Музыка. Попытка создать портрет композитора

       

"Поэт был мёртв.Лицо Его храня .
 Всё ту же бледность, что-то отвергало..
 Оно когда-то всё о  мире знало,..
 Но это знанье угасало.
 И возвращалось в равнодушье дня...
 Где им понять,как долог этот путь !
 О ! Он и мир - всё было так едино :
 Озёра и ущелья и равнина
 Его лица и составляли суть !
 Лицо Его и было тем простором,
 Что тянется к нему, и тщетно льнёт,-
 А эта маска бледная умрёт,
 Открыто предоставленная взорам  ..
 На тление обречённый нежный плод..."

   Рейнер Мария Рильке. Смерть поэта. Перевод Т.Сильман 


  из 14 симфонии Сочинение 135 Д.Д.Ш. Премьеры 29.09.1969 (Ленинград),06.10.1969 (Москва)
       


1.Дремоту молчаливых дач
Хранила ночь в святом апреле.
"О,Мастер,мир переинач"-
Шептали вербы,но робели
Стволы,не в силах превозмочь
Ложь комунальной канители..

Сомненья ветром налетели
В кругу берёз,слияньем слёз
С луной в сапфировой купели.

А дачи при луне белели
Бельмом семейных неудач
Как будто сны на самом деле
Вели к решению задач...

Стенали скрипки,детский плач
Тонул в ущельи виолончели,
Молитву линий Боттичели
В сонате воплощал скрипач!


2.В тумане сыро,но тепло.
Навстречу дню спешили травы,
Улыбкой скерцо снизошло
Лучом на поле - на чело
Степной затравленной державы.

3.Как просится тоска в тревожный май!
Он ловит пульс её первопричины:
С зарёй вскочив,глотнув вчерашний чай,
Бежит спросонок оживить рояль,
Как Дух встревожен криком петушиным...

Осанкой птичьей,профилем грачиным
Он мнится вожаком весенних стай,
Познавшим путь к неведомым вершинам!

И Грач весенний смотрит из очков
Как звук рождается и рвёт покров рутины,
Речным потоком мчится из оков,
Торосы громоздя:на льдину льдину.

Труба финала перепонки рвёт,
Стихию устремив в водоворот,
Неистово вращающий турбину!

Над росной пашней яркий день встаёт,
Дробится свет в алмазах паутины.
Сменяя образы,симфонией плывёт
Над ширью зачарованной равнины.

Исток признанья-диалог эпох:
Скромнейший Мастер - бог наполовину,
Философ,лирик,маг и скоморох,
Он вяжет сети миру - исполину!

Из лоскутков звучащих пустяков
Он шъёт игру блистательных фантазий.
Рот крепко сжат,а линзы у очков -
Два телескопа для сверхдальних связей!

И острый слух стремится из оков
Амёбой наползти,и тыщей псевдоподий
Всосать,отведать костный мозг миров
Неслыханной гармонии мелодий...

Нацелен нос на золотых жуков,
Гудящих роем неземного клира.
Редчайший из счастливых чудаков
Сумел поймать на нотный строй крючков
Превратности и муки мира!


4.Порой он зол,как зол плевок
В мирок,что кормится меж строк
Корыстных пустозвонов,
И силится урвать спецснаб,овский паёк
Бездарности угодливых шаблонов.

Дотошный критик,понял мой намёк ?
Да,метит кривда кистенём в висок,
Шипит мещанство,точно змей клубок,
Всегда творя для Мастера препоны !
..................................
Да будет вечен Творчества накал,
И неподвластен выгоде рублёвой!
Весенний выводок,лети дорогой новой!
Так Мастер Шостакович завещал !


5.Покуда скрипка будет петь
О том,что смерти нет в помине
Разлучница - земная смерть
Не в силах с Вечности стереть
Его заслуженное имя..!


А.К.Слободин.апрель-май 1982

       ПРИМЕЧАНИЕ. Появление в голове того или иного стиха -всегда загадка для его автора (Помните у Ахматовой "Когда б Вы знали,из какого сора/Растут стихи,не ведая стыда...")Апрельские дачи,сапфировая купель и девическая нежность экзальтированных "ангелов"Сандро Ботичелли и вся изысканность английских прерафаэлитов и любимого с детства Кватроченто( итальянцы столетия считают не так, как мы: мы бы сказали,что Рафаэль родился в 15 веке(в 1483 году),а они 15 век называют КВАТРОЧЕНТО-т.е. 14 (в 1483) так понятнее).Так вот,всё упомянутое давно ложилось на душу сладкой истомой и тоской.Романтические отношения с девушкой,наивной и чувственной казались несбыточным счастьем. Между тем,семейные дела не ладились,не было денег и жизненного опыта,жена моя была весьма практична, и я убегал из дома и засматривался на субтильных молодух...Это рождало во мне комплекс вины,и совсем не стыковалось с посещениями церкви...Надо было смириться с тем,что жизнь не пряник,а трудная обязанность и надо было находить Гармонию не только в картинах,стихах,симфониях и обворожительных нимфетках,но и в обыденности "любви и работы"(был такой сборник стихов Я.Смелякова)И в это время,слушая
любимую классику,я всё чаше вместо Моцарта,Чайковского,Вивальди и Поля Мориа,включал Прокофьева,Бриттона,ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА.Его 14 симфония(О любви и смерти) на стихи Гарсия Лорки,Апполлинера,Р.М.Рильке,Кюхельбеккера поразила сразу сжатой энергетической пружиной противоречий тоталитаризма и личной свободы,искренностью страсти и преданности в борьбе с путами общечеловеческих госповинностей,войнами и тюрьмами и т.д.В Его музыке и в текстах этих поэтов с невероятной убедительностью.казалось.был дан эмоционально-чувственный и религиозно-философский ответ на мучивший вопрос "как жить дальше".Сам намеренный отход новых композиторов от мелодической основы музыки (Шёнберг и т.д.)ложился на душу,как медитативный "ключ" в мир реальной какафонии,дизгармонии советского быта и,казалось,примирял выдуманный, вчерашний мир наивных грёз подростка с реалиями несладкой жизни не во сне,а наяву....Это была и музыка Д.Д.Шостаковича.В своё время мой отец К.М.Слободин абсолютно искренне написал стих,жёстко критикующий всякую музыку такого рода,его опубликовали в газете...Я чувствовал необходимость в той,или иной форме выразить свои ДОБРЫЕ чувства,хотя бы к музыке Д.Д.Мне очень приятно,что в 1984 году на конкурсе им.Чайковского эти стихи прочли и одобрили несколько меломанов и их семьи..
    Годы идут... и музыка величайшего композитора - почти нашего современника -  не только становится понятной... но и необходимой... Послушайте, например, пятую симфонию, чудо! откровение!  https://www.youtube.com/watch?v=i-rKP7yewnU  А так же 1 и 2 концерты для фортепиано с оркестром  https://www.youtube.com/watch?v=DGKo9h3ZM-o


Рецензии
Ярко. Сочно. Талантливо. Счастья!

Людмила Кудлова   03.08.2017 07:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.