Сергей Пчеленко. О литературной критике

НИЖЕ Сады Лицея представляют статью Сергея Пчеленко
О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКИ «В САДАХ ЛИЦЕЯ».

Просим желающих высказываться ниже этой статьи, оставляя свои комментарии в виде рецензий.

РЕГЛАМЕНТ:
1. В рецках - самостоятельная позиция по зацепившим аспектам статьи
2. В комментариях то что развивает данную рецку или дополняет ее. Т.е. желательна "соглашательская" позиция. Если спорить с рецкой - это, мне представляется, может увести от предмета обсуждения слишком далеко
3. Автор Сергей Пчеленко волен реагировать или не реагировать на оставленные комментарии.
4. Автор определяет момент окончания обсуждения и выступает с обобщениями и итогами.



Все рецензии "не по теме" будут безжалостно вырезаться модератором страницы. Просим вести диалог только по существу вопроса.





Прежде всего, я хочу заметить, что не имею специального филологического образования. Не занимаюсь поэзией – в любом виде – профессионально: но она занимает в моей жизни особое место, так как в отличие от других искусств, где я лишь слушатель и зритель, поэзии я могу не только внимать, но и заучивать стихи наизусть, читать их тогда, когда вдруг стихами «заболеваю». Очень не часто, но с самого детства и поныне пишу стихи сам. Повторяю – не часто. В настоящий момент, если учитывать и кое-что из детского – не более сотни. Связано это, по-видимому, с двумя причинами. Прежде всего: стихи не служат для меня способом организации моего ежедневного мышления: а в этом случае, у тех кто «думает» стихами, в день может рождаться по нескольку стихов. У меня стихи, по видимому, пишутся по прецеденту. Т.е. когда происходит нечто настолько значимое, что это требует того, что мы называем процессом познания. И фиксирую я плоды этого процесса в стихе. А поскольку довольно рано я приобщился и к дневнику, и к эпистолярному жанру, и – самое главное – к чтению книг, то в плане начал организующих фиксацию моей эмоционально-рассудочной деятельности у поэзии появилось слишком много конкурентов. А уж, когда университет, когда НИИ, аспирантура – и поныне: научный инструментарий для этих целей, конечно же, оказался много более эффективным. Конечно же, я имею в виду только свой случай.

И тем интереснее, что, несмотря на занятия научной работой, стихи все же иногда «случаются». Возможно, это связано с тем, что, даже занимаясь довольно общими вопросами (культурная антропология), нельзя избежать узкой специализации (Пчеленко С.П., 2007). А поэзия не требует того уровня обоснованности выводов, которые присущи науке. В стихах можно зафиксировать и то, что лишь шевельнулось неким интуитивным прозрением. Вообще соотношение способов познания интереснейшая проблема. С радостью приобрел на последней выставке в ЦДХ книгу о соотношении науки и искусства в познании, написанную доктором физико-математических наук Е.Л.Файнбергом (Е.Л.Файнберг,2004)

У любого занятия – даже если это не является твоей профессией – есть своя логика. Появление стихов – это лишь первый этап. В какой-то момент хочется собрать их под одной обложкой и подарить наиболее близким людям. В этом плане, у меня возникла очень интересная (креативная, надеюсь) идея – и мы с моим хорошим товарищем художником завершаем подготовку нашего сборника к публикации. Как минимум, мы «выложим» его в Интернете.

И следующее звено актуализация поэтического в тебе – это общение по поводу своей поэзии с людьми поэзии не чуждыми. Таких в жизни не очень много. Зато на сайте – потенциальных собеседников – море. Именно этим объясняется размещение на сайте своих стихов очень многими людьми, не имеющими серьезных амбиций в поэзии (всенародная слава, память благодарных потомков и проч.), как я полагаю. Во всяком случае – я один из таких. Люди, пришедшие сюда с теми же целями, что и я – это мой круг общения. Но этот круг очень нелегко разыскать даже на сайте специально поэтическом. Методом тыка – где взять время? По рекомендациям понравившегося автора – эффективность тоже невелика.

В этом плане очень могут помочь различного рода, стихийно возникающие на сайте странички, размещение стихов на которых значительно бы увеличило эффективность поиска единомышленников. Но обращение к таким страничкам, как показал мой первый же опыт», чревато не только потерей времени, но и опасностью попасть в ситуацию, тобой совсем не предполагаемую. Дело в том, что люди и в самих стихах и в их обсуждении ищут совершенно разное.

Для меня важнее всего познавательная функция поэзии. А кто-то самым важным в поэзии считает привнесение неких красивых образов.

Я люблю речь звучащую, я вкус звуков ощущать люблю. Мой стих живет лишь тогда, когда я его читаю, когда он звучит. А случайному оппоненту важнее, чтобы стих легко и однозначно, по известному ему размеру читался с листа.

Я глубоко уверен, что я пишу стих только для себя, что стих является отражением лишь моего интеллектуально-чувственного познания мира. И посему, чем сложнее становлюсь я и мои стихи – тем опасность того, что их начнут не понимать, а толковать. А многие именно непрозрачность, возможность множественных толкований считают основным достоинством стиха.

Но я аналитик – в науке не бывает толкований. Да, и в искусстве - ну, представьте: приходит некто к автору «Полета шмеля» и, не взглянув предварительно на название музыкальной пьесы, изрекает, что он услышал кружение вьюги. Обвинить его нельзя – такие ощущения вполне возможны: чувствуется ведь: что-то кружит. «Вы бы хоть название прочли» - думаю, так резюмировал бы ситуацию автор «Полета шмеля».

Во всяком случае, именно так резюмировала моему однокашнику ситуацию преподаватель анатомии, когда он, лишь взглянув на что-то в банке, напоминающее гортань – «гортань!» - и заявил. Но надпись определившая его «неуд» гласила : «матка». Я довольно долго смеялся над моим собратом по разуму. Даже могу сказать сколько: ровно до повторения ситуации при моем ответе. Нечто шарообразное с отходящими от него жгутами – «мозг, с отходящими от него нервами!» - тут и читать нечего! Знаете, почему мне не удалось превзойти оценку предыдущего товарища? Читать, все-таки надо было! «Мочевой пузырь с отходящими от него мочеточниками» - гласила этикетка на препарате!

Не ошибается тот, кто не живет – не знаю, кто это придумал. А вот то, что из любой ошибки надо извлечь правильный урок – я прочел у Д. Карнеги. И на сегодняшний день я являюсь автором нескольких публикаций по классификации форм маток у млекопитающих, и разрабатываю собственную антропологическую концепцию, ставящую своей целью определить - какая особенность мозга отличает человека от животных.

Я это не только для того, чтобы дать отдохнуть читателю рассказываю. Не только.
На мой взгляд, в стихе, чем сложнее он, чем старше и мудрее становится автор, возникает то, что можно назвать эффектом айсберга. Или информацией между строк. Или интеллектуальным фоном. Я это называю иногда – «два пишем – восемь в уме». Но ведь эти «восемь в уме» - у каждого свои. Ну, какая мне будет радость, если я буду в сюреалистической манере живописать первый спутник, а мне скажут, что у медузы Горгоны число щупалец не соответствует тому, что на моем полотне?!

Я лишь описываю одно из недоразумений, случившееся со мной на странице «В Садах Лицея». И мое посещение этой странички было бы совсем пустой тратой времени, если бы я не попытался извлечь из него правильных уроков.

Итак, цель размещения я уже определил выше – интенсифицировать поиск тех, кому мои поэтические занятия нравятся.
При первом же появлении модератора я дал ему согласие и на литературную критику. Более того, я даже одной фразой коснулся того, что я под этим понимаю. Результат этого посещения – практически ссора. И то, что подобные ссоры, и ранее случались на этой страничке, как мне представляется, является закономерным итогом несоблюдения правил обсуждения, предусматриваемых Логикой.

       ***

Эти вопросы важны для меня, т.к я никогда не назвал бы свои отзывы под чьими то стихами рецензией. Литературная критика, на мой взгляд, требует не только специального образования, но и обширнейшего знания фактического материала. Если мы говорим о поэзии – он должен знать ВСЮ поэзию, отнесенную к разряду 1)классической и 2) значимой. И не глазами. Он ее должен знать по звучанию. Как бы не нравился кому-то Тимофей Бондаренко, но он прав, когда многажды заявляет на сайте – «Поэзия речь звучащая». Только тогда, критик и сможет сделать то единственное, к чему он призван: соотнести новое произведение с уже узаконенными литературоведением образцами стихов классических или значимых (значительных). При этом, итог анализа критика – «соответствует или не соответствует». А не «плохо-хорошо», «сильно-слабо». Ни в коем случае! Все литературные скандалы, полагаю, начинались тогда, когда критик брал на себя функцию оценки не соответствия, а оценки качества. Это совершенно разные вещи. И принадлежность к критике литературной по отношению к оценке качества стиха оставляет критика частным человеком. И его мнение о качестве – это мнение частное. Более того, оценка качества стиха – это вообще вещь индивидуальная. Стихи могут различаться по уровню сложности своего предмета – будь то интеллектуального или чувственного. Они могут отличаться по сложности самой формы, в которые автор их облекает. Но любой уровень и того и другого найдет своего читателя. И утверждение, что попса ХУЖЕ – это утверждение человека, как минимум, малообразованного. Попса – проще. И у неё громадное число поклонников – людей, для которых более сложные произведения недоступны. Таких людей – большинство. Но, уверяю Вас, эти люди ничем не худшие граждане своей страны, чем люди более образованные. Образованных людей в обществе всегда очень мало. И так будет всегда. И рост потребности образованных людей в цивилизованных странах будет покрываться не рождением большего числа способных к образованию, а всасыванию этих способных к образованию из других менее цивилизованных стран, где они остаются невостребованными.

Этот экскурс потребовался мне для того, чтобы разобрать, в деятельности страницы «В Садах Лицея не соответствует, на мой взгляд, декларируемым страничкой задачам.

1. Первое и главное: очень многие участники обсуждения привносят в свои отзывы не свойственными литературной критике оценочные функции. Уверен, невозможно найти автора, который это воспримет позитивно.
( Ну, если не считать делателей стихов – эти что угодно будут перекраивать, так как переливание из пустого в порожнее, по сути своей преследует единственную цель – чтобы кто-то сказал, что это занятие значимое и похвалил за рвение)

2. При этом очень мало участников занимается тем, чем собственно и должна заниматься литературная критика: соотнесением представленного стиха с образчиками из массива классических примеров или стихов признанных авторов (это можно назвать по аналогии с юриспруденцией – суждением по прецеденту). В этом суть профессии критика – знать весь массив классических образчиков, который автор знать не обязан в силу того, что его задачи этого не требуют.

( Писанию стихов знание "всей" поэзии только повредит – такой человек, вряд ли что напишет. В анекдоте «чукча не читатель – чукча писатель» есть рациональное и не анекдотическое зерно. И очень большое. В смысле: сложную проблему задевающее)


Вот это два принципиальных несоответствия содержания работы страницы декларируемым ею целям.

1) На страничке отсутствует предмет критического разбора – соотнесение частного образца с классическими (т.е. предназначенными для показа в классах, в качестве образцов – это изначальное значение понятия классический. Во всяком случае, так понимание «классический» представлено в одной из литературоведческих статей В.К Кюхельбекера (очень сожалею, но привести источник не имею возможности) Кстати, Кюхельбекер в этой статье о классической литературе указывал, что классическими могут быть и вполне скучные произведения. Хотя все формальные требования в них учтены. Придание слову «классический» оценочного значения – это уже более позднее явление. И не думаю, что удобное. Но у истории терминов – своя логика. Очень часто - ее отсутствие.

2) И при отсутствии действительного предмета литературной критики, она подменяется оценкой произведения в плане «плохо-хорошо» - не только не являющимся предметом литературной критики, а вообще являющимся делом частным.


Поэтому негативная реакция авторов на такие отзывы вполне понятна. Предсказуемы и их дальнейшие действия. Они, конечно же, попытаются повернуть обсуждение в русло того, что и должна делать критика – они попросят конкретных доводов несоответствия своих стихов установленным образцам и… и они их не получают?! Те, кто дал такие некорректные отзывы других дать зачастую просто не имеет возможности. Я думаю потому, что не обладает для такого анализа достаточными знаниями фактического (классического) материала. Как человек пишущий стихи – он и не обязана его знать. Но обязан, как литературный критик – в этом суть профессии: знать все образчики классического наследия.

Не сложно предугадать дальнейшие события. Комбинаторика возможного здесь не столь уж обширна.

Поскольку законы обсуждения регламентируются наукой по имени Логика, то единственный способ избежать ответа, требуемого законами Логики – это нарушать эти законы. Что на странице очень часто и происходит.

Это в стихах автор может руководствоваться не только логическими посылками, но интуитивными прозрениями. Более того, литературоведение, будучи наукой, использует и интуицию на пути познания. Но конкретное обсуждение – регулируется именно Логикой. А Логика заносит в число ЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК обсуждения (а при заведомом использовании – в число НЕЧЕСТНЫХ ПРИЕМОВ) следующие действия:
1. Подмену доводов – указанием на авторитеты (А вот другие ко мне прислушиваются!)
2. Подмену доводов – эмоциями ("я вам ничего не должна", мы с вами разные люди, мы живем на разных планетах и т.п.)
3. Подмену предмета обсуждения ( я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему).
4. Переход на личности ("он биолог", "у него другой код ДНК")



Надобно добавить, что Логика выделяет еще и множество ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УЛОВОК, направленных не на выяснение истины, а лишь на отстаивание своей позиции – и это в лучшем случае. В худшем – на принижение и высмеивание позиции оппонента. (в имеющихся у меня учебниках Логики – таких уловок перечислено более двух десятков).

Я приведу пример, лишь одной уловки, именуемой «Бремя доказательств». Суть ее в том, что делающий замечание автору не приводит никаких доводов, из которого его замечание вытекает. Он считает, что именно автор должен опровергать его утверждение. Нет! Логика считает это уловкой и довольно подробно объясняет, в каких случаях к ней прибегают. И однозначно определяет, что бремя доказательств лежит на том, кто выдвигает то или иное утверждение по отношению к произведению автора. Самый вопиющий пример такой уловки, с которым я столкнулся на странице – это заявление, что представленное произведение «не стихи» И всё! Без всяких доказательств, обоснованности такого утверждения. Хотя, алгоритм такого доказательства – как со стороны «критика», так и со стороны автора весьма не сложен. Достаточно взять из толкового словаря определение понятия «стихи» и показать у автора отсутствие сущностных характеристик определяемого явления.

Смею уверить (и успокоить) ВСЕХ участников сайта «Стихи.ру», что их произведения, вне всякого сомнения, являются стихами. И отличить ритмизированную речь (что является главной сущностной характеристикой стиха) от прочих видов организации вербальных (словесных) конструкций легко сможет даже ребенок как угодно юный, если он помнит наизусть хотя бы один стишок.

Есть лишь одна категория лиц, не способных отличить стихи. Это люди с некоторыми нарушениями психической деятельности, что одним из частных проявлений имеет отсутствие способности видеть сущностные характеристики в предметах одного класса. Скажем если такому человеку показать две картинки – бревно и дерево – и спросить, что между ними общего – он ответить не сможет.

Я нисколько не сомневаюсь, что человек отказавший отнести мои вербальные продукты (я ёрничаю) к классу стихов, конечно же, определит, что общего между деревом и бревном. И это доказывает, что с его стороны это была не уловка даже, ибо уловка это заведомый обман, а попросту недостаток знаний в вопросах корректного обсуждения вопроса. Это вполне нормально: чем больше объем знаний у каждого из нас, тем больше и площадь соприкосновения с неузнанным еще. И «учиться , учиться и еще раз учиться» - если забыть о том, чему призывал современников учиться автор этой фразы, вполне резонное пожелание каждому из нас.

Хотя, если уж мы заговорили о медицинских аспектах, то и того коснемся, что большинство людей творческих – и стихотворцы в том числе – личности, как правило, психопатические. Думаю, мы не погрешим против истины, если скажем, что все поэты психопаты. Одних только циклотимиков в среде известных миру личностей в своей книге В.П.Эфроимсон приводит более сорока (В.П.Эфроимсон, 2002: 8-9). И среди них и «наше все» А.С.Пушкин! Так что с медицинской точки зрения, болдинская осень – это всего лишь следствие сезонного обострения маниакальной стадии течения заболевания.

Но, поскольку, страница предметом не медицину имеет, то нам следует уяснить лишь две вещи важные в работе. Во-первых, постулированное нами правило не работает в обратном направлении: далеко не каждому психопату суждено стать поэтом! И задача модераторов страницы четко улавливать таких лиц. Их не так сложно бывает отличить по откровенному хамству, легкости употребления нецензурной брани, любви к склокам, сварам и т.п.
Здесь нельзя миндальничать – их место в «черном списке» страницы.

С другой стороны, постулированная нами психопатичность творческих личностей требует особо бережного отношения к ним со стороны и модераторов и участников обсуждения. Тут ничего не нужно придумывать – все уже давно придумано и Дейлом Карнеги под одну обложку сведено. Да и наше искусство нам об этом постоянно напоминает: «ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО», «ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ». Умение сделать критическое замечание так, чтобы это было расценено автором, как величайший комплимент – это, на мой взгляд, и есть наивысший пилотаж человеческого общения. Не могу сказать, что я сам им обладаю в степени меня бы устроившей. Но стремится мы к этому должны. Ибо нарушение психологических аспектов общения закрывает доступ критической информации в автора. Горечью непонимания, обидой, оскорблением. Уверяю Вас – так называемые поэтические разносы – это довольно гнусное наследие периода шарикотизации всей станы. Давайте вместе выдавливать из себя по капле Шариковых..

Я думаю, что уже сделал тот смысловой мостик, который позволяет мне вплотную говорить о важности и смысле деятельности модераторов страницы.

Ведь есть еще и УЛОВКИ ПРОЦЕДУРНОГО ХАРАКТЕРА, модератор страницы, может использовать. Причем неосознанность этого отнюдь не снижает ее отрицательное влияние на качество страницы.

К примерам подобных уловок следует отнести постоянное вклинивание на правах не частного лица, а третейского судьи в ход обсуждения. Это не предмет деятельности модератора.

Главная задача модератора, это контроль за соблюдением установленного алгоритма обсуждения. Но для этого такой алгоритм должен обсуждению задаваться. Ибо нельзя контролировать соблюдение того, что заведомо не задано. «По умолчанию» такие вещи не получаются:)! Этот алгоритм может быть разным и определяться особенностями каждого конкретного случая, но он обязательно должен быть. Я, по большей части, тяготею к методу Совета, в различных его модификациях.


Вне наличия установленного алгоритма мы рискуем получить весь тот букет логических ошибок, которые не добавит изящества и конструктивности любому обсуждению.

Прежде всего – подмена предмета обсуждения. Уверяю вас, в отсутствие правильной работы модератора очень легко вообще уйти от предмета обсуждения. Ведь логика корректного обсуждения проста:

1. «Критик» декларирует некоторую позицию – «стих слаб», например.
2. Автор, вполне естественно, прежде всего, шокирован – он ведь не об этом спрашивал. И поэтому пытается вернуть обсуждение в русло литературной критики: в чем слабость стиха, в том смысле: что в нем не соответствует сильным образчикам, классическим образчикам
3. Тут бы должен следовать заключительный пассаж – не соответствует то-то и то-то, потому что ваш стих претендует, скажем, на сонет, а сонет должен выглядеть так-то и так-то.

И всё! Любой автор будет благодарен за такой алгоритм работы.
А если этого заключительного пассажа не происходит, и модератор «спускает» это критику?

Какова в этом случае комбинаторика дальнейших событий? Да, именно та, которая и предполагалась – «критик» подменяет предмет обсуждения. Делает он это чаще всего по методу, который Логика учитывает в качестве уловки «Мнимая невнимательность» - уловка состоит в том, что человек пропускает, как говорят «мимо ушей» умышленно не замечая («забывая») те доводы противника, на которые он не может ответить по существу» (Логика…, 2001: 506). Я намерено привожу дословную цитату, чтобы не быть обвиненным в неправильной трактовке учебника.

Критик попросту начинает говорить о другом предмете. Естественно, любой уважающий себя человек, будет настаивать на завершении «методологического триплета» обсуждения: "в чем же все же слабость?» - будет вопрошать он.

И тут «критик» в отсутствие «укоризненного взгляда модератора» переходит к следующему нечестному приему обсуждения: он начинает утверждать, что автор обижается на его критику. Бедный автор! Он еще не обижается. Он еще того, что собственно литературной критикой называется - не получил!

Логика совершенно однозначно трактует последующий ход событий: ведущееся с нарушением правил Логики обсуждение переходит в спор по принципу «сам дурак». И то, что я, как кур в ощип, стал участником такой ситуации вполне это иллюстрирует.

Логика предусматривает и исход обсуждения, ведущегося вне правил Логики. Это в лучшем случае ссора. В худшем – ссора с мордобоем. Низкий уровень дискуссий в нашем и особенно украинском парламенте вполне иллюстрирует, что это совсем не редкое событие!


Каковы же резервы дальнейшего улучшения ситуации на страничке, декларирующей в числе первой задачи пусть и дилетантскую, но все же литературную критику.

Никто не будет спорить – мы учимся. Мы обмениваемся своими мнениями, что мы понимаем под литературной критикой вообще. В своей статье, мне позволительно, я думаю, высказать свое мнение на сей предмет.

Я уже довольно много сказал об этом выше.
К этому добавлю, что это еще и некоторая биологическая предрасположенность: критик должен постоянно помнить наизусть громадное число стихов. Причем далеко не всегда ему нравящихся. Он должен помнить не нравящуюся ему поэзию, а образчики жанра. С учетом всех модификаций. С учетом отступлений от образчика, которые филология великодушно прощает тем, кого социальная история поэзии оставила в памяти поколений. При этом, верх литературного критика, на мой взгляд, это еще и знание когнитивной истории поэзии: то есть знание первичных образчиков жанра вне зависимости от их известности (то есть вне «Социальной истории» этого произведения). И уж вообще «высший пилотаж» литературной критики – это умение ощущать зарождение новых жизнеспособных форм в поэтическом инструментарии: в ритмике, рифме, словопользовании, пересечении с другими видами искусства и культуры вообще.
Но это действительно высший пилотаж. Он редко достижим в силу того, полагаю, что особенности мозга способного к запоминанию большого количества материала и особенности мозга имеющего способность осознавать новое – скорее всего, это разные особенности. И чаще взаимоисключающие. Поэтому требовать, чтобы высококлассный критик был еще и одарен способностью чувствовать нарождающиеся формы – это уже излишне. И вне этого, уровень высококлассного критика редко достижимое счастье, по-видимому. Как и все сложное и высококлассное – это пока не от человека зависящая особенность человеческой культуры.

В силу этого, мы и наблюдаем вокруг не литературную критику, а ее профанацию. Автор имеет немалый опыт по нормализации когнитивной ситуации в частной области биологии, которая подверглась профанации в годы лысенковщины – написана и издана книга, в центральной научной периодике опубликованы статьи. Но социальная история этой области пока печальна: профанированные знания процветают, а профанаторы получают премии за свои учебники. Я думаю, литературоведение в гораздо большей степени подверглось профанации в годы оные. Слишком уж близко оно к идеологии. Причем литературоведению (и литературной критике в частности) именно по этой причине много сложнее чем биологии и сейчас. Наличие на громадной богатой сырьевыми ресурсами территории государства с феодальными отношениями (Явлинский Г.А., 2007), власть предержащие которой, - как это и свойственно малоразвитым странам, - пытаются преподносить ее своему населению в качестве великой державы с некоей мистической миссией, порождает по отношению к писателям то, что называется социальным заказом. И этот заказ к писателям, как по цепочке переходит к литературной критике – хвалить ведь надо тех, кто выполняет социальный заказ. Но подмена функций литературы, функциями идеологии – это и есть профанации литературы. А вслед за ней и литературной критики. Литературная критика, начинает заниматься не своим предметом. Ибо «хвалить» - это и есть «оценивать». Что, по моему разумению, не является предметом литературной критики.

Это мое частное мнение о литературной критике в моей частной статье.

Необходимой частью обсуждения предлагаемого понимания литературной критики является оценка его научной преемственности, соотнесённости с тем, что уже предлагает научная мысль в понимании этого явления.

Приступая к этой части анализа, следует особо оговорить то, что моя позиция, как мне представляется, является примером жесткой и бескомпромиссной позиции автора художественного произведения. И поэтому, проводя анализ, я буду жестко разграничивать то, что пишут о литературной критике авторы художественных произведений и «чистые» критики – люди в художественном творчестве «не замеченные».

Понимая, что наибольшее наслаждение мне доставит знакомство именно с мнением первых, - я начну с мнения вторых.

Изданная в 30-40 годы «Литературная энциклопедия», которая комментаторами ее размещения в поисковой системе «Яндекс» не только отмечается, как издание не переиздававшееся, но и как лучшее, что предлагает мировая научная мысль «всех времен и народов». Я смог осилить в этом источнике лишь две страницы статьи «Критика», являющейся самым объемным материалом, как я предполагаю, из всех отечественных справочных изданий за всю историю русской научной мысли. Рискуя попасть впросак, я, все же, выскажу предположение, что в день сегодняшний, бесполезность этой статьи прямо пропорциональна её объёму. Возможно, за пределами освоенных мною двух страниц, между строк – единственное место, где даже не в самые суровые годы авторы отводили место истинным своим намерениям – и можно найти рациональные зерна. Но даже если бы мне и удалось прорваться к этим страницам, я бы и в этом случае посчитал для себя непозволительным идиотизмом ползать среди идеологических вазонов самого … – я не могу подобрать нужных слов. Хотя, имея публикации по истории науки, я очень много часов «провел» в этом времени нашей истории. А размышляю я над этим периодом в связи с собственными попытками осмысления подготовки Советской России к грандиозной геополитической акции, которую - в силу ее кровавых последствий для собственного народа – властители судеб российских вот уже более полу-столетия, зомбируют обладателей этих судеб, войной «отечественной». А, введя обязательное написание определяющих эту войну прилагательных с букв заглавных, вводят это событие в разряд священных коров отечества. И даже малейшего сомнения со стороны судьбоносителей в правильности распределения святости в этом вопросе достаточно для того, чтобы именно сомнения эти подвели черту под судьбой сомневающегося. Силами судьбодержателей, разумеется.

Наверное, в этом есть определенный общекультурный резон, осознание которого зафиксировано, в частности, Владимиром Высоцким в строках, о том, что прошлое подобно минам и взрывать его поэтому желательно «подальше от людей» (Высоцкий В. 1994 : 155-156) . Может именно резон этот своим внешним выражением имеющий, в частности, принцип «победителей не судят» никогда не позволит нам увидеть на скамье военных преступников тех, кто виноват в инициировании второй мировой войны, как минимум не менее тех, чьи судьбы подчеркнула виселица Нюрнбергского процесса. А если измерять в числе затраченных на реализацию своих геополитических планов судьбоносителей? И, при этом, учитывать не только тех, чьи судьбы были подчеркнуты в годы непосредственного военного этапа, но и тех, кто с года 1935 подчеркивался с единственной целью – исключить малейшую возможность осознания судьбоносителями истинных целей судьбодержателей. Начиная с высших военных чинов, чье подчеркивание носило вынужденно планомерный характер. И определялось непосредственной близостью к вышеотмеченным «истинным целям» судьбодержателей. При этом, интенсивность ротации высших военных чинов, столь удивлявшая всегда официальных историков и, когда это стало возможно, выдвинувших в качестве единственно возможного объяснения ее параноидальность главного судьбодержателя, как мне представляется, именно этой близостью и объясняется. Ибо вряд ли есть основания сомневаться, что близость непосредственного исполнителя к истинным целям, возрастающая по мере приближения иерархического слоя его деятельности к вершине иерархической пирамиды, намного сокращает время осознания. А посему, время ротационного подчеркивания судеб высших военноначальников должно было опережать время осознания. Думается, это не было совсем уж простой задачей для держателей судеб. Ведь не существовало никаких научных исследований по конкретным срокам возможного осознания у наиболее приближенных. Ясно, что им приходилось сильно перестраховываться. Но как определить меру необходимой перестраховки? Хотя, возможно, я излишне всё усложняю и то, что мне представляется сложным в контексте литературной критики, в делах государственных является именно тем, что именуют чутьём политика? Здесь мне сложно определиться. Но, полагаю, что по мере удаления от иерархически наиболее высоких уровней подготовки мероприятия, сложности с подчеркиванием прямо пропорционально падали. Мне кажется, что всё сводилось к тому, что подчеркнуты должны были быть все, чья мыслительная деятельность выходила за пределы информации размещавшейся для судьбоносителей в газетах или же той, которая доводилась, что называется, с голоса: радио, собрания, митинги и т.п.
       Боже, упаси! - кого бы то ни было заподозрить меня в попытке критики тех, кто судьбою определен в держатели судеб! И ход их деятельности и результаты ее целиком – я в этом всем опытом моих научных изысканий в области культурогенеза могу свидетельствовать – целиком определяется конкретно-историческим ходом развития человеческой культуры. Прогресс – и прогресс стремительный – в области государственного регулирования геополитических процессов зримо выражается в уменьшении платы человеческими жизнями за нормализацию этих процессов. Глобализации мировой культуры, важнейшим результатом имеет жесткое иерархическое выделение единственного наиболее развитого цивиллизационного образования в образование самодостаточное для принятия решений, их реализации и последующего контроля в масштабах всей человеческой цивилизации. Что обеспечивает,- в отсутствие сравнимых по цивилизационному уровню развития геополитических оппонентов, - одновекторное течение цивилизационных процессов в культуросфере и позволяет именно данный этап её развития терминологизировать - в развитие концепции В.И.Вернадского - как ноосферу (Вернадский В.И, 1944, Vernadsky V.I,, 1945, Pchelenko S.P.,2007)

Размещение рассуждений о геополитических процессах в контексте литературоведческих статей - идея, как мне представляется, не новая. В свое время я с наслаждением читал таковые А.Гинзбурга в контексте статьи о проблемах перевода – «Разбилось лишь сердце мое» (Увы, об источнике могу сказать лишь то, что это один из «толстых» литературных журналов не позднее 1982 года издания – скорее всего: конец 70-х). Л.Измайлов вообще включил подобные рассуждения в контекст сказки (Недотёпино королевство // Современная драматургия – первая половина 80-х – точнее не помню). Подобное размещение преследует единственную цель – высветить конкретный социальный фон, позволяющий корректно пользоваться отставленными от дня сегодняшнего научными источниками.

Возвращаясь к нашим … вазонам, отметим, что определяемая контекстом указанного десятилетия статья «Критика», высоту идеологических вазонов и плотность их размещения в данном источнике задает на таком уровне, что сегодня мало найдётся желающих разыскивать - в каких из этих вазонов авторы заронили зерно истины.

Подобного желания не вызывает и статья о литературной критике в уже цитировавшейся Большой Советской энциклопедии, практически не выходящая за пределы треугольника, очерченного именами Классиков марксизма – ленинизма и проверяющая любую критику лишь на коньке «социалистического реализма».

Даже дореволюционный Словарь Брокгауза и Эфрона явно на стороне критиков, с нескрываемым гневом пишущий о внесоциальности позиции Аристотеля, призывавшго ограничить предмет литературной критики сравнением разбираемых произведений с классическими образцами.
На мой взгляд, именно имя Аристотеля позволяет мне перейти к определению предмета литературной критики у авторов поэтических произведений.

По-видимому, эпиграфом к этой части статьи может стать стихотворение А.С.Пушкина - «Веленью сердца муза будь послушна….и не оспаривай глупца» - от своей первой и до последней строчки. На гениальность его поэтического прозрения указывает, в частности то, что и по прошествии века почти, практически, те же мысли в еще более зрелом возрасте высказывает образованнейший поэт российской словесности А.А.Блок в статье выносящий вопрос об отношении автора к критику прямо в название статьи – «Следует ли авторам отвечать критике?» (Блок А.А., 1971)

Вполне возможно, что именно взгляды Аристотеля на предмет определили и содержание статьи Кюхельбекера вполне сводящего критику к соотнесению произведений с классическими образчиками. При этом, понимая под последними произведения для показа в классах, что вполне в традициях древних предшественников (очень сожалею, что не имею оперативного доступа к источнику, чтобы указать его выходные данные).

Я думаю, что я вполне могу ограничиться этими тремя именами, чтобы определиться с тем, откуда берет начало мое понимание – понимание, безусловно, тяготеющее к авторским. Все три автора вошли в круг моего чтения довольно рано: статью Кюхельбекера, которая попала ко мне позже всего из перечисленного, я прочел где-то на уровне лет 30-35-ти

Из того, что вошло в сознание позже – это, конечно же, А.В.Гоголь с его попадающими в канву статьи рассуждений о социальной значимости поэзии: "Влияние Пушкина как поэта на общество было ничтожно. … Но влияние его было сильно на поэтов» (Гоголь Н.В., 2003 : 336).

Конечно же, для полноты картины и позицию критиков надо бы было прокомментировать по первоисточникам. Но уже беглого взгляда на перечень позиций различных критиков на фоне социальных процессов в предреволюционной России, как мне представляется, позволяет и априори заключить, что позиции эти будут различаться, прежде всего, по трем направлениям:

1) степень допустимости оценочных суждений со стороны критика по типу «хорошо – плохо»
2) степень требовательности по отношению к утилитарности, говоря иначе: степень требований социальной значимости произведений на «злобу дня» (требования просвещать народ и проч)
3) Степень претензий на «образность» стихотворных произведений.

Но я полагаю, что вполне можно надеяться и вне анализа предположить, что мы обязательно найдем критика, который согласится, что требования критика по сим пунктам должны быть нулевыми и не выходить за пределы соотнесения произведений с классическими образчиками жанра.

К слову сказать, иногда и авторы «грешат» отсутствием «обнуленности» в указанных трех аспектах в своих претензиях к собратьям по перу.

Так, например, создатель «имажинизма» - Сергей Есенин – сделал образность стихов стержнем разрабатываемого им направления. А А.Мариенгоф - в романе "Циники" особенно - редкое предложение оставил без "образности". Я выписал для себя наиболее и смешные и ничего, на мой взгляд, - не говорящие читателю. Из романа о Есенине: "Глаз у Есенина мутный, рыхлый, как кусочек сахара, полежавший в чашке горячего кофе". Думаю, нынешнее молодое поколение в полном тупике: что за сахар такой многоразового использования. Но даже я, помнящий еще (и то по литературе), что такое сахарные головы и с колотым их наследием - колотым сахаром - пользовавшийся самолично! Я, тем не менее, совершенно не представляю этого взгляда Есенина! Из "Циников": "Стекло, хихикнув, как будто его пощекотали под мышками, рассыпалось по каменной площадке". Без комментариев! Или же вообще "шедевр": "У вошедшего мужчины широкополая шляпа и борода испанского гранда. Она стекает с подбородка красноватым желтком гусиного яйца". Даже если допустить, что читателям приходилось видеть желток гусиного яйца, то я всеравно не представляю, как это соотнести с "бородой испанского гранда"?! Думаю, поэтому по прошествии совсем малого времени, подобная образность навязла на зубах, стала предметом пародирования. Так, например, в своем романе «Пена дней» Борис Виан, сделавший образ «двери, захлопывающейся со звуком…» сквозным в романе, образный ряд этих звуков заканчивает дверью «захлопнувшейся со звуком шлепка по голой заднице». Прекрасный ответ радетелям образности вообще, и "хихикающих стекол", в частности.
       В студенческие годы еще, вернувшись из осеннего царско-сельского парка, я записал в дневнике: зачем фразу "я разгребал опавшие листья ногами..." обязательно должно преследовать слово "как" и сравнение с ... кораблем, скажем, раздвигающем волны и прочее? Неужели сам по себе образ резгребающего ногами осенние листья человека не прекрасен и не самодостаточен! Так, что мои отношения с "образностью" вполне неслучайные. И я словами И.Сельвинского, думаю, вполне отвечу и своим критикам, и помогу тем авторам, от кого образности требуют: "Умеет ямбом писать Илья! Ну, а не хочет - пусть иначе пишет!"

И форма разбора произведений у авторов не всегда была, той, что мне представляется единственно корректной – не попирающей достоинство человека. А. Мариенгоф в романе о Сергее Есенине так пишет об этом: «Футуристические позиции тех времен требовали разноса» (Мариегоф А., Роман без вранья и др., 1988 : 26). Но, говоря о реакции самого С.Есенина на критику, указывает: «Пишущих и говорящих о нем плохо, как о поэте считал своими смертельными врагами» (Там же). Что вполне согласуется с моим представлении об авторской позиции по отношению к тональности критики.

Полагаю, этого вполне достаточно, чтобы согласиться, что моя частная позиция вполне соотносится с имеющимися воззрениями, как авторов, так и «чистых» критиков. А значит, вполне имеет право на присутствие в дне сегодняшнем.

И как позиция критика.

И как позиция автора, дающая мне право внимать лишь тем замечаниям и критиков и авторов, которые соответствуют декларируемой мною позиции.

* * *

В столь же мягкой форме, я предложил бы ввести и некоторые конкретные мероприятия на страничке. Так, я предлагаю при обсуждении этой моей частной статьи, мною же предлагаемый алгоритм обсуждения по методу Совета. Думаю, как автору статьи мне это позволительно. А там, глядишь, метод понравится и другим участникам, и им в ряде случаев вполне можно будет пользоваться.

Прежде чем перейти к изложению конкретной модификации метода по отношении к обсуждению данной статьи, я бы хотел указать на сущностное отличие метода Совета от других алгоритмов обсуждения.

Метод Совета отличается от прочих методов задаваемой целью:

ЦЕЛЬ МЕТОДА СОВЕТА НЕ ДОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ ПО ОБСУЖДАЕМОМУ ВОПРОСУ, А ОБМЕН МНЕНИЯМИ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ.

Я не буду здесь отвлекаться на то, что приход к единому мнению метод Совета, отнюдь, не исключает. Можно выстроить и такую модификацию его – во время краткого пребывания моего в профкоме НИИ я ввел модификацию этого метода – «Круги обсуждения»

Но для обсуждения этой статьи, мне все же хотелось бы остановиться на алгоритме предполагающем только однократный (один круг) обмен мнениями.

Алгоритм заключается в следующем:

1. Каждый участник имеет право высказать только ОДИН комментарий.

2. Мнение должно быть строго самостоятельным: не допускаются комментарии по типу : «Я не могу согласиться с участником имярек ….», поскольку это уже не обсуждение предмета, а обсуждение обсуждения.

3. Не допускаются повторные вклинивания участников обсуждения с добавлениями, дополнениями и т.п.

4. Не допускается комментирование автором представленных участниками комментариев.

5. Модератор, в самом начале дискуссии, задает срок, до которого все комментарии должны быть представлены.

6. Автор обсуждаемой статьи имеет право после выступления всех участников по истечении обозначенного срока выступить с благодарственной речью в адрес участников обсуждения. Не допускается использовать благодарственную речь для комментариев позиции высказавшихся участников, равно как и давать общую оценку качества проведенной дискуссии.

ФУНКЦИИ МОДЕРАТОРА в этом алгоритме крайне проста:

1) Сообщить участникам срок размещения комментариев
2) Оговорить, если это видится необходимым максимальный размер комментария (предлагаю в страницах текста в Word, кегль 12, Times New Roman , интервал - ?)
3) Не допускать присутствия в обсуждении явно неадекватно ведущих себя лиц.
4) Не допускать повторных комментариев уже высказавшихся участников, удаляя таковые (см. п. 1 и 3)
5) Удалять комментарии, нарушающие п. 2. настоящего алгоритма предварительно сохранив для автора удаленный текст, так как удаление не запрещает последующее размещение корректно исполненного комментария. Повторное нарушение данным участником этого пункта лишает его слова в данном обсуждении.
6) Удалять комментарии автора (нарушение п. 4).

Некоторая сложность, как мне представляется возникает при определении предмета обсуждения. Мне представляется, что не удасться уйти от обсуждения по двум пунктам:
1. Собственно предмет литературной критики с точки зрения учаснника
2. Статья автора и конструктивность предложений автора для «Садов»

Поэтому, полагаю, модератор может жестко задать именно такую структуру комментария с разбивкой на две части. Мне кажется вполне разумно ограничить число обсуждаемых вопросов этими двумя.


АВТОР БУДЕТ ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА ПРИНЯТИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО АЛГОРИТМА ЕГО СТАТЬИ.

Но не будет иметь возражений, если администрация страницы сочтен более приемлемой другую форму обсуждения.


ЛИТЕРАТУРА

1. Блок А.А Следует ли авторам отвечать критике? // А.Блок. Собрание сочинений в шести томах. – Том 5. – с. 390-391

2. Вернадский В.И. Несколько слов о Ноосфере //Успехи современной биологии. – 1944. – Т. 18. – Вып. 2. – С.113-120.

3. Высоцкий В.С. «Зарыты в нашу память на века» // Высоцкий В. Сочинения в двух томах. – Том 2. (Подготовка текста и комментарии А. Крылова) – Екатеринбург: Уральский торговый дом «Посылторг», 1994. – 544 с. (Я привожу этот источник лишь потому, что имею к нему оперативный доступ. К сожалению, как это часто бывает, этот стих опубликован, как мне представляется, в «редакции», к которой В.С. Высоцкий не имел никакого отношения. Причем, именно в тех строках, на которые я указываю)


4. Гоголь Н.В. В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность / / Гоголь Н.В. Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями. – М.: Дрофа; Вече, 2003. – 432.

5. Литературная энциклопедия» (М., 1929-1939. Т. 1-11)

6. Логика: учебник для студентов ВУЗов /Войшвилло Е.К., Дягтерев М.Г. // Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 528 с.

7. Мариенгоф А. Роман без вранья // Анатолий Мариенгоф. Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги. – Л.: Художественная литература, 1988. – 480 с.

8. Пчеленко С.П. Венец живого //Химия и жизнь. – 2007. - №8. – С. 44-47

9. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. – Фрязино: «Век 2», 2004. – 288 с.

10. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с.

11. Явлинский Г.А. Российская экономическая система. Настоящее и будущее. – М, «Медиум», 2007. – 416 с.

12. Pchelenko S.P. Cultture-sphere of the Earth \\ Biosphere Origin and Evolution. International Workshop, October 28 - November 2, 2007 in Loutraki, Greece. - Abstracts. – Novosibirsk. 2007.

13. Vernadsky V.I. The biosphere and noosphere//Am. Scient. – 1945. – Ann. 39. – Vol. 33. – N1. – P. 1 - 12.


Рецензии
Мне кажется, критика в первую очередь должна быть адекватна ситуации. Ну висит стих на странице, выплеснулось что-то у автора, а тут вдруг приходит Критик и на полном серьезе начинает палить из критических орудий по воробышку на лавочке. Какую реакцию это вызовет у автора?
И что бы ни говорили про необходимость обстоятельного обоснования своих суждений, главным остается один единственный вопрос, с ответом да или нет: это стих?
И ни по каким формальным правилам этот ответ не может быть получен.
Что говорят Пчеленко и Бондаренко: нет, ты обоснуй! Обосновать можно что угодно, только никакое обоснование не поможет написать следующий стих, он опять либо выйдет, либо нет.
И вопрос - а зачем нужно обоснование? чтобы доказать, утвердить истину? А ее нет, этой истины, есть версии, а на версию имеет право каждый, и они в некотором смысле равноценны.

Все-таки, все больше прихожу к убеждению, что стихи - это то, что написал поэт. А поэт - это автор стихов. Это не порочный круг, мы просто не знаем, когда ЭТО начинается, но в первый же момент проявления эта связь уже существует.

Так зачем нужна критика? ну, безусловно, для овладения ремеслом, носочки надо тянуть, заусенцы стачивать (вообще говоря), для самого критика - для самореализации, каждому-свое, для читателей, чтобы понять, о чем стих и как он устроен - поэту это не нужно, он либо это знает изначально, либо никогда не узнает. Поэтому пожелания конструктивности критики, ее полезности для автора, надо делить на число пи (может быть, даже в квадрате).

Степ   22.01.2008 09:14     Заявить о нарушении
Хм. Это отчего же язык не природное изобретение? Или тут не в смысле "нечто, изобретённое природой"?

Черная Лиса   22.01.2008 10:15   Заявить о нарушении
Я согласна со Степом, что критика нужна в самом начале ученичества. Критика поэту не нужна. Если он последует критике, то изуродует стих. Разве что отдельные замечания.
Не согласна, что она нужна для самореализации. Она нужна для специалистов, ну и для выработки умения анализировать стихи, например, для обучения в школе, институте (на филологическом факультете).

Галина Ольховик   22.01.2008 13:42   Заявить о нарушении
восстановлено замечание, удаленное по ошибке

Дорогой Степ фактически самые известный художники все были не бродягами а учеными и тот же ВанГог основал рынок импрессионизма открыл крупнейший торговый дом картинный и был известнейшим экспертом закончисв с десяток академий художеств. Он все инструменты живописи
знал подробно в оттенках. Так же и Леонардо и Пикассо - это не были сумашедшие бедные гении. Нельзя скажем судить музыку звучащую в душе но как человек играет на скрипке можно И если он взял скрипку или рояль в руки в первый раз то какая бы музыка не звучала в душе слушать будет нечего. Вообще стихи известные наколько я представляю есть не порыв души а хитро задуманный и исполненный заговор против читателя.
И тут поэзию можно разбить на ряд приемов. Именно эти приемы и сотавляют большинство нынешней стихиры Ну поэзию образа характера диккенсковскую тож можно найти. ГНо и она разбивается на ряд приемов.
Скажем стихотворение Лисы
"Лодка зовётся Ра.
Август — до горизонта…
Друг мой, давно пора
Выплеснуть грусть —
экспромтом —
За борт, —
и плыть легко,
Вспенивая пространства
Ласковое молоко
Веслами…
Нынче шансы,
Кажется, велики —
Сбыться всему и сразу.
В самом конце строки
Я оставляю фразу.
Что в ней? Да всё, что есть —
Время и полминутки
Сверху.
И надоест
Дождь — на седьмые сутки!

Лодка зовётся Ра.
В голосе — грусти нотки:
— Знаешь, на Арарат
Плыли не в этой лодке.
"
Совершенно набор таких приемов. Но приемы работают и в совокупности усиливают впечатление скоим гармоничным сочетанием Стихи не есть сочетания слов образовв и рифм - это сочетания приемов. И верно существуют некоторые законы гармонии вв рамках этого множества приемов.
Ломоносов считал чтупо что есть несколько штилей и их нельзя смешивать
Державин сскзал что можно Пушкин вообще сказал что именно игра на переходах с одного на другой на сменах настроений и есть поэзия.
Лермонтов сказал что соотношение длинн таких настроений играет роль долгая прелюдия и мгновенная любовь или наоборот. Есенин сказал что
есть одно проточувство и все остальные есть производные от него потому нет никаких настроений а есть волнение проточувства и в едином целом
действуют силы и происходят движения огромных масштабов.
А Блок сказал что нет ничего и при внимательном рассмотрении каждое чувство ена 99% состоит из пустоты что любовь есть не материя а энергия и массы там немного а больше сил противодействующих друг другу и равновесно скрепляющих то что внешне выглядит как любовь матерьяльная.
Вот в рамках такого подхода можно критиковать принципиально - скажем Ломоносов прочтя Лису возмутился бы так как она смешала штили. А Лермонтов сказал бы что куски равновелики как клавиши у рояля так небываетю Еснеин сказал бы что нет единого движения души сквозь стих.
Блок бы сказал что отлично написано и тьма сгустилась над страницей.
Многие поэты быстро приходят к набору инструментов и начинают им пользоваться.
Лодка зовется Ра
Поезд зовется Москва-Ленинград

Вообще язык не природное изобретение он примитивен и посему состоит и сам из таких приемов. Насколько совокупностьб их передаает оттенки чувств вопрос открытый. Но несомненно что их достаочно много для одного поээта - пока все перепробывает жизнь прошла. Одна физиология звука
непочатый край. Это надо идти в поля изучать предметно.
Скажем скачать с инета сто порнороликовв и слушать как стонут женщины.
Уже на этой основве выделить звуки и сочетания зввуков инаписать стихо без смысла только созвучно этой как предполагаю кошачьей какафонии. Возможног выйдет стихо о любви.

Выхухоль Незабвенная 22.01.2008 09:59 [Заявить о нарушении правил] [Удалить замечания]

В Садах Лицея   22.01.2008 14:20   Заявить о нарушении
Я прошу меня извинить, что вклиниваюсь, но делаю это потому, что считаю собственно отзывы по статье законченными, коль скоро модератором мне такая функция дана. Но, коль скоро, как говорил герой Гафта в «Гараже», «обсуждение продолжается», я бы хотел коснуться «природности» языка и его возможностей. Мне это интересно тем более, что я являюсь автором одной из гипотез возникновения человеческой речи – гипотезы зеркальных фиксатов (Человек. Первые артикуляционные фиксанты. Возникновение речи// ХХ Любищевские чтения: Современные проблемы эволюции. – Ульяновск, УГПУ, 2006. – С.132 – 146; кроме этого и в упоминавшейся статьи в журнале «химия и жизнь №8, за 2007 год).

Разные исследователи по разному определяют слово природа. Большинство относит к природе все то, что существовало и до появления человека – гора, леса, моря, растения и животные. Этим ученым, для того, чтобы охватить всю окружающую нас действительность приходится вводить понятие «Универсум», «Микрокосм» ит.п. Я принадлежу к тем, кто именно всю окружающую действительность, всю актуализированную материю называет Природой. А уж в ней, вслед за В.И.Вернадским выделяет «Геосферу», «Биосферу», «Ноосферу», «Культуросферу». Правда последнее понятие в науку введено мною и еще требует кропотливого взращивания (Pchelenko S.P. Cultture-sphere of the Earth \\ Biosphere Origin and Evolution. International Workshop, October 28 - November 2, 2007 in Loutraki, Greece. - Abstracts. – Novosibirsk. 2007).
Поэтому, в моем понимании, язык природное образование, в той части ее которая именуется человеческой культурой. Человеческая культура – это новая форма материя, отличная от формы биогенной (биологической). Человеческая речь – а строго говоря, речь только у человека и наличествует (у животных – принято говорить о языке. Речь – это язык на базе слов).

Я не совсем понял термин «примитивный» по отношению к языку. Но, безусловно, возможности языка, как и любого другого способа фиксации эмоционально-рассудочной деятельности человека (музыка, графика, живопись и т.д.) не беспредельны. Но, столь же безусловно и то, что при «теоретической» ограниченности речи – возможности ее весьма и весьма широки. Хотя вопрос о том – а не достигла ли, скажем, поэзия комбинаторного исчерпания своих возможностей?

Скажем, принято считать (на источник не ссылаюсь, здесь), что и скульптура реалистическая и реалистическая живопись свои комбинаторные возможности исчерпали еще в Древней Греции (первая) и в Древнем Риме (вторая). Вполне допускаю, что и многие известные «измы» в этих областях искусства находятся в том же положении. То есть все, что сейчас делается – это хорошо забытое старое. Новым является лишь предмет произведения: вчера писали о первых летательных аппаратах, а сегодня о ракетах! В этих мыслях нет ничего особенно нового: ученые говорят и о достижении комбинаторного потолка возможностей цивилизационными образованиями (странами) в целом. Что уж тут сомневаться в таковом по отношению одной маленькой части этого большого целого.

Скажем, Россия свой потолок обрела на уровне феодальных отношений. И это еще не самое худшее – многие цивилизационные образования (некоторые народности Африки, Австралии) НАВСЕГДА останутся в каменном веке. Точнее сказать, до тех пор, пока не рассосутся по более развитым цивилизациям.

Мое убеждение – технически, включая и изыски образного мышления, - поэзия уже, вряд ли что родит принципиально новое. Движение вперед в поэзии это, в моем понимании:
1. слияние ее с прочими видами фиксации эмоционально-рассудочной деятельности
2. повышение уровня образованности пишущих стихи. Прежде всего, уход от «профессиональности» - такая профессия сейчас, вряд ли, нужна человеческой культуре сама по себе. Человек, пишущий стихи должен иметь хотя бы некое специальное образование втягивающее его в реальную конструктивную деятельность в поле человеческой культуре, а не прозябающего в качестве необразованного нытика и певца лесов, дубрав и лягушек.
3. Интересно замечание о «физиологии звука» - здесь действительно есть «фронт работ» для поэзии. Хотя работа на этом фронте, насколько я понимаю, уже идет, и идет не первый год. Может в большей части по линии песенной поэзии: помнится мне и французкая вещичка, и у Джеймса Брауна одна из самых известных композиций «со стонами». Кстати сказать, и в мою миниатюру (см. на стр. «я на Проза.ру») редакторы без моего ведома внесли именно звукоподражательные «стоны» приближающегося оргазма! Я этого совсем не предполагал! Но это весьма к теме данной. В какой то мере, это сродни тому, что делал и над чем думал П.Филонов в живописи.

Ладно, мало, конечно, написал. Но я ж понимаю, что все народ занятОй:).

Сергей Пчеленко   23.01.2008 12:34   Заявить о нарушении
Собственно, физиологический звук голоса - тллько этап. Именно сочетание звука и слова, физического колебания и передачи информации порождат особый вид искусства - поэзию. Она себя не исчерпала, к понятию законов физико-психологической поэзии только подходят. В этом направлении копает, например, Черный Георг на ТМ

Степ   23.01.2008 12:52   Заявить о нарушении
Что такое ТМ? Как туда зайти?

Сергей Пчеленко   23.01.2008 12:58   Заявить о нарушении
Точно раздел не скажу, ну, напрмиер, сюда:
http://www.stihi.ru/2007/05/05-2153

Главный редактор страницы - Черный Георг, он на эти темы любит поговорить, много знает

Степ   23.01.2008 13:53   Заявить о нарушении
Даа я собственно Степ поддержать Ваш пост тогда еще одинокий.
А так конечно здраво рассуждая - поэтичесский дар дается от природы и его уж трудно развить. НедаСкажем стихи Есениня ранние и Цветаевой не хуже а даже лучше чем их поздние. Спрашивается что делали поэты те 10 лет между первыми и последними? - старели. Правда Хаям в 70 написал
До мерки 70 наполнился мой кубок. А потолм еще лет до 107 писал и писал хоть бы хны. Но вцелом каким родился поэтом таким и пригодился.

Выхухоль Незабвенная   23.01.2008 15:11   Заявить о нарушении
Сергею Пчеленко:
А вот кроме "Т.М" тут, на сайте ещё была хорошая страничка "Письма учёных соседей" - тоже очень интересная...

Николай Бобёр   23.01.2008 16:20   Заявить о нарушении
СПАСИБО НИКОЛАЙ

Сергей Пчеленко   23.01.2008 16:23   Заявить о нарушении
Сергею Пчеленко!
И снова вы пишете как биолог без учёта наработанного в лингвистике и культурологии.
Вы пытаетесь изобрести велосипед, но он у вас получается с одним колесом.
Я языковед и хорошо представляю вопросы происхождения языка.
Итак, с точки зрения семиотики (науки о знаках)язык - это естественная знаковая система, но не врождённая, т.е. не биологическая система. Факты - дети, воспитывавшиеся животными, не научались говорить, они умирали чаще всего.
К естественным (биологическим) системам относится язык животных (пчёл, птиц и т.д.).
Принято различать язык и речь. Язык - система знаков, он представлен в словарях. Речь - это реализация языка, его воплощение. Язык не бывает правильным или неправильным. Только речь может быть богатой, бедной. правильной и т.д.
Теперь о культуре. Она - явление социальное и не относится к природным явлениям. Включает в себя философию, науку, религию, образование, искусство. Культура - это выражение общества в форме литературы, искусства или мышления согласно философской концепции. А есть ещё антропологическая и социологическая концепции.
Поэзия - это тоже человеческая субстанция. Это выражение чувств человеком через понятийный код, сформированный поколениями и приобретённый через опыт.

Галина Ольховик   26.01.2008 23:31   Заявить о нарушении
Галине Ольховик

Человеку, который ту или иную проблему знает на уровне ВУЗовсекого учебника всегда кажется, что он "хорошо представлет вопросы происхождения языка".

Между тем, любая проблема сведениями из ВУЗовского учебника, отнюдь, не ограничивается.

История изучения происхождения человеческой речи имеет длинную и драматичную историю. В середине позапрошлого века в Париже было принято решение не принимать к рассмотрению гипотезы происхождения человеческой речи. А еще через сто лет, там же в Париже разместилась штаб квартира общества глоттогенеза (возникновения речи). Помимо этого общества, существует также (центр в Канаде) Общество возникновения языка (LOS), которое объединяет в своих рядах ученых МНОГИХ специальностей по той простой причине, что проблема возникновения речи – проблема междисциплинарная. И ученные разных специальностей разрабатывают те аспекты проблемы, которые адекватны их специальности. И делают это вполне интенсивно – международные конференции этого общества собираются, если не ошибаюсь, ежегодно. Но, думаю, ни один участник этих конференций не возьмет на себя смелость заявить, что он «хорошо представляет вопросы происхождения языка». При множестве существующих гипотез возникновения речи, проблема эта еще потребует многих и многих исследований. И наилучший путь этих исследований, это не метание критических копий в гипотезы других авторов, а создание своей гипотезы. Я именно по этому пути и иду. Моя гипотеза – гипотеза зеркальных фиксатов – опубликована. Вы можете с ней ознакомиться.

Имеете ли Вы научные труды по происхождению речи? Если да, то где я могу с ними познакомиться?

То же касается и культурологии, где Вы предполагаете, что я веду себя, как «биолог без учёта наработанного в …культурологии. Мои знания и в области культурологии не ограничиваются сведениями из ВУЗовских учебников. Проблема возникновения культуры и закономерностей ее формирования – так же далекая от полной изученности проблема. И здесь так же, надо не критические стрелы в оппонентов метать, а иметь собственные креативные исследования. В этом плане, в области, которую именуют культурной антропологией, у меня на сегодняшний день шесть научных публикаций. Причем ни одной реферативной – то есть пережевывающей чужие наработки. У меня своя антропологическая концепция и это позволяет мне не только рассматривать процессы в человеческой культуре под своим углом зрения, но и выдвинуть в этом году на международном рабочем совещании концепцию «культуросферы Земли», развивающую идеи В.И. Вернадского о «ноосфере».

Имеете ли Вы научные труды в области культурологии? Если да, то где я могу с ними познакомиться?
Я еще раз подчеркну свою мысль. Знания, которыми мы овладеваем в течение нашей жизни, позволяют нам подыматься по ступеням лестницы познания окружающего мира, осваивая все новые уровни в познании его. Первый уровень – уровень задаваемый освоением школьных учебников. Уровень следующий – ВУЗовские учебники. Далее аспирантура. Заметьте – аспирантура, в принципе, оставляет нас на уровне учебников ВУЗовских. Лишь в очень узком аспекте, которому посвящена наша диссертационная работа наши знания продвигаются далее. И если человек, защитивший диссертацию по довольно узкому специальному профилю на этом останавливается, т.е. не проводит в последующей жизни научных исследований, требующих от него все большего освоения знаний из самых разных областей – то такой человек, в принципе, ничем не будет отличаться от человека с вузовским образованием, даже не смотря на научную степень по УЗКОЙ специальности.

И такой человек всегда будет оперировать информацией и мыслить лишь на уровне этих самых учебников. И самое неприятное в общении с этим человеком, для тех кто по пути познания мира пошел дольше и идти продолжает это то, что такой человек абсолютно уверен в достаточности своих знаний для понимания им всего и вся. Более того, он столь же уверен, что те вопросы, которые включены в число рассматриваемых его наукой – только то этой наукой и могут быть рассматриваемы. Он искренне уверен, что именно конкретная узкая ветвь науки задает те или иные вопросы окружающему миру и только она их и может решать. И столь же искренне не понимает, что вопросы задает окружающий мир. И задает их человеку. А уж человек с помощью самого разного инструментария - науки, религия, искусства, и прочее, и прочее - на эти вопросы ищет ответы.

Галина! Не грузите меня информацией из учебников и словарей. В тех случаях, когда мне это нужно, я самостоятельно способен с этой информацией познакомиться. А вот если у Вас есть свои научные работы по затронутым Вами вопросам – я всегда буду рад их прочесть.

Безусловно, отсутствие научных работ не запрещает Вам иметь собственную точку зрения по любому из затрагиваемых вопросов. Но только в этом случае, как мне представляется, и подача вашей точки зрения не должна нарушать неких правил Логики. Как же Вы беретесь обвинять человека, имеющего несколько научных публикаций (и указавшего на это) в области культурологии в том, что он не учитывает «наработанного в области культурологии»? То же и о происхождении речи?

Мне все же представляется, что люди науки должны общаться своими научными публикациями, прежде всего. Давайте перейдем на этот уровень?

Сергей Пчеленко   27.01.2008 13:05   Заявить о нарушении
У меня нет научных публикаций в области происхождения языка.
Эти вопросы поднимались видными лингвистами. Никому из лингвистов-практиков это даже в голову не приходит. Есть труды Шахматова, Обнорского по вопросу происхождения русского языка. Я достаточно много ( и не только учебники) читала по этому вопросу. Вам знакома эта работа: Б.В. Якушин. Гипотезы о происхождении языка.- М.: ЛКИ, 2007? Это одна из последних. Я 20 лет читала студентам лекции по современному русскому языку и истории русского литературного языка и перелопатила гору литературы. Специальной! Кроме учебников. Культурологию я тоже читала студентам. И имею представление об этой науке, и тоже не только по учебникам. У меня есть публикации по конкретным проблемам, например, Постмодернизм как явление современной культуры, разработки уроков для учителей по анализу конкретных художественных текстов (Пушкин, Лермонтов, Байрон, Булгаков, Стивенсон, Свифт - всего 13 статей), общее количество - 44.
Я не лезу в глобальные вопросы, так как они решались до меня, и не считаю себя вправе их решать. Стаж работы в вузе - 30 лет. Диссертацию защитила в 1992 году. И не надо принижать мой уровень вузовскими учебниками. Я практик. А напечатать сейчас можно что угодно. Это я тоже знаю. Наверное, мы с вами антиподы. Давайте существовать отдельно. Я просто не выдерживаю иногда.

Галина Ольховик   27.01.2008 18:19   Заявить о нарушении
Существуйте отдельно:)
Я не возражаю.
Но для этого под рецензией Степа, нужно рецензию Степа и обсуждать. А не мой отклик на нее:)

Сергей Пчеленко   27.01.2008 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.