Мировая и российская фолк-музыка

Фолк-музыка, интеграция российской фолк-музыки в мировую на опыте музыканта-прикладника (Спасибо журналисту И. Гололобову за правильно поставленные вопросы)

1. Что для меня фолк-музыка.
Для меня, как и для многих, фолк-музыка является тем, что всегда с тобой, но немножко в глубине. Фолк люди часто вспоминают в моменты, когда их душа раскрепощается, выходит за рамки повседневности. Например, пение русских народных песен за столом, под водочку-закусочку :-). Это искусство, проверенное веками, позволяющее музыканту полностью сосредоточиться на процессе интерпретирования. Фолк - это то в е ч н о е, что музыкант представляет слушателям в т е к у щ е й интерпретации. Причем его интерпретация подчеркнуто не авторская. Если в процессе обработки народной песни музыканту попадется какая-то новая нотка, новый штрих, которого не было в предыдущих интерпретациях, он не будет ее персонифицированным автором. Он станет частью огромного, талантливого (возможно, самого талантливого в истории) автора, имя которому - народ. И последующие фолк-музыканты будут воспроизводить эту найденную черточку при исполнении песни, не подозревая, кто ее нашел, и сами находить свои, новые.

С иностранным фолком для меня и других музыкантов ансамбля William Wallace Band все несколько сложнее. Это тоже тоже народная музыка, но родная для другой культуры.
Несмотря на кажущиеся огромные различия, между народной музыкой той или иной культуры существует гораздо больше общего, чем наблюдается на первый взгляд. Например, как-то мне поставили древние северорусские календарные распевы, собранные фольклористами в глухих деревнях в середине прошлого века. С удивлением я узнал в них интонации, схожие с североамериканским блюзом. Или, например, когда Wallace band начинает играть ирландскую народную "Star of the County Down", многие спрашивают "это что, китайская музыка?" (музыковеды знают, что все дело в мажорной пентатонике, которая присутствует как лад у очень многих народов мира). Еще пример: известная исполнительница народных русских песен Жанна Бичевская часто обрабатывает их так, что песни начинают звучать как американский кантри-энд-вестерн. Причем без сопутствующих этой стилистике банджо, губных гармоник, скрипок-фиддлов. Просто по настроению обработанная ей, например, "Невинная жертва" совершенно органично себя будет чувствовать среди творчества Джоан Баэз или Боба Дилана. И таких примеров можно привести множество.

Итак, моя точка зрения такова: есть народная музыка, она цельная и не разбирает национальностей. Надо только копнуть глубже.
В данный момент Wallace Band так и работает - в нашей музыке мы смешиваем различные культуры, и они не выглядят разнородными и чуждыми. Например, нашему гармонисту ничего не стоит вставить русскую "Барыню" в ирландскую "Mountain Dew" :-)

2. Как я пришел к фолку после электроинструментов, рока и прочих электронных заморочек

Одно другому не мешает. Сейчас у меня 2 проекта - фолковый William Wallace Band и роковый Influjo. Да и в западной культуре не существует такого резкого разграничения между фолком и роком, как в российской. Дело в том, что рок пришел в Россию извне, а в Европе-США он развивался на уже готовом базисе - народной музыке. И первоначальный толчок в его развитии был дан сплавом негритянской (афроамериканской) народной традиции и европейской, т.е. блюза/госпела и кантри. Я говорю о рок-н-ролле, с которого, собственно, рок и начался. Который сделал фолк-музыку новой, почти неузнаваемой и неописуемо привлекательной для молодежи.
Так получилось, что в музыку я пришел с четкой стилистической ориентацией на европейско-американскую культуру. До фолка я занимался роком как автор и исполнитель собственных песен (причем часто сочинял на английском, а потом просто переводил текст на русский), а когда стал заниматься западным фолком, то понял, откуда в западном роке большое количество казавшихся мне оригинальными мелодических ходов :-).
Чем больше я живу, тем больше понимаю, что музыка это не то, что разьединяет, а то, что обьединяет. Большинство стилистически-жанровых границ весьма условны. И обычные люди (не музыканты) отлично, подчас лучше самих музыкантов, это понимают - стоит только взглянуть в i-pod вашего соседа по вагону метро.

3. Каково твое отношение к православному и языческому року?

На этот вопрос очень сложно ответить развернуто. Когда меня спрашивают, как я отношусь к какому-либо стилю музыки, подразумевая необходимость получения негативной или позитивной оценки, у меня есть один простой ответ: нет хороших или плохих стилей. Есть хорошая или плохая музыка. А то, что в каком-то стиле в данный момент нет действительно ярких представителей, так это всего лишь дело времени.
А теперь конкретно по стилям "православный" и "языческий" рок: как я понимаю, данные определения истекают из общей религиозной направленности текстов песен. Ни одного ансамбля не могу назвать, увы :-(.
Если посмотреть на это шире, то всегда существовало искусство духовное (религиозное) и искусство светское. И у первого и у второго имеются достойные представители. Бах против Моцарта - кто кого? :-)

Ну вот, а начинали мы с фолк-культуры...

В заключение хочу добавить, что бум электроинструментов и электронного звукового творчества очень удачно совпал на Западе с моментом слияния 2 народных музык - афро-карибо-латинской и кельто-германской. Обе метакультуры получили от этого непростительно много положительного :-). Плоды этого слияния они пожинают до сих пор.
Русская народная музыка пока только начинает осваивать новые средства выразительности. У нее есть свои преимущества - певучие и тягучие, сильные и простые, красивые и своеобычные мелодии, свое залихватски-суровое настроение. И мне хотелось бы понять, можно ли ее интегрировать в общемировое фолк-рок-пространство или она так и останется особняком.
Ведь в XIX веке русские композиторы, приняв западные правила игры, сумели наполнить заданную форму своим оригинальным содержанием, подняться на мировой уровень и так прогреметь, что их до сих пор помнят и ставят в лучших концертных залах всего мира. Может быть, в будущем нас ждет феномен такого же порядка?


Рецензии
А как насчет фольк-рока? Замечательная вещь, особенно латиноамериканский!

Экологиня   30.10.2007 11:36     Заявить о нарушении
Ну, фолк-рок просто чаще говорит о своих фолковых корнях, чем рок. Наверно, так.

Максим Нижегородов   01.11.2007 05:21   Заявить о нарушении