Летящее ожидание

Сладким
       запахом
       синей
       ромашки
Пью любовь из разбившейся чашки
На узлах
       электрической
       сетки
Расставляю белые шашки.

Но опять
       проиграю,
       конечно,
И посыпятся градом монетки
Так отчаяно?
       Нежно?
       Беспечно?
Пряча в звоне бисквитную вечность
       (Белого хлопка
       Добавила робко,
       Тихо и в скобках)

Лунные зайчики/
       сводники/
       воры
Вновь запутались в ветренных ветках
Нервным
       взглядом
       отдернула
       шторы.
Драные листья ответили
       "Скоро!"

Я жду тебя.


Рецензии
Попросили меня добрые люди сваять серьезную рецензию. Мою интерпретацию этого, весьма символичного, стихотворения. Выкладываю:

Сладким
запахом
синей
ромашки

Ромашка интерпретируется как нечто успокаивающее, но в то же время образ разбившейся чашки - явно о конфликте/разочаровании/чем-то подобном. Напрашивающийся вариант (помним про слово "любов"): расставание с любимым человеком - пока неясно, речь идет об окончании отношений или о вынужденной разлуке, но общий смысл такой.

На узлах
электрической
сетки
Расставляю белые шашки.

Образ электрической сетки - электрической. А дальше в строфе - эмоции, явно связанные с живым человеком. Т.е. мы должны объединить понятие живого человека (или людей), эмоционально связанного с лирическим героем, и электричество. Лучшая из пришедших мне в голову версий - электронное общение. Кстати, образ сети ("...электрической _сетки_") также наводит на мысли о телефонном или Интернет-общении.
Образ игры в шашки, в контексте общения, логично интерпретировать как противостояние собеседников.

"...Опять...проиграю, конечно...". Значит, подобное противостояние происходит уже не первый раз (и, очевидно, с одним и тем же результатом, но это ясно и без пояснений).

"...отчаянно?...нежно?...беспечно?..." - этот "проигрыш" явно вызывает у лирического героя целую гамму самых противоположных эмоций. Я бы даже сказал (особенно учитывая контекст первой строфы, и то, что перечисление эмоций начинается от отчаяния и продолжается позитивными и более "расслабленными" эмоциями), что речь идет о теме "запретного плода" (причем с учетом любовного настроения стихотворения, речь скорее всего идет о предметах любовной или сексуальной темы), когда лирический герой эмоционально согласен с "оппонентом" , но в то же время не считает допустимым вербально, открыто признать свое согласие. Кстати, напрашивающееся в связи с вышесказанном предположение: "оппонент" из второй строфы и "любимым" из первой - одно лицо.

"Лунные зайчики, сводники, воры..."
Характеристика "сводники" лишний раз подтверждает нашу догадку про любовь, а "воры" - про расставание.
Хотя так и неясно, расставание, вызванное внешними обстоятельствами, или возникшим по инициативе одного из героев. С учетом внутреннего конфликта лирического героя ("Запретный плод"), который мы заметили во второй строфе, возникает такое предположение - расстование имеет "добровольный" характер, оно инициированно самим лирическим героем, чтобы этот конфликт больше не мучил его, т.к. отсутствие любимого делает тему конфликта неактуальной.
Теперь посмотрим, что мы видим дальше:

"Нервным
взглядом
отдернула
шторы.
Драные листья ответили
"Скоро!"

Я жду тебя."

Вырисовывается следующая картина: несмотря на демонстрируемое несогласие и расстование, на самом деле лирический герой не хочет расстования, а наоборот, искренне ждет от "оппонента" инициативы, направленной на восстановление или развитие их отношений. В таком ракурсе нарисованная автором картина выглядит четкой и ясной.

PS Кстати, автор показал довольно интересный с точки зрения психологии момент в развитии конфликта модели "запретный плод". Находясь под внешним давлением "оппонента", герой вынужден декларировать решение, с которым сам в глубине души не согласен; но вот после окончания "партии в шашки", когда спор с оппонентом закончен, спор героя с самим собой выходит на передний план. Причем, судя по последним строчкам, мы можем предположить, что этот спор заканчивается с тем же результатом - фактически, герой, лишившись внешнего давления со стороны оппонента, оказывается способен сам принять ту позицию, которую до этого придерживался его оппонент. То есть фактически, если воспользоваться метафорой автора, обыграть в шашки самого себя. Черными.

PPS Редактировать было уж больно лень, так что не бейте слишком сильно ;)

Юрий А Волков   29.01.2008 21:11     Заявить о нарушении