Пряный, черный и скрипучий...

Пряный, черный и скрипучий
Ельник, что смолистый сруб.
Перед ним приземной тучей.
Кряжеватый в дуплах дуб.

Скачут белки – носят в шкурках
Ароматы древних смол.
Весь в карманах-закоулках
Дуба лиственный подол.

На семи ветрах-телегах
Он шумливый, как базар.
Там для рыжих и для пегих,
Для лесных зверей товар.

Там за желудь с крепким боком
Кряжеватый в дуплах дуб
Покупает ненароком
Дух, что шлет смолистый сруб.

И лесных купцов ватага
Катит в пряный, хвойный дом,
Чтоб в кладовках сыр-оврага
Спрятать желудь на потом.


Рецензии
Идея мне понравилась. Интересный замысел.

Что же касается исполнения. Ритмика Вами хорошо здесь выдержана. С рифмами так же все ОК. А вот в содержании, как мне кажется, есть шероховатости.

По строфам.

"Пряный, черный и скрипучий
Ельник, что смолистый сруб.
Перед ним приземной тучей.
Кряжеватый в дуплах дуб."

Здесь первое 2стишие мне не очень понравилось. Во-первых, для ельника вроде многовато эпитетов. Не про него же стих, а про дуб. Во-вторых – 2стишие неудачно разрезано цезурой межстрочной. Все эти описания ритмически отрываются от самого "ельника".

Во втором 2стишии "кряжеватый" немного стилистически выпадает. Как просторечие звучит и на общем фоне царапает слух. После "тучей" точка кажется неуместной (опечатка, скорее всего).

"Скачут белки – носят в шкурках
Ароматы древних смол.
Весь в карманах-закоулках
Дуба лиственный подол".

Про белок, носящих ароматы древних смол – просто супер. Если само по себе. В контексте же это выглядит неуместным – дуб ведь отнюдь не смолами славится. Смолы – это скорее к ельнику.

"На семи ветрах-телегах
Он шумливый, как базар.
Там для рыжих и для пегих,
Для лесных зверей товар"

Про семь ветров кажется неуместным. Дуб же не на пустыре, вроде, у Вас стоит, а возле ельника.

Третья строка кажется затычкой. Корявой к тому же. А что, для одномастных и не рыжих зверей там товара не найдется? Вернее понятно, что Вы хотели сказать, но звучит так, как звучит.

"Там за желудь с крепким боком
Кряжеватый в дуплах дуб
Покупает ненароком
Дух, что шлет смолистый сруб."

"Там" – это где? Первое 2стишие звучит как одна сплошная инверсия. "Покупает ненароком" – это еще как? Стихо про шопинговую зависимость? Слово "ненароком" – паразит. Как и "там".

Хотя повторы словосочетаний из первой строфы хорошо сказываются на общей форме стиха, делая ее более целостной и стройной.

"И лесных купцов ватага
Катит в пряный, хвойный дом,
Чтоб в кладовках сыр-оврага
Спрятать желудь на потом."

Что такое "сыр-овраг"? да и при чем тут он? Вроде белки не в оврагах живут, а в ельнике.

"Катит" несколько сомнительно выглядит в этом контексте. На грани жаргонизма воспринимается и стилистически выпадает.

С уважением,

Длмнск.

Александр Далманский   08.02.2008 19:37     Заявить о нарушении
Благодарю вас Александр за внимание ко мне. И за честную и верную критику. Только всё это не о том. Ничего рационального и полезного для себя я в ней не найду. Потому, что ищу я другое и стремлюсь к другому. Просто мы разные люди. И смотрим на поэзию по разному.
А вам советую плюнуть на меня, сесть поудобней в кресло и прибалдеть от томика Мандельштама (не разбирая его по косточкам).

Успехов,

Игорь Гонохов   09.02.2008 14:03   Заявить о нарушении
А чего Вы ищте, если не секрет? Какой на Ваш взгляд должна быть идеальная поэзия?

С уважением

Длмнск

Александр Далманский   09.02.2008 19:34   Заявить о нарушении
Ну, вы от меня слишком много хотите. Если я и чувствую идеальную поэзию, то высказать её у меня не получиться. Поделюсь своими скудными размышлениями, может что-то западёт... Вы смотрели "Затмение" Антониони.
О чём сюжет? А ни о чём? Но что же держит в напряжении весь фильм?! Кого держит, а кого и нет. Нужно просто почувствовать. Я не придумываю, но есть нечто неподдающееся рациональному объяснению. Никакой мистики, всё на уровне привычной обыденности "ложки в чае", но есть. Нечто завораживающее. Ранний Пастернак, что бы вы мне не говорили,но это какой то ужас в смысле техники стиха, а порой и элементарной логики, но уже тогда было видно - Пастернак крупный поэт - потому,что личность.
Говоря примитивно - зачем мы пишем стихи, чтоб получать удовольствие ни с чем не сравнимое. Зачем читаем - а для того же! Если вы читаете мои стихи и не чувствуете их они вам не близки - зачем разбирать? Тут либо попытаться вчитаться, либо переключиться на другого поэта. Если я ничего интересного не вижу никакого намёка на собственное лицо и индивидуальность я иду дальше. Если в стихах есть сила, но я их не понимаю - я так честно и пишу - отлично, но не моё или не дорос. А вот если понравиться - тогда можно и поболтать!

С уважением,

Игорь Гонохов   09.02.2008 23:16   Заявить о нарушении
Поймите я не против досконального знания стихосложения и разбора. Я просто хотел расставить приоритеты. Если в машине нет горючего, какого бы качества она не была - всё равно не поедет!

Игорь Гонохов   09.02.2008 23:21   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за столь развернутый ответ! Интересно было ознакомиться с Вашим взглядом.

Конечно, я с Вами согласен - техника никогда не заменит индивидуальность, очевидно Вы так же меня не совсем правильно поняли - я вовсе не абсолютизирую всякие технические штуки и выпендрюшки, просто, в отличии от "души" ее (технику) можно потрогать, "пошшупать", посмотреть, как она сделана. А душа... Знаете, на Стихире я видел несколько работ, где техника - тушите свет. Но эти работы мне почему-то (сам не знаю почему) НРАВИЛИСЬ... Парадокс:-)))

Еще раз благодарю Вас за интересный ответ. Приятно было с Вами поговорить.

С уважением

Длмнск

Александр Далманский   10.02.2008 00:07   Заявить о нарушении
П.С. Да, что касается зачем анализировать стих, который не понравился... Забыл ответить... Для того и анализировать и разбирать, чтоб понять ПОЧЕМУ он не понравился и как самому писать тогда так, чтоб самому, в первую очередь и нравилось. Вот:-)

Александр Далманский   10.02.2008 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.