Сердце в Священном Писании

приобрел в библиотечку детского клуба маленькую книжечку тиражом всего 100 экземпляров
думаю - ее полезно читать всем, у кого есть СЕРДЦЕ
по крайней мере сам прочел - и как-то легче стало
и я думаю - эта книжечка может стать центром нашей с Вами книги СЕРДЦЕ

общей - единой - средоточием

Михаил Порядин



Г. Н. Скляревская

Сердце в Священном Писании

Филологический факультет СПбГУ
Санкт-Петербург
2005

Дочери Инне с любовью - Автор




«Понятие сердца занимает центральное место в мистике, в религии и в поэзии всех народов»1.
К этим словам Б. П. Вышеславцева можно лишь добавить, что понятие сердца занимает также одно из центральных мест и в так называемой народной мудрости, что находит свое выражение в идиомах, пословицах и поговорках (ум с сердцем не в ладу, нашел любимую по сердцу, сердце сердцу весть подает, положа руку на сердце, сердце кровью обливается, сердце оборвалось, предложить руку и сердце, как ножом по сердцу, на сердце кошки скребут и т. д.).
Понятие сердца как центра было исследовано о. Павлом Флоренским на материале индоевропейских языков:
«В индоевропейских языках слова, выражающие понятие «сердце», указуют самым корнем своим на понятие центральности, серединности»2.
В русском языке такая семантика слова сердце закреплена в его производных: сердечко 'срединная, внутренняя часть каких-либо предметов, устройств; внутренняя часть яблока и некоторых других плодов'; сердечник 'стержень, болт внутри чего-либо; внутренняя часть электромагнита'; сердцевина 'внутренняя, центральная часть ствола или
ветви дерева; внутренняя, прикрытая оболочкой часть плода, семени'.
Слово сердцевина, употребляемое в современном русском языке в значении 'самая середина, центр; центральная и наиболее важная часть чего-либо' (сердцевина города, сердцевина лесного массива; сердцевина пламени и т. п.), развивает значение, которое нашими современниками воспринимается как переносное, метафорическое: «внутренняя сущность, основа чего-либо» (сердцевина жизни, сердцевина любви, сердцевина идеи и т. п.). В действительности это значение оказывается вовсе не вторичным, переносным, как мы привыкли думать, а первичным, исходным, о чем убедительно свидетельствуют тексты Священного Писания3.
Это слово предстает перед исследователем как невероятно сложный семантический комплекс, диффузный и почти не поддающийся дифференциации. На первый взгляд кажется, что вычленить в нем отдельные значения не представляется возможным. Это отметил еще Вышеславцев:
«В этом бесконечном разнообразии значений символ 'сердце' грозит совершенно расплыться, сделаться совершенно неуловимым, превратиться в простую поэтическую метафору... Библия приписывает сердцу все функции сознания: мышление, решение воли, ощущение, проявление любви, проявление совести»4.
Вместе с тем этой диффузности и размытости препятствует связь значения этого слова с понятием центра, середины, ядра: «сердце является центром жизни вообще — физической, духовной, душевной. Оно есть центр, прежде всего, центр во всех смыслах»5.
Б. П. Вышеславцев наделяет сердце свойствами некоей геометрической фигуры — настолько точно, по его представлениям, можно определить место сердца в личности и жизни человека: «Сердце на религиозном языке есть нечто очень точное, можно сказать, математически точное, как центр круга, из которого могут исходить бесконечно различные радиусы, или световой центр, из которого могут исходить бесконечно разнообразные лучи»8.
Слово сердце упоминается в Священном Писании около 750 раз7.
В справочнике «Ключевые понятия Библии»8 оно стоит в одном ряду с такими библейскими понятиями, как Бог, ангел, апостол, пророк, покаяние, жертва, святой, Церковь и т. п.
Понятие сердца, как глубинного центра, отражено в наиболее распространенном библейском значении:
сокровенная глубина человеческой личности, определяющая все психическое и психологическое устройство человека целиком: его эмоциональный склад, все чувства, намерения, желания, волю, совесть, а также все процессы сознания, его ум, разум, мудрость и, главное, — его способность воспринять Бога, вступить в диалог с Ним, силу любви к Богу и к ближнему.
Современное смысловое наполнение не содержит и намека на такое истолкование этого слова.
В Словаре русского языка слово сердце имеет три значения и четыре оттенка значения (обозначены двумя параллельными черточками):
1. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка, находящийся у человека в левой стороне грудной полости. // Место на левой стороне груди, где находится этот орган.
2. Этот орган как символ средоточия чувств, переживаний, настроений человека. // Этот орган как символ отзывчивости, доброты. // Этот орган как символ любовных чувств, любовной привязанности, склонности.
3. Перен. Душевный мир человека, его переживания, настроения, чувства. // с определением. Душевные качества, характер человека9.
Смысловые расхождения современного (мирского) и библейского (сакрального) языка вполне объяснимы и определяются соотношением двух типов культур: светской и религиозной. Не имея возможности в кратком очерке остановиться на этом чрезвычайно важном и сложном вопросе, заметим только, что это соотношение в целом своеобразно и противоречиво, как, впрочем, противоречиво соотношение языка и религии: язык отражает наивную картину мира, то есть самую простую, а религия — сакральную картину мира, то есть самую сложную.
Есть множество определений культуры.
Мы будем понимать под культурой искусственно созданную человеком (в отличие от природной) среду его обитания, которая включает в себя систему всех материальных объектов, технику, экономику, науку, искусство, социальное устройство, мораль, право и т. д.
Это мир, созданный человеком, мир, в котором человек живет. Важнейшей частью этого мира являются устойчивые человеческие конструкты, такие как судьба, совесть, душа, вера, страдание и т. д., а также передаваемые от поколения к поколению устойчивые стереотипы поведения. Исторически культура восходит к культу, что нашло отражение и в этимологии этого слова.
По определению Н. Бердяева, «культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философия, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль - все заключено в церковном культе еще не дифференцированно. Культура началась в храме. Культура связана с культом предков. В ней знаки духовной действительности»10.
Чем сложнее общество и чем длительнее его история, тем более широкий и разнообразный круг концептов охватывает его культура, тем больше ее материальных проявлений (в искусстве, литературе и т. д.). Напротив, в частных, внутренних, подчиненных культурах — так называемых субкультурах — отсутствуют глобальные общечеловеческие концепты, такие как жизнь, любовь, смерть, и дифференцированы, гипертрофированы некие частные, периферийные, например, в молодежной субкультуре базисными концептами выступают деньги, секс, музыка.
Религиозная культура обобщает не некоторые, а все важнейшие для человечества категории и отношения, такие как
происхождение мира,
место человека в мире,
отношения между людьми,
смерть как атрибут и категория жизни.
Современные исследования отмечают надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус религии. Каждая религия предписывает свои, причем очень устойчивые, поведенческие стереотипы, имеет свои литературу, архитектуру, музыку, живопись. Религиозная культура может либо «пронизывать» обычную секулярную жизнь, либо — при государственном атеизме — существовать параллельно или даже тайно, не утрачивая при этом ни одного из своих свойств. Такие свойства дают основание говорить о надкультурных признаках религии и признать этот тип культуры суперкультурой в противоположность субкультурам, в которых отсутствуют глобальные общечеловеческие концепты и гипертрофированы и дифференцированы частные, периферийные.
Именно этими различиями в типах культур определяются и расхождения в семантике слов.
Расхождения между современным представлением в словарях (а значит, и в общественном языковом сознании) слова «сердце» и его семантическим наполнением в библейских текстах глубоки и непреодолимы. Мы сделаем попытку проанализировать все значения слова «сердце» в Священном Писании (в его русском переводе), сформулировать каждое из них и выстроить своего рода словарную статью несуществующего толкового словаря библейской лексики.
В качестве основных источников использованы самые читаемые и лучше других известные мирянам тексты: Четвероевангелия, Деяния и Послания апостолов, Апокалипсис и Псалтирь. В качестве дополнительных источников были привлечены тексты молитв, канонов, акафистов, а также фрагменты святоотеческих текстов.

Предваряя наш анализ, заметим, что,
во-первых, в Священном Писании слово «сердце» не употребляется в значении «орган кровообращения в виде мускульного мешка»,
и, во-вторых, оно употребляется не символически, а реально, в прямых значениях, отражая не иносказательное, а непосредственное знание о мире и человеке.

Наша попытка лингвистического анализа слова «сердце» в русском переводе Священного Писания позволила выделить в его семантической структуре такие значения, которые не соотносятся с современными или соотносятся с ними лишь косвенно, опосредованно.
В кратком очерке может быть приведено только самое обобщенное представление о смысловой интерпретации слова сердце в Священном Писании.
По материалам выбранных нами источников оно имеет 8 значений:
1. Скрытая середина, центр, ядро чего-либо.
2. Глубинная, сокровенная сущность человека; нематериальное божественное начало в человеке; душа как противоположность плоти.
3. Внутренний мир человека («внутренний человек»); сам человек как носитель определенных психических и психологических свойств.
4. Орган религиозных чувств; орган познания Бога.
5. Орган чувств, вместилище эмоций; центр и средоточие любви в человеке.
6. Орган желаний, воли.
7. Орган познавательной и мыслительной способности человека; сознание; ум, разум.
8. Организм человека, его физические и физиологические свойства.
Скрытая середина, центр, ядро чего-либо
Подтверждается и иллюстрируется известной цитатой из Матфея:
Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Мф. 12:40.
Глубинная, сокровенная сущность человека; нематериальное божественное начало в человеке; душа как противоположность плоти
Это значение, наиболее очевидно связанное с понятием скрытого от непосредственного восприятия центра, глубины, ядра, в некотором роде само служит ядром и основой для всех других значений.
Понимание сердца как скрытой глубины, середины, сердцевины, средоточия четко и определенно представлено у святого Иоанна Кронштадтского: «С тех пор, как согрешил первый человек, люди до того омрачены грехом в самом средоточии своего существа (в сердце), что не имеют весьма часто сознания и чувства вездеприсутствия Божия»13.
Примеры такого употребления слова сердце в Священном Писании многочисленны и многообразны. Сердце как глубинная сущность противопоставляется плоти, внешности, лицу:
Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Пс. 72:26.
Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 1. Петр 3:3-4.
Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим желанием старались увидеть лицо ваше. 1. Фес. 2:17. Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицом, а не сердцем. 2. Кор. 5:12.
Все, что человек произносит, исходит из его внутренней сокровенной сущности и отражает ее. Такое понимание сердца как глубинной и подлинной сущности человека убедительно показывает святой Иоанн Златоуст: «Должно молиться не просто устами, не просто языком; — ибо слова льются и тогда, когда мысль блуждает, — но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны»13.
Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. Лк. 6:45.
А исходящее из уст — из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Мф. 15:18—19.
Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Мф. 12:34.
Как бы ни старался человек создать хорошее впечатление о себе своими речами и поступками, его глубинная сущность, сокровенная перед людьми, открыта перед Богом:
...Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость перед Богом. Лк. 16:13-15.


3. Внутренний мир человека («внутренний человек»); сам человек как носитель определенных психических и психологических свойств

Семантика этого значения сконцентрирована в формуле святого Иоанна Кронштадтского: «Сердце чисто, так и весь человек чист; сердце не чисто — и весь человек не чист»14.
Отождествление человека с его сердцем представлено в философии, психологии, поэзии и, разумеется, в богословии. Ср.: «Сердце есть истинная, сокровенная самость человека ('сокровенный сердца человек'), имеющая вечное значение ('Бог вложил человеку вечность в сердце'), бессмертная, нетленная15.
Формула святого Иоанна Кронштадтского приложима ко всем случаям соответствия сердца внутреннему миру человека и самому человеку: каково сердце, таков и сам человек, что испытывает сердце, то и он испытывает:
Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 1. Петр. 3:4.
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Пс. 21:15.
Нет тебе в том части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом. Деян. 8:21.
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Мф. 6:21.
И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. 1. Кор. 14:25.
Это значение реализуется в многочисленных устойчивых сочетаниях и идиомах:
; От (всего, своего) сердца. Всем своим существом, полностью.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. Мф. 18:35.
Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. Деян. 8:37.
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Рим. 6:17.
; От чистого сердца. Искренне.
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. 1.Тим. 1:5. Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца. 1. Петр. 1:22.
; Обратиться сердцем к кому-, чему-либо. Направить свое внимание, свои намерения на кого-, что-либо.
Которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту. Деян. 7:39.
; Испытывать сердца. Познавать истинную, глубинную
сущность человека (о Боге).
Одному только Богу дано испытывать сердце человека, познавая то, что скрыто в его глубинах и недоступно не только другим людям, но и ему самому:
Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое. Пс. 25:2. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи; ибо ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже. Пс 7:10.
Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои. Пс. 138:23. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Рим. 8:27.
Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестив, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. 1. Фес. 2:4. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Откр. 2:23.
Сердце — это сокровенный внутренний мир человека как средоточие жизни. Если сердце покинуло человека, это значит, что его покинула жизнь:
Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. Пс. 39:13.
Метафорически изображая этот процесс псалмопевец достигает самых высоких поэтических вершин:
Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Пс. 21:15.
Орган религиозных чувств; орган познания Бога; хранилище заповедей Божиих в человеке
Точное описание этого значения дает Б. П. Вышеславцев:
«Необходимо признать сердце основным органом религиозных переживаний»16.
Развивая и углубляя эту мысль, он приходит к выводу о том, что только сердце как орган мистической связи с Богом делает возможными подлинную гуманность и подлинное самосознание:
«В простоте и доступности этого слова 'сердце', этого символа, постоянно присутствующего в простой разговорной речи — его высокая религиозная ценность. Человек 'без сердца' есть человек без любви и без религии, безрелигиозность есть, в конце концов, бессердечность. Неправда, будто существует какая-то безрелигиозная сердечность в форме гуманности, солидарности, классового сознания и т. п. Самые большие преступления были совершены ради такой гуманности, были оправданы декламациями о любви к человечеству, риторикой в духе Руссо и Робеспьера. Прежде всего, можно сказать, что у этих людей нет сердца, а следовательно, они потеряли мистическую связь с ближними и с Богом, они потеряли, конечно, и свое настоящее Я, забыли о нем, не подозревают о его существовании»".
Именно сердцем человек взывает к Богу, ищет Его, славит и благодарит, он готовит свое сердце к встрече с Богом и сердцем воспринимает данный Богом Закон. С особой силой это выражено в псалмах:
Закон Бога его в сердце у него (праведника). Пс. 36:31. Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Пс. 39:9.
Увидят это страждущие, и возрадуются. И оживет сердце ваше, ищущие Бога. Пс. 68:33. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс. 118:2.
Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить. Пс. 56:8.
Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. Пс. 118:10. Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно. Пс. 85:12. Господа Бога святите в сердцах ваших. 1. Петр. 36:15.
Итак, Бог помещает Свои законы непосредственно в сердце человека, и человек именно сердцем своим ищет Бога и взывает к Нему — такое понимание роли сердца в общении человека с Богом сохраняется и в Новом Завете:
О сем свидетельствует нам и Дух Святой; ибо сказано: вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их. Евр. 10:15—16.
Как Закон влагается Богом непосредственно в сердце человека, как Его благодать, как вера и упование входят непосредственно в него, так и все обращения к Господу: восхваления, благодарения и прошения — исходят из сердца:
Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто. Молитва свт. Филарета.
Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычица! Е. Поселянин. Вопль к Богоматери.
Для общения с. Богом устанавливается единственное, но непреложное условие — чистота сердца:
Кто взойдет на гору Господню или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто. Пс. 23. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мф. 5:8.
Не удивительно поэтому, что одно из основных молитвенных прошений — прошение очистить сердце:
Сердце чисто созижди во мне, Боже. Пс. 50:12. Беззакония моя презри, Господи, ... и сердце мое очисти. Тропарь.
Очисти мое страстное сердце, вдохни в него стремление к чистоте, целомудрию, простоте и наипаче наполни любовию к Тебе, о пресладкий мой Иисусе. Молитва.
Приими, Господи, глас моления моего, якоже святых и умных Твоих сил, и благоволи сердцем чистым, и духом смиренным приносити Тебе хвалу... Молитва.
Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти...Молитва человека, страдающего рассеянием, невниманием, нерадением в молитве.
Чистым может быть только смиренное, не гордое, сокрушенное сердце, ибо «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50), и Божия благодать нисходит в смиренное сердце: «Одно только нужно: смирение сердца, чтобы оттуда взошло Царствие благодати Божией»18.
Молитвенные обращения к Богу и Богородице полны мольбы послать такую милость и благодать — сокрушение и смирение сердечное:
...даждь, Господи, в сердце моем смирение... Молитва перед исповедью.
Особенно настойчиво звучат прошения о смирении сердца в молитвах ко Пресвятой Богородице:
...помилуй мя и даждь ми умиление, и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслех моих...
Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленную душею и сокрушенным сердцем.
...даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту ума и оставление прегрешений... вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любви...
В Новом Завете сформулирована отчетливая религиозная установка — веровать сердцем:
Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Рим. 10:9.
Господь открывает сердца людей для Своих Божественных истин, изливает их в сердца, озаряет сердца Своим светом:
И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Деян. 16:14.
А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!». Гал. 4:6.
А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим. 5:5.
Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 2. Кор. 4:6.
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 1. Петр. 3:15.
Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши. Еф. 3:16—17.
Это значение реализуется в следующих устойчивых словосочетаниях и идиомах:
; Держаться Господа сердцем. Веровать в Бога.
Дух сказал мне, чтобы я шел с ними, нимало не сомневаясь. Пошли со мною и сии шесть братьев, и мы пришли в дом того человека. Деян. 11:12.
; Правый сердцем. Праведный.
Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Пс. 7:11. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. Пс. 31:11.
В новозаветных текстах встречается метафорическое, образное осмысление роли и места сердца в богопознании и богообщении:
Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Лк. 8:11—12.
Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. 2. Кор. 3:2—3.
Интересно, что вчеловеческой способности воспринять Бога сердцем Вышеславцев видит основу и реализацию нашего богоподобия: «Если оно [сердце] есть орган для восприятия божественного Слова и дара Духа Святого и, следовательно, точка соприкосновения с Божеством, то здесь, в этой предельной точке, лежит наше Богоподобие, здесь мы боги и сыны Всевышнего, здесь мы не можем грешить»19.
Все приведенные цитаты не дают усомниться в том, что именно сердце — орган богопознания и богоподобия. Однако как противоречив сам человек, так же противоречиво и его сердце. Как есть правые сердцем, так есть и неправые:
Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом. Деян. 8:21.
Сердце может быть чистым источником любви к Богу, но может быть и источником всякой нечистоты:
То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим. 1:24.
Оно не только устремляется к Богу, но может и противиться Ему:
Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как. отцы ваши, так и вы. Деян. 7:51.
Самым непреодолимым препятствием на пути к Богу, к живой и действенной связи с Ним оказывается каменное, или окамененное сердце:
Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ин. 12:40. Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете ? Еще ли окаменено у вас сердце? Мк. 8:17.
Сердце окаменено, то есть стало как бы каменным, твердым, тяжелым, тесным, закрытым для восприятия чувств, мыслей, божественного воздействия, не могущим вместить их. Такое живое, образное, чувственное словоупотребление в современном языке трансформировалось в выхолощенную языковую метафору. Когда мы говорим камень на сердце, тоска камнем давит грудь, сердце не камень и т. п., — мы понимаем под этим лишь тяжелое душевное состояние, которое семантически уже не соотносится с твердым, тяжелым, мучительным и чуждым для человеческого существа камнем.


5. Орган чувств, вместилище эмоций; центр и средоточие любви в человеке

В сердце сосредоточены все чувства человека. Сердце может радоваться, веселиться:
Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем. Пс. 12:6.
Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой. Не. 15:8-9.
Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. Ин. 16:22.
Сердце может быть полно скорби, непрестанного мучения, оно может тяжко терзаться:
Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моем день и ночь? Пс. 12:3.
Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих. Пс. 24:17-18.
Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти. Рим. 9. 2-3.
От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами. 2 Кор. 2:4.
Из сердца исходят самые сильные, часто разрушительные чувства. Сердце может также рваться от злобы, гореть, в сердце смелость или страх, нечистота похотей, сердце смущается, устрашается, сердце можно раздражать, сокрушать:
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Ин. 14:27.
Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. Ин. 14:1.
Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел: как скот я был пред Тобою. Пс. 72:21-22.
...ополчится на меня полк, не убоится сердце мое. Пс. 26:3.
Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него [Стефана] зубами. Деян. 7:54. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? Л к. 24:32.
То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Рим. 1:24. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников. Деян. 14:2.
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Ин. 14:27.
В сердце сосредоточена любовь к Богу и к ближнему. Об этом убедительно говорят тексты Священного Писания:
...дабы утешились сердца их, соединенные в любви. Кол. 2:2.
Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. 1. Тим. 1:5.
Об этом молитвенные прошения о умножении любви и'... искоренении ненависти и всякой злобы:
Пламенем любви распали к Тебе сердца наша, Господи...
По Вышеславцеву, сердце — это особый уникальный орган любви: «В христианстве мистическое соприкосновение с Богом и с ближним осуществляется через посредство сердца. Сердце есть орган, устанавливающий эту особую интимную связь с Богом и с ближним, которая называется христианскою любовью. Она отличается от всякой другой не христианской любви своей мистической глубиною, отличается тем, что она есть связь глубины с глубиною, мост, переброшенный от одной бездны сердца к другой. А всякая любовь до Христа и вне Христа была лишь товариществом, приятельством, наслаждением страсти или, в лучшем случае, жалостью, состраданием. Все это поверхностные касания одного человека к другому: телесные касания или душевные, но не касающиеся скрытого, духовного, сердечного центра»20.
Сердце как орган любви и вообще понимание любви в христианстве — это отдельная самостоятельная тема, отдельный объект лингвистического анализа, остающиеся за пределами нашего краткого очерка.


6. Орган желаний, воли

Из сердца исходят желания, с сердцем связано принятие решений, сердце обладает способностью добиваться осуществления поставленных целей, задач:
Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Рим. 10:1. Ты дал ему, чего желало сердце, и прошения уст его не отринул. Пс. 20:3.
Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Пс. 36:4.
Устойчивые сочетания концентрируют эту семантику.
; Пришло на сердце кому-либо. О появлении желания, намерения сделать что-либо.
Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Деян. 7:23.
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1. Кор. 2:9.
; Вложить в сердце (мысль, намерение). Побудить сделать что-либо.
Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Деян. 5:3. Благодарение Богу, вложившему в сердце Титове такое усердие к вам. 2. Кор. 8:16.
; Положить на сердце кому-либо. Внушить кому-либо намерение сделать что-либо.
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Деян. 5:4.
Потому что Бог положил им на сердце — исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божий. Откр.17:17.


7. Орган мыслительной деятельности; сознание; ум, разум

Это значение заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее. Мы в своей речевой практике привычно противопоставляем понятия ума и сердца, что соответствует нашему повседневному языковому опыту и поддерживается разного рода языковыми клише, отражающими расхожие, общепризнанные представления, называемые обычно «народной мудростью» — это поговорки (ни уму ни сердцу), крылатые выражения (ум с сердцем не в ладу) и т. п. Уже Даль определенно формулирует это противопоставление в толковании слова сердце: «представитель любви, воли, страсти, нравственного духовного начала, противоположно умственному, разуму, мозгу»21.
Однако в Священном Писании мы находим другое — более глубокое, тонкое, сложное, противоречивое и даже, с современной точки зрения, парадоксальное представление о соотношении ума и сердца.
Б. П. Вышеславцев отмечает, что в Библии «сердцу приписывается не только чувство, но и самые разнообразные …(7).
Орган мыслительной деятельности; сознание; ум, разум. Это значение заслуживает того, чтобы остановиться на нем подробнее.
Мы в своей речевой практике привычно противопоставляем понятия ума и сердца,
(выделено М.П)
что соответствует нашему повседневному языковому опыту и поддерживается разного рода языковыми клише, отражающими расхожие, общепризнанные представления, называемые обычно «народной мудростью» — это поговорки (ни уму, ни сердцу), крылатые выражения (ум с сердцем не в ладу) и т. п.
Уже Даль определенно формулирует это противопоставление в толковании слова сердце: «представитель любви, воли, страсти, нравственного духовного начала, противоположно умственному, разуму, мозгу»21.
Однако в Священном Писании мы находим другое — более глубокое, тонкое, сложное, противоречивое и даже, с современной точки зрения, парадоксальное представление о соотношении ума и сердца.
Б. П. Вышеславцев отмечает, что в Библии «сердцу приписывается не только чувство, но и самые разнообразные виды деятельности сознания. Так, прежде всего, сердце мыслит. "Говорить в сердце" — значит, на библейском языке думать»22. Такое значение, по свидетельству Вышеславцева, восходит к античным временам: в «Илиаде» глупый человек называется человеком с «неумным сердцем» и по латыни «cordatushomo» означает не «сердечный человек», а «разумный человек».
Святитель Лука В. Ф. Войно-Ясенецкий (до того как стать архиепископом, в светской жизни он был профессором, известным хирургом и ученым и даже лауреатом Сталинской премии I степени) с естественнонаучной точки зрения анализирует тексты Священного Писания, отражающие способность сердца к мыслительной деятельности, и приходит к выводу, что мышление, хотя и осуществляется в коре головного мозга, но не ограничивается ее деятельностью и в ней не заканчивается:
«Мысли, выхваченные из мозга, оказались бы только незаконченным, сырым материалом, подлежащим глубокой и окончательной обработке в сердце — в горниле чувств и воли»23.
Эту мысль убедительно подтверждает и наш лингвистический анализ библейских текстов. Цитаты, которые формируют значение слова сердце как «орган познавательной и мыслительной способности человека; сознание; ум, разум», выделить довольно легко по формальному признаку: в них слово сердце сочетается со словами, означающими мыслительную деятельность: разуметь, уразуметь, мыслить, мысль, помышление.
Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Лк. 24:38.
И здесь снова появляется понятие окамененного сердца. Подобно тому, как окамененное сердце препятствует общению с Богом, возможности соединения с Ним, оно препятствует и естественной для каждого человека способности мыслить и понимать:
Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ин. 12:40.
Ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. Мк. 6:52.
Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли не окаменено у вас сердце? Мк. 8:17.
Семантика мыслительной деятельности наиболее широко представлена в устойчивых словосочетаниях и идиомах:
; В сердце своем. Мысленно, в воображении.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Мф. 5:28.
; Мыслить, помышлять в сердцах (своих). Думать, размышлять.
Народ был в ожидании и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он. Лк. 3:15.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Мк. 2:6—7.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Мф. 9:4.
Гневаясь, не согрешайте ;размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь. Пс. 4:5.
; Помышления сердца. Мысли.
Пришла же им мысль: кто из них был больше? Иисус же, видя помышления сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою…Лк. 9:46—47.
Рассеял надменных помышлениями сердца их. Лк. 1:51.
; Говорить в (своем) сердце. Думать.
Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести. Откр. 18:7.
Раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой. Мф. 24:48.
; Положить на сердце своем, (себе) на сердце. Понять что-либо; запомнить.
Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать. Лк. 21:14.
И рассказывали об этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем. Лк. 1:65-66.
; Положить в сердце (твоем, своем). Задумать, замыслить.
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Деян. 5:4.
; Слагать в сердце своем. Сохранять в памяти, запоминать.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. Лк. 2:18—19.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Л к. 2:51.
; Приходить на сердце кому-либо. Возникать, появляться в сознании; доходить до сознания.
Но как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 1 Кор. 2:9.
Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Деян. 7:23.
Идиоматический характер многих таких выражений ощущается только в современном языке, а в библейские времена их значение было прямым, буквальным, то есть непосредственно вытекающим из реальной семантики составляющих его слов. Вот как комментирует известную цитату из Матфея св. Иоанн Златоуст: «Не коварно ли и злонамеренно говорил ты с братом, не хвалил ли его устами и языком, а в сердце пожелал зла и позавидовал ему. На это же самое указывая, то есть что мы подвергнемся суду не за одни дела, но и за помыслы, Христос сказал: иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодейства с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Хотя грех не вышел еще в дело, а остается пока в сердце; но при этом не может остаться без вины, кто смотрит на красоту женскую для того, чтобы возжечь похоть блудную»24. Что это значит? Это значит: то, что для современного человека семантически выхолощено, пусто, не более чем речевой штамп, для библейского сознания было наполнено живым, трепетным, реальным смыслом.
Таким образом, в Священном Писании именно сердце является органом мышления и именно в сердце реализуется способность мыслить, понимать и познавать мир.
Соотношение «медлительного» разума и «быстрого» чувства не раз было отмечено философами. Святитель Лука приводит замечательное рассуждение Паскаля по этому поводу: «Разум действует медленно, принимая во внимание столько принципов, которые всегда должны быть налицо, что он поминутно устает и разбегается, не имея возможности одновременно удержать их. Чувство действует иначе: оно действует в одну секунду и всегда готово действовать»25.
Вместе с тем в Новом Завете уже происходит смысловое разграничение и очень сложная корреляция слов сердце и ум, и их соотношение отражает глубокие смысловые противоречия.
Слово ум в Священном Писании не так частотно, как сердце — оно употреблено всего 41 раз26. В современном русском языке оно представлено значениями: 1. Познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить. // Здравый смысл, способность оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении. 2. Сознание, рассудок27.
Слова ум и сердце в библейских текстах соотносятся как непосредственно, так и опосредованно, одно через другое.
В целом для библейских текстов характерно противопоставление сердца и плоти:
Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Пс. 72:26. Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому Пс. 83:3.
Однако в Новом Завете встречаются контексты, в которых плоть противопоставляется не сердцу, но уму:
Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членахмоих. Рим. 7:22—23.
Итак, тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха Рим. 7:25.
Как мы видим, в Ветхом и в Новом Завете именно сердце предстает как орган познания Бога, как орган религиозных чувств.
В то же время в Новом Завете функция познания Бога принадлежит уже не только сердцу, но и уму, и не только сердце, но одновременно с ним и ум является органом религиозных чувств:
Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Лк. 24:45. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная. Рим. 12:2.
В дальнейшем наряду с молитвенными прошениями очистить сердце для восприятия божественных откровений появляются также прошения, касающиеся ума, разума:
Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободы мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою. Канон покаянный.
Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления. Канон ангелу хранителю.
Просвети мои умные очи сердца. Молитва Симеона Метафраста ко Пресвятой Богородице.
В новозаветных текстах намечается соотношение мыслительной и языковой способностей, представленное в органичной слитности; появляется ситуация чужого языка, препятствующая пониманию, то есть не дающая возможности уму осуществлять свою деятельность. Важно и знаменательно, что реализуется это соотношение обычно в молитве:
Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке. 1. Кор. 14:19—20.
Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. 1. Кор. 14:14.
Бегло отметим некоторые библейские значения слова ум, близкие современным или соотносимые с ними.
Иногда ум соотносится с мудростью — свойством зрелого ума, обычно характерного для немолодого, много жившего, много думавшего человека (ср.: умирают, не достигши мудрости. Иов. 4:21):
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. Откр. 13:18. Здесь ум, имеющий мудрость. Откр. 17:9.
При этом в некоторых контекстах понятие мудрости не представлено явно, а скрыто в смысле всего высказывания:
Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние. 1. Кор. 14:19-20.
В других случаях контекст дает основание говорить об уме как о здравом смысле, об умении оценивать обстановку, взвешивать обстоятельства и руководствоваться этим в своем поведении:
Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Рим. 14:5.
В Библии между словами сердце и ум устанавливается тончайшая глубинная связь, в которой угадывается их последующая непримиримая чуждость. В Новом Завете эти слова уже сталкиваются в пределах одного контекста, что свидетельствует об их противоположении:
...один есть Бог и нет иного, кроме Его; И любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию... Мк 12:32-33.
Любить и умом, и сердцем — в этой формуле в зародыше как будто бы уже представлено наше современное противопоставление ума как органа мысли, способности мыслить и сердца как органа чувств и способности чувствовать. Такое противопоставление характерно и для церковных текстов, ср., в частности, из акафиста Иисусу Сладчайшему: Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных. Иисусе, сохрани мое сердце от от похотей лукавых (икос 11). Однако это противопоставление, очевидное и привычное для современного языкового сознания, в библейском тексте, по-видимому, отражает более глубокие и непривычные для нас связи: поскольку сердце является органом религиозных чувств и органом познания Бога (см. четвертое значение), можно представить, что любить Бога всем сердцем означает по существу 'испытывать любовь, данную непосредственно Богом, внушенную Богом', а любить Бога всем умом — 'испытывать любовь, исходящую от самого человека'.
В других случаях противоположение сердца, через которое Бог открывает человеку пути познания Себя, мира, и истины, и ума, посредством которого человек, часто безуспешно, пытается действовать и мыслить самостоятельно, всякий раз уклоняясь и отклоняясь от Бога, представлено более определенно и непримиримо:
Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом. Кол. 2:18.
В этом контексте познание умственное (ум надмевающийся, ум плотский) противопоставляется познанию подлинному, сердечному, познанию через сердце, такому, которое дается непосредственно от Бога.
Иными словами, здесь представлено противопоставление гордого ума, то есть такого, который полагается на человеческие возможности и сердца, ожидающего от Бога открытия истины, открытия путей познания.
Именно об этом говорит преподобный Серафим Саровский в известной беседе с Н. А. Мотовиловым о цели христианской жизни: «...не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души наши и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущим и жаждущим правды Божией»28.
Пока этот лексический пласт не изучен. Предстоит еще исследовать в единстве и противоположении такие слова из текстов Священного Писания, как ум, умный, умствования; разум, разуметь, разумный, уразуметь; рассудок (последнее встретилось всего в одном употреблении в ВЗ); рассудить, рассудительно, рассудительный, рассуждение; мудрый, мудрость. Предстоит еще семантически исследовать то понимание ума, которое сложилось в святоотеческой литературе (ср. широко известное наставление преподобного старца Силуана: «Держи ум во аде и не отчаивайся»; ср. также святоотеческие понятия умная молитва, умное делание и т. д.).
Пока этот лексический пласт не изучен, можно лишь высказать предварительные соображения, касающиеся того, что именно в Библии было брошено семантическое зерно, из которого произросли современные термины познания: рассудок как орган (и способность) познания всего относительного, земного, конечного (выросло из библейского понятия ума), разум, который открывает абсолютное, божественное, бесконечное (выросло из библейского понятия сердца как органа мыслительной деятельности) и интуиция как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства (выросло из библейского понятия сердца как органа познания Бога).


8. Организм человека, его физические и физиологические свойства

И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека. Пс. 103:15. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Лк. 21:34.
Хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. Деян. 14:17.
Хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами. Евр. 13:9.

Обращает на себя внимание факт, что Новом Завете слово сердце ни разу не встретилось в современном нам значении «орган кровообращения».
Итак, мы сделали первые неуверенные шаги на пути изучения семантики слова сердце в русском переводе Священного Писания. Наше первое беглое прикосновение к теме пока остается незавершенным, предполагает дальнейший анализ и осмысление материала.
Перед нами текст, ни с каким другим не сопоставимый, а по существу, может быть, и не постижимый для ума и доступный только восприятию сердца...

+ + +

Ссылки на источники:
1 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии // Путь. 1925. С. 65.
2 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 269.
3 Семантический анализ слова «сердце» проводится по синодальному переводу Библии, без учета точности и тонкости перевода, то есть без учета значений этого слова в иврите и древнегреческом.
4 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. С. 65.
5 Там же.
6Там же. С. 66
7 Симфония на Ветхий и Новый Завет. СПб. 1900. Т 2. С. 314—321.
8Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ Пер. с англ.; Авт.-сост.: К. Барнуэлл, П. Дэнси, Т. Поп. СПб. 1996.
9Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. Изд. 4-е, стереотип. 1999. Т.3. С. 80.
10 Бердяев. О культуре. Письмо тринадцатое. Философия неравенства. 1990.С. 166.
11 Бобахо В. А., Левикова С. И. Культурология. М., 2000. С. 27.
12 О. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина о покаянии и святого причащении. М., 1997. С. 5.
13Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустаго избранные творения: Собрание поучений. Кн. 2. Репринт. 1887. М., 1993. С. 125.
14 О. Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина... С. 9.
15 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. С. 75.
16 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. С. 66.
17 Там же.
18 Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий / Пер. с новогреч. Изд. 3-е, испр. и доп. 2001. С. 34.
19 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. С. 69.
20 Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. С. 62—63.
21 'Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М, 1955. С. 174.\
22 Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994. С. 271.
23 Сет. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 1999. С. 47-48.
24 Иоанн Златоуст... С. 24.
25 Цит. по: Сет. Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело М 1990 С. 51.
26 Симфония на Ветхий и Новый Завет. Ч. 2. СПб. 1900. С. 552,560, 562.
27 Словарь русского языка. Т. 4. С. 488-489.
28 Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 1998.С. 354.

Сокращения
an. — апостол
ВЗ — Ветхий Завет
Гал. — Послание святого апостола Павла Галатам
Деян. — Деяния святых апостолов
Евр. — Послание святого апостола Павла к Евреям
Еф. — Послание святого апостола Павла к Ефесянам
Иак. — Послание святого апостола Иакова
Ин. — Евангелие от Иоанна
Кол. — Послание святого апостола Павла к Колоссянам
1. Кор. — Первое послание святого апостола Павла к Коринфянам
2. Кор. — Второе послание святого апостола Павла к Коринфянам Лк. — Евангелие от Луки
Мк. — Евангелие от Марка
Мф. — Евангелие от Матфея
НЗ — Новый Завет
Откр. — Откровение святого Иоанна Богослова
1. Петр. — Первое послание Петра
прп. — преподобный
пс. — псалом
Рим. — Послание святого апостола Павла к Римлянам
св. — святой
свт. — святитель
1. Тим. — Первое послание святого апостола Павла к Тимофею
1. Фес. — Первое послание святого апостола Павла к фессалоникийцам
+ + +
__________________
В сердце каждого человека живет ребенок будущей души


Рецензии