А он, гад, - герр Вагнер, - и До-жил, и До-писал

А РИХАРД ВАГНЕР И доЖИЛ И доПИСАЛ.
(ТАКОЙ ВОТ СОНЕТ).


" Ножичком по пузу чик
жирного помещичка:
Господин помещичек,
собирайте вещич-ка! "

Владимир Маяковский(1894-1930),"Хорошо"(1927).


" Он НЕ ДО-жил, НЕ ДО-любил, НЕ ДО-писал..."

Владимир Высоцкий(1938-1981),"А он НЕ ДО...".


" Самая неотложная задача состоит
в освобождении от еврейского господства ...
Иудаизм - это дурная совесть современной цивилизации...
Подумайте, что существует одно-единственное проклятие,
тяготеющее над вами: искупление Агасфера - уничтожение!..."

Рихард Вагнер (1813-1883),
из статьи "Евреи в искусстве" (1850).

" На каждом этапе своей жизни я возвращался к Вагнеру."

Адольф Гитлер (1889-1945).



Великим Маяковский,как стал Вагнер,
недоСТАЛ. -
Он недоЖИЛ, недоозлОбился,
недоПИСАЛ.
До истины он недоШЁЛ,
короче,
Что уничтожить скопом всех -
процесс - короче.
А автор "Нибелунгов"
и «Персифаля»
Стал великим:
До славы мировой дожил
и до преклонных лет,
И массовых убийств
фашизму дал рецепт*, -
Рецепт,
как быстро сделать "кырце туг"** евреям.
А мы его
подонком величать не смеем**.



21 июня 2007 года.
----------------------------------------------------
*- короткий день (укоротить жизнь)- евр.язык -

** - см. приведенное ниже ПРИЛОЖЕНИЕ .

 
ПРИЛОЖЕНИЕ:
 
 Юрий Аранович,
 главный дирижёр
 Королевского симфонического оркестра Голландии
               
                ВАГНЕР, ЕВРЕИ, ИЗРАИЛЬ...               
 
   Вагнер - политика?
   Нет, конечно - это музыка.
   Однако о вкусах не спорят.
   Да, конечно, - он сформулировал действенную теорию антисемитизма. Однако история не знает сослагательного наклонения...

   Вот уже более двадцати лет в Израиле предпринимаются попытки исполнить произведения Рихарда Вагнера.

   Музыку Вагнера перестали играть в тогдашней Палестине еще в 1938 году.
   Было это после "хрустальной ночи" в Германии, когда создатель Палестинского филармонического оркестра, знаменитый скрипач Бронислав Губерман, вернувшийся из Германии, заявил, что Вагнера играть не будет, объяснив, что Вагнер - это символ нацизма.

   Тот самый филармонический оркестр, который тогда отказался от Вагнера, вот уже более двух десятилетий пытается исполнить его.

   Это было в 1981 году, когда знаменитый Зубин Мета объявил о своем желании исполнить Вагнера, а израильская общественность ответила грандиозным скандалом.

   Попытка была повторена 10 лет спустя израильским дирижером и пианистом Даниэлем Баренбоймом, реакция была такой же.

   В 2001 году, - ещё через 10 лет, - Баренбойм все же исполнил фрагмент из музыки Вагнера с Берлинским филармоническим оркестром на фестивале в Иерусалиме.

   Это не изменило отношения к Вагнеру и его музыке.

   Вагнер в глазах израильтян остается символом нацистской Германии, и неисполнение его музыки в сознании многих израильтян стало нерукотворным памятником 6 миллионам евреев, погибших во время Холокоста.

   Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей статью, написанную знаменитым дирижером Юрием Арановичем полтора десятка лет назад. Нам кажется необходимым и важным опубликовать этот текст именно сейчас, когда проблема межнациональных отношений в нашей стране стоит достаточно остро.

   Похоже, что пушкинский Моцарт ошибался, утверждая, что "гений и злодейство несовместны".

   История воинствующего вагнеровского антисемитизма в очередной раз доказывает, насколько опасны идеи расовой ненависти и болезненной ксенофобии, когда исходят они не из уст полупьяного колбасника, а принадлежат представителям национальных творческих элит.

   "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется".
   Увы, дано.
   Слова одного из величайших композиторов XIX века отозвались миллионами трупов и одной из страшнейших трагедий в мировой истории.

   Собственно, именно об этом и идет речь: об ответственности духовных лидеров наций перед историей и людьми. -

   "Евреи - это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы". Р. Вагнер. - Это из письма Рихарда Вагнера к Козиме Лист (жене Вагнера) в 1849 г.

   В одном из израильских русскоязычных журналов я прочел, что о Вагнере больше нигде не спорят, кроме Израиля.

   Передо мной книга Клауса Умбаха "Рихард Вагнер" (Клаус Умбах - один из самых серьезных и глубоких исследователей творчества Вагнера), которая начинается словами: "Даже через 100 лет после смерти Вагнера его физическая смерть вызывает большие дискуссии. - Был ли Вагнер вообще человеком? Был ли он музыкантом? Вел ли он священную войну за свои религиозные и шовинистические убеждения или занимался только тем, что прекрасными звуками изображал прелесть искусства?".

   Сама эта цитата говорит о том, что не только в Израиле и других странах, но и в самой Германии еще не решен вопрос - кто такой Рихард Вагнер. Не решен настолько, что второй том дневников жены Вагнера, Козимы, не разрешили печатать по цензурным соображениям: ведь дневники Козимы - это стенографическая запись ее бесед со своим мужем.

   Мы много спорим о Вагнере.
   Спорим темпераментно, но я думаю, что не всегда знаем, о чем идет речь.

   Объяснений этому много.
   Прежде всего, именно мы, выходцы из СССР, знаем о Вагнере меньше всех. 
   
   В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста.

   Я понял это только на Западе, близко познакомившись с оригинальными либретто опер Вагнера.

   Вначале приведу несколько цитат. -
   В своей книге, одну из глав которой Вагнер называет "Ожидовевшее искусство", он пишет: "Было бы глубочайшей ошибкой отделить Вагнера, мыслителя и философа, от Вагнера-композитора. Может быть, в других случаях это возможно, но в моем - нет".

    Вагнер не оставляет никаких сомнений в том, что он хочет сказать своей музыкой. В письме к Листу в 1848 году он приглашал его (как Вагнер сам пишет) "...Заниматься музыкальным терроризмом". И действительно, с полным основанием Вагнера можно назвать первым музыкальным террористом нашего времени.

    И точно так же, как, например, Арафат и его организация заложили краеугольные камни терроризма интернационального, Вагнер является автором теории музыкального терроризма и вообще терроризма в искусстве.

    Поэтому наше отношение к Вагнеру должно выражаться как отношение к идеологу определенного течения, определенной цели в музыкальном искусстве.

    И не только в музыке, но и в политике, общественной жизни.
   
    Какова же была его основная цель?
    Её Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточенные споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение еврейского вопроса" (кстати, он первый ввел этот термин).

    Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев.

    Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще, никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа.

    Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того, "чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели".

    В своем письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".

    Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были ясно поняты последующими поколениями. Например, на праздновании 68-летия, за год до смерти, Вагнер в ответной речи сказал: "Моя дирижерская палочка еще много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать".

    Каким же действительно должен был быть путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? -

    Первая и главная цель – освобождение человечества от евреев. -

    Во-первых, потому что "евреи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тем больше они плодятся.
    Не существует никакого средства кроме тотального уничтожения.
    Еврейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И особенно враг всего немецкого. И до того пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно".

    Эта идея была, как Вагнер сам говорит, "лейтмотивом моей жизни".

    Посмотрим, совпадают ли его слова, его ненависть к евреям с той музыкой, которую он пишет.

    Может быть, действительно это только слова, а музыка прекрасна? 

    Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы.
    В жанре оперы он пользовался новыми приемами, украденными, в частности, у Листа.
   
    Не будем переоценивать значение Вагнера в музыке. -
    Он привел жанр оперы в тупик и поэтому не имел последователей.
    Было, правда, несколько неудачных имитаторов, эпигонов, но, если мы говорим о музыке конца XIX и XX столетий, - ни один композитор практически не пошел за Вагнером. Его открытия были сделаны на бесплодной почве.
    Принцип речитативного развития музыкальной ткани не нашел никаких последователей, потому что был мертв, потому что у Вагнера он был связан со словом и слово было носителем идеи, а идея была сама по себе античеловеческая.
    В этом - существо творческого банкротства Вагнера. -
    Вагнер, разговаривая, вещал в очень возвышенно-мистических тонах. -
   "Слово - «самка", которая родилась для того чтобы быть беременной, и слово  беременно моей идеей".
    А идеи были самые ужасные.
    Попытаемся связать, например, музыкальными интонациями те слова, которые он вкладывает в уста Миме, персонажа из "Кольца нибелунга".
    Этот отвратительный карлик, - по задумке автора: олицетворение еврейства, - по желанию Вагнера должен быть таким ужасным, что даже петь обязан с еврейским акцентом.
    Я хотел бы отослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим страницам партитуры и потом спросить их, хотят ли они что-либо подобное слушать со сцены в Израиле.

    К сожалению, все эти тонкости практически неизвестны не только любителям музыки, но часто даже профессионалам-музыкантам.

    Зато защитникам Вагнера очень хорошо известно, например, о том, что первым дирижером оперы Вагнера "Парсифаль" был еврей Герман Леви, и это важный аргумент в устах защитников Вагнера.

     Но им нужно вспомнить или знать о том, как все это происходило на самом деле.       

     Герман Леви по контракту был придворным капельмейстером баварской Королевской капеллы. Оркестр этот не имел права выступать ни с кем другим, кроме Леви.    

     Контракт не мог отменить даже Людвиг Второй, король Баварии. 

     Однако в случае с "Парсифалем" и Германом Леви между Рихардом Вагнером и баварским королем был составлен новый контракт.

     Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого искусства в Мюнхене.

     Фотокопия этого документа, который очень неохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге Клауса Умбаха "Рихард Вагнер".

     Контракт этот состоит из трех пунктов. -
    
     Первый: до того, как Герман Леви начнет первую репетицию, он должен креститься.

     Во втором пункте Вагнер оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с крещеным Германом Леви непосредственно, а всегда только через третье лицо.

     Третий пункт: после первого исполнения "Парсифаля" Вагнер оговаривает себе право в присутствии баварского короля Людвига Второго сказать Герману Леви, что он, как еврей, имеет только одно право - умереть и как можно скорее.

     Под контрактом есть приписка, сделанная Вагнером и баварским королем:       
     "Контракт был выполнен во всех его пунктах".

     Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера.
     Он стал юдофобом после смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены Минны Планер, которая была еврейкой.

     В одном из своих писем в этот период Вагнер неожиданно пишет:

    "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой собаки).

     Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самой смерти.

     Однако вернемся к "Парсифалю", который занимает в творчестве Вагнера особое место.

     Он называл эту оперу "завещанием для будущих потомков".
    
     В предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови".

     Для Вагнера "Парсифаль", - как он сам называет, - это "избавление от Избавителя". 

     Почему нужно избавиться от Христа? -
    
     Вагнер пишет дальше: "Ведь в жилах Христа текла еврейская кровь".      Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствования о том, какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем. 

     И вот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены: "Сначала я пришел к выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от его преступления перед человечеством". 

     Кстати, напомним, что эту пропорцию - одна шестнадцатая - Гитлер считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожать человека физически. Но потом, как пишет Вагнер: "Я пришел к выводу, что даже одной микроскопической капли крови (он употребляет даже не слово "капля", а "целле" /клетка/), одной микроскопической клетки еврейской крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен".

     Здесь мы видим, что Вагнер пошел даже дальше своих последователей - нацистов.

     И вот этой-то идее посвятил себя Вагнер в "Парсифале".

     И еще одна цитата: Вагнер просит, чтобы перед исполнением "Парсифаля" на сцене была разыграна мистерия, в которой "тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями как символ избавления от еврейства вообще".

     Но даже во времена Вагнера никто не решился на подобные вещи. 

     Или приведу такой диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришел, и она говорит: "Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда ты желанный гость в моем доме".

     После окончания работы над "Парсифалем" Вагнер писал своей жене, что "звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".

     Я хотел бы спросить у защитников Вагнера, знают ли они об этом? И те, кто знает, хотят ли они слушать его произведения, или, может быть, эти слова заставляют задуматься о том, что музыка не всегда является сочетанием звуков, иногда она может быть оружием смерти.

     Даже Ницше назвал "Парсифаль" черной мессой. И это действительно так.

     Из того, что Вагнер посеял на музыкальной почве, взошли крепкие коричнево-чёрные всходы гитлеровского нацизма.
    
     Очень часто можно слышать: "Да, но Вагнер в этом не виноват".

     К сожалению, все, что пишет сам Вагнер о себе, опровергает подобный подход. Потому что Вагнер не только хотел осуществления своих идей, но даже сказал: "И после нашей смерти (он называл себя во множественном числе, ибо считал, что он и Б-г - это почти одинаковые по важности явления) мы сверху будем следить, чтобы все шло по пути, указанному нами".

     Именно эти идеи Вагнера были приняты нацистским режимом, и не было необходимости изменять ни мелодию, ни слова - все подходило и без этого.   



                21 июня 2007-го года.
               



 
 


Рецензии