Уровни сокрытия - одним файлом

                     СОДЕРЖАНИЕ

предварительное размышление – пазл «Бесконечность» – уровни сокрытия – пересекая орбиту Плутона – Ницше как адвокат – шествие пилигримов – пылающая ракета – плавучий рай – выбор жанра – транспозиция – понять неопределенное – данник – два полководца – утро вечер – знаменосец – сон о языке – аэронавт – инопланетянка – сирень и логика – заблудившийся – палевый мир – иное – вместо отчета

===================================================

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ

теперь необходимо исследовать насколько годятся
имеющиеся в твоем распоряжении средства
для продвижения вглубь этой уже незнакомой
чужой пугающей территории

средства в конечном итоге должны соответствовать
цели и прежде всего необходимо решить какой ритм
больше всего подходит для перемещения по этому
странному пульсирующему пространству нужно ли
подчиняться этому пульсу то ускоренному то
замедленному или наоборот нужно стараться
его сгладить выровнять погасить

все дело именно в этой замедленности
и учащенности можно ли считать ее
естественной можно ли ее использовать
для создания художественного эффекта

ведь цель путешествия не самопознание
не вычерчивание карт не установка указателей

это занятие можно представить
как поиск развилок и поворотов
разметку маршрута из прошлого в настоящее
но подлинная его цель в том чтобы найти
верный способ передвижения

следует ли углубляясь в чужую неизвестную территорию
перенимать все обычаи этой когда-то хорошо знакомой
страны ассимилироваться растворяться

или лучше держать дистанцию
вживаться только наполовину
погружая в изучаемое лишь кончики пальцев
надев перчатки
сохраняя отстраненность хирурга
патологоанатома

но как быть тогда с иронией
цинизмом скальпелей корнцангов
распаторов пинцетов зондов кюреток
 
искушение гладкой блестящей поверхностью
неуязвимостью стали

нужно твердо усвоить
лучше быть опухолью
раной чем скальпелем
блестящим ножом из диоксида циркония

в произвольно размножающихся
клетках жизни больше чем в металле
хотя эта жизнь и переливается через край

из двух зол
следует выбирать зло живое

откуда эти медицинские образы
они заменили собой метафору путешествия

возможно в этом кроется какое-то указание
«романтизмом я называю все больное»

определим романтизм как инфекционное
заболевание возбуждаемое вирусом
дефицита реальности

перечислим симптомы этого недуга
больной перестает отличать реальное от нереального
ему чудятся призраки мерещатся голоса

факторы благоприятствующие развитию болезни
недостаток любви и доверительного общения

в дальнейшем необходимо составить исчерпывающий
анамнез из которого будет видно как детская болезнь
одиночества приобрела форму хронического романтизма

подробно описать течение болезни а также
то как она впоследствии сменилась другим
заболеванием весьма похожим на летаргию

что стало с твоим тимусом костным мозгом
и селезенкой почему их сопротивление
было таким незначительным
может быть потому что заражение
произошло в раннем возрасте
может быть потому что имелись какие-то
врожденные дефекты других систем
вегетативной эндокринной
неправильное формирование
структур головного мозга
управляющих иммунным ответом

ты согласился на полное переливание
крови которое сам же и произвел
с бесстрастным энтузиазмом
напоминающим холодное горение
в топливном элементе
эндотермическую реакцию
вроде соединения азота и кислорода
 
не происходит ли в результате
замещения крови
перестройка всего организма
сохраняются ли в нем
какие-то следы исходных генов
или организм полностью
модифицируется

как определить сейчас
на этом этапе исследования
что является своим и чужим

например
любовь к классической музыке
можно ли считать ее своей

или это опухоль
которая подлежит удалению

можно ли говорить о романтической музыке
так чтобы интонация не вызывала
в памяти замечание Гете или звук
коловорота взрезающего черепную кость

насколько проще
говорить о роке тек-хаусе или гоа-трансе

к классической музыке
музыке Брамса
тебе придется двигаться осторожно
с долгими остановками

так же медленно осторожно ты будешь двигаться
к живописи Вермеера
философии Платона
романам Пруста
и еще дальше
глубже

или
выше

к Луне и планетам
Магеллановым Облакам
аромату сирени
одиночеству в темноте
и всему прочему

вероятно в этом путешествии
тебе не раз придется возвращаться назад

но если ты будешь помнить о цели
то сможешь найти верную интонацию
ритм который станет твоей вакциной
поможет преодолеть болезнь изнутри

только не отступай от задуманного
говори


__________________________________
«романтизмом я называю все больное» – Гете.

ПАЗЛ «БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

удастся ли тебе сегодня вспомнить тот ритм
ту полную скрытого напряжения пульсацию
которая помогла тебе перешагнуть лучше сказать
проникнуть на эту запретную территорию
где по-видимому никогда не рассеивается туман
но если что-то удается увидеть то оно
уже не вводит в обман а присоединяется
к собранной мозаике или пазлу

«с игрой пазл многие из вас знакомы
у многих такие игрушки есть дома
в нашем курсе Технология
вы пробовали играть в пазлы
созданные в программе ПервоЛого
многим из ребят такая игра понравилась
и они просили нас научить создавать
такие игры которые показались им интереснее
машинок лего выполняем их просьбу
для первого пазла возьмем картинку
из фонов Рисовалки открываем Рисовалку
выбираем фоны берем ключик щелкаем
по выбранному фону затем по пустому
квадрату в закладке с формами черепашки
используя ладошку поместим картинку
на чистый лист и с помощью ручки
разделим его на части затем инструментом
Выделение обведем одну из частей
и снова щелкнем на ней ладошкой
и затем на пустом фоне в закладке
с формами черепашки если мы
повторим это действие много раз
то у нас получится пазл»

начинать вероятно следует с феноменологии
то есть описания ряда феноменов
которые и составляют кусочки пазла
например чрезмерная любовь к числам
которая помешала мне стать математиком
она выражалась в странной мечтательности
склонности приписывать мысленно и на бумаге
десятки и сотни нулей к единице при этом
меня будто подхватывала огромная птица
и уносила за несколько взмахов крыльев
к далеким галактикам

такая особенность конечно требует истолкования
но этим можно заняться позже
когда наберется изрядное количество кусочков пазла
а сейчас достаточно отметить
это необычное увлечение бесконечностью и вдобавок
увлечение языками особенно немецким
тем чудесным языком на котором можно прочесть
о золотом горшке и волшебных змейках
о мальчике Элисе
и страданиях капельмейстера Крейслера

вот так ты оказываешься на дистанции
лучше сказать на удалении от своего детства
ведь это спокойное перечисление лишь оттягивает
встречу с той меланхолией вернее депрессией
о которой ты собирался сказать вначале
но отвлекся точнее отвлек себя рассказом
о ПервоЛого и этих детских игрушках пазлах

интернет предоставляет безграничные возможности
для навигации чем искушает того кто прибегает
к его услугам вместо возвращения и раскопок
устроить себе экскурсию или шоп-тур забывая
о подлинной цели своего путешествия
развлекаясь хип-хопом на пластмассовых клавишах
и виртуальных кнопках до тех пор пока не угаснет
импульс который дал начало всему движению
при этом турист увы не испытывает ни тревоги
ни сожаления

УРОВНИ СОКРЫТИЯ

чувство переживание страдает прежде всего от рифмы
особенно парной такие рифмы подобны минам они
приводят чувство в состояние шока точнее причиняют
повреждения несовместимые с жизнью переживание
умирает истекая кровью оно бледнеет и молча гибнет
словно солдат которому оторвало обе ноги

по устранении рифмы остается вторая опасность
сравнения и метафоры которые часто ведут себя
словно лианы или микробы питаясь плотью
переживания его лимфоцитами эритроцитами вот это
и есть пример таких паразитов непросто употребив
эти сравнения для демонстрации тут же вернуться
к прежнему тону не «интонации» но сегодня
я чувствую в себе некую силу способность удерживать
внимание на главном чувстве одиночества чувстве того
что ты по ту сторону за тонированным стеклом
которое прозрачно лишь с одной стороны и ты видишь
все что происходит за ним оставаясь невидимым
для остальных

ты одинок если тебя не видят не слышат
если твои слова свободно проходят
сквозь другие сознания чужие тела
не пробуждая внимания

проходят не взаимодействуя не пересекаясь как волны
уместное сравнение оно пришло мне в голову
еще в детстве когда я смотрел на волны от встречных
пароходов смотрел с кормы бросая корм птицам
и чувствуя себя ближе к чайкам чем к пассажирам

ближе к рыбам чем к рыбакам
ближе к облакам чем к летящим над ними пилотам
впрочем было время когда я хотел стать пилотом
чтобы лететь и лететь к алому горизонту
с той же скоростью с какой опускается в море солнце
пусть здесь будут парные рифмы и похожие на них
аллитерации или просто созвучия в конце концов
все годится для трепанации той раковины в которой
прячутся воспоминания детства если пользоваться
этими средствами с осторожностью

ни к чему закруглять периоды третья опасность
капкан ровного ритма обойти его может быть
всего труднее и здесь не помогают привычные переносы
вот так начинаешь понимать почему серьезные люди
предпочитают прозу как сказал один сетевой поэт
пытающийся в своих квазистихах или гипертекстах
уйти от этой ванильности изначально заложенной
в природе поэзии

быть невидимкой настолько мучительно
что трудно понять интерес детей
к волшебствам делающим людей невидимыми
превратить человека в пустое место
может быть самое страшное из наказаний
и когда лет в восемь я прочел рассказ
об одном англичанине ставшем по своей воле
невидимым то эта история показалась мне
такой печальной что закончив читать я едва
не заплакал она была такой же печальной
как история о неизвестном чье лицо никто
никогда не видел потому что оно было скрыто
железной маской

эта невидимость привела к странным последствиям
я ощутил в себе потребность и умение наделять
бездушные вещи если не способностью к произвольному
действию то каким-то внутренним состоянием сходным
с человеческим настроением например грустью печалью
весельем скукой но чаще состоянием настолько
тонким неопределенным что его невозможно было
выразить словом да и не возникало желания разбираться
в сути этого настроения совсем не это требовалось
для общения с окружающими вещами а лишь внутреннее
молчание и отсутствие докучающих

людей которые не слышали но оглушали
на месте тонированного стекла возводили стену

«погребение заживо несомненно
чудовищнее всех ужасов
какие выпадали на долю смертного»

и раз уж тебе приходят на ум цитаты
то лучше прекратить рассказ приостановить раскопки
есть время для цитат и время для археологии

и все же тебе не удалось обойти ловушки
ровного ритма и парных рифм
ты выглядишь как пилигрим
расположившийся в тени волшебного дерева
дремлющий или закусывающий в то время
как путь по которому ты направлялся
накрывает густой туман холодное марево

тебе должно быть ясно что в этом ритме и этих рифмах
о них (здесь похоже можно использовать метафору)
бриг «Переживание» разбивается будто налетев на рифы
виновата книга которую ты прилежно читаешь
по вечерам а иногда и утром в электричке
пойми этот поэт для тебя отнюдь не Вергилий
благодаря ему ты без усилий тянешь нить рассуждения
от строчки к строчке и даже натыкаясь на рифму
«поставить точку» продолжаешь свое спокойное
рассуждение думая что вносишь этим какие-то изменения
в свои внешние и внутренние обстоятельства
но ничего не меняется доказательство этому
найти нетрудно поэтому сделай усилие откажись
от рифмы вроде «странный» или «подспудно»
останови механический ритм
поставь эту книгу на самую верхнюю полку
и читай вместо нее
газеты или какие-то материалы в инете
например о том что

«шапка-невидимка объективно полезная вещь
главное ее достоинство заключается в простоте применения
даже если в комплекте нет руководства для пользователя
нетрудно самому домыслить правила ее эксплуатации
а именно стирать при 30 градусах и не надевать
при переходе через дорогу или на встречу с девушкой
в остальном же она дарует очень широкую свободу действий
жаль только что в своем первозданном виде головного убора
шапка-невидимка остается девайсом исключительно
фантастическим однако прогресс не стоит на месте
упрощенные версии шапок-невидимок уже созданы
и больше всего преуспело в их производстве софтостроение»

___________________________
     1. Уровни сокрытия (hiding levels) – способы защиты информации на мониторе от посторонних взглядов.
     2. «шапка-невидимка объективно полезная вещь...» – Д.Ляхов, «Шапка-невидимка», «Компьютерра» №3 от 19 февраля 2003.


ПЕРЕСЕКАЯ ОРБИТУ ПЛУТОНА

что остается на месте кораблекрушения
не сразу уходит на дно
парит между небом и землей
расходясь постепенно в разные стороны
утрачивая единство
обнаруживая случайность соединения
на одном пароходе на одной палубе в одной каюте
мачты и реи клетки с живыми курами ящики бочки
весла гандшпуги скамьи
веревки шланги подушки матрацы
спасательные круги плоты перевернутые шлюпки
игрушки
и конечно собаки кошки люди
каждый предмет начинает свободное плавание

«судно тряхнуло и оно разверзлось
точно бок ему вспорол гигантский консервный нож»

«каждый остался один
голоса их сгинули будто Бог обронил несколько слов
и короткое эхо дрогнуло и затерялось в бездне»

память тоже несет обломки
кораблекрушения
человека можно считать банкротом
со дня рождения
так говорил философ Артур Шопенгауэр
при этом он дорожил небольшим состоянием
и опасался падения курса акций
в своих трудах он доказывал
что мир в целом следует подвергнуть негации
метафизическому отрицанию
отказавшись от продолжения рода

однако сущность кораблекрушения
заключается именно в том что после него
уже невозможны авто- и авиакатастрофы

кораблекрушение
лучшая страховка от всех бедствий
наводнений пожаров землетрясений

кораблекрушение избавляет
от мелочных опасений

более того
кораблекрушение
избавляет от опасений вообще

потерпевший кораблекрушение
готов ко всему

потерпевший кораблекрушение
бесстрашен как пушечное ядро

потерпевший кораблекрушение
бесстрастен как пила
используемая для вскрытия черепа

потерпевший кораблекрушение
говорит ровно словно автоответчик

потерпевший кораблекрушение
напоминает экспонат
из «Анатомического театра» фон Хагенса

потерпевший кораблекрушение
совершает глубокие погружения
отыскивая обломки
поднимая их на поверхность

рассматривая найденное
очищая его от водорослей
песка он испытывает
волнение
в нем живет воспоминание
о мире
до кораблекрушения

воспоминание о мире
или о море
странно что и то и другое
рифмуется со словом mortis

самые ценные вещи после кораблекрушения
считают психологи зарываются в ил
а те что остаются на поверхности
служат прикрытием отвлекают внимание
как например воспоминание
о рассказе «Калейдоскоп» Рэя Брэдбери
хорошо бы вспомнить когда я его прочел

лет в восемь может быть в девять
может быть позднее или раньше
той книги у меня уже нет
чтобы взглянуть на дату издания
нет книжного шкафа
нет гостиной
нет дома
есть только пустынный берег
и на нем обломки

«как далеко падать раздался чей-то голос
как далеко далеко далеко»

одинокая смерть среди звезд
ожидала их всех
за секунду до взрыва
составлявших одну команду
вот что меня поразило

«только огромные алмазы сапфиры и бархат пустоты»

бесконечная ночь
вопль
и железный кулак
разбивает прозрачный шлем
космонавта обезумевшего от страха

каждый превратился
в сверкающий астероид
у каждого своя траектория
кто-то будет вращаться вокруг Земли
кто-то сгорит в ее атмосфере
кто-то пересечет орбиту Плутона
кто-то отправится прямо на Солнце

«когда все кончено это все равно как если бы ничего
и не было»

я чувствовал в этих словах заключалась истина
о человеке и мире
а в желании сделать что-то доброе
«когда все конечно и когда уже ничего сделать
нельзя»
чувствовалось что-то фальшивое

вернуться на Землю
в виде падающей звезды
в этом желании было что-то неправдивое
детское

но улететь за Плутон в бесконечность
в «бархат пустоты»
такой конец казался мне героическим

почему представление
о долгом полете мертвого тела
в пустоте вызывало во мне
триумфальные чувства
а мысль о падении
космонавта на Землю
чувство неловкости
над этим стоит задуматься

вместе с Шопенгауэром
я считал жизнь фильмом
который не стоило снимать
и тем более демонстрировать

интересно было бы выяснить
все ли дети в этом возрасте
такие отъявленные пессимисты
все ли они убеждены в
напрасности жизни
все ли кажутся себе одинокими
астероидами
все ли думают о смерти
у каждого ли школьника
есть подзорная труба
чтобы смотреть на Луну и звезды
каждый ли способен вытащить
деньги из родительского кошелька
чтобы купить философский трактат
или сборник рассказов Брэдбери

маленькую книжку цвета сирени
что росла во дворе рядом с клумбой

вот одна из загадок
почему этот цвет так волнует
цвет сирени словно буек
отмечающий место где затонул
особенно ценный обломок
он словно капля радиоактивного вещества
заставляющая ускоренно биться сердце
мое сердце похоже на счетчик Гейгера
оно отмечает источники излучения

продолжая знакомиться с территорией детства
я останавливаюсь у сирени и размышляю
над значением букета из сломанных веток
вспоминая кому и по каким случаям он вручался
но припомнить оказывается нелегко

почему мысль о счастье связывалась
с ароматом и цветом сирени
я сосредоточиваюсь
вспоминаю цвет лепестков их запах
но не нахожу никакой связи

угасает пламя затихает прибой
наступает время отлива
и любознательность
обращается к другим предметам

теплой зиме
холодному лету
спору о нигилизме
между Эрнстом Юнгером
и Мартином Хайдеггером
электронным статьям
спид-диссидентов
католическому Рождеству
мусульманскому Новому году
пустому холодильнику
соседскому догу

постепенно
все это начинает казаться
важнее раскопок
составления мозаики из обломков детства

потерпевшему кораблекрушение
всегда есть чем заняться
особенно в этот бесснежный
декабрьский вечер

взяв с полки роман Уэльбека «Элементарные частицы»
он читает о том что «можно долго с юмором
относиться к явлениям действительности
это порой продолжается многие годы
но в конце концов жизнь разбивает вам сердце
и в итоге остаются только одиночество холод молчание
в конечном счете нет ничего кроме смерти»

эти строчки вновь пробуждают
в нем беспокойство

он думает о сирени
и о том что было до кораблекрушения

ему приходит на ум
что сиреневый цвет
складывается
из красного и синего

другими словами
цвета страсти и цвета покоя

вот о чем нужно будет
подумать в следующий раз
снимая с памяти слой за слоем


НИЦШЕ КАК АДВОКАТ

требуется немало смелости и терпения чтобы продвинуться дальше подняться по склону или наоборот спуститься в расщелину штольню какая метафора здесь больше подходит первая напрямую связана с темой но вместе с тем и поверхностна для размышления уместнее будет вторая то что непосредственно представляется восхождением в размышлении будет выглядеть погружением

удерживаясь насколько хватает внимания от рифм и постоянного ритма я продолжаю изучать территорию рифмы мне кажется делают изложение легковесным лишают его серьезности сосредоточенная мысль движется без этих пусть и редких но остановок она льется пусть не широким но непрерывным потоком а добавленная в конце фразы рифма похожа на камень преграждающий путь течению

но пора переходить к делу иначе это вступление станет похожим на отговорку как будто я боюсь написать слово которое произношу мысленно слово которое указывает на предмет моего размышления слово которое по словарю обозначает свойство лица образа мыслей всего человека и даже свойство языка свойство слога слово которое часто употреблял Ницше одну из глав книги «По ту сторону добра и зла» он так и назвал «Что благородно?»

в этой книге Ницше говорит об «инстинкте почитания» и отмечает что инстинкт почитания является верным признаком «аристократичности» так по-русски переводчик передал немецкое vornehm что сомнительно да и вообще с переводами Ницше дело обстоит из рук вон плохо и даже солидные издательства издают невыверенные переводы хорошо еще что в сети можно найти замечательный The Nietzsche Channel и оттуда скачать любое его сочинение на немецком

мне больше нравится перевод vornehm как «благородный» я встретил его в другой книге Ницше а может быть в другом переводе Jenseits von Gut und Boese здесь приходится заменять умляут двумя гласными сайт на котором я вывешиваю свои тексты не признает знаков перегласовки обходясь обычной латиницей что вынуждает дважды проверять написанное в поисках умляутов которые при публикации заменяются автоматически русскими буквами или знаками препинания

призвав на помощь Ницше в качестве адвоката я начинаю размышлять о моей склонности к почитанию которая так ярко проявлялась в детстве обращаясь на предметы которые у других людей обычно вызывают лишь скуку например книги картины античные фигуры в музее музыку луну звезды кусты сирени образы рождавшиеся в сновидениях хотя чаще во сне я горько плакал адвокатом этого простодушного признания пусть будет Гейне сказавший что-то подобное в своих «Интермеццо»

почитание выражается в чувстве благоговения и Ницше нередко употребляет оба эти слова в одном фрагменте возможно конечно что русские переводчики переводят немецкое die Ehrfurcht по-разному трудно всякий раз сверяться с оригиналом но достаточно и того что это слово допускает оба истолкования поэтому рассуждая о почитании я буду говорить и о чувстве благоговения о том какую роль оно играло в моем отрочестве и даже детстве

и продолжает играть сейчас хотя уже почти незаметно я многое сделал для того чтобы избавиться от этой склонности этого чувства или по крайней мере выйти из-под его власти но по-видимому хватил через край вместе с чувством благоговения я искоренил в себе и другие сильные чувства и теперь мне хотелось бы посадить искорененное вернуть изъятое восстановить удаленное научиться вновь почитанию благоговению

ради этого я и начал «возвращение» думая что сумею найти ритм интонацию которая бы пробуждала во мне прежнюю способность к почитанию и уносила в мир где каждая минута заполнена если не ощущением счастья то ощущением близости к чему-то важному без чего жизнь лишается всякого смысла и превращается в подобие кукольного спектакля

я собираюсь приступить к описанию ситуаций и предметов вызывавших благоговение но для этого нужно собраться с мыслями а я чувствую что меня покинуло настроение внимательного вслушивания и сосредоточенного воспоминания без которого невозможно правильное описание я все больше использую устойчивый ритм и сбиваюсь на рифмы а это признак усталости

поэтому правильнее будет пожалуй поставить точку хотя точка относится к знакам которых я старательно избегаю интересно было бы объяснить самому себе по какой причине может быть противоположность прерывного и непрерывного соответствует противоположности свободы и несвободы мужского и женского

но об этом можно поразмыслить позднее а сейчас лучше закончить это размышление поставив к конце какую-нибудь простую рифму все равно какую лишь бы она была знаком окончания размышления высохшего и ушедшего в песок в поисках почитания и благоговения


ШЕСТВИЕ ПИЛИГРИМОВ

подлинное благоговение исключает иронию даже по отношению к тому кто его испытывает то есть конечному и не правы романтики утверждавшие что конечное в сравнении с бесконечным выглядит комично со стороны может быть конечный дух так и выглядит но изнутри он должен воспринимать себя с полной серьезностью

иначе бесконечное будет внушать ему жуткий страх леденящий ужас своей чуждостью своим превосходством объяснять эту связь подробнее наверное будет лишним ведь и так очевидно чтобы испытывать благоговение конечный дух должен верить что он в какой-то степени причастен благу истине и следовательно имеет сродство с бесконечным

и в то мгновение когда он испытывает это чувство он не может думать о пропасти между ним и предметом благоговения следовательно он не может иронизировать над собой над своей конечностью а если все-таки иронизирует то значит он в эту минуту не испытывает того трепета о котором говорил Ницше уж не помню где именно

очевидно также что чувство благоговения следует выражать совсем в иной форме без ученых фраз без логического сцепления мыслей подобная форма годится лишь для размышления о благоговении вероятно такое размышление тоже необходимо потому что сколько ни бейся невозможно обрести утраченную цельность вновь стать наивным

поэтому продвигаясь вперед в своем рассуждении обязательно нужно предусмотреть время для остановок для вслушивания всматривания для того чтобы попытаться разбудить в себе чувство благоговения и если удастся выразить его в подходящей форме без этих рифм и без этого ритма которые все же необходимы если строить такие фразы

они напоминают мне «Шествие пилигримов» Берлиоза где повторяющиеся ноты аккомпанемента удерживают мелодию в пределах одной тональности композитор объяснил этот прием в письме к своему другу досадуя на непонятливость слушателей которым казалось что между повторяющимися нотами и мелодией нет никакой гармонической связи

может быть это сопоставление и не к месту я просто хотел сказать что без редких далеких рифм моя речь вероятно превратится в прозу и лишится того волнообразного ритма который подходит и для не притязающего на особую глубину рассуждения и для какого-то странного наслаждения

странного потому что мне непонятна его природа ведь я стараюсь сделать этот ритм как можно менее определенным при этом я избегаю рифмы там где она кажется всего уместнее обманывая тем самым ожидание слуха следовательно эта форма должна была бы вызывать чувство неудовлетворения

я должен был бы испытывать раздражение однако все происходит иначе и мне кажется я мог бы тянуть эти строчки и строфы в бесконечность этот неустойчивый ритм дарит мне свободу погружает или так пожалуй будет точнее возносит меня на вершину я чувствую себя легким светлым и чувствую как во мне рождается радость и благоговение


ПЫЛАЮЩАЯ РАКЕТА

смешивая красный и синий можно получить розовый фиолетовый лиловый но сейчас я хочу понять что означает для меня красный может быть разгадав красный а потом и синий я разгадаю сиреневый при этом я не впадаю в задумчивость как прустовский персонаж над бисквитом мне сразу вспоминается картинка алого цвета в ней есть и розовое и голубое она размещена на обложке журнала стоит ли говорить какого

я будто с разбегу ударяюсь о слова «журнал» «обложка» слова такие обыденные такие прозаические но обойтись без них невозможно и ведь нужно еще назвать журнал год может быть номер выпуска и это представляется совсем уж абсурдным календарные даты слова «техника» «молодежь» по отдельности возможно и допустимы но как соединить их для этого требуется повествование иного типа

для этого требуется не обычный стих не верлибр а проза иначе стих свернется словно листок мимозы или ткань стиха разорвется в ней появится прозаическое зияние и это будет концом всего начинания тем не менее слова «техника» и молодежь» сказаны старый хитрый прием он позволяет произносить непроизносимое делая вид что ты этого не произносишь втискивать прозаические фразы в стихотворный ритм заключать их в приличное окружение

хотя может быть мне это только кажется и я вовсе не преодолел затруднения ведь я говорил о Прусте и журнале издававшемся в Советском Союзе такое странное сочетание слов «журнал» «техника» «Советский Союз» и «Пруст» в этом есть что-то непоэтическое но я стараюсь следовать за ходом вернее скачками мысли и если моя мысль начинает кружить вокруг Пруста то пусть так и будет

да и что тут странного ведь в те годы в Советском Союзе можно было купить «В сторону Свана» и другие тома из прустовской эпопеи и читать их дома в трамвае в школе на уроках и переменах и спрашивать в магазине на площади не появился ли новый том а он все не появлялся и вышел позднее когда мой интерес к поискам утраченного поостыл и даже сошел на нет не помню сколько тогда мне было лет

но я был уже не влюбленным мальчиком а любителем философии «Содом и Гоморру» я читал скучая а последний том так и стоит непрочитанным хотя я слышал что именно здесь Пруст излагает свою философию времени и жизнь героя озаряется здесь новым светом получается я читал «Содом» и другие тома со скукой потому что увлекся философией а самую философичную книгу цикла не прочел потому что разочаровался в философии

сколько раз я менял свои убеждения не сосчитать и ведь каждый раз казалось что навсегда но правильнее конечно поставить здесь «увлечения» а не «убеждения» по многим важным вопросам у меня до сих пор нет ясного мнения сколько раз я менял свои увлечения сосчитать затруднительно но и этот оборот выглядит неудовлетворительным увлечения переживают а не выбирают

поэтому нужно сказать сколько увлечений я пережил это уже точнее одним из таких увлечений были прустовские романы я был поклонником Пруста настоящим «прустоманьяком» «прустоманом» и Пруст в те годы был для меня кем-то вроде мистера postman’а из песни битлов почтальоном передававшим мне письма-приветы из далекого края о котором я мечтал когда-то а теперь уже не мечтаю

были и другие доставщики важных посланий писатели художники композиторы вестники другой жизни более интересной значительной чем та которой я жил дома и в школе трудные времена почти вся жизнь проходила в неволе и только читая письма я чувствовал себя на свободе иногда я уходил на окраину города или забирался на крышу дома там меня тоже ждали письма невидимого почтальона

но пора вернуться к журналу «Техника – молодежи» и той обложке с пурпурной ракетой которая запомнилась мне своим цветом год и месяц когда человек полетел в космос но в номере только фото с текстом «Юрий Алексеевич Гагарин первый космонавт Земли его воспитала Партия и Комсомол» и рисунок небоскребы Нью-Йорка купол святого Петра башня Эйфеля египетские пирамиды стены Кремля и повсюду люди запрокинув головы всматриваются в небо а там среди звезд тянется дымчатый след ракеты

номер верстали конечно в марте поэтому снимков и статей о полете нет но на обложке рисунок ракеты и опорной башни обе пурпурного цвета говорят ли «опорная башня» как называется эта конструкция по которой техники и космонавты поднимаются в корабль стоящий на старте поищем ответ в интернете автоматический редактор подчеркивает слово «интернет» красным и предлагает заменить его «интернатом»

мой софт устарел я отстаю от жизни мне нужен новый редактор который бы пропускал без замечаний слова «софт» «интернет» но я всегда отставал от жизни старые журналы казались мне интереснее тех что я вынимал из почтового ящика хотя на это можно взглянуть иначе ведь в тех журналах речь шла о будущем и на иллюстрациях изображались чужие планеты звездолеты и сложные инженерные сооружения

над городами будущего сияли звезды по воздушным рельсам неслись поезда в стеклянных домах жили веселые остроумные люди они говорили о музыке «в этом месте вступает скрипка» и о живописи «художники бывают двух типов художник-писатель и художник-сенсуалист» они читали наизусть стихи Шекспира Багрицкого напевали мелодии Чайковского Листа

они были красивы общительны дружелюбны занимались наукой или искусством ну а самые смелые улетали к звездам «Объединенное Человечество поднимало алые флаги на других планетах а там где нельзя было поднять флаг воздвигало высокие обелиски» будущее было красивым уютным безопасным но для желающих в нем была и возможность риска

так вот что означает для меня алый цвет это цвет ракеты готовой к старту на мостике перекинутом между ракетой и пусковой башней стоит человек маленькая фигурка с поднятыми вверх руками позади горит солнечный круг ярко-розовый в середине желтый темнеют вершины гор вскинутые руки что они означают прощание с Землей или приветствие далеким звездам

тогда в детстве мне все было безразлично кроме алой ракеты и желтого солнца кроме голубых звезд и глубин космоса я верил в жизнь на других планетах и ждал контакта с внеземными цивилизациями но сейчас я хотел бы узнать кем был автор этой иллюстрации на обложке я заглядываю в конец номера и читаю «обложка художников: 1-я страница – Г. Покровского»

инициал и фамилия уже немало остальное сделает Яндекс первая ссылка «Начало династии Романовых» автор Г. Покровский вряд ли тот самый далее Покровский собор Покровские ворота Покровское-Стрешнево и наконец девятая ссылка на статью о Тунгусском метеорите она может иметь какое-то отношение к человеку нарисовавшему пурпурную ракету

«Р – значит ракета» что если Г. Покровский тоже писал фантастические рассказы может быть но вряд ли он жил только на литературные гонорары я думаю он был художником-иллюстратором вроде Бродского не забыть бы надо обязательно рассказать об иллюстрациях Бродского и поискать в интернете его страничку вот еще любопытное совпадение R по-английски означает и red и rocket

может быть Г. Покровский был физиком или инженером может быть он проектировал ракеты или совершенствовал средства радиосвязи как например Леонов космонавт окончивший Военно-воздушную академию Леонов рисовал фантастические картины и его рисунки печатали на открытках новые комплекты продавались в магазинах а старые приходилось искать у филокартистов

там было много рисунков в сиреневой гамме даже Луна и та была голубовато-сиреневой такими же сиреневыми были растения Марса пейзажи Венеры горы Плутона сиреневым был почти весь космос это казалось странным и удивительным не отсюда ли моя любовь к этому цвету может быть но надо еще выяснить откуда появился во мне интерес к космосу далеким звездам другим планетам

статья напечатана в том же году когда я родился и кто знает может быть это совпадение имеет скрытое биографическое значение подпись внизу «Г. Покровский, доктор технических наук, г. Москва» но как узнать тот ли это Покровский что нарисовал красную ракету и тут я догадываюсь что запрос надо составить по-другому «художник Г. Покровский»

по первой же ссылке я попадаю на сервер любителей фантастики статья из журнала «ТМ» за 1974 год «Конкурс "Сибирь завтра" открывается двумя картинами доктора технических наук, профессора, генерал-майора инженерно-технических войск Г. И. Покровского» и дальше «в 1936 году Георгий Иосифович принес в редакцию журнала "Техника-молодежи" свои первые материалы и с того времени регулярно публикует в журнале свои рисунки, проблемные статьи, комментарии»

отлично теперь я знаю имя и отчество и могу составить запрос «Георгий Иосифович Покровский» Яндекс предоставляет мне выбор между БСЭ и «Энциклопедией необходимых знаний» в последней указаны даты 1901 и 1979 на странице всего семь строк «Труды по физике взрыва и направленным взрывам. Один из основоположников теории центробежного моделирования, используемой в практике возведения капитальных сооружений»

БСЭ добавляет немного а третья ссылка это некролог «Памяти профессора Г. И. Покровского» здесь же размещено черно-белое фото я смотрю в глаза ученому придумавшему пылающую ракету но профессор Покровский смотрит в сторону вверх он не видит меня за его спиной стеллажи с книгами по другому адресу я нахожу фотографию на которой он сидит опустив голову и что-то пишет

так значит сиреневый это цвет тайны и обещания в детстве меня не интересовали биографии и фотографии художников и писателей меня интересовала лишь тайна скрытая в глубине мира и только таинственное пробуждало страсть да красный это цвет страсти зачем же я пытаюсь узнать что-то о Г. И. Покровском может быть лучше просто положить перед собой номер журнала

и подняться взглядом по ракете к человеческой фигурке желтому солнцу и розовому ореолу и оживить детское волнение я смотрю на ракету и вспоминаю то чувство которое возникало когда-то само собой без усилий оно было сильным горячим обжигающим и я понимаю красная ракета это символ стремления к дому

но не земному здесь на Земле я чувствовал себя Звездным мальчиком попавшим в семью дровосека случайно ли два тома Уайльда были окрашены в сиреневый цвет я вспоминаю что того же цвета была и обложка «Трех мушкетеров» вот так соединяются представления о звездах и цвете но где та изначальная связь которая привязала меня к сиреневому цвету и звездам

как вообще возникает это стремление вдаль к далекому дому мне вспоминаются слова из какой-то притчи или рассказа Кафки «подальше отсюда, дальше и дальше, только так я могу достичь своей цели» кто знает может быть я лишь стремился прочь от того что находилось рядом думая что приближаюсь к цели что меня ждет впереди сад цветущей сирени

поэтому в следующем «размышлении» нужно постараться выяснить было ли стремление вдаль бегством отступлением в мир грез картин и рассказов или поиском спрятанного алмаза сокровища которое было мне кем-то обещано и о котором я знал очень мало а может быть оно возникало из желания выполнить обещание которое я сам дал кому-то но забыл когда и кому забыл даже в чем это обещание состояло

_______________________________
1. «Р – значит ракета» (R is for Rocket) – название сборника рассказов Р.Брэдбери.
2. Цитаты: «Полдень. ХХI век» Стругацких, «Баллада о звездах» Г.Альтова и В.Журавлевой, «Отъезд» Кафки.


ПЛАВУЧИЙ РАЙ

бескрайние пустые пространства слева и справа и небо над головой
оживленное движение речных судов навстречу друг другу
на белых бортах чернеют имена писателей ученых полководцев
этот корабль назван именем космонавта
сотни людей предаются здесь круглосуточному безделью
морской бинокль с десятикратным увеличением позволяет исследовать берега
без сомнения это волшебная река и она течет посреди волшебного края
как и полагается жителям рая пассажиры развлекают себя прогулкой по палубе разговорами чтением игрой в карты
по вечерам на корме устраиваются танцы
завести речной роман с поцелуями и объятиями еще одно райское развлечение
но не для того кто по каким-то темным причинам не способен флиртовать да и любить способен только издалека

проект 588 Binnenfahrgastschiff Typ A
или «речной пассажирский теплоход тип А»
 утвержден Минречфлотом в 52-м году
изготовлен на верфи «Mathias Thesen Werft»
Висмар ГДР
тип судна грузо-пассажирский
трехвинтовой теплоход
с обносами и трехдечной надстройкой
назначение перевозка транзитных
пассажиров и грузов
класс регистра и район плавания «О»
водные пути разряда «О»
пассажировместимость грузоподъемность
водоизмещение мощность скорость

узкая палуба замкнутая в эллипс длиной не более двухсот метров
тесная каюта с жалюзями на единственном окне
судно изготовленное одним тоталитарным государством для другого
все это представляло собой плавучий рай самую свободную страну в мире
как же случилось что ты всегда мечтавший о вольной жизни свободе
так и не стал моряком
 

ВЫБОР ЖАНРА

когда я слушаю эту музыку и в этом именно исполнении я вспоминаю свое детское стремление к величию

особый «стиль Юдиной» предпочтение медленных темпов играть все драматично четко проникновенно сурово величаво

я прочел эту характеристику исполнительского стиля Юдиной на сайте Art of Piano когда загружал «Хроматическую фантазию и фугу» Баха

и впервые понял что ребенком хотел жить в «стиле Юдиной»

так чтобы каждая минута жизни была исполнена «сурового величия»

конечно в том возрасте это стремление приобретало комические формы я хотел укладываться спать и просыпаться с «суровым величием» чистить зубы с «суровым величием» сидеть за партой с «суровым величием» отвечать уроки с «суровым величием» ходить по улице с «суровым величием» говорить с «суровым величием» и даже играть в настольный теннис с «суровым величием»

такой стиль жизни представлялось мне вполне возможным я был уверен что правильная жизнь должна представлять из себя трагедию и думал что все дело в воле которой не хватает обычным людям окружающие казались мне персонажами комедии но себя я считал трагическим героем

«Драму переживают, трагедию же заслуживают, как все, что истинно и величественно»

я хотел чтобы моя жизнь была жизнь трагически-цельной ведь трагедия по словам философа это «единство художественного стиля во всех жизненных проявлениях»

мое детство проходило в борьбе за трагедию за то чтобы привнести в жизнь трагическое единство о котором не имеют понятия обычные люди чья жизнь напоминает в лучшем случае драму а в худшем комедию

сделать так чтобы каждый вдох каждое движение каждое слово каждая мысль каждое чувство были полны трагического величия

со временем я понял что эта задача невыполнима но в те годы мне казалось что все зависит от воли и силы желания

сейчас жизнь предлагает мне другой выбор между персонажем театра Беккета и персонажем театра Жарри или Ионеско

я до сих пор не решил что выбрать хотя возможно и выбора никакого нет

похоже что жизнь человека если не в мельчайших деталях то в общем своем ходе предопределена

и каждый движется по заданной при его рождении или до его рождения траектории подобно звездам планетам и астероидам

__________________________________
     1. «Драму переживают, трагедию же заслуживают, как все, что истинно и величественно» – Р. Барт. «Культура и трагедия».
     2. «единство художественного стиля...» – Ф. Ницше. «О пользе и вреде истории для жизни».


ТРАНСПОЗИЦИЯ

за два часа попробуй
разобраться
хотя бы прикоснуться
край отогнуть

увидеть то
что знаешь сам

зачем
невыразимо

как осознания цель влечет
для уяснения

как будто схватишь
поселишь навсегда

свежий звук
натянутой струны
и тембр
и запах цвет
и ощущение
несмелых пальцев

но больше
тембр и высота

забыл
гармония

но главное сказать

и запах нот
и представление
об ином

мысль о себе
о подданном не короле

так робко и влюбленно

плавучий остров
где-то в небесах

и сказано тебе
ты не из них

и отделенность жуткая
хотя и на виду
восторгов чужих похвал
непонимания
на виду

упорное желание
суметь войти
с неверием в душе
как будто изгнан был
и права от
рождения лишен

и нежность
странная
к себе
и облакам


ПОНЯТЬ НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ

ни один день не был продолжением предыдущего
каждое утро жизнь начиналась заново
каждая вещь обладала нравом характером
и все потому что я жил в настоящем
и не мог ясно представить даже завтрашнего дня
не то что послезавтрашнего
неопределенность будущего порождала
неопределенное чувство
походившее на тоску по утраченному
и на стремление к чему-то неизвестному
Платон назвал бы это «припоминанием»
но я тогда не читал Платона
зато хорошо знал это чувство

теперь все по-другому
я прочел собрание сочинений Платона
и знаю наизусть много фраз из его диалогов
но чувство неопределенного или неопределенное чувство
(трудно понять какое выражение правильнее)
постепенно ушло
я помню только вещи которые его вызывали
ситуации в которых оно возникало
и все на что я могу рассчитывать это составить реестр
перечень этих положений вещей
но вновь пережить его мне вряд ли удастся
и даже если бы я его вновь пережил
неизвестно сумел бы я из этого переживания
что-то извлечь
открылось бы мне что-то новое
потому что «память боится пристального внимания
как бумага огня»
самое важное остается неопределенным

главный вопрос к чему относилось это неопределенное чувство
что оно означало

чувство неопределенного можно объяснить
своеобразным характером детства
его прерывистостью погруженностью в настоящее
если это верно то ясное знание о будущем
вытесняет или убивает эту неопределенность
и с возрастом человек испытывает такое чувство
все реже пока его не забудет

второй ответ подразумевает что чувство неопределенного
вызывается не смутным представлением о будущем
а воспоминанием о прошлом
о том времени или том безвременье
когда душа обитала в неких блаженных сферах
речь может идти и о будущем
которое ожидает нас после смерти
на «островах блаженных»
если воспользоваться выражением Платона

можно предложить и третий ответ
который не связан с идеей бессмертия
чувство неопределенного
можно истолковать как чувство Целого
неудивительно что оно так туманно
ведь часть может постигать Целое только смутно

а теперь пора приступить к описанию и пересчету
неизвестно правда будет ли это дело проще или сложнее
может быть лучше отложить его до другого случая
а сейчас чего-нибудь выпить
и вернуться к началу фильма «Убить Билла»
наконец-то я увижу «том первый»
до сих пор почему-то получалось лишь пересматривать
главы «второго тома»

но есть еще одна возможность
написать о музыке как о «царской дороге» к неопределенному
вспомнить какие произведения фразы такты заставляли
сердце замирать или наоборот расширяться
эти метафоры так условны

когда-то я хотел составить полный перечень
таких фрагментов и записать их на пленку
чтобы потом слушать не прерываясь
тогда я еще ценил это стремление к неопределенному
и готов был проделать большую работу
по пересчету и извлечению

но сейчас я собираюсь выполнить только половину задачи
потому что смотрю на это чувство иначе
да и просто не верю что слушая эти эпизоды в течение часа
я хотя бы раз испытаю то чувство то волнение
которое раньше испытывал часто
оно было таким привычным
что казалось как бы частью моей личности
и не просто какой-то частью а самой главной

можно попробовать написать сегодня о музыке
а потом уже выпить
и посмотреть по телеку фильм «Убить Билла»
приблизительно с середины
чтобы поставив будильник на 6.40 утра
проснуться и посмотреть начало

а можно поискать этот фильм в интернете
и посмотреть онлайн

вообще же обойтись без этого фильма невозможно
и может быть только предвкушение просмотра
придает мне силы писать о неопределенном
такие фильмы служат мне сейчас заменой сонат и симфоний
и пробуждают во мне жажду какой-то другой
интересной жизни

но похоже я не успею ни написать о музыке
ни посмотреть «Билла»
ни выпить пива
время-то уже позднее

я живу в другом полушарии не в том где живет Тарантино
интересно было бы спросить у него
слушал ли он когда-нибудь Бетховена или Брамса
и чувствовал ли стремление к чему-то неопределенному
но у него судя по всему было нелегкое детство
и мой вопрос скорее всего покажется ему неуместным

итак решено вместо музыки к тарантиновскому «Биллу»
я послушаю перед сном Третий концерт Бетховена
там есть несколько мест которые (я хорошо это помню)
пробуждали во мне тоску по неопределенному

посмотрим отзовется ли на них сейчас
что-то в сердце
приоткроется ли та дверца
откуда падал на меня свет иного мира

решено сегодня ночью я буду слушать Бетховена
а Беатрикс без меня доберется до Билла

___________________________
      1) «Убить Билла» («Kill Bill») – фильм Квентина Тарантино («Первый том» – 2003, «Второй том» – 2004). В главных ролях – Ума Турман (Беатрикс) и Дэвид Кэррадайн (Билл).
      2) «память боится пристального внимания, как бумага огня» – Х. Р. Хименес (?).


ДАННИК

морское дно уставлено красивыми декоративными растениями и кораллами освещено разноцветными прожекторами

красивые рыбы скользят перед кинокамерой красиво блестит чешуя морского дьявола красиво тонет девушка с длинными черными волосами

все красиво в этом фильме включая музыку я знаю наизусть темы тайны мечты города моря любви разлуки

я знаю как замечательно поработали сценаристы режиссеры художники и монтажер не говоря уже об артистах

после того как я посмотрел этот фильм мне часто снилась голубоглазая девушка мы гуляли с ней по саду в воздухе плыли запахи цветов магнолий резеды тубероз под ногами потрескивал ракушечный песок

а иногда мы сидели на берегу моря слушали шум прибоя и смотрели как солнце уходит за горизонт

если бы тогда на Новый год мне подарили диск с этим фильмом я поверил бы в Деда Мороза

сейчас у меня есть такой диск и я могу смотреть фильм в любое время и не просто смотреть а изучать в деталях

я могу щелкнуть на Pause и прочесть название газеты которую старик-индеец подает хозяину шхуны в самом начале фильма но мне не хочется этого делать

я никогда не нажимаю на Pause и всегда досматриваю фильм до конца

такая сосредоточенность как бы дань моему детскому увлечению морским дьяволом и моей влюбленности в голубоглазую девушку

я до сих пор чувствую себя вассалом своего детства и приношу ему небольшие жертвы хотя не уверен ждет ли оно от меня этой дани и вообще помнит ли оно обо мне


ДВА ПОЛКОВОДЦА

два полководца командовали попеременно одной армией

один обращаясь к солдатам говорил что война проиграна никакой надежды на успех остается только бежать и обещал вывести армию из окружения из долин в горы с гор на облака и дальше в заоблачный край куда не добраться преследователям

другой говорил о стойкости и мужестве призывал готовиться к решающей битве предупреждал что она продлится долгие годы и обещал что несмотря на большие потери сражение закончится победой герои будут погребены с высшими воинскими почестями а оставшиеся в живых почтив память павших устроят праздник танца песни и любви

судьба говорил он будет на стороне тех кто верит в победу она поможет тем кто проявит больше стойкости кто выкажет больше мужества воли и желания победить

в детстве я знал только одного полководца он помогал мне справляться с неуверенностью и одерживать маленькие победы но разрушить стены одиночества с его помощью я не мог

он и сам не сумел этого сделать одинокий старик с длинными всклокоченными волосами глухой и упрямый когда-то он был молод и мечтал о любви но те кого он любил были увлечены другими

я тоже чувствовал себя одиноким и образ «возлюбленной» мелькал среди музыкальных фраз на страницах книг в тени цветущих каштанов

потом я понял что никакая стойкость никакая решительность не помогут мне разрушить стены одиночества

эта темница выстроена крепко и бежать из нее можно только на горы облака и дальше в заоблачный край

один полководец навсегда уступил место другому

время сражений закончилось

в юности мне не составляло труда ответить на вопрос «любите ли вы Брамса»

конечно я любил его и не как стратега победы а как близкого друга свое альтер-эго
_______________________________
     «К далекой возлюбленной» – вокальный цикл Л. ван Бетховена.


УТРО ВЕЧЕР

утро было таким же темным снежным и все-таки другим густым дрожащим

что различало их припомни

если вспомнишь вернешься в мир где жил когда-то и поймешь чем ты был прежде  и чем ты ныне стал под холодом годов

представь вот утро темень за окном и снег фонарь горит все как сейчас и разница лишь в том что рядом были люди

ты жил среди людей и утром просыпался не один ты просыпался вместе с ними смотрел на них и говорил и уходил от них к другим

скажи уж прямо в школу и в школе тоже были люди ты злился тосковал но в воздухе тогда дрожал невидимый флюид

сейчас все пусто тишина один стоишь ты у окна и воздух не дрожит

припомнив все ответь правильно ли ты поступил выбрав эту одинокую жизнь

впрочем вопрос пустой не отвечай лови случайную удачу на миг коснуться тех с кем жил немало значит

такое происходит с каждым годом все реже и если это произошло то используй шанс до конца

хотя трудно сказать каким способом его можно использовать

жизнь проживается а не используется

ты касаешься призраков

поэтому встань у окна и смотри как падает снег как горят фонари

уж вечер тихий одинокий

и складываются трудно строки

_________________________
     «...то, чем был, как был моложе, // И то, чем ныне стал под холодом годов».
К. Батюшков.


ЗНАМЕНОСЕЦ

смелые решения часто принимаются под серым небом в чужом городе когда человек остается наедине с собой и чтобы избавиться от этого тет-а-тет покупает книгу написанную таким же одиноким человеком теперь их двое и они могут поговорить

когда собеседник признается в крушении своей жизни и притом самым решительным образом нажимая на курок он решает что попытается пройти по этой дороге дальше и сделать то что не удалось сделать другому или хотя бы что-то похожее

он чувствует себя солдатом подхватившим выроненный знаменосцем флаг и манит его не будущая победа а возможность доказать свою верность павшему прожить жизнь которую собирался прожить другой пусть даже он не очень верит что у него это получится

но может быть главным его желанием было уничтожить границы спастись от тоски и ужаса одиночества от необходимости быть кем-то отдельным самостоятельным принимающим решения и берущим на себя ответственность за поиск пути

он всегда мечтал о высоких малодоступных вершинах сложных маршрутах а все что предлагала обычная жизнь казалось ему слишком легким ненастоящим

в нем странным образом соединялись два желания совершить нечто героическое чтобы доказать свою исключительность и раствориться в другом отказавшись от своего «я»

что лежало в основе стремление к слиянию или стремление к обособленности эти моменты движутся друг за другом вращаются словно спутники или обломки космической станции не разобрать где первый где последний

то вокруг чего вращаются эти фрагменты что оно собой представляет что-то вроде железной звезды невидимой но проявляющей себя тяготением как та звезда в плену которой оказались космонавты из прочитанного в детстве романа

женское лицо в окружении звезд на обложке книги это тоже важно но сейчас его занимает образ невысокого человека в круглых очках чья голова пробита пулей которую этот человек сам вставил в барабан

сам себе он кажется великой пустотой нуждающейся в заполнении и потому с таким усердием вбирает знания из областей представлявшихся ему когда-то чужими и недоступными

завоеванные области так и остались для него чужими но решение его было правильным только выиграв несколько сражений и пройдя через эти страны он понял бесполезность завоеваний


СОН О ЯЗЫКЕ

прекраснейший из языков
чьи знаки похожи на пустые панцири моллюсков
или кораллы
или рога оленей

красивые шкатулки для различных мыслей
сад кристаллических растений
возможность увлекательных прогулок
и основания коллекций

постройка изо льда и снега
вроде тех что строят в Бельгии зимой
или дворца что возвели когда-то в Петербурге
по прихоти императрицы Анны

картинка в старой книге
рассказ о празднике

меня всегда тянуло к чудесам
тогда я верил в чудо

чудо есть то что нарушает ход природы
и создается высшей силой или человеком
так сказано в каком-то словаре

прекраснейший из языков был создан
тремя учеными в трех европейских странах
огромный панцирь мысли
костяк ума поставленный снаружи

язык похожий на громадный
остов динозавра

прозрачный ледяной дворец
в котором я изучил все переходы
и расположение залов

мне снился сон
я получил лицензию
на расширение ледового дворца
мне разрешили
пристроить к нему флигель
башенку балкон

но прежде чем я успел
положить хотя бы камень
олень с прекрасными рогами
стал человеком

дворец
ручьями и дорогой

так погиб
прекраснейший из языков

я говорил на этом языке во сне

–––––––––––––––––––––––––––––––
     «Логически совершенный язык имеет правила синтаксиса, предотвращающие бессмысленность, и простые символы, всегда имеющие определенный и единственный смысл». – Б. Рассел. «Введение к «Логико-философскому трактату» Л. Витгенштейна».


АЭРОНАВТ

выше и выше от испарений земли
к прозрачному воздуху
стратосферы

недостаток кислорода не пугал
если голова и кружилась
то лишь от счастья

иногда от радости в голове
взрывался огненный шар
и все тело окатывало жаром

будущее сияло где-то в вышине
с высоты катились жаркие
волны света

теперь я знаю
огонь горел внутри

я нес будущее в самом себе
но не выдержал этого жара


ИНОПЛАНЕТЯНКА

она прилетела с далекой планеты
у нее было певучее имя
о ней писали в журнале
полгода
выпуск за выпуском
а в самом первом номере
поместили ее портрет
в профиль
с красивым носом
нежным подбородком
длинными черными волосами
скрепленными большой
заколкой
в виде бабочки
она смотрела серьезно
и печально
смотрела куда-то вдаль
и немного в себя
а на заднем плане
спиной к зрителю
стояли и сидели люди
мужчины и женщины
и смотрели
на скоростной поезд
мчавшийся по мосту
над поездом
висели планеты
похожие на атомные ядра
с орбитами электронов
а над головой
инопланетянки
темнело небо
с крестами звезд

я вырезал эту картинку
и наклеил на картон
я хранил картинку
между страницами
географического атласа
а потом спрятал в другом месте
и забыл где

недавно я попробовал ее отыскать
но нашел лишь программки
концертов
каталоги выставок
ноты
звездный атлас
рентгеновские снимки
суперобложку от альбома Дали
и наклеенный на картон коллаж
посвященный Фрэнсису
Фицджеральду

помню как я вырывал иллюстрации
из книги о Фрэнсисе Скотте

родители Фрэнсиса
и его жена Зелда
и Томас Вулф садящийся в поезд
и фотография кафе Dome
и обложка «Великого Гэтсби»
и Макс Перкинс
и сам Фрэнсис Скотт
в пиджаке и при галстуке

отличный коллаж
я прикрепил его к дверце шкафа
липучкой tac patafix

но портрета
девушки-инопланетянки
с красивым носом
нежным подбородком
обнаженными руками
длинными черными волосами
скрепленными заколкой
в виде бабочки
и грустным взглядом
я не нашел


СИРЕНЬ И ЛОГИКА

почему я возвращаюсь к переживаниям детства почему мне кажется что тогда я шел в правильном направлении а потом заблудился

когда-то логика и математика представлялись мне твердым берегом чудесным континентом куда я попал благодаря настойчивости и удаче

когда-нибудь я расскажу чем были для меня Витгенштейн Рассел Чёрч и Крипке

чем были для меня философия логика и математика

чем были для меня аудитории университета

однажды вечером я зашел в пустую аудиторию и написал на доске длинную формулу

минут десять я сидел глядя на доску так наверное буддийские монахи медитируют над своими мандалами

вот и выходит что моя любовь к формулам мало чем отличалась от моей любви к веткам сирени

но одну я постарался забыть а другую пытаюсь вспомнить может быть потому что в действительности я больше люблю формулы чем сирень

труднее говорить о том что любишь сильнее

но для того и затеял я это путешествие чтобы преодолевая все вытеснения и сопротивления продвигаться все дальше спускаться все глубже

даже если для этого придется вспомнить доказательство теоремы Гёделя и перечитать «Математическую логику» Чёрча


ЗАБЛУДИВШИЙСЯ

похоже я окончательно
заблудился

пропустил поворот
или свернул не на ту
дорогу а скорее всего
то и другое вместе

если воспользоваться
языком летчиков
и моряков можно сказать
что я сбился с курса

никакой надежды
что удастся найти
точку где я принял
неверное решение

никакой надежды
что удастся вернуться
на нужный курс

всему свое время
и время для поисков
завершилось

пора садиться там
где тебя согласятся
принять

пора швартоваться
сходить на берег

о том
что попытка была
предпринята
свидетельствует лишь
«Дневник путешествия»

тетрадь
в которой осталась
чистой почти
половина страниц


ПАЛЕВЫЙ МИР

все было окрашено в палевый цвет

палевое утро сменял палевый вечер
и теплыми были даже зимние дни

в доме напротив по вечерам
загоралось палевое окно

на террасу и липу ложился отблеск
палевого уюта

таким же палевым был горизонт

палевыми вечерами я бродил по городу
рассматривая деревья дома прохожих
все было палевым даже автомобили

я хотел описать все что видел
и все что чувствовал думал
палевыми словами

но цвет у слов получался другой

он получался каким угодно
только не палевым

слова походили на рассвет
или радугу без палевого оттенка

странно думал я почему бы миру
не подарить немного цвета
которого у него в избытке
моим словам

но мир не замечал меня
и моих слов

мои слова принадлежали
другому миру

и постепенно мир вокруг меня
начал меняться

палевый цвет уходил
и я не мог удержать его
как ни пытался

и настал день когда в мире
не осталось ничего палевого

а потом пришел день когда
мир стал темным и жестким
будто высохшая палитра

и тогда я понял что палевое
которое я видел вокруг
было ненастоящим

настоящее палевое не могло
исчезнуть

я понял что мне предстоит
отправиться на поиски палевого

но не куда-нибудь к горизонту
а вглубь себя


ИНОЕ

я всегда верил в иное
я был прирожденным платоником
за этими деревьями и домами
мне мерещились другие деревья другие дома
за этим миром мне чудился другой мир
в том другом мире все было исполнено теплоты и смысла
может быть достаточно одного слова
смысл был теплотой а теплота смыслом
однажды мне приснился сон
я увидел поле опушку леса все в темных бурых тонах
внезапно цвет изменился
и поле и лес и небо все стало ярко-алого цвета
я проснулся с ощущением счастья
чувство иного я испытывал и слушая музыку
но музыка обычно говорила мне о разлуке с иным
печаль была моим обычным состоянием
она была знаком моей причастности иному
мне казалось что радуясь веселясь я забывал об ином предавал его
другие искали способа развеселиться избавиться от тоски
но для меня трудность заключалась в том
чтобы не поддаваться радости
я хотел каждый день каждую минуту пребывать в глубоком отчаянии
мне казалось что отчаиваясь я прикасаюсь к чему-то подлинному
и это подлинное не совпадало с тем что меня окружало
то что окружало меня было фальшивым
и я хотел непрерывно ощущать иное
чтобы не потерять самого себя


ВМЕСТО ОТЧЕТА

путешествие завершилось
эта местность меня больше не занимает
ни та что прячется в тумане
ни та что видна
этот край уже не кажется мне реальным
я знал что когда-нибудь такое случится
что страна которую я искал
обернется иллюзией миражом
я торопился исследовать эту страну
во всех направлениях
но не успел
и теперь ненайденное
так и останется ненайденным
а найденное ляжет камнем
в лотке минералогической коллекции
листом в гербарии
открыткой в альбоме
может быть в этом и заключалась
цель путешествия
проститься с этой местностью навсегда
перестать о ней думать
забыть ее цвета запахи звуки
если так то путешествие удалось
а если нет то я этого
никогда уже не узнаю

отходит корабль взлетает самолет
отправляется поезд
я не оглядываюсь не смотрю вниз
не машу рукой
ты безразлична мне страна
которая казалась такой загадочной
край который казался полным сокровищ
прощай затерянный мир
страна туманов
я не жалею что посетил тебя


Рецензии