Есть единственный дар
ЭТО ВОЛЯ - ЛЮБИТЬ, И СПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ БЕЗ ПРЕГРАД...
СОЗИДАЕМЫЙ НАМИ ОШИБОК И ПРОМАХОВ ГОРОД -
ЛИШЬ ЛЮБОВЬЮ ПРОЩАЕМ... СРЕДЬ ВСЕХ НАИВЫСШИХ НАГРАД
Я ПРОСИЛА БЫ БОГА СЕБЕ НЕОТЪЕМЛЕМЫМ ЧУДОМ
ПОЛОЖИТЬ НА ДУШЕВНЫЕ МУКИ СВОИ БЛАГОДАТЬ -
НЕ СТОЛЬ ДАЖЕ ЛЮБИМОЮ БЫТЬ, НО ДЫШУ Я ПОКУДА,
И ПОТОМ... ПОСЛЕ ЖИЗНИ... ЛЮБОВЬЮ СВОЕЙ ОБЛАДАТЬ...
02.03.2008
Краткий анализ стихотворения
Тема
Любовь как высшая ценность и непреходящий дар: её созидательная и исцеляющая сила, способность прощать и преодолевать страдания, стремление сохранить любовь за пределами земной жизни.
Основная мысль (идея)
Любовь — единственное по;настоящему бесценное богатство человека: она позволяет прощать ошибки, облегчает душевные муки и остаётся с человеком даже после смерти. Желание не столько быть любимым, сколько обладать любовью как внутренним состоянием — высшая просьба к Богу.
Композиция
1;я строфа (4 строки): утверждение ценности любви как воли и способности любить без границ; метафора «город ошибок и промахов», который прощается лишь любовью.
2;я строфа (4 строки): личная молитва;просьба о благодати как противоядии душевным мукам; акцент на желании не быть любимым, а иметь любовь в себе — даже после жизни.
Дата (02.03.2008) выступает как авторский маркер, придающий тексту интимность и документальность.
Тип речи
Лирическое рассуждение с элементами молитвы/обращения; доминирует рефлексия о природе любви.
Стиль речи
Художественный, поэтический. Характерны:
возвышенная лексика («неотъемлемое чудо», «благодать», «душевные муки»);
религиозно;философская тональность («просила бы Бога»);
синтаксический параллелизм и анафора («любовь» как смысловой центр).
Средства связи предложений
лексические повторы: «любовь» (5 раз), «любить/любимою»;
местоимения и притяжательные формы («нас», «нами», «свои», «своей»);
синтаксические параллели («это воля — любить…», «способность любить…»; «не столь даже любимою быть…», «любовью своей обладать…»).
Средства выразительности
метафоры: «созидаемый нами ошибок и промахов город» (жизнь как пространство ошибок), «положить на душевные муки благодать» (благодать как исцеляющее средство);
эпитеты: «единственный дар», «нескончаемо дорог», «наивысших наград», «неотъемлемое чудо»;
антитеза: «не столь даже любимою быть, но… любовью своей обладать» (противопоставление желания быть любимым и желания иметь любовь в себе);
инверсия: «созидаемый нами ошибок и промахов город», «положить на душевные муки свои благодать» (усиливает ритмику и акцент на ключевых образах);
градация: «дышу я покуда, и потом… после жизни…» (расширение временного контура любви за пределы земного существования);
символика: город как метафора жизненного пути, Бог и благодать как образы высшего смысла.
Итог
Стихотворение выстраивает философскую концепцию любви как вечного, самодостаточного дара, способного преображать человеческую судьбу. Через сочетание молитвенной интонации, метафоричности и синтаксической упорядоченности автор подчёркивает трансцендентную природу любви — её способность преодолевать время, ошибки и даже смерть.
Свидетельство о публикации №108030203926