Осеннее

Небо, свернувшись в ладонях у осени,
Зябко поёжившись, смотрит не строго.
Солнца лучи золотыми колосьями
Брызнув в глаза, осветили дорогу.

Проблески капель над листьями влажными,
Сея брильянтовой мелкою крошкой,
Расположились с манерой вальяжною
В воздухе, словно в волшебном окошке.

И перелистывая без стеснения
Тропок листвяную россыпь ветрами,
Осень по душам разносит смятение,
Пламя рисуя - деревьев кострами.

02.10.2007

Краткий анализ стихотворения
Тема — осень, её образ и настроение. Автор рисует поэтическую картину осеннего дня, передавая тонкие оттенки чувств и визуальные образы природы.
Основная мысль — осень предстаёт как живое, одухотворённое существо, которое «разносит смятение» и создаёт особую волшебную атмосферу. Через яркие метафоры и олицетворения автор показывает красоту и внутреннюю динамику осеннего мира.
Стиль речи — художественный (поэтический). Текст насыщен образными средствами, призван воздействовать на эмоции читателя.
Тип речи — описание с элементами рассуждения (лирического осмысления). Автор не просто изображает природу, но и передаёт своё восприятие осени, её «настроение».
Композиция:
1;я строфа — образ неба и солнца, задающий тон всему тексту;
2;я строфа — детализация картины: капли, листья, «волшебное окошко»;
3;я строфа — кульминация: осень «разносит смятение», образ «пламени» и «костров» из деревьев.Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых общей темой и настроением.
Средства связи предложений:
лексические повторы («осень»);
местоимения («её» — косвенно, через образ);
синтаксический параллелизм и инверсия;
единство временной и пространственной перспективы (осенний день, природа).
Средства выразительности:
олицетворения: «небо… смотрит», «осень разносит смятение», «солнца лучи… брызнув»;
метафоры: «золотые колосья» (лучи солнца), «пламя… деревьев кострами», «листвяная россыпь»;
эпитеты: «волшебное окошко», «вальяжная манера», «брильянтовая мелкая крошка»;
сравнения: «словно в волшебном окошке»;
инверсия: «Небо, свернувшись в ладонях у осени», «Проблески капель над листьями влажными»;
ассонанс и аллитерация создают плавность и музыкальность (звуки «л», «с», «ш» передают шелест листьев и мягкость осеннего света).
Итог: стихотворение создаёт целостный, живописный образ осени, где природа оживает и становится собеседником лирического героя. Автор использует богатый арсенал художественных средств, чтобы передать не только визуальные детали, но и эмоциональное состояние — лёгкое смятение, умиротворение и восхищение красотой увядания.


Рецензии
Замечательно, особенно понравилась первая строчка.

Татьяна Тукациер   02.10.2007 14:57     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отклик и эмоции... а первая строчка, буквально чуть изменена...и подарена она мне была неизвестным мне человеком... в случайном экспромте...и тут же попросилась к дописанию... Так что ... не могу сказать ,что она полностью моя.... ноя честно попросила мне её подарить)))теперь непременно приду к вам в гости....люблю новые знакомства))
С улыбкой, теплом и уважением...Ольга

Ольга Сергеевна Василенко Красни   02.10.2007 18:06   Заявить о нарушении