Кони

Один мой знакомый рыбак с Азовского моря не однократно приглашал меня в гости… И как то получилось что я вырвался со службы и собрав команду любителей рыбалки( ты уж извини) мы отправились на выходные в Приморско-Ахтарск..
Мои товарищи изрядно подготовились к поездке и наши машины всю дорогу напоминали, что-то среднее между ларьком стекло тары и детской погремушкой… Когда приехали и багажники раскрыли все сразу прояснилось после 30-й бутылки я сбился со счета, тогда еще не был снят фильм об особенностях национальной рыбалки, но его снимали на основе реальных фактов:)) это про ту рыбалку.

По приезду мы погрузились в катер и по морю направились в рыбатский стан… В тех местах в нескольких километрах от берега есть песчаная коса не знаю сколько по площади она занимает ну очень много. Это большой остров, по его телу словно артерии прорыты гирла (канал) на огромной площади разбросаны одиноко стоящие домики рыбатский станов. Раньше здесь был большой рыб совхоз, но и как все в этом государстве все пришло в упадок и запустение… Мы проплывали по гирлам на лодке словно на машине по трассе, справа и слева стояли стены из камыша, потом после очередного поворота камыш вдруг обрывался с открывался вид на однотипное скопище брошенных зданий и лодок, так повторялось несколько раз… мелькали дома лодки вехи с оборванными сетями периодически перед постройками маячили, то козы то коровы…
-А животные, откуда?- спросил я у нашего хозяина Борисыча…. – Дикие они…
- …
- раньше при каждой бригаде было подсобное хозяйство, лошадь, коровы, когда все начало рушиться их просто не стали везти обратно люди ушли… а они по морю не могут уйти вот и остались… думали перемрут, но они выжили и начали плодиться… ну коровы ладно… а лошади шороху наделали на Косе развелось несколько табунов.. чистые мустанги… не нужно породу выводить все как один… их было голов сорок…

Словно в подтверждение его слов, после очередного поворота гирла, камыш расступился и перед нами открылось большое «поле» песчаное с редкими кусками высохшей травы. На котором словно исполины выточенные из камня стояли лошади они мирно щипали то что трудно было назвать травой и казалось не обращали внимания на приближающуюся лодку. Лишь один конь, заслышав гул приближающегося мотора, поднял голову в нашу сторону. Он выделялся всем своим видом, его мощное туловище, точеные ноги было самим совершенством я не мало видел лошадей, и в деревнях, и на выставках. Но они все ахалтыкинцы, донцы, орловские, были жалким подобием этого красавца. Он следил за лодкой, и даже на значительном расстоянии можно было если не увидеть, то ощутить его на себе его внимательный, выразительный взгляд.

- Вожак,- уважительно произнес Борисыч, - тут когда кони расплодились им не стало хватать корма на Косе и они по весне стали переплывать по морю на поля. Где потраву делали страшную, вот тогда и начали на них охотиться… но где там конь не кабан и оленя быстрей, а еже ли что сразу в лиманы в камыши.. и ищи ветра в поле…
- ну и что…
- А что? - произнес Борисович, глуша мотор, - тогда их с вертолета стали отстреливать, чтобы урожай спасти. Вот только этот красавец остался он загонял свой табун в воду при появлении вертолета и держал его там, по несколько часов… кони часами стояли погрузившись в воду по шеи. Так и спас несколько кобылиц… вот сейчас у него уже двенадцать голов в табуне.

Стоило Борисовичу заглушить мотор и направить лодку к берегу. Вожак, издал не громкое ржание, которое заставило табун отвлечься от травы и поднять головы. Было видно, что Вожак стал сбивать лошадей в табун, причем в центре его оказались кобылицы и несколько лошаков, а по краям молодые жеребцы.
Вожак не стал дожидаться, видимо наученный прошлым опытом он погнал табун куда-то в противоположную нам сторону. Очень скоро от лошадей остался лишь пыльный след. Мои спутники были настроены не столь романтически, и неожиданная остановка вызвала у них бурю эмоций… мы пошли дальше и вскоре добрались до одной из бригад. Место куда мы попали, по внешнему виду и характеру построек, мало, чем отличалось от увиденных ранние брошенных бригад.
Большой дом из кирпича и несколько маленьких кирпичных и деревянных построек. Наличие трактора и огромное количество развешенных сетей говорило о том что стан обитаем. Когда мы выгрузили привезенные собой припасы, сразу собрались в тени, под большим навесом. Еще по приезду в Ахтари обратил внимание, что удочки с собой взял лишь я и еще один человек. Остальные взяли совсем другие «снасти», которые были сразу погружены прямо в сетках, охлаждаться в прохладную воду канала. Борисыч послал одного из своих сыновей, приплывших с нами, в ледник за уже приготовленными им заранее «снастями» :-).
Рыбалка началась…
После нескольких рюмок мне стало скучно и вместе с еще одним мучеником рассчитывавшим все таки порыбачить мы попросили сыновей хозяина отвести нас на рыбные места. Вняв нашей просьбе, хлопцы расспросили нас, что мы хотим поймать и на лодке повезли к местам лова. Хоть я с детства любил посидеть с удочкой меня прельщал не сам улов, а именно ожидание первой поклевки и ощущение неописуемого восторга когда удилище изгибается под тяжестью пойманной рыбы, но с годами мой походы на рыбалку которые случались крайне редко, превратились в что-то среднее межу рыбалкой и отдыхом от суеты города, от службы, в конце концов, просто общение с природой… которое приносило большее удовольствие, чем сам процесс ловли…
Высадив фанатика Рыбалова в одной из тихих заводей, мы пошли вверх по гирлам как раз в ту сторону где встретился нам табун.. в редких просветах среди камышей я пытался вновь увидеть диких лошедей…
- Нет они сейчас не появиться, заметив мой интерес, и догадавшись, обронил, старший из парней, - спугали мы их. Теперь схорониться, где-нить с той стороны Косы, к вечеру только сюда вернуться там травы нет.
-:-) я улыбнулся…
- Да я давичь заметил як Ви на них бачуви, - заметив мою улыбку пояснил парнишка, - они лодок дюже бояться, як завидят сразу тикают, по ним с лодок палят, с берегу не подступиться.
- Как палят?
- мовча обышно :(( с горечью усмехнулся паренек, - отец толь нидилю назад видел що сосед конину коптил, знать завалил, одного конягу….
- А что ты дома не гуторил а нормально говорил Алексей? - мне стало как-то не по себе от этих разговоров и я постарался перевести разговор.
- … так тошь дома мамку постоянно ворчит, поучает… а коней за хотите побачить я вас туточки высажу, тут и клев гарный и ветер с моря дуе глядишь к вечеру прийдут, не почуют так набачитесь. Вот тут я припас щоб не скучно було… он протянул мне садок в котором лежала бутылка водки и закуска… - Ну щоб совсим не скушьно було… такой же садок он отдавал фанату…
- Ни… подражая ему за сопротивлялся я, - не любитель этого мне б вот на лошадей посмотреть, не знал что такое смогу увидеть красавцы…
- это шо вот когда они играют тогда интересно, но бывает это редко но коль повезет побачите. Толь ви по камышам тропку сделайти сразу шоб не спугать когда прийдут. И сховайтесь, и водка вам точьно не надобна. Шибко они ее чуют… мы за вам как стемнеет приплывем на веслах только Вы не куда от сюда не уходите.
Я замешкался, меня смутило что как то по детски все получается приехал на рыбалку а сам как ребенок собираюсь ждать лошадей. Обратил я внимание и на резкое изменение разговора парня, и не знал что делать с удочками… поняв мое замешательство Алексей улыбнулся
- Да не беспокойтесь, товарищ капитан, мы могила и рыбу вам привезем когда забирать будем, и удочки в лодке бросьте не нужны они Вам.

Улыбнувшись ему в ответ, я так и сделал… когда лодка ушла направился в сторону от воды по тропе, про топтаной, толи козами толи кабанами. При выходе ее на открытое место соорудил лежанку из камыша и стал ждать…
Толи ожидание было долгим толи шум камыша, заглушавший другие звуки, убаюкал меня, а может водка, выпитая по приезду, дала о себе знать, но вскоре Орфей посетил меня…
Не могу сказать точно, сколько я проспал час, а может несколько минут, но когда открыл глаза, уже вечерело, солнце садилось куда-то в сторону моря, на открытом пространстве, сколько хватало глаз сквозь камыш простерлось поле с небольшими островками выгоревшей травы. В лучах заходящего солнца песок поблескивал и казался красноватым, разогретый солнцем, он отдавал свое тепло и в воздухе было видно марево, создавалась впечатление, как будто перед моими глазами не земной, а марсианский пейзаж. Картинка была слегка размыта словно у фотографа делавшего снимок не хватило резкости… в такое время обычно дневное все засыпает, а тот кто бодрствует ночью еще не проснулся… Ветер стих камыш не шумел… не слышно было не звука… В этой тишине мерно помахивая хвостами, подергивая гривами, паслись кони… их размытые образы прорисовывались мне сквозь прозрачную пелену марева, на фоне заходящего оранжевого солнца… фырканье иногда разрывало тишину…
Сон улетучился… боясь издать в этой тишине хоть какой-нибудь звук, старался рассмотреть их как можно лучше, но свет заходящего солнца, слепил не давая этого сделать… сколько не старался все равно глаза начали слезиться и мне приходило отводить периодически отрывать взгляд чтобы промаргаться, поднять руки и протереть их я не решался… боясь даже шорохом нарушить тишину… и испугать их
Кони старательно выщипывали остатки травы и казалось, не обращали ни какого внимания на окружающий их мир создавалась иллюзия, что они не чего не бояться… но это была только иллюзия… стоило только застрекотать кузнечику как головы нескольких коней мгновенно поднимались и уши словно локаторы обращались в ту строну откуда раздавался звук….

В детстве я не редко ездил в деревню и ходил в ночное паста коней, но деревенские сивки-бурки хоть и были домашними и ухоженными, не могли сравниться с теми, которые паслись напротив меня.
Поглощенный своим наблюдением я не услышал, а скорее почувствовал присутствие… повернув голову, к своему удивлению обнаружил сидящего на корточках рядом со мной , Алексея. Возглас удивления едва не вырвался у меня. Паренек прижал палец к губам, останавливая меня.
Он взял лежавшую на камыше мою бондану, жестом приказал мне оставаться на месте, а сам встал во весь рост и вышел из камышей… Я с замирающим сердцем смотрел на то как реагировал на его приближение табун. Как только он вышел, кони перестали щипать траву, и словно по команде подняли головы, навострили свои локаторы, начали ноздрями ловить воздух… вожак вышел ему на встречу и стал боком словно прикрывая табун собой расстояние от камыша до табуна было метро семьдесят но Алексей не спешил… словно давая коням время. У меня в голове вначале возникло опасение я слышал что в минуты опасности дикие животные могут и напасть… но уверенность с которой Алексей приближался к табуну говорила что парень знал что делает… Интересно была и реакция коней, понухав воздух и уловив запах человека они продолжили заниматься каждый своим делом. Лишь Вожак остался ожидать приближающегося юношу. Не доходя нескольких шагов до Вожака, он словно случайно выронил мою косынку. Подойдя к коню он протянул руку и похлопал коня по шее, тот в свою очередь ткнул мордой ему в плечо. Алексей обхватил коня за шею снизу правой рукой, прижал голову к мощной шее животного, а другой стал гладить и хлопать по точеной груди. Так они стояли обнявшись, конь и человек, в лучах заходящего солнца. Налетевший с моря ветерок развивал гриву коня, в этот момент только она шевелилась у него, сам он стоял словно изваяние возле одного из павильонов на ВДНХ в Москве. Поглаживая коня Алексей словно невзначай поднял лежащую на земле косынку, протянул ее коню тот фыркнул и попытался отвернуться, но паренек не уступал он снова поймал коня за шею и притянув голову дал понюхать…
Вожак сдался… При этом приглушенное ржание вырвалось у него. Алексей похлопал его по шее и отпустив направился в мою сторону… один из лошаков к парню и ткнул его в бок своей несуразно большой головой. Такое проявление панибратства не осталось незамеченным со стороны Вожака и конь фыркнув подойдя попытался оттолкнуть жеребенка, но тот увернулся и отскочил в сторону замер… Алексей играючи толкнул папашу и подойдя потрепал за холку «забияку». Потом снова пошел в мою сторону.
- пойдемте, только не спишите и не чего не говорите, - возвращая косынку, наставлял Алексей, - они бояться человеческой речи. И с крупа не становитесь, могут лягнуть.
Я с трудом поднялся разминая затекшие члены, ожидая меня Алексей присел возле края камыша, внимательно смотрел на песок. Подойдя к нему я увидел четкие отпечатки копыт…
- Он подходил к Вам когда вы спали, - Алексей улыбнулся, - значит не испугался. Раз не увел табун это на него не похоже… А табун видали як поставил на против солнца, чтоб прицелится нельзя было. В его голосе звучали нотки уважения… Мы вышли и направились в сторону мирно пасшихся лошадей… С моря дул ветерок, и приносил звуки прибоя… еще не успело до конца сесть солнце, но его край уже коснулся горизонта… при первом дуновение ветра застрекотали цикады… Ветер, море, солнце, цикады и лошади…
 Мы приближались к ним не спеша, табун внимательно смотрел в нашу сторону… в их больших глазах можно было заметить не только интерес и опасение… во взгляде я увидел не мой вопрос:
- “Кто ты человек? С чем ты к нам пришел?”
Что мог им сказать в ответ, зачем я действительно иду к ним мысли мешались… Но давно забытое чувство, которое стеснялся не только проявлять, но даже вспоминать о нем… вдруг вырвалось наружу и сам того не замечая, произнес… “Я пришел с добром! Меня не бойтесь!”… видимо мои мысли были произнесены вслух…Алексей осуждающе посмотрел на меня …
Мы расположились на теплом песке. И мне представилась возможность уже вблизи рассмотреть лошадей. Они же занимались своими делами уже не обращая ни какого внимания на нас, но и не подходили близко. Их красивые тела дышали здоровьем и чистотой. Да именно чистотой не смотря на то, что они были дикими их тела выгладили так, словно их каждый день чистили и расчесывали. Мое внимание привлек молодой жеребенок, который приблизился к своей матери и поднял свою несуразно, большую голову, начал двигать губами стараясь ухватить ее за шею. Он словно говорил ей что-то. Мать посмотрела на него своими большими черными глазами… в этом взгляде было столько нежности и доброты, вот вот и от умиления она расплачется. Осторожно словно боясь сломать, она опустила свою голову не шею малыша. В ее порыве чувствовалось столько любви, как будто она обнимала его. Также осторожно, она придвинула его к себе ближе, прижимая к свой груди. Малыш изогнул шею и припал к ней. По положению его тела и широко расставленным неокрепшим ногам было видно, как он сосредоточенно, до дорожи в коленях пил молоко своей матери.
Алексей прервал мои наблюдения и указал кивком головы на молодого жеребца, который стоял метрах в десять. Этот гнедой красавец явно привлечь внимание одной из кобылиц стоявших напротив него. Он словно красивый станичный хлопец, подбоченился выгнул шею, опустив голову, храпя бил копытом о песок…Свежий морской ветер развивал его гриву. На фоне заходящего солнца, его тело с развивающийся гривой, смотрелось особенно грациозно… Всем своим видом он словно бросал вызов всем окружающим, но вызов принял только один..
Вожак до этого мирно пасшийся в стороне от всего стада, заметил дейтвия своего юного собрата, возможно даже сына и издав громкое ржание направился к «наглецу». Осмелившемуся бросить вызов. Заметив приближение Вожака, гнедой фыркнул и помчался по кругу, центром которого был табун. Рассекая грудью ветер Вожак помчался ему на перерез. Когда он догнал его начал ловить зубами его холку, стараясь укусить. Гнедой кидался из стороны в сторону, уворачиваясь от укусов, в этой бешенной скачке стало заметно, что Вожак гораздо выше и сильнее гнедого. Старый и опытный он бежал по внутреннему кругу, не давая повернуть сопернику в сторону табуна, и этим берег покой остальных, лошадей… Гнедому не чего не оставалось, как увеличивать круг тем самым, удаляясь от табуна, и расходуя силы на рывки и прыжки. Наконец после нескольких кругов скачки он резко остановился и взвился на дыбы, словно стараясь прорваться к табуну и укрыться среди других соплеменников. Вожака ни чуть не смутило поведения горе соперника, он казалось предвидел такой исход и тоже взвился на против соперника… На какой-то момент они застыли в этом положении. Вожак не хотя ткнул копытом гнедого и тот громко за храпев опустился вниз, на его шерсти остался влажный след от удара… вожак не стал его больше трогать он просто повернулся и пошел в сторону стада. Нарушитель спокойствия был наказан, порядок наведен. Пыль поднявшаяся от бешенной скачки, постепенно оседала, рассеваемая морским бризом. Солнце практически опустилось за горизонт, его последние лучи освещали горизонт, уступая место быстро надвигающемуся, сумраку южной ночи. Мы молча встали и направились к лодке. Оглянувшись, я увидел жеребенка с губ которого еще стекала капля молока…
До рыбацкого стана мы добрались, когда сумрак практически поглотил все живое. Все участники «рыбалки» изрядно утомились, под навесом уже ни кого практически не было не считая довольного фаната Рыбалова который ожидая нас довольный солил свой улов. Задавать вопрос, где остальные, было глупо, из домика раздавался богатырский храп. Алексей зажег керосиновые лампы и ушел глушить дизель, благодаря, которому освещался стан, а тарахтение глушило все остальные звуки.
Тишина и мрак поглотило все, как только охнув замолчал дизелек. В ночь сразу раскрасилась в другие цвета. На черном покрывале неба стало еще больше звезд, луна озаряла Косу своим призрачным светом. В ее свете все предметы приобретали совсем другие очертания и формы. Но самым замечательным были звуки ночи… Рокот цикад, трели сверчков, и прочих насекомых разносились и переливались над Косой, к ним присоединялись голоса ночных птиц и звуки морского прибоя. Оглушенный этим хором я не сразу отреагировал на то, что говорил мне Рыбалов. А когда понял что он от меня хочет увидеть мой улов, то растерялся, на выручку пришел младший брат Алексея, который раньше меня услышал вопрос и со словами: «Щас» - ушел к лодке, вернулся он с садком, который на половину был наполнен рыбой, «Во це, еле принес» Улыбаясь прокомментировал паренек… Я тоже улыбнулся и чтоб из бежать лишних расспросов пошел в сторону моря.
На берегу раздевшись, стал медленно заходить в воду. Азов не Черное море, в нем можно долго идти и не достигнуть нужной глубины, но здесь на Косе берег не такой пологи и очень скоро я с восторгом понял, что дно стало быстро опускаться вниз и мне пришлось поплыть. Вода была прохладной, волны не было и плыть было одно удовольствие. Наплававшись вдоволь я вернулся на берег к своему удивлению на берегу увидел Алексея который сидел дожидаясь меня.
- Ты что спать не лег? Завтра ж рано вставать, - выходя поинтересовался я.
- Да вот – протянул мне полотенце, - фонарик Вы не взяли, здесь легко заблудиться ночью.
- ….
- Я что хотел просить не говорите не кому про то, что видели. Мне потом покоя не дадут. Люди у нас такие…

Только теперь я понял, что все время пока мы возвращались в стан мы, не обмолвились, не единым словом. После увиденного я был поглощен размышлениями о увиденном и мне в голову не пришло даже расспросить Алексея о том как он приручил Вожака, как доверились ему кони, да и теперь судя по всему он был не настроен разговаривать на эту тему. Даже как мне показалось чем-то обеспокоен.
- Что-то случилось?
- Да малой, говорит отец с мужиками собирается коней стрелять, мясо всем захотелось… он крепко выругался.

Его сообщение вызвало у меня подобные же эмоции, но сдержавшись, улыбнулся…
- А как у них, с водкой?
- Есть еще….
- Тогда, вот что…..

Воодушевленный моей идеей Алексей быстро ушел, оставив меня сидеть на песке, а вскоре с другой стороны Косы послышался звук удаляющегося мотора. Тишина снова поглотила весь окружающий мир, не одного мертвого звука не нарушало симфонии живых звуков. В нем было все естественно, спокойно и размеренно. Звуки живой природы, мерный звук морского прибоя расслаблял и успокаивал. Свежий морской воздух пьянил.
Все увиденное мною за день стало всплывать вновь. Да воистину в этом мире все подчинено человеку даже не самому человеку а его чувствам… он может созидать и разрушать только одними мыслями, воплощая самые бредовые идеи не задумываясь о последствиях. В его власти приручить живое существо, сломать его волю, подчинить себе, а потом просто бросить на произвол судьбы, не задумываясь о том, что будет дальше. Так случилось и здесь человек ушел и оставил на произвол своих помощников, которые верой и правдой служили ему из веку в век. Ради одного чтобы быть ему полезными и им не нужно было ни чего кроме его любви, они могли обходиться и без его помощи как обходиться сейчас. История, рассказанная мне Алексеем про его знакомство с вожаком меня только укрепила во мнении, что всему живому необходима любовь человека и что ни какая дрессировка не с может укротить дикое животное. Если это делать без любви. Только это чувство способно изменить то что уже не что казалось бы не возможно изменить. И не важно к кому это относиться случается так что человек сам не понимает чего он хочет от он пробует все подряд начинает и бросает, ищет и не находит он мечется по миру кидается из стороны в сторону. Но не где нет того что он хочет можно сдаться и поплыть по течению и делать жить как другие, но нет ему покоя это не приносит… и тогда он ставит крест на себе он не может притворяться бесконечно… он просто ставит на себе крест и медленно ждет своего конца и не что кажется не может его выдернуть из этого круга… да именно круга не найдя он снова возвращается обратно и так повторяется вновь и вновь. Но стоит однажды…

Звук приближающегося мотора прервал мысль и вернул в действительность, пора было приступать к исполнению задуманного…
Когда я повернулся чтобы идти к стану, то картина открывшаяся мне поразила. Мне открылось рождение нового дня, тьма ночи начала рассеваться словно растворяясь в свете, там где-то далеко на горизонте в небо устремлялись золотистые лучи они врезались в безоблачный небосвод отражались от него, раскрашивая его в яркие краски, и устремлялись обратно к земле и уже разноцветными брызгами, образуя разноцветную дугу. Тогда мне не было понятно что означала эта радуга… сейчас спустя годы могу ответить, сама природа говорила что ход моих мыслей был правилен, но увы тогда я этого не понял и скорее интуитивно, пошел поэтому пути… а расстояние которое мне предстояло пройти выражалось в годах…
В стане когда я пришел уже кипела работа ребята разожгли костер и кипятили два котла с водой и приготавливали все для ухи. Задумка была проста, если нельзя предотвратить что-то необходимо это возглавить;-)). Конечно перед охотой нужно поправить здоровье… и когда наши «рыбаки-охотники» проснулись их ждал накрытый стол в котлах кипела горячая снедь. На столе стояло ледяное пиво, ну а пиво без водки деньги на ветер… к 9:00 вставшие в 6:00 добытчики не могли сказать слово «кышь».
Отъезд планировавшийся к вечеру пришлось отложить на другой день;-) ну а меня появилась еще одна возможность встретиться с новыми знакомыми, правда без Алексея я не решился к ним приближаться. Ну и они при моем появлении не убежали, видимо почуяв меня и узнав мирно паслись на старом месте. И лишь жеребенок с несуразной головой подойдя ко мне ближе других долго и пристально смотрел своими большими слезливыми глазами на этого странного человека, который почему-то сидел здесь а не там где были все… словно спрашивал «Что с тобой?». Тогда я врядли бы смог ответить на этот вопрос… чтобы понять и ответить на него мне пришлось через многое пройти. Впереди была долгая дорога…
И долгожданная встреча с тем чувством, в котором когда-то так боялся признаться самому себе.