Уютный вечер... полудрёма...
В неярком пламени огня
Играют тени полусонно,
Воспоминаньями маня.
И запах свечки полуталой.
И на стекле окна - узор
В печном забрале треск усталый
Горящих дров, как разговор
О неизбежности развязки
Всех нерешённостей былых.
И ощущенье дивной сказки
Роняет в мысли светлый стих.
Оплавились цепочек звенья -
Логичность тает в мираже.
И полусонное забвенье
Склоняет голову уже.
21.12.2007
Краткий анализ стихотворения
Тема: умиротворённый вечер у огня, погружение в полусонное состояние, размышления о прошлом и текучести сознания.
Основная мысль (идея): через образы огня, теней и приглушённых звуков передаётся состояние пограничного сознания — между явью и сном, когда рациональное отступает, а на первый план выходят воспоминания и поэтические образы. Автор показывает, как в тишине и тепле возникает особое восприятие мира — сказочное, размытое, освобождённое от логики.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: описание с элементами рассуждения (о «неизбежности развязки» и «тающей логичности»).
Композиция:
Вступление (первые 2 строки) — задаёт атмосферу уютного вечера и полудрёмы.
Основная часть (следующие 8 строк) — развёрнутое описание образов огня, теней, запаха свечи, треска дров; нарастание ощущения сказочности и отрешённости.
Заключение (последние 4 строки) — кульминация состояния: логичность тает, наступает полусонное забвение.
Средства связи предложений:
лексические повторы («полудрёма», «полусонно», «полуталой», «полусонное»);
синтаксический параллелизм (однородные конструкции, перечисление образов);
местоимения и контекстные синонимы («и запах…», «и на стекле…», «и треск…», «и ощущенье…»).
Средства выразительности:
эпитеты: «неяркое пламя», «полусонно», «дивная сказка», «светлый стих», «усталый треск»;
олицетворения: «играют тени», «воспоминанья манят», «логичность тает», «забвенье склоняет голову»;
метафоры: «цепочек звенья оплавились», «логичность тает в мираже», «ощущенье сказки роняет в мысли светлый стих»;
сравнения: «треск… как разговор»;
аллитерация и ассонанс (повтор звуков с, ш, л, н создаёт ощущение шепота, треска, мягкого свечения);
анафора («И запах…», «И на стекле…», «И треск…») — усиливает гипнотическую плавность повествования.
Настроение: умиротворённое, созерцательное, слегка меланхоличное; преобладает атмосфера тишины, тепла и постепенного погружения в сон.
Размер и рифма: стихотворение написано свободным ритмом с перекличкой мужских и женских рифм; точная рифмовка чередуется с приблизительной, что подчёркивает текучесть и «полусонность» повествования.
Свидетельство о публикации №107122101486
Успехов Вам, Ольга!
Инна Заславская 21.12.2007 15:38 Заявить о нарушении
с уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 25.12.2007 02:30 Заявить о нарушении
Рената Венская 15.05.2008 18:22 Заявить о нарушении