О системе стихосложения. Часть 2

Теперь мы определим сколько систем стихосложения есть в русской поэзии.
Теперь, после того, как мы выяснили, что тоника не является отдельной системой (см. часть 1.), мы можем сказать, что две: силлабика и силлабо-тоника. Проверим, так ли это.

Силлабика создана трудами Симеона Полоцкого. Силлабо-тоника трудами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова. И как всегда в истории бывает - более совершенная система (силлабо-тоника) сменила менее совершенную (силлабику). Т. е., кажется, что никак уж не поспоришь - системы две (для особо сомневающихся в вопросе о тонике, добавлю - "как минимум").
Но все таки... если подумать... Ведь силлабика системой не является.
Все атрибуты её как системы красноречиво говорят об этом.
Это скорее предсистема, точно также как научному знанию предшествуют осмысленные представления или человеку предшествует обезьяна (ряд параллелей можно продлить) силлабо-тонике предшествует силлабика.

Правила силлабики. Возьмем текст Симеона Полоцкого:

"Кто есть цар и кто тиран, хощеши ли знати
Аристотеля книги потщися читати.
Он разнствие обою сие полагает:
Царь подданым прибытков ищет и желает.
Тиран паки прижитий всяко ищет себе
О гражданстей ни мало печален потребе"

Собственно говоря, где здесь правила?
Это типичный акцентный стих, амплитуда чередования безуд. слогов м/у уд. равна трем (про ампл. см. часть 1).
Ударение в слове потрЕбе смщено для рифмы "себЕ - потребЕ".
Язык специфический авторский.
...
Так мы можем взять любой силлабический стих и определить его по правилам силлабо-тоники.
Другими словами силлабика со своими правилами как бы полностью растворяется в силлабо-тонике.
Основное правило силлабики состоит в том, что все строчки должны иметь равное кол-во слогов. Любопытно, что тогда мои первые стихи были силлабическими, я думал, что стихи так и должны писаться. Это был самый обыкновенный дилетантизм, а он, как известно, не только враг всего научного, но и предшествует ему. Так, что я понимаю Симеона!

Силлабика со всеми своими особенностями достаточно точно выражена в гипотезе Б. В. Томашевского: " большинство стихотворцев - лица духовные; вероятно стихи декларировались на лад обычного прибогослужении речитатива, в котором слоги выравниваются по силе произношения и сходит на нет различия между ударными и безударными"
Т. о. Мы можем говорить, что Симеон Полоцкий скорее создатель поэзии для церкви, чем создатель особой системы стихосложения.
Поэтому, если мы говорим о многообразии поэтического мира, рассматривая его на самых различных уровнях, то мимо Симеона не пройдешь.
А если мы говорим о системе стихосложения, то только о силлабо-тонике, т. е. только об одной об одной системе, вбирающей в себя все особенности русской поэзии.
В заключительной 3-й части мы поговорим об исключениях, с одной стороны только подтверждающих правила, с другой - превращающихся в особое явление русской поэзии, как альтернативе силлабо-тонике.
Удачи всем!


Рецензии