О том, как сюцай явил смекалку и присутствие духа

Сюцай был искренним на вид,
но под покровом простоты
скрывались такт, пытливый ум
и смелость.

Как-то раз, весной,
к нему пришёл Гун-гун, – сердит,
рогат и мокр.
Его хвосты
напоминали – не изюм,
но грех и ужас – неземной.

Сюцай изобразил испуг –
так натурально, что Гун-гун
решил немного обождать,
чтоб дать ему прийти в себя.
Сюцай не покладая рук
дрожал – от пальцев ног до губ –
и прятал тело под кровать...

Как вдруг – визгливый лай собак
раздался рядом.

Злой Гун-гун
собак не выносил на дух.
Он зашипел, свернул хвосты
в колечки, прыгнул – и исчез.

Сюцай практиковал цигун,
собачий лай и, после двух
сосудов с винами – застыв,
в Тян чжу – извечный Столп Небес –
мог превращаться, – (подтвердил
учитель Юй, – и пять цветов
приплёл зачем-то).

А сюцай
сказал: “Какая красота!” –
и скромно выдал свой вердикт –
о том, что оправдать готов
как труса, так и храбреца...

и вскоре приобрёл кота.





________________________________________
Комментарии

Гун-гун – зооморфное божество, олицетворяющее водную стихию, обычно представляемое в виде рогатого исполинского чудовища с телом змеи. В конфуцианской традиции выступает отрицательным персонажем древнекитайских космогонических мифов. Столп Небес – Тянь чжу – мифическая гора, поддерживающая небо. Мифологическое объяснение причин движения светил с востока на запад состоит в том, что в результате великой космической битвы произошла мировая катастрофа, состоявшая в повреждении Небесного Столпа Гун-гуном, после чего на северо-западе небо накренилось к земле, а с противоположной стороны – отдалилось от земли, да и сама земля на юго-востоке накренилась, поэтому небесные светила стали двигаться по небу в северо-западном направлении, а реки потекли по земле на восток, впадая в океан.

Пять цветов – в соответствии с китайской классической традицией – синий, жёлтый, красный, белый, чёрный.


Рецензии