О системе стихосложения русской поэзии. Часть 1

Разговор пойдет о системе стихосложения русской поэзии.
Без лирического отступления.
1. О силлабо-тонике.
Силлабо-тонические стихи, если взглянуть на них слева направо это:
-двухсложные: ямб и хорей
-трехсложные: дактиль, амфибрахий, анапест.
-Четырехсложный пеон.
-и т. наз. "кольцовский пятисложник"

Если сверху вниз, то это:
-Чистый (идеальный) силлаботонический стих
-После размеры как они есть (со всеми пиррихиями и спондеями)

-логаэд - особый размер, создаваемый автором, путем закономерного искажения или сочетания размеров,
напр.:
а). логаэд строчный (в пределах одной строки):
(из Лермонтова)
"Они любили друг друга так долго и нежно
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной..."
и т. д.
Во всем тексте одинаковая схема
-1-2-2-2- (черт. - сильный слог, цифра - кол-во слогов м/у; первый и последний безуд. слоги не отмечаются)
б). логаэд строфический (в пределах одной строфы):
(из Фета)
"Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер..." и т. д.
Здесь в тексте нечетная строка - анапест, нечетная - дактиль.

-дольник - имеет амплитуду колебаний чередования безударных слогов м/у ударными - 1. Напр.:
(из Тютчева)
"О, не кладите меня
В землю сырую
Скройте, заройте меня
В траву густую
Пускай дыханье ветерка
Шевелит травою,"
Общая схема:
-2(1)-; (амплитуда вычисляется так: 2-1=1)

-тактовик - имеет амплитуду колебаний - 2 (как искл. - 3)
напр.:
"Еще дуют холдные ветры,
(Из Пушкина или Тютчева?)
И наносят утренни морозы"
Общая схема:
-2(1)-2(3)-

-и в самом "низу" силлабо-тонической системы стоит акцентный стих. Он имеет амплитуду колебаний - 3 и более.
напр.:
(из Цветаевой)
"Имя твое - птица в руке.
Имя твое - льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Общая схема:
-2 -4(0)-4(0)-

Акцентный стих может быть урегулированным, т. е. имеющим одинаковое количество ударений в каждой строке и неурегулированным, имеющим варьирующееся количество ударений в каждой строке.
Это все, как мы видим, сверху вниз и слева направо одна силлабо-тоническая система.
Поэтому говорить о каком-то соперничестве двух систем (силллабо-тоники и тоники), как Лаура де Ла Скалла или о том, что тоника это шаг назад - просто бессмысленно.
Тонический акцентный развивается в русле силлабо-тоники точно также как и тактовик и дольник.


Рецензии
Приведенный Вами пример из Тютчева - не дольник, а дактиль (на мой слух).
Это к слову.
А насчет бессмысленности - есть авторитеты в области стиховедения - от Холшевникова до Гаспарова и Федотова. Они считают тонику и силлабо-тонику принадлежащими к разным системам. Существует некий спектр мнений, так Гаспаров считает только акцентный чисто тоническим, а тактовик и дольник - переходными метрами.
Что же до соперничества - то это слово имеет только положительный смысл.

Никита Брагин   22.10.2007 19:17     Заявить о нарушении
Насчет Тютчева, вы немножко не правы. "В землю сырую" - бесспорно дактиль. "В траву густую" - ямб, вот вам и дольник. Если текст Тютчева продлить далее, что я и сделаю, (поскольку считаю ваше замечание все-таки уместным) вы увидите, что это дольник.
Насчет авторитетов - тут я просто ничего не понимаю. Ведь из моей системы, сетки очень хорошо видно, что силлабо-тоника это действительно есть система, у нее есть все для этого атрибуты, а тоника только её часть. И если вы спросите кто автор "моей" системы, я отвечу - АВТОРИТЕТЫ.
Мнению Гаспарова я бы противопоставил мнение о том, что чистому(идеальному) с.-т. стиху противопоставлен акцентный. То же мнение какого-то ученого, не помню его имени, но в своей этой статье я именно на него и опираюсь. Имя если вам угодно, назову позже.
Ну а соперничества быть не могло бы, даже если бы тоника была системой. Ведь не соперничают буквы в стихах, кто чаще употребляется. Это вопрос актуальности, популярности. Как я считаю любой размер м. б. актуален, если его наполнить оригинальным, "живым" содержанием.
Спасибо за рецензию.
Удачи вам.

Евгений Пряничников   23.10.2007 13:29   Заявить о нарушении
Да, я прочел - "в трАву". Далее есть еще строфа - все ясно. Правда, это не вполне типичный дольник, лучше взять из раннего Блока.
Удачи Вам

Никита Брагин   23.10.2007 19:44   Заявить о нарушении
Кстати, я нашел ту книгу на которую я опирался.
"Антология русской поэзии" под ред. Холшевникова. Один из рецензентов Гаспаров.
С уважением,

Евгений Пряничников   24.10.2007 12:13   Заявить о нарушении