Вислава Шимборска. Театральные впечатления

Из сборника "МОГЛО БЫТЬ"

*

По мне, важнейший акт трагедии - шестой:
покойники встают со сцены - поля битвы -
поправить парики, одёрнуть платья,
нож вынуть из груди,
снять петлю с шеи
и выстроиться в ряд с живыми
напротив публики.

Поклоны в одиночку и всей труппой -
бледные руки на пронзённом сердце,
симптомы неудачного самоубийства,
кивание отрубленных голов.

Поклоны парами -
гнев с кротостью берутся за руки,
глазами жертва улыбается мучителю,
повстанец снисходительно ведёт с собой тирана.

Топтанье вечности носочком золотистой туфельки.
Разгон морали взмахом капюшона.
Неистребимое желание начать всё завтра заново.

Одной строкой выходят умершие раньше,
в четвёртом, третьем актах или между сценами.
Чудесное явленье всех пропавших без вести.

Мысль, что они так терпеливо ждали за кулисами,
не сняв костюмов,
не смывая грима,
сильнее трогает, чем все тирады из трагедии.

Но более всего, пожалуй, впечатляет паденье занавеса
и то, что видишь до его удара об пол:
одна рука спешит достать цветок,
другая - подобрать упавший меч.
А дальше третья, невидимка,
свой выполняет долг:
берёт меня за горло.


Рецензии