Медвежий край

       
Растет черника на болоте,
Где сосны чахлые в тумане,
Кора в смоле и позолоте,
И дремлет ветер утром ранним.
По глухомани бездорожья
Иду невидимой тропинкой,
Ступают ноги осторожно
На влажный мох в сухих хвоинках.
Срываю с ветки каждый шарик,
Налетом сизым опыленный,
Росу прозрачную смешаю
С лиловым соком на ладони.
Ведет все дальше за собою
Черничник в угол потаенный -
И закружило голубое
Над малахитово-зеленым.
Когда прогреется лучами,
Очнется сонный лес от дремы,
И из неясных очертаний
Проступит куст уже знакомый,
Помашет веткой серебристой,
Раздастся треск, птенцов тревожа,
Увидишь след ступни когтистой -
И пробежит мороз по коже…

июль 2004


Рецензии
Немного разочарую и Вас, Марта, и Ваших рецензентов. Стихотворение очень хорошее, где налицо проявлено образное мышление. Не совсем удачно реализовано. Возможно, это из-за отсутствия опыта занятий в лит.студиях.
Начнём сначала: входите в стихотворение, почувствовав в себе некоторую тревогу - название обязывает - и эта тревога должна быть чуть экспрессивной, тогда и окружающая природа будет выглядеть чуть затенённой, таинственной и по звуку слова должны быть с приглушённым звучанием. У Вас начало слишком светлое по тональности, а оно присуще к берёзовым лесам и околкам. А у Вас глухая тайга и уже другое восприятие.
Я бы Ваше ст-ние начал так:
Где черника растёт на болоте,
и задумчивы сосны в тумане.
Их стволы со смолой в позолоте
неизведанной тайною манят... - вот, примерно так бы я начал.
И Вы видите, Марта, что заданная интонация требует соответствующей ей лексики. Точность ощущения пространства требует адекватного воплощения в слове. Тогда будет и выразительность, и проникновенность.
И если Вы продолжите заданную интонацию, то поневоле обнаружите, что "хвоинки" и "шарики" здесь звучат неорганично.
Концовка хорошая. Я бы слово "мороз" (резкое по звуку) заменил на "озноб".
В качестве примера, да простите за нескромность, я предложу начало своего ст-ния близкое по восприятию аналогичного пространства. Иногда на примере можно более убедительно объяснить как строить композицию стиха:
По токовинской дороге,
В сумрачном царстве болот.
В старой медвежьей берлоге
Филин столетний живёт.

За гробовое молчанье
Прячется чёрная весть.
Страшно бывать здесь ночами -
Лешие водятся здесь.

Ржавые травы трясины
веют сипеньем гадюк.
Робко трепещут осины,
Сбившись испуганно в круг. - Не знаю, уважаемая Марта, поможет оно или нет. Но всё-таки...
С уважением Виктор. И прошу не обижайтесь. Я выполнил Вашу просьбу ознакомиться, но думаю не ради одного моего восторженного возгласа- мнения. А оно должно быть продуктивным для автора. У Вас, Марта, есть проблески дарования. Иначе бы я так подробно не стал комментировать своё мнение.
Виктор.

Виктор Коврижных 2   03.05.2011 21:11     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор! Вот здесь как раз и проявляется разная среда и разное восприятие окружающего. Дело в том, что я описываю реальный случай со мной в вологодских лесах.
Там леса вблизи деревни светлые, сосновые, входишь как в светлый храм без чувства тревоги,только где-то через час ходьбы сворачиваешь на тропинку к болоту.Вот там уже много лиственных деревьев и кустов,а где начинаются кочки, там открытое место,сосенки низкие, они не любят заболоченные места и там ни совам, ни нечисти делать нечего. А вот в соседний малинник медведи наведываются частенько, но я об этом узнала только тогда, когда вернулась с полной банкой черники. Поэтому шла туда без всякой боязни и тревоги, любуясь хвоинками и смакуя сизые шарики на веточках.На следующий день надо было возвращаться в Москву, а без черники уезжать не хотелось, попутчиков искать было некогда,поэтому рискнула пойти одна, благо дорогу знала, да никто и не отвлекал.Единственная забота - не заблудиться. А когда вышла с болота на влажную тропинку, тут-то меня и охватил ужас - хотя я никогда в жизни не видела медвежьих следов, сразу поняла, чей это след.
Может, это был медвежонок...
Но лапа была крупная.
А потом мне рассказали,что в соседней деревне медведь задрал корову.

Это я к тому,что действительно,вошла в лес со светлым чувством, а потом наслаждалась уединением и природой без следов человека.

Краски не сгущала, описала реальные эмоции, кратко, как этюд.

Но я тронута Вашим вниманием и разбором по принятым литературным схемам моего творения, спасибо, об обиде не может быть и речи...

С искренним уважением и благодарностью

Марта Ливанова   04.05.2011 15:31   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марта. Сейчас включился в сеть, после суточного дежурства. Я работаю пожарным-спасателем. Днём ездили тушить горящую траву на сельском кладбище. Картина: горящие деревянные кресты, оградки, столики и, конечно, сухая трава. После неё - чёрные прогары, которые резко контрастируют на фоне зеленеющих трав и листвы деревьев в пространстве кладбища. При тушении, брызги воды смешанные с пеплом и грязью, попадают на скромные обелиски, где с фотографий смотрят лики усопших. Зашёл в оградку, протёр пмятник, и фото. Выходя, закрыл дверцу. Оглянулся машинально и вздрогнул: показалось, что лицо, а точнее глаза на фотографии улыбнулись. Долго думал о том по возвращении.
Так вот, уважаемвая Марта, если я сейчас напишу об этом в лирико-мистической канве стихотворение ( а оно тут есть), то мне это будет неинтересно, да оно ничего не прибавит в плане постижения мира, пока я не отвечу, а если быть точнее, не прочувствую, не выстрадаю, такую нравственную категорию, как СОКРОВЕННОСТЬ. Вот я вижу ЕЁ присутствие в описанном выше факте, к примеру, знаю, что ЭТО такое. Но дело в том, уважаемая Марта, что СОКРОВЕННОСТЬ должна быть моей, с моими чертами души и, если хотите, внешнего облика. (мирского). Вот после этого я напишу об этих улыбнувшихся глазах, но это будет по смыслу ст-ние о СОКРОВЕННОСТИ. И я постараюсь это сделать так, чтобы она не выпирала, а просто незаметно жила и её видели сердечным сознанием. Стихи, как правило, пишутся под диктовку душевного мышления, а не интеллекта.
Этой подробной преамбулой я просто возразил Вам, Марта, что Вы свой "Медвежий угол" написали исходя лишь от впечатления. Я верю. Только есть ли в этом художественная ценность? В рецензии о "Сказке о Песне" я отметил у Вас присутствие былинного, эпического начала. Так вот в этом начале Ваше литературное будущее. В стихах да и в таком поверхностным исполнении, и как Вы делитесь своими впечатлениями о прирде и прочем, - будущего я не узрел. И индивидуальности тоже. Такие стихи, как у Вас, напишет любой грамотный человек мало-мальски наделённый фантазией. Если Вы хотите остаться в рамках этой художественной задачи, то я разочарован.
Надеюсь не обидитесь, Хочу быть правильно понятым.
С уважением Виктор.

Виктор Коврижных 2   05.05.2011 07:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.