Ночь Сальери

Он алгеброй гармонию измерил.
Усталый воск с подсвечников течёт.
О Господи, как истово он верил,
Что гений – это разум и расчёт!

Не тронут ужин и гладка перина.
Он к цели шёл сквозь числа и слова –
И плакал на заре у клавесина,
Поняв, что снова музыка мертва.

Затейливы пассажи и фигуры,
Но в жизнь и в страсть не совершён прыжок,
И чёрно-белый ряд клавиатуры
Был страшен, как испанский сапожок.

Он кулаками в бешенстве, в печали
Бил в клавиши и в диком визге нот
Вдруг различил: они живей кричали,
Чем порождённый логикою плод.

Он числа клял с их таинством убогим,
Что не постигли духа естество.
Он клял богов – как зло шутили боги,
Взамен таланта давши мастерство!

Звал сатану – отдать за гений душу
И даже жизнь, но тот не приходил.
Играл чужое, и рожок пастуший
Был нелогичен и прекрасен был!

А в нём, в Сальери, чуда не случилось,
Не соткалась таинственная нить.
И он уснул... Во сне ему явилось,
Что Амадея следует убить.

__________________________________


Рецензии
Здравствуйте, Марк. Люблю заходить к Вам на страницу. Ваши стихи заставляют задуматься. С первой строки становится очевидным, что вдохновило Вас к написанию этого стиха. Это знаменитые “Маленькие трагедии”, “Моцарт и Сальери” Пушкина. Имя Cальери отождествляется с ремесленником, посредственностью, человеком собственно без таланта, но с амбициями и завистью к гению, Моцарту. Имя Сальери стало нарицательным. А кем же был Антонио Сальери. Был ли он менее талантлив, чем Моцарт? И есть ли вообще такие чудесные весы, чтобы измерить талант и гениальность?

Далее некоторые сведения из wikipedia
“Ученик и последователь К. В. Глюка, автор более чем 40 опер, многочисленных инструментальных и вокально-инструментальных сочинений, Сальери был одним из самых известных и признанных композиторов своего времени и не менее прославленным педагогом: среди его учеников — не только сын Моцарта Франц Ксавер, но и такие гении как Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт и Ференц Лист и множество других известнейших музыкантов XIX века, среди которых Джакомо Мейербер, Ян Непомук Гуммель, Игнац Мошелес и Карл Черни. В Вене на протяжении 36 лет (1788—1824) Сальери занимал пост придворного капельмейстера — один из самых важных музыкальных постов в Европе.”
“Последние годы жизни композитора были омрачены сплетней о его причастности к смерти Моцарта. Как писал Альфред Эйнштейн, Вена «во всём, что касается клеветы и сплетен, и тогда и потом оставалась провинциальным городишком”. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу» и в октябре 1823 года просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром. Отто Дойч высказывал предположение, что именно эта сплетня в конце концов и спровоцировала у композитора нервный срыв.”
“В 1824 году, спустя 30 с лишним лет после смерти Моцарта, в Вене действительно распространился слух, будто знаменитый композитор, придворный капельмейстер Антонио Сальери, находившийся в то время в психиатрической лечебнице, сознался в его убийстве. Этот слух был подхвачен и некоторыми газетами, в частности «Берлинской всеобщей музыкальной газетой” а позже, с большой вероятностью именно оттуда, перепечатан и во французской «Journal des Débats». Поскольку немецким Пушкин владел недостаточно хорошо, в своё время ещё В. А. Францев предположил, что Пушкин о мифическом признании Сальери прочёл именно в «Journal des Débats».”
“В одном из списков «маленьких трагедий», или, как чаще называл их сам автор, «драматических сцен», «опытов драматических изучений», пьеса «Моцарт и Сальери» помечена как перевод с немецкого — предполагалась, таким образом, литературная мистификация”.

“В 1997 году в Милане состоялся необычный процесс, по итогам которого был оправдан человек, умерший за 170 лет до этого суда, — Антонио Сальери.”

Видимо пришло время, если уж и возвращаться к этой теме, то упоминать, что “Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно”.
Успехов Вам в творчестве.

C уважением,
Анна.

Анна Колот   04.12.2022 06:42     Заявить о нарушении
Анна, все эти вещи мне давно известны. Но один философ как-то заметил: "Миф выше реальности. Миф - это зверь, который питается сам собой, и чем больше он ест, тем больше становится!"
Да, вероятнее всего, Сальери не травил Моцарта, но одна фраза, сказанная им в помутнённом от старости сознании, породила миф об отношениях гения и завистника. И вот выражение "Моцарт и Сальери" приобрело мощный этический и эмоциональный заряд, живёт уже не первое столетье и произносится несчётное количество раз. Оно имеет символический и метафорический смысл, нещадно эксплуатируемый массами и людьми искусства. Ведь не один Пушкин сделал эту метафору содержанием своего произведения. Вспомните, например, великий фильм Милоша Формана "Амадей" с его всемирной славой и восемью "Оскарами"...
Кстати, не только Сальери стал жертвой возможной исторической неправды. А легенда о "потёмкинских деревнях"? А обернувшаяся кровавыми событиями народная молва о якобы убитом по приказу Бориса Годунова царевиче Дмитрии? А обросшая романами байка о брате-близнеце Людовика XIV, всю жизнь просидевшем в подземелье в неснимаемой железной маске? А опровергаемая историками легенда о Нероне, "поджёгшем Рим"?... Таким историям несть числа, но они формируют некий этический окрас событий, которые, скорее всего, и не случились, но могли бы случиться.
Но ведь такая "мифология" работает не только "в отрицательном направлении". Если бы наружу вышла правда об имевших место в действительности отвратительных поступках и убеждениях многих наших кумиров, которых мы считаем светочами нравственности и честности, ох и тяжко пришлось бы человечеству!
Так что, Анна, не я один грешен отступлением от исторической правды.

С уважением,

Марк Шехтман   04.12.2022 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.