышел на сцену и посмотрел в зал…. (со слезой) зрительный зал был набит битком! Все десять кресел.
РЕЖИССЁР
(с завистью)
Десять кресел!

(Входит БИЛЕТЁРША с  мороженым.)

ПОМРЕЖ
Ты?! Ты почему тут?
БИЛЕТЁРША
(лижет мороженое)
А что? Размяться нельзя? До спектакля ещё полчаса.
ПОМРЕЖ
В кассе, в кассе нужно сидеть! Вдруг Он раньше придёт – а касса закрыта.
Кто ему билет вручит?
БИЛЕТЁРША
Нужен ему ваш билет! Касса закрыта, зато дверь открыта. Войдёт, не заблудится.
РЕЖИССЁР
Вот! Вот! Вот из-за таких, как вы всё искусство висит на волоске!
(Ужасно.) Уволю! На место, бегом!

(БИЛЕТЁРША испуганно убегает.)

Что за люди? Откуда этот пофигизм, эта внутренняя пустота?
Казалось бы, в театре работает…
ПОМРЕЖ
Теперь полстраны в театре работает.
СТАРЫЙ АКТЁР
Полстраны в театре, полстраны в кино… А Зритель остался всего один.
Кто мог подумать, что всё так обернётся…


(Входит ДИРЕКТОР с мини-компьютером в руках.)

ДИРЕКТОР
(режиссёру)
У меня плохие новости – только не волнуйтесь.
РЕЖИССЁР
(хватаясь за сердце)
Что? Говорите сразу! ОН не придёт?
ДИРЕКТОР
Я ни в чём не уверен… это только слухи, но Казюкин…
РЕЖИССЁР
Что – Казюкин?!
ДИРЕКТОР
Казюкин во вчерашней статье написал, что ОН...
(читает с экранчика)
...«высказал определённое намерение посетить Малый Социальный театр Каблукяна».
РЕЖИССЁР
(упавшим голосом)
И что?
ДИРЕКТОР
И то! Я ни в чём не уверен, но ходят упорные слухи, что у Каблукяна сегодня пиратская премьера.
ЗАВЛИТ
Мало ли что пишет критик Казюкин? Он каждый раз накануне нашей премьеры что-то да пишет. Сами знаете, какая репутация у Казюкина. Он просто хочет посеять панику в наших рядах. Может, всё это только слухи, ведь за пиратскую премьеру вне утверждённого министром ежегодного театрального графика Каблукяна можно привлечь к суду.
ДИРЕКТОР
К суду, к суду! Суд-то, голубушка, будет потом когда-то, а премьера у нас реально сорвётся сейчас.
РЕЖИССЁР
(падая в зрительское кресло)
Всё! Я погиб… Следующий спектакль со Зрителем у нас по графику только через десять лет. Ребята, я не доживу…
МЕДИК
Не волнуйтесь, пациент: мы вживим вам новое сердце. Пока будете на реабилитации, время пролетит незаметно.
ЗАВЛИТ
Суд обязательно применит к Каблукяну штрафные санкции, его ближайший публичный спектакль будет принудительно перенесён. А нас воткнут в освободившееся в графике место. Я это точно знаю: так в Психоделическом театре было, когда им Толя Сапун из «Комеди Мёртвяк» премьеру сорвал.
(Директору.) Когда ближайший спектакль у Каблукяна?
ДИРЕКТОР
(ищет в компе)
Так-так-так… Ага… Вот! Через год и два месяца.
(Режиссёру.) Ну, это совсем скоро! Ничего, дружище, крепитесь: мы добьёмся переноса.

(Входит ДРАМАТУРГ.)

ДРАМАТУРГ
Как дела? (Оглядывает общество.) Вы почему такие опущенные?
РЕЖИССЁР
(драматургу)
Почему? Потому что Зритель может не прийти. Вы уверены, что написали правильную пьесу?
ДРАМАТУРГ
В каком смысле?
ЗАВЛИТ
В прямом. Ту, на которую захочет прийти Зритель.
ДРАМАТУРГ
Ну… тут, как посмотреть. Вы же знаете, я работал: я собрал о Зрителе всю возможную информацию: что он ест, с кем спит, на какие премьеры ходил и что потом сказал.
И даже – что не сказал. Мне кажется, я знаю его теперь так же хорошо, как самого себя!
РЕЖИССЁР
Себя, себя! Все только и норовят показать себя, а Зритель…
Зритель - он единственный беспристрастный ценитель. Только он один…
А ведь он – понимаете? –  всего один.
ЗАВЛИТ
И потом, мы, в конце концов, профессионалы! Никто не признает реально состоявшимся спектакль, который не посмотрел наш Зритель.
ДРАМАТУРГ
Устарели ваши эти взгляды! Театру вообще не нужен Зритель – театр ценен сам по себе. Спектакль может идти при совершенно пустом зале - и хуже от этого он не станет, уверяю вас! Какая, вообще, разница, сидит кто-нибудь в этом дурацком зрительском кресле – или не сидит?
ДИРЕКТОР
Так вы, дружище, договоритесь, пожалуй, до того, что и режиссёр не нужен… и актёры.
ДРАМАТУРГ
(радостно)
Да! Вот именно! У каждого, кто читает пьесу, в голове уже проигрывается свой спектакль. И это именно вот тот спектакль, который нужен вот этому конкретному человеку!
ЗАВЛИТ
То есть – читателю?
ДРАМАТУРГ
Да! А всё остальное – от лукавого!
ЗАВЛИТ
(ехидно)
То есть, вы признаёте, что читатель-то всё-таки должен быть?
ДРАМАТУРГ
(задумываясь)
В принципе… В принципе, автору можно обойтись и без…
РЕЖИССЁР
(Драматургу)
Молчите! Молчите, умоляю вас, или я сейчас же сойду с ума от этих ваших безумных теорий! А новые мозги у нас пока что не вживляют.
(Медику.) Не вживляют ведь?

(Медик мотает головой.)

(Помрежу.) Сходите, узнайте – что там, внизу?

(ПОМРЕЖ выбегает.)

МЕДИК
(Режиссёру)
Не волнуйтесь, пациент: если что, ваши мозги мы подключим к компьютеру.

(Вбегает ПОМРЕЖ.)

ПОМРЕЖ
Пришёл! Пришёл!
РЕЖИССЁР
Слава богу…
ПОМРЕЖ
Критик Казюкин пришёл!
РЕЖИССЁР
Он?! Но зачем…
ДИРЕКТОР
Ну, отлегло! Теперь всё в порядке – Казюкин зря не придёт!
(Режиссёру.) Теперь, считайте, премьера у нас в кармане.
РЕЖИССЁР
Не могу… Не могу больше… Что за профессия такая гнусная? Всю жизнь зависеть от этого странного существа – от этого загадочного Зрителя? Гадать: придёт – не придёт… Думать, в каком он настроении… Что ел за обедом, не болит ли у него живот, не поругался ли с женой, с соседями… Не спустило ли у него колесо, не оштрафовал ли гаишник. Есть ли у него свободное время, чёрт возьми?
(Пауза.)
А вдруг он возьмёт – и умрёт? И что мы все тогда будем делать?
ЗАВЛИТ
(плюёт через левое плечо)
Тьфу-тьфу-тьфу, дай ему бог здоровья! Зачем вы говорите такие ужасы?
Без Зрителя нам никак – без зрителя мы ничто.
ДИРЕКТОР
Ну, это не только в театре так! Писателю нужен читатель, учителю – ученик, продавцу – покупатель…
ПОМРЕЖ
(хихикая)
…пожарнику – поджигатель.
ЗАВЛИТ
Парикмахеру нужна чья-то обросшая волосами голова…
МЕДИК
У нас, в медицине, без пациента тоже никак не обойтись. Есть пациент – есть медицина. Нет пациента – полный, извините, звездец!
ЗАВЛИТ
И без зрителя – тоже. Зрителя! Зрителя!
ВСЕ
(скандируют)
Зри-те-ля! Зр-ите-ля!

(Вбегает БИЛЕТЁРША.)

БИЛЕТЁРША
Зритель! Зритель идёт!

(Слышны шаги приближающегося ЗРИТЕЛЯ.)

ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ...


                Ольга Зверлина
                Санкт-Петербург, 2008 г.

______________________________________________________

• Разрешается копировать тексты только:
                - при упоминании имени автора
                - и обязательной ссылке на первоисточник. •

• В случае некоммерческих постановок
                - убедительная просьба известить автора. •

• Любое коммерческое использование текстов
                - только по договорённости с автором. •

                E-mail для связи:
                zverola(собака)mail.ru
______________________________________________________


Рецензии