Грейс, дочь Сареля

«Я узнал его сразу же: он был как бы одним из тех 100 боевых псов, привезенных в Рим Павлом Эмилием Македонским для участия в триумфальном шествии. Это был большой пес Эпира, сын ассирийцев, внук тибетцев, это Молосс с большой буквы. Он невозмутимо смотрел на меня своими глазами, в которых не было ни враждебности, ни подобострастия: взгляд того, кто дает, но не просит, того, кто созерцает»
 Пьеро Сканциани, «отец» породы Мастино Наполитано, восстановивший ее после Второй мировой войны.

О собаках этой породы хочется говорить торжественно, особым размеренным слогом, под бряцание кимвалов и рокот барабанов.
Давно, в ушедшие времена, когда я снимал для нашей телекомпании передачу «Сукины дети», мне довелось познакомиться с гигантом Сарелем, могучим представителем семьи Мастино Неаполитано (или, что правильнее, Наполитано). В нем было за сто килограммов боевого веса, нрав этот сеньор имел гордый, но, вместе с тем, был весьма доброжелателен и общителен. И еще – он был очень красив, этакой красотой тяжелого танка середины прошлого века. А когда через несколько месяцев я пришел на крупную собачью выставку, устрашающего вида богатырь вдруг подошел ко мне и положил свою огромную голову в мои ладони. Я едва не прослезился, так это было трогательно и великодушно. Общение с Сарелем осталось в моем сердце как одно из самых сильных «собачьих» впечатлений.
Представьте же радость автора сих строк, когда позвонила некая дама, в доме которой уже несколько лет служит центром мироздания Грейс (по-домашнему Грета), славная дочь Сареля!

На аренах колизеев в Древнем Риме часто устраивались состязания "больших собак". На потеху публике, до последнего вздоха они сражались со львами, тиграми, быками и гладиаторами. Кроме того - верно охраняли императорские дворцы и виллы патрициев. Сопровождали римские легионы в дальних походах, положив начало большим собакам варварских народов. От них пошли английские мастифы и немецкие доги. Их упоминают Аристотель и Плутарх. Именно в Римской империи эти собаки получили название «мастино». Предположительно, это связано с именем бога усадеб и поместий Массатинуса. По другой версии, название происходит от латинского слова mastinus, что означает «прирученный».
Канули в Лету древние римляне, к которым нынешние итальянцы – потомки готов и лангобардов-завоевателей, имеют весьма малое отношение, но сохранились великая римская культура и великолепные римские собаки.

Дама встретила меня возле дома, и мы сразу пошли гулять на недалекое поле – вместе с сыночком Греты восьмимесячным Идальго (Дэном) и его хозяйкой.
Дэн развлекал всех. Детство из него все еще било ключом: он норовил несолидно сорваться с места, при этом задние лапы не поспевали за остальным организмом, и здоровенный недоросль шлепался на пузо. Он взревывал шаляпинским басом на пролетающих птичек. Он мешал маме Грете грызть в траве любимую палочку. В общем, вел себя, как и положено избалованному ребенку.
Грета была снисходительна и, как мне показалось, даже немного гордилась своим красавцем.
Во время прогулки, и потом дома я выслушал множество историй, одна увлекательнее другой. Например, о том, как потерявшаяся во время новогоднего фейерверка Грета обнаружилась на автостоянке в километре от дома, где до этого никогда не бывала, и расшугала охранников, не подпуская их к хозяйской машине.
Вообще мастино великолепно охраняют дом, имущество и своих хозяев. И Грета не исключение. В этой квартире решеток на окна не ставят. Стоит даже во дворе кому-нибудь пошуметь, Грета сразу высовывает в окно свое личико и негромко так говорит: «Это что тут за безобразие» - и все немедленно затихает.
Однажды в сумерках Ольга повесила на гвоздь промокший пиджак сушиться, на плечиках. Немедленно состоялся «бой в Крыму», и враг был побежден: только вмешательство хозяев спасло одежду от окончательного уничтожения.
На прогулках Грета охраняет всех – хозяйку, ее маму, сына, но не мужа. Он вожак, и Грета знает, что сама находится под защитой.
Грузная собака в нужный момент оказывается очень быстрой и ловкой. Однажды на хозяйку бросился шальной питбуль, псина очень опасная. Грета перехватила его прямо в воздухе, сбила с ног и намертво прижала к земле. Уверен, псу было тяжело: позже он представителей этой «стаи» обходил как можно дальше.
Есть еще один член семьи, которого Грета очень уважает. Это черный кот Гришка. Когда Грета рожала, ей пришлось сделать кесарево сечение. Гриша всю операцию простоял на задних лапках, глядя через дверное стекло, а потом вылизал всех щенков, пока Грета отходила от наркоза. Большая мама это поняла, позволила коту и дальше возиться со щенками. И до сих пор они дружат очень трогательно.
А вот когда приходит Дэн, Гришка забирается повыше: огромный подросток «достает» его неимоверно. Вообще Дэн успокаивается, только когда на видеомагнитофон ставят его любимый фильм «Бетховен». Он так переживает за прекрасного сенбернара, что эмоции его просто захлестывают.

Есть собаки, которых очень хочется обхватить руками, прижаться щекой и почувствовать вечность...
Щекой-то я прижался, но обхватить - рук не хватило!

Рассказик этот я написал давненько для канувшего в Лету местного журнальчика. В нём я тоже вёл рубрику "Сукины дети"  ;)
Чудесной Греты уже нет на этом свете, она на тех лугах, где бегают и мои ушедшие собаки, и где они счастливы... разве что немного скучают по своим людям.


Рецензии
Благодарю Вас за эти рассказы, я просто окунулся и не мог вылезти из компьютера. Оставил несколько на потом.
Я, к сожалению, безсобачник и безкошатник, но так зацепило.
Это действительно просто любовь к животному, потому, что оно есть и ни за что больше.
Еще раз благодарю.
Обязательно вернусь.
с уважением, Ярослав

Ясон Винд   11.06.2011 15:52     Заявить о нарушении
Приходите, буду рад. А я всю жизнь и собачник, и кошатник.

Ян Бруштейн   11.06.2011 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.