Измена

Разорвала бы её в клочья!
Кто она? Откуда? Как?
Чем взяла? Днем? Или ночью?
Почему же я не смогла так?
Слезы? Крики? Пустое! Мелочи!
Больше не буду - нигде и никогда!
А часы, как нарочно, стрелочкой
Меры отчаяния выбивают такт...
Каждая минута - как тысячелетие.
Больно, в бешенстве,
Жарко, как в аду!
Можно было бы надеждой тешиться,
Если бы знать, что в рай попаду...

Взгляд последний - как рукопожатие.
Сон вдвоем - как последний вздох.
Ты - мое золотое распятие,
Моя радость и моя любовь...


Рецензии
Это стихотворение - ярчайший пример согласия ритма, синтаксиса и звукописи с содержанием... Говорить о подобных выбросах эмоций, зарывающихся в рифмосплетенье, как в спасительную жилетку, пытающихся хотя бы в такой форме обрести гармонию, не совсем этично... но, я думаю, вырвавшись на свободу, эмоции уже не так бурлят, и можно рассмотреть стихотворение не только как результат боли, но и как результат творчества )). Поэтому позволю себе литературоведческую заметочку )).
Великолепно сочетание односоставных и элептических предложений - нарочитое использование номинативов словно усиливает эффект тахикардии сердца, передает хаос обожженного новостью мозга. Малораспространенные предложения также подчеркивают этот эффект, но уже замедляют сознание: будто лирический герой понемногу начинает приходить в себя от шока и лихорадочно пытается осознать ситуацию и найти выход. К концу стихотворения ритм выравнивается (подчинительные союзы, типа "как", всегда замедляют восприятие стихотворной строки) и на синтаксическом параллелилизме (который наиболее выгодно воздействует на сознание читателей - способствует запоминанию) выводится идея Всепрощения... Последнее делает стихотворение светлым, несмотря на особую трагедию сюжета.
Очень эффектно воздействует на восприятие стихотворения звукопись: нарочитые твердые согласные (особенно "Б") и звук "Ч". В последних же строках все смягчается - звукопись тяготеет к сонорным (а они так сопрягаются с темой весны и радости в сознании русскоязычного человека))).
Вместе с тем, не совсем ясна мысль, выраженная словами "Можно было бы надеждой тешиться,Если бы знать, что в рай попаду..." Как-то не явно выражена взаимосвязь... Разве надежда - это не пазлы Рая на Земле? Ведь ситуация должна бы быть обратной: начнешь надеяться и потихоньку откроется тропинка, а потом и дорога в Рай... Получается, лирический герой ищет "рай" (с маленькой буквы, кстати) здесь? И требует его, как расплату за надежду? значит, рай - только возможность быть с предавшим его человеком? Тогда это грустно... хотя и многое ставит на свои места.
Хочется посоветоваться: не кажется ли Вам, что ритм (а значит и воздействие)будет более четким, если внести каплю изменений в строки: "Каждая минута - как тысячелетие.
Больно, в бешенстве,
Жарко, как в аду!
Можно было бы надеждой тешиться,
Если бы знать, что в рай попаду... "
Идеально убрать союзы "как" (в строке "Жарко - в Аду!" идеально вообще ускорить ритм, убрав предлог: "Жарко - Ад!" но тогда потребуется смена рифмы...) и сократить частицу "бы" до "б" - "можно было б надеждой...".
Не повредят ли такие изменения авторскому видению стихотворения? (возможно, сбивчивый ритм также призван служить отражению главной мысли - смятению чувств у лирического героя). Испортить хорошее произведение ничем нельзя... только если лишними рекомендациями ))))))))))))))))).
Прекрасный слог, светлые решения (это относится и к другим Вашим стихотворениям). Удачи!

Евгения Середа   16.03.2010 09:14     Заявить о нарушении
Ооооооооооо...........
Евгения - мне остается лишь поблагодарить Вас нижайшим поклоном, ибо именно таких рецензий можно желать больше всего на свете - подробных, осмысленных, имеющих содержание, совет, мнение в полном объеме! Нельзя, конечно, умолять достоинств рецензий типа "понравилось, хорошо", но они никак не раскрывают темы - а что же действительно стало близким в произведении, прочтенном автором рецензии.
А по поводу темы рая и ада (тоже с маленькой буквы, кстати)."Получается, лирический герой ищет "рай" здесь? И требует его, как расплату за надежду? значит, рай - только возможность быть с предавшим его человеком? Тогда это грустно..."
Да, и рай, и ад - именно здесь. И рай с маленькой буквы именно потому, что он - в жизни с одним единственным человеком на этой земле. Как можно попасть в Рай настоящий, не научившись прощать и просить прощения? Как бы ни было больно, всегда помню, что Предавший человек тоже оказывается в "аду", в некотором роде. Я еще не видела ни одного такого предателя, которому не было бы мучительно стыдно за содеянное, который сам не страдал бы от боли, жалости, непокоя... Другое дело, как он на это реагирует - одних эти чувства возвращают к тем, кого они покинули, с мольбами о прощении (тихими или громкими), другие стыдятся настолько, что становятся еще более злыми, жестокими, они пышат презрением и ненавистью, ощущая, при этом, ненависть в первую очередь к себе. Так что я за выплески эмоций в стихах и за прощение во всем остальном.
Евгения - благодарю еще раз. Так меня еще никто... :) :) :) :) :) Это непередаваемо!!! :) :) :)

Евгения Пошиваник   16.03.2010 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.