Сгущение или эволюция черного квадрата...

          Триптих.
         
         Сгущение*
 или Эволюция черного квадрата
     Казимира Малевича


         Пролог.

   Кроссвордом траурным,..
   Диковиной для зрелища,
   Насильно втиснут Мрак
   В Квадрат Малевича;
   И как над гладью вод
   Ветхозаветных лет
   Еще не начат счёт,
   Еще отсчёта нет...
   Еще не введен Грех
   В соблазн грехопаденья.
   Нет ни Любви ещё,
   Ни расслоенья...
   Движенья тоже нет,
   Ни возле, ни вокруг...
   Но, чудится уже
   И бездна напряженья,
   И дикий своенравный Дух.
   Мистический коллапс.
   Прелюдия. Основа.
   И Слово после,..
   Или прежде Слово ?



       Вещь в себе
       (Ens a se)

Непостижим, как  квадратура  круга.
Немыслим,  как  логический  предел.
И  от  безумства  или  от  недуга
Он  горы  косности  преодолел.
И  всё  соблюдено:
           неистовство,
                и мера,
                и смысл , -
В единстве  Четырех  Начал,
Готовых
    намертво сомкнуться в сферу,
Когда б их, кто-то, на оси  вращал...
И грузная наполненность, весомость,-
Дамоклов  меч  земного  бытия,
Здесь так же властна,
                как и невесомость -
Трагический  провал  Небытия...
И  как  наивно  прост,
                до  аскетизма,-
Квадратный  Эверест  супрематизма!



         Ничто
        (Fina)

Возможно - ли  немыслимость  понять?!
Какая  бездна  между  „Нет" и „Что"!
Какое  слово взять, число какое  взять,
Чтоб  ясно  осознать, чтО  есть „Ничто"?
Здесь даже музыке всесущей  места  нет,
Здесь  только  пауза...
Здесь  тень  приставки  „Пред"...
Предощущение,  предчувствие,  пред...
Нет,.. 
Довольно Мрак сгущать... Да будет Свет!




  *термин "СГУЩЕНИЕ" предложил немецкий психиатр К.Кречмер.
  Под сгущением он понимал подчёркивание, утрирование одного
  из параметров образа. Так в иконе подчёркнуты лики,
  особенно глаза. Символика Малевича в основном СГУЩЕНИЕ.


Рецензии
В "ПОСЛАНИИ" автор допустил грубейшую ошибку в перенесе ударения "три*птих"

Там зима за будкой паровозной
пролегала в озареньях зыбких.
Никогда,мой друг,не будет поздно
повторить Предощущенье три*птих.

В таком варианте.
С уважением,ИВ.

Я как-то мельком пробежал, не вчитавшись, и теперь понимаю,что ошибка получилась более,чем ошибка... Даже нужно новое решение, продолжение,потому что читателю смысл будет совсем не понятен!
"Триптих" написан по всем канонам произведения искусства,состоящего из трех частей.
Пролог.
Вещь в себе.
Ничто.

Дана оценка очень спорному явлению Живописи.Найдена необычная форма использования термина "сгущение",то есть не статического полотна, а "утрирование одного из параметров образа".Можно предположить "сгущение" , как субстанцию неопределенности, движение к Мраку. Автор предупреждает не поддваться соблазну "Квадрата",выйти из его потусторонней геометрии.
Я смею заметить,что всё это за гранью возможного. Отзвуки "Фауста". Всегда сложное,гениальное не находит оценки в понимании уровня "дотянуться" до квадратного ЭВЕРЕСТА .

Непостижим, как квадратура круга.
Немыслим, как логический предел.
И от безумства или от недуга
Он горы косности преодолел.
И всё соблюдено:
неистовство,
и мера,
и смысл , -
В единстве Четырех Начал,
Готовых
намертво сомкнуться в сферу,
Когда б их, кто-то, на оси вращал...
И грузная наполненность, весомость,-
Дамоклов меч земного бытия,
Здесь так же властна,
как и невесомость -
Трагический провал Небытия...
И как наивно прост,
до аскетизма,-
Квадратный Эверест супрематизма!

Это надо поместить в персональный цитатник.
Держать под рукой, вернее на расстоянии вытянутой руки.

Восхищен!

ИВ.

Владимир Иксанов   09.01.2024 17:44     Заявить о нарушении
Владимир, а я восхищён Вашей методологией разбирать образные конструкции изнутри, путем "обратного исчисления"...как в математике.Здорово!


Свиридов Виталий Виталдмис   09.01.2024 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.