В мерцании теней живут портретов лики

Бросает дробью в окна осенний дождь в ночи.
Дрожа, фонарь дарит в стекло скупые блики.
В мерцании теней живут портретов лики,
То предки в дом вернулись, минутку улучив!

Да, если дом отцов - из камня или брёвен,
Из валунов замшелых – вкруг города стена,
За встречи с памятью будь, друг, всегда спокоен,
Придёт она, согреет в любые времена.

Но если кров тебе – палатка кочевая,
А ветер ранним утром костра развеет пыль,
Следы коней и стад твой пращур потеряет,
Волной седой их скроет трепещущий ковыль.

И будет завывать в степи тоскливо ветер,
Поглотит мгла забвенья былые голоса.
В стенах родных лишь только возможны чудеса -
Под скрипы половиц - с минувшим радость встречи.

Ты нежно береги отцов седых наделы,
Где строили, пахали и умерли они,
Где маками весною - их кровь из-под земли,
Зимою чистота – снегами в поле белом.

В мерцании теней живут портретов лики,
Спасибо, что собрались, минутку улучив!
Пред образами пламя немеркнущей свечи.
А в дальний путь зовёт созвездье Береники.


Рецензии
Сережа, это удивительное чувство - всегда находить у Вас на странице что-то созвучное своим мыслям и чувствам. Причем, в первом же стихе (из стольких!), на который упал взгляд, в очень "цепляющих" строчках о доме предков.
...За встречи с памятью будь, друг, всегда спокоен,
Придёт она, согреет в любые времена.

хотя лично у меня нет такого дома, к сожалению, в котором бы жили мои предки, с той или другой стороны. Есть только дом, очень далекий теперь! где прошло мое детство. Но я всегда там бываю, когда приезжаю из-за своих тридевяти земель - просто посмотреть на него. Хотя мечтаю показать своим детям, где я росла и стала такой, какой стала... Ведь мы все "родом из детства".
Но даже больше, чем эти строчки и, как результат, - навеянные или раздумья, понравились мне другие:
Но если кров тебе – палатка кочевая... - это ведь именно о тех, у кого нет такого крова, заключенного четырьмя стенами стороительного материала или даже четырьмя государственными границами. Для тех, кто только в своей памяти может сохранить и дом, и предков своих, даже тех, которых не видел никогда, но память эта заложена все же в нем на каком-то генном, что ли, уровне. Я никогда не видела своего деда, растрелянного в 37 как "врага народа", но память о нем все же заложена рассказами бабушки, да и отца, которому совсем мало досталось с ним общаться; а больше всего - моим собственным воображением и мыслями о нем. Пока мы помним - души ушедших близких живы, кажется... Вопрос только в том, будут ли мои дети думать о тех временах, каких не только не знали, но и после кураса истории весьма смутно себе представляют...
Вот так я "прочла" Ваш стих, Сережа.

В очередной раз респект Вам огромный,
Рита

Марфи   08.09.2008 11:09     Заявить о нарушении
Рита, я искренне рад Вашему отзыву. Стихотворение написано как художественное обобщение проблем нашего поколения. Дети далеко, жилье – клеточка в многоэтажном монстре или избушка в деревушке у разбитой дороги, в которой сидим мы - их одинокие предки. Деды нашего поколения (не все, слава Богу, но многие) расстреляны (с последующей реабилитацией, а как же!). Родители наши вытянули Войну и послевоенную тягость (если выжили), кое-кого из нас смогли проводить в вузы, а многих не смогли. К моменту, когда уже мы существенно выработали свой ресурс, страна вошла в пике и кардинально изменилась. Мечта о собственном доме с залом, украшенном портретами предков, осталась несбывшейся мечтой. Недавно из уст артиста Зельдина я услышал фразу: «Безумие – видеть мир таким, каков он есть. Мир надо видеть таким, каким он должен быть!» Кажется, он её заимствовал из сценария пьесы «Дон Кихот».
В соответствии с этой фразой и написано это стихотворение. Да и многое из остального. Ваше прочтение и соответствующее осмысление близко к идее автора.
С глубокой симпатией.
Сергей

Сергей Таллако   08.09.2008 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.