Владимир Великий

Ты шёл дорогой непростою
И, не единожды грешил
Бесстрашным был на поле боя
И много подвигов свершил

Ты смело отражал набеги
Завоевателей лихих
И прочь бежали печенеги
От храбрых воинов твоих

Твои неправедные годы
Судить я, вовсе, не берусь
Наследник княжеского рода
Крестивший киевскую Русь

Тернист и долог путь твой к Богу
И ты прошёл его не зря
Спешим к церковному порогу
Стезю твою благословя

Ты храмы возводил святые
Златые строил купола
И прославляя твоё имя
Опять звучат колокола

Великий батюшка Владимир
Проси же Господа, проси
Чтоб не коснулись стрелы злые
Твоей молитвенной Руси

               
СВОЕЙ ВЕРОЙ МЫ ОТКРЫВАЕ ДОРОГУ ВОЗМОЖНОМУ.

ГДЕ УПОМЯНУТО ИМЯ БОГА, ТАМ РОЖДАЕТСЯ СВЕТ


ЧТО ЕСТЬ МОЛИТВА.

Молитва... Что это такое? 

Обращение ко Господу.

Дорога в Небо, которую возводим всю жизнь малыми ступенями.

Рука, протянутая для получения долгожданной помощи. Не отвергай, Господи!

Чтение духовных книг, прослушивание духовных песен - когда наше сердце открывает незримое, неуловимое кем-то иным общение с Богом.

Пожертвование для ближнего во имя получения нематериальных благ. Жертва и средствами, и временем, и собственными силами.  Пусть не от всей души, зачастую, почти совершая насилие над собой и  иногда испытывая от этого жалость в дальнейшем. Но всё равно - пожертвование...
Это тоже очень важно!

Торжественная молитва во Славу Божию.

Благодарственная молитва ко Господу.

А как же быть, если во время общения с Господом через молитву, начинает участвовать ещё и плоть, кроме души?

Часто я слышала, что телесных ощущений во время молитвы следует избегать. И точка. И никакого руководства, как именно это сделать, я не услышала. Избегать как? Бояться, ненавидеть или задавить, задушить? Но ведь та самая телесная оболочка тоже участвует в молитве непосредственно. Попробуйте её, негодную, оставить дома и прямиком отправиться в храм! Не выйдет…
Да и сама молитва – «есть духовно-душевно-телесное усилие человека, содействуемое благодатью Божьей, при общении человека с Богом» – так сказал мне один очень верующий человек --- Н.П. Кормаков.

У меня же  ранее часто, теперь всё реже, имели и имеют присутствие телесные и душевные чувства, ни кем не призываемые, но имеющие место быть в процессе молитвы - жар, озноб, вдохновение, желание воспарить - так всегда реагирует моя слабая человеческая натура на высокое и прекрасное, мощь которого нельзя впитать, а можно только восторгаться - точно так, как если бы я находилась на концерте классической музыки или в картинной галерее.
И как скажите мне, читать молитву при таких «дарах»?

Не скрою, изначально такие явления, пугали меня. Но потом я стала поступать следующим образом: если понимала, что моя слабая плоть и человеческая натура проявляет себя способами описанными выше, я стала говорить так: Господи, принимаю все Дары от Тебя пришедшие. Иные же дары, не от Тебя, я отвергаю".
После этих слов необычные состояния плоти и души постепенно сменялись благодатным состоянием умиротворения и спокойствия, в дальнейшем стали возникать  всё реже. Если вдруг, уже теперь, возникает подобный фон, я его почти не замечаю. Концентрирую внимание на молитве. Ведь если ты идёшь к примеру, по улице и откликаешься на каждый подозрительный звук или окрик -
рано или поздно шею себе свернёшь, не правда ли?
Полагаю, что ежели после такой возникшей перемены чувств у меня бы осталось чувство  огорчения, сожаления о потерянном состоянии "воспарения", желание к нему вернуться то это и были бы "дары иные".
Но, обретённое спокойствие и умиротворение во время молитвы я воспринимаю, как должное. Благодарю Господа и продолжаю молиться.
Бывали со мной ещё удивительные случаи. Иногда в храме я чувствовала резкий и неприятный запах от кого-либо из прихожан. Я понимала, что не может так пахнуть с физической точки зрения вполне приличный человек с виду, однако…

Когда я чувствовала запах разложения - "запах смерти" – он же запах грехов, я восклицала про себя: " О, ужас! Как дурно пахнет, но ведь и я совсем не лучше. Наверняка, я - такая же." Какая жалость, что мне не приходило ранее в голову помолиться за тех несчастных, и за себя, заодно, о благодати покаяния, об открытии путей исправления! Ведь не случайно же Благодатью Духа Святого мне были поданы "знаки",  не раз было показано, как пахнут грехи человеческие.

  Николай Павлович Кормаков /http://www.proza.ru/avtor/nsixnsmd/
 человек верующий, которому многое открыто, милостью Самого Господа
 Вот что говорит о подобных "знаках" в своих трудах:

«Что касается "знаков", которые может получать человек, то следует помнить, что никакое знание (слово), подаваемое Богом, не возвращается к Нему без прибытка. А это значит, что мы должны проявить старание, усердие и разумность в использовании этого знания для служения Господу.

Какой смысл находится в том, что вы вдруг почуяли "запах смерти" от какого-то конкретного человека?
Если это от Духа Святого, то это должно вызвать у вас либо воспоминание о своих собственных грехах, своей немощи и сокрушение о них, либо жаль и сочувствие к этому человеку и желание помолиться о нем, что и реализовать вы должны через конкретное действие (например, просить Господа о прощении своих грехов и решимость впредь так не поступать, или, например, сжалившись над этим человеком, от всего сердца просить Господа о благодати покаяния для этого человека, т.е. - совершить определенный молитвенный труд).
Если же этот "знак" не от Бога (т.е. от вас самих или от дьявола), то вызвать это может у вас чувство особенности, а еще хуже - чувство превозношения над другими, либо чувство неприязни к этому человеку. И то и другое отталкивает благодать Духа Святого.

Святые советуют любой повод (от Бога или нет) использовать, как повод для милосердия (доброго дела), покаяния, молитвы и тому подобных благочестивых дел для прославления Господа. Если повод был от Бога, то действия человека прославят Бога, если повод был от беса, то он тотчас отбежит, не терпя того, что его искус послужил сотворению доброго дела.

Теперь о том, когда "молитва во грех".
Мой светлой памяти духовник, протоиерей Георгий, всегда, когда я просил его о благословении какого-либо своего начинания (молитвы, поста и т.д.), в первую очередь задавал мне вопрос: "А какая в этом необходимость?". И если я достойно мотивировал это, то давал мне благословение.

Молитва наша должна быть опосредствована необходимостью. Что является для нас необходимостью? Думаю, то, что ведет к жизни и поддерживает ее. А т.к. жизнь, т.е. все, поддерживающее жизнь, подается Господом, то молитва т.о. есть исполнение воли Святого Духа. Это подтверждает и св.Серафим Саровский, говоря, что "лишь по воле Божьей доброе дело человека угодно Богу".

Итак, молитва есть духовно-душевно-телесное усилие человека, содействуемое благодатью Божьей, при общении человека с Богом.

Вам хочется творить добрые дела. Хорошо.
Каким образом человек может творить добрые дела?
1) В первую очередь это делом.
2) Если невозможно делом, то словом.
3) А если невозможно и словом, то молитвой.
Вот такова иерархия добрых дел человека.

А что нам необходимо для жизни? - Исполнение воли Божьей.
Воля Божья открывается нам:
1) через Его законы (телесные, душевные, духовные);
2) через Его Заповеди (Декалог и, например, гл.5 - гл.7 Ев. от Матфея);
3) через Его волю, открывающуюся по обстоятельствам и сердечному чувству, всегда согласную слову Божию.

Есть и общий признак согласия твоего доброго дела воле Святого Духа. Это дело, следующее искреннему сердечному импульсу любви к Иисусу Христу, выражаемое часто через чувства сострадания, сочувствия, сопереживания другому человеку (вспомните слова Спасителя: "что сотворили нуждающимся - Мне сотворили").

Ну а если угодить Богу возможно лишь исполняя волю Божью, то грехом таким образом является то, что воле Божьей противится. И действительно: "грех есть беззаконие (противозаконие)", - утверждает Дух Святой устами апостола Иоанна, а т.к. закон утвержден Богом, то грех есть противление воле Божьей. Поэтому грех это не только ошибка (или как дословно переводят с греческого: "промах по цели"). Грех и ошибка это не одно и то же: грех это всегда ошибка, но не всякая ошибка есть грех (пример: поиски Иисуса Божьей Матерью и св.Иосифом вне храма, когда Он там остался после Пасхи в 12-летнем возрасте, не является грехом, но лишь безгрешной ошибкой).
Также и относительно вреда человеку: грех всегда приносит вред человеку, но не всякий вред является грехом (например, яд вреден для человека, но иногда он спасает его от земной смерти), более того: безвредное неоказание добра человеку является грехом, как и выразил то Дух Святой устами апостола Иакова. Грехом можно назвать лишь вред, приносимый человеку в вечности, а это как раз совпадает для человека с нарушением им воли Божьей.

Итак, грех есть противление воле Божьей.

От начала же грех исходит от дьявола, потому грех т.о. есть следование воли дьявола, воле Божьей противящейся. А значит "молитва во грех" есть молитва, исполняемая с дьяволом. И действительно: "Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех" (Пс.108:6-7), - восклицает пророк Давид Духом Святым.
Т.е. молитва человека будет ему во грех, если при этом им управляет бес ("стоит над ним нечестивый"), а он думает, что дело его правое, когда на деле "правость" эта исходит от дьявола (это и значит в библейской символике: "дьявол стоит справа (одесную) его").
Бывает такое, например, когда человек клюет на уловку дьявола, молясь под впечатлением гнева, или разжигаемый похотью, или из чувства тщеславия, или из чувства самонадеянности, т.е. находясь под действием страсти.

Итак, "молитва во грех" есть молитва под наваждением дьявола.

Жаль только, что тут разные действия человека, называются одним и тем же словом: "молитва", т.к. молитвой по существу (т.е. согласно библейской символике) можно назвать лишь искреннее и непосредственное общение с Богом, в чем да поможет Он нам Сам Своею благодатью».





Что мы знаем о молитве.
Николай Павлович Кормаков /http://www.proza.ru/avtor/nsixnsmd/

«Истинная молитва идет в Духе Святом, это значит, что она есть плод любви, плод искреннего движения сердца - этим отличается молитва от своевольного, необдуманного прошения. Это значит, что готов самого себя положить на алтарь, только Бог бы помог тому, за кого возносишь прошение. В такой момент не думаешь ни о чем, кроме помощи этому человеку.
Если есть для тебя благословение Божье на такую молитву, Господь, дав тебе претерпеть малые скорби, такие,  как потерю душевной и физической силы, быстро их восстановит.
  Однажды я ехал в троллейбусе, стоя возле передней двери рядом с сидением, на котором сидела молодая женщина. Нечаянно скользнув по ней взглядом, я увидел поразившую меня картину. Женщина, ничем внешне не выражала беспокойства, но из глаз ее крупными каплями непрерывно катились по щекам слезы. Какая же сила сквозила в этой скорби! Я невольно стал просить Господа, чтобы Он помог ей в ее горе. Чувство и искренность мои были так горячи, что из глаз моих покатились крупные слезы. Я стоял и также, молча как и она, плакал, не переставая без слов молить Господа Иисуса Христа о милости Его к этой незнакомой мне женщине. Выйдя из троллейбуса, я через минуту почувствовал покой сердца и подумал, что Господь ей поможет. Уверен в этом и сейчас, спустя многие годы.

Если же человек, уступая тщеславному помыслу, берет на себя труд молитвы, он платит за это перенесением стрессов, вызываемых бесом, внушившим ему этот помысел. От беса не исходит благодати, поэтому человек, ввергнувший себя в такую ситуацию, уже не имеет той меры терпения для перенесения возникающих при этом скорбей, какая была бы при благословении Божьем и соединением в молитве со Христом. Мера тщеславия в поступке и определяет меру нетерпимости при перенесении скорбей, им вызываемых.

Если решился на молитву за кого-то так, что готов и душу свою положить за него, то тогда все труды молитвенные и их последствия принимаешь покорно со смирением.
Молитва есть соединение с Господом, поэтому в Его власти быстро восстановить твои силы или дать тебе возможность претерпеть малые страдания.
Одного святого старца просила его духовная дочь помолиться за свою подругу, которая в это время тяжко мучилась в родах: "Мне ее так жалко!", - воскликнула она. Скорбно взглянув на нее, старец заметил: "А меня тебе не жалко?". Затем, встав на колени, он воздел руки в молитве. Через минуту, он уже валялся на полу, скорчившись от болей в животе. Все старания девушки успокоить его боль были тщетны. Прошло достаточно времени. Наконец, он сел на полу, вытер рукой крупными каплями стекавший с его лица пот и тихо произнес: "Все. Родила".
"Молиться это кровь проливать", - говорят святые отцы Церкви.

Молитва за другого человека есть добровольное разделение его скорбей, невзгод, лишений и искушений. Воспринимать её следует, как  акт душевно-телесный. 
Очень многие сейчас не знают цену молитве, полагая, что весь труд  для человека заключается лишь в просьбе-произнесении (в уме или вслух) некоторых слов, после которых, подобно действию волшебной палочки-выручалочки, дальше всё преобразуется чудесным образом "мановением Божьим". Если бы это было так, то в чём состояла бы тогда ответственность человека в молитве? Ведь "за спрос не ударят в нос", т.е. просить можно было бы всё, что угодно, а там - уже дело дающего: дать или не дать. Безответственный подход к молитве, как к волшебной палочке, есть магия.
Человек, который легко соглашается на молитву за другого, не знает цену молитве, либо вообще не знает, что это такое, молитва. Сейчас много таких, большинство. Представьте себе, что один другому  говорит, эдак запросто, как о ничем не стоящем: "Дай мне, пожалуйста, 1000$". Что? Смешным покажется, даже самому просящему - ведь так? А сказать безответственно другому: «помолись за меня (или ещё за кого-то)», - это вроде даже как некая похвала часто звучит достоинству человека; что вот, мол, его отмечают, как молитвенника.

О ком можно молиться? О ближнем своём человеке, включённом в твою жизнь, части твоей судьбы, за которого не жалко не только судьбою своею поступиться, но и жизнь свою отдать: жена (муж), дети, родители, брат (сестра) и о близком по духу человеке.

     В своих ежедневных молитвах я поименно поминаю всех членов моей семьи, добавляя: "со всеми ВО ХРИСТЕ сродниками и ближними нашими", зная непременно, что Господь всех видит в одно мгновение.
"Во Христе" потому, что Он один по настоящему знает, за кого мы можем просить Его в молитве. Иногда, я прошу о каком-то конкретном человеке, и верю, что Господь слышит эту молитву.
       В 15.00, в час, когда Господь умер за нас на Кресте, я стараюсь молитвенно принести Господу "Венчик Милосердию Божию"
Это молитва за весь мир. Верю, что Господь услышит и поможет каждому человеку, кому Сам знает, по этой молитве. 
Так мне заповедал Он Сам через моего духовника.
Когда нет таковой возможности, то возношу хотя бы одно мгновение к свое немое моление к Господу, мысленно устремив на Него свой взгляд.
Когда я уже не имею сил, а мне необходимо обязательно помолиться, я искренне прошу Господа: "Милосердный Иисусе Христе! Я уже не имею сил, а мне необходимо это сделать. Помоги мне, Господи!", - и с уверенностью начинаю молиться. Господь всегда приходит на помощь!»

Этот рассказ* для публикации любезно мне предоставил Николай Павлович Кормаков.
Для удобства прочтения, я включила  в рассказ* несколько произведений Николая Павловича:

http://www.proza.ru/2011/02/16/1295 - «О ком и когда можно молиться».
http://www.proza.ru/2015/01/28/1252 - «Любовь к Иисусу Христу – первое, потом молитва».
http://www.proza.ru/2009/09/07/812  - «Что я хотел сказать, написав всё это».


Рецензии
Спасибо, дорогая Наталия! Святой князь Владимир - пример великого преображения!
Дивны дела твои, Господи!

С любовью, Светлана.

Светлана Соколова-Безрукова   02.02.2021 23:36     Заявить о нарушении
Светочка, благодарю Вас!

Наталия Гранковская   03.02.2021 09:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.