Анализ художественного текста
Федор Полиэктович также вел занятия литературного кружка по четвергам (какая это была радость – занятия литкружка!), на которые собирались любители поэтического слова. Анализировались поэтические тексты, обсуждались новинки литературы и лучшие фильмы. Наш любимый учитель открывал нам художественные миры Блока, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама и менее известных поэтов. Он был сторонник структурного анализа текста, считал, что в тексте значимы все уровни, любой его компонент.
Каждая культура, считал он, имеет свой язык и чтобы понять литературное произведение, необходимо знать, что собой представляет этот язык. Например, ночь, луна, память, любовь в романтической литературе имеет конкретный смысл, который они не имеют в других культурах. Когда мы, люди двадцать первого века читаем романтические тексты, то относимся к ним, как к текстам нашей культуры.Нужны, таково его мнение, словари по авторам, эпохам. Над статьями для этих словарей он и работал впоследствии. Его кандидатская (он в свое время учился в институте и аспирантуре им. Герцена в Санкт-Петербурге) была посвящена творчеству немецкого писателя Гофмана, а докторская – художественному миру немецкого романтизма. Написал и издал немало книг, в том числе и о Фаусте Гёте.
С великой благодарность вспоминаю своего учителя. Занятия в литературном кружке помогли мне лучше понимать и видеть текст художественного произведения, порой помогали прочесть полученное письмо, а шире – видеть человека в слове, через слово.
Федор Полуэктовия не скупился на похвалы художников слова, доказательно раскрывая нам значимость и неповторимость их художественных миров,показывая непрерывность творческого литературного процесса, взаимовлияние и преемственность творцов слова. Он обсуждал с нами новинки литературы, а также значительные явления в мире кино. Так он открыл нам Андрея Тарковского, его «Зеркало».
ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.
- Речь художника слова рождает, строит художественный мир, нечто идеальное, что возникает в сознании писателя. Изучая речь, мы изучаем это идеальное, созданное художником.
Наш путь исследования - через речь постигнуть художественный мир художника и характер его мышления.
Речь и художественный мир разделены как знак и как значение. Художественная речь является знаком значения.
Лексика - значимый компонент, но она не покрывает речевой системы в целом.
Слова только тогда становятся способом информации, когда связаны друг с другом(синтаксис).
Слова разделены на группы: части речи. Характер слов важен:
глаголы, например, говорят о движении, конструируют движение.
Фонологическая система - звуки, не столько читаемые, сколько звучащие. Более высокая звуковая организация рождает определенный ритм.
Ритм образуется повтором элементов: морфологических, синтаксических конструкций.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНь АНАЛИЗА ТЕКСТА
Ее осиянный лик.
Ее сияющая морда.
Осиянная морда.
Все в любом тексте, с одной стороны, характеризует то, о чем говорят, с другой стороны, того, кто говорит. "Осиянная морда" - это уже говорит о драматизме, конфликте в творчестве писателя.
Для лексики Тютчева характерно соединение архаизмов с современной ему лексикой, нейтральной.
Небесный свод горящей славы.
Тютчев строит мир возвышенного, возвышая современников.
Лермонтов говорит:
Выхожу один я на дорогу...
Державин. Фелица. У Державина церковнославянская лексика плюс разговорная лексика. Во отличие от Тютчева, эти разнородные элементы не сливаются друг в друге, нет взаимопроникновения, не образуют системы. Состоят как бы из разных кубиков. Это имеет значение: Державин демонстрирует произвол, стесняющий свободу человека.
В русской лирике "Я" во весь голос зазвучало в поэзии Державина.
... Маяковский и Блок пользовались разными словами. Мыслили иначе. Анализировать состав языка. Разговорные слова, диалектизмы... Нужно анализировать в их соотнесенности друг с другом. В этом есть некая идея, смысл.
Бабель в "Коннармии" сочетает высокую и вульгарную лексику. Идея революции: в нее приходят люди, несущие наследие прошлого.
Лермонтов "Свидание"
Четыре строфы - одна лексика, остальные строфы - другая.
В пятой строфе утрачивается свойственное Лермонтову начало,звучит грузинский акцент. Лирический субъект у Лермонтова раздваивается. Почему это делает Лермонтов?
Через речевую стстему стремится увидеть в человеке разное начало: родственное себе и чуждое.
Через лексику показывает двоение человека. Человек двузначен, сложен, двоится, расщепляется.
Каждый художник создает свою модель мира.
Каждое стихотворение - вселенная, как ее понимает автор.
10 - 15 слов должны построить вселенную.
Слово насыщено, в нем много значений; слова в художественном тексте - чрезвычайно емкие слова, многозначные. В каждую эпоху структура слова по-разному многозначна.
Структура слова у Блока и Маяковского различна. У Пушкина в каждом слове бездна пространства.
Лексическую систему составляют тропы: лексика в переносном смысле
(метафоры и др.).
...Можно составить словарь языка Александра Блока.
Составляйте! Какие слова чаще всего употребляются?
ШАГИ КОМАНДОРА. Посвящается В. А. Зоргенфрею.
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
(...)
В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.
(...)
Слово "Анна" употребляется свыше 20 раз, слово "ночь" - 6 раз, "час", "часы" - 8 раз.
Почему они употребляются чаще всего? Обнаружить смысл этих слов можно, сопоставив со смыслом других слов. Речь функциональна. Функцию слова, подлинный смысл слова можем обнаружить, сопоставив это слово со звуковой системой, ритмом, событиями, характерами,- со всеми компонентами текста писателя.
Надо прочитать всего Блока, чтобы знать, что для него ночь.
Ночь, улица, фонарь, аптека...
...Кто не спит? Дон-Жуан - человек ночного мира- это его обращение к самому себе.
Характеристика ночи:" холодно и пусто"- характеристика Дон-Жуана.
"Глуха" - это слово, которое часто употребляется в контексте творчества Блока , имея особый смысл: глухотой поэт характеризует современность.
...в те годы, дальние, глухие...
...рожденные в года глухие,
пути не помнят своего,
мы дети страшных лет России...
Возмездие.
Глухой - не способный слышать, слушать.
В статье "Интеллигенция и революция" Блок писал: " Мы жили без музыки и любви... Все без музыки... До человека без музыки достучаться нельзя".
Ночь - глухота, нечто лишенное музыкального начала: "Черты жестокие застыли..." -
состояните холода, безжизненности, онемения.
Нужно знать Блока и его современников. Например, у Есенина "Черный человек": мнимый, эфемерный, он лишь в зеркале, он - отражение того, чего нет, человек-зеркало.
Способ создание двойничества. Это характеризует расщепленность личности. Двойник - герой ночи, страшного мира.
"Пролетает, брызнув в ночь огнями,
тихий, как сова, мотор."
Мотор - механизм, автомат. Символ бездуховного, механистического мира, человека.
Механизм-автомат - это человек глухого мира, бездуховное существо. Ночь - это то, что заполнено моторами, двойниками.
Сопоставьте с циклом "Страшный мир".
Дон-Жуану противостоит Донна Анна, антитеза Дон-Жуана.
Продиктована графически: в двух первых строках стиха характеризуется Дон-Жуан, в двух вторых - Донна Анна. Свет противостоит ночи.
У Блока слово "спать" имеет чрезвычайно важный смысл, встречаясь в контексте всего творчества.
Спит в могиле, мертва.
И мертвая, и живая. Видит сны - живая. О жизни свидетельствует обращение к ней: "Встанет."
"Сон" в творчестве Блока - понятие, представляющее нечто переходное между жизнью и смертью. Человек, во сне пребывающий, не творец.
Сон, по Блоку, - современное состояние мира, состояние современности.
"Идут часы и дни, и годы,
хочу стряхнуть какой-то сон...
ты, как младенец, спишь
у сонной вечности в руках."
Глухая ночь мира умертвляет светлое, прекрасное.
Прекрасное остается как мечта, реальная, значимая сила, лишенная творческой активности.
Жизнь, реальное пассивно, автомат - активное начало: в этом трагическая ирония мира.
Час, часы равны Командору, бой часов - слова Командора.
Командор - рок, судьба.
Дон-Жуан бросает вызов и приходит Командор.
Тема "рока" во второй строке.
Тема "петуха" свидетельствует о начале дня, отвергает тот мир.
Пенье петуха, рожок, бой часов - синонимические явления, они уничтожают ночь, восстанавливают рассвет.
Тема рока, возмездия определена в начале стиха. Мирное сосуществование Дон-Жуана и Анны невозможно. Мир, который изображает Блок, движущийся мир.
Ночь глуха, бледна, мутна.
Ночь исчезает, заменяется рассветом. Ночь утрачивает глухоту, растворяется в свете.
Гибель Дон-Жуана и воскрешение Донны Анны неизбежно, как неизбежно сметение ночи утром.
Воскрешение Донны Анна связано с рассветом.
Фонологическая система образуется повтором фонем, как гласных, так и согласных, повтором отдельных звуковых компонентов, то есть сочетанием фонем.
С этим связано такое явление как рифма и внутренняя рифма.
Это тоже звуковой комплекс:
Трагедия трогаю
петуха - глуха
Фонологическая система включает повторы:
слов, словосочетаний, предложений.
Повтор не только смысла, но и звуков.
Рифма – особый тип повтора.
В лирике 20-го века особенно у Блока играет важную роль играет фонологическая система. Повышенна ее роль. Поразительные стихи по своей гармоничности, музыкальности.
Система гласных фонем.
Те, которые в сильной позиции, имеют основополагающее значение, отчетливо слышны.
Анна! Анна! – Тишина.
Господство одного звука. Гармонизация текста.
Все строки объединены повторяющимися гласными звуками, а и о господствуют.
Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?
33% текста занимает фонема а, 24,7% - фонема о..
а и о господствуют, организовывают, гармонизируют звучание.
Сложная, виртуозная система конечных и внутренних рифм: поэзия для слушания.
У Блока рифмуются слова не только одной строфы, но и нескольких строф.
Конечные рифмы у Блока подерживаются рифмами внутренними: сочтены - сны.
Конечные рифмы предшествуют:
из страны черты сны сны страны
Дева Света где ты
Все слова являются рифмой друг другу.
Обилие рифмующихся слов внутри стиха:
пышный слышно
пролетает вступает.
Важную роль играют повторы слов, словосочетаний. Слова, поставленные в середину стиха, создают внутреннюю рифму:
час рассвета – света
В чем смысл всего этого?
Благодаря этим повторам возникает звуковая гармония, сладкозвучие.
Уникальное явление в искусстве: через звуковую гармонию Блоком провозглашается идея культуры.
Через все творчество Блока проходит резкое разграничение культуры и цивилизации.
1919г. Крушение гуманизма.
Культура. В музыкальном равновесии, гармонии, когда человек нечто целостное, когда объединение между всеми людьми.
Цивилизация. Когда сознание человека расколото, люди отделены друг от друга, не понимают, и понимать не хотят.
Человек становится дробью, не единицей.
Ренессанс-культура. В современном обществе – цивилизация.
О чем пишет Блок в «Шагах Командора»?
О мире цивилизации. О каких бы катастрофах ни писал – это антитезис событий.
Тому плану, который представляет звуковая гармония. Двоемирие.
На лексико-событийном уровне – дисгармония.
Фонетика строит мир единства, гармонии
«О назначении поэта» Речь.
Гармония есть согласие мировых сил. Порядок – космос.
Хаос – стихийное. Космос – утроенная гармония. Гармония через звуковую систему.
Блоковская концепция музыки. Музыка является первоосновой культуры.
Культура есть ритм.
У Блока музыкальное мышление. Он слово растворяет в звуке.
Звуковые комплексы, повторы сближают слова, обозначающие далёкие явления. Они содержат одни и те же звуки, звуковые комплексы. Благодаря этому есть единение. Звуковая метафора. Сближаются отдельные поэтические строчки, возникают особые смысловые ряды.
Поэзия – максимум содержания при минимуме словесного пространства.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
Всё в жертву памяти твоей:
И голос лиры вдохновенной,
И слезы девы воспаленной,
И трепет ревности моей,
И славы блеск, и мрак изгнанья,
И светлых мыслей красота,
И мщенье, бурная мечта
Ожесточенного страданья.
В этом стихотворении Пушкина 33 слова. Нет ни одного глагола.
С точки зрения морфологии (изучает части речи) тексты различны.
Морфологический, фонетический и другие системы – важные системы.
Части речи вступают во взаимосвязи друг с другом, возникакет целая система взаимоотношений.
Глаголы – слова, выражающие действие, состояние, процессуальность.
Глаголы имеют особое значение, скрыто действенное начало.
Они взрывают статику, конструируют движение.
Глагол – движущееся сознание я.
Глагол демонстрирует вечное обновление, движение.
Я тебя не умею беречь
Мартынов.
56 знаменатеьных слов, 21 глагол, 9 существительных.
О том же говорит лексика и морфология.
Существительное - статика. В существительных движения есть какая-то статика.
Морфологическая система – это не только части речи, но и все свойства частей речи.
Для текста важно: конкретно, абстрактно или вещественно существительное.
Андрей Белый "Жизнь". Абстрактные существительные преобладают
Проносятся на тайной жизни пространств...
Дымный сон...
Мир Белого – мир духа, абстракции, мир вечного, антивещественного.
Маяковский:
Косые скулы океана...
А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?
Конкретные существительные. Мир Маяковского – мир реальный, земной, мир вещей.
Вещи делятся на две группы: необычные и бытовые.
Флейта – водосточная труба
Скулы – океана
На оппозиции. Сопоставление я – вы. Я я связана система существительных ярких, вы – вещные, вульгарные. Я – яркость, вы – пошлость.
Блок. О доблестях, о подвигах, о славе...
Нужно исследовать переходные и непереходные глаголы. Смена категорий ведет к изменению точки зрения, смене темы, персонажа.
Генрих Бёль. Глазами клоуна.
Сопоставление настоящего и прошлого ФРГ. Впадает в прошлое, переключение времени глаголов демонстрирует двойную действительность сознания.
Тютчев. Она сидела на полу и груду писем разбирала...
Несовершенный вид демонстрирует вечность происходящего здесь, что н кончится, что составляет жизнь героини.
Союзы. Местоимения.
Роль местоимений. Я – ты.
"Я помню чудное мгновенье..."
Я – ты. Образуется кольцо.
Блок. О доблестях, о подвигах, о славе...
20% , одну пятую текста занимают местоимения.
Две задачи:
- конкретное: какова идея заключена в данной системе текста, как элемент демонстрирует идею текста
- как данный элемент демонстрирует мышление художника,художественное мышление эпохи.
В каждом кусочке текста воплощается структура мышления художника.
Белый. Жизнь. Видим, что демонстрирует сознание поэта его погруженность в идеальный мир. Конструирует идеал. Через морфологию.
Сознание Блока и Белого близко. Они люди одной эпохи.
Пушкин. Все расшифровано, нечто собирательное, различные процессы,состояния. Мир приносится в жертву не конкретному лицу, не ей, а в "жертву памяти" о ней. Существенное слово "память", потому что память и ты – подраздел. Духовное и конкретно осязаемое. Человеческая любовь поднимается на некую сферу.
Гораздо труднее принести все в жертву памяти.
Сфера я – сфера духовного.
Пушкин демонстрирует торжество духовного, торжество человека.Именно это и рождает гармонию сознания, гармонию чувств. Господствует абсолютная симметрия.
8 стихов, строк соединены одним союзом "и" - анафора. Повтор одного и того ж типа конструкции. Мрак равно изгнание становятся абстрактными. Голос лиры. Лира равна голосу.
Поэтическая муза. Во всем симметрия: на одном полюсе ты, на другом – я.
Каждый стих как бы глядится друг в друга, повторяется.
Торжество абсолютной этики, духовности. Этой мыслью освящена вся его лирика:
"Чувства добрые я лирой пробуждал". Говорит о духовном человеке.
Самая высокая близость, которая может существовать между людьми – духовная близость.
Нет ни одного глагола. Все, что провозглашено, неизменно, не подвластно изменениям, трансформациям, вечно, абсолютно.
У Блока сюжет, система сообщений. У Пушкина – нет. Откровенность. Подлинный смысл пушкинских стихов запрятан. Его простота – поразительная сложность.
Ничего не обнажает, не демонстрирует, но высокая организация.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕКИХ ТРОПОВ( метафоры, сравнения...)
рассмотрим на примере стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла "Последняя любовь".
Принесли букет чертополоха
И на стол поставили, и вот
Предо мной пожар, и суматоха,
И огней багровый хоровод.
Эти звезды с острыми концами,
Эти брызги северной зари
И гремят и стонут бубенцами,
Фонарями вспыхнув изнутри.
Это тоже образ мирозданья,
Организм, сплетенный из лучей...
(...)
От писателя в вечности остается только метафора.
Олеша.
Одно из сложных явлений. Через метафору осуществляется закон поэзии. Она позволяет в одно вмещать различное.
Метафора и сравнение. В сравнении три компонента: с чем сравнивают, что сравнивают и на
основе чего.
В сравнении есть неизвестное, которое объясняется через известное:
то, что сравнивается – предмет, с чем сравнивается – признак.
Что в метафоре? Опускается признак, на основе которого происходит сравнение. Предмет совмещается с образом. Сокращенное сравнение. Все это ведет к неисчерпаемости:
Голова круглая, как шар
Голова твоя – шар
Исчезает признак и включает всю систему признаков, которые указывают на шар.
Всевозможные признаки. Система признаков. Определяется контекстом.
Если в сравнении предмет объясняется образом, то в метафоре оба компонента объясняют друг друга.
Метафора неисчерпаема, требует напряженной читательской активности.
"Метафора – скоропись человеческого духа."
Б.Пастернак.
Каждое метафорическое слово включает всю систему, порождаемую этим словом и систему отношений, связанных с этим словом.
Блок, Цветаева, Пастернак, Заболоцкий...
Заболоцкий "Гроза" (1946)
Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
С одной стороны, природа, с другой – творческая гроза.
Явления одного и того же порядка:
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.
Все стихотворение – одна метафора.
Метафорические шифры. Это вызывает трудности, требует напряженной работы, приглашение быть соавтором. Если читатель не будет соавтором, мало поймет.
Чертополох – образ последней любви.
Через горзу происходит объяснение творчества, последняя любовь сопоставляется с
Чертополохом, пожаром.
Почему? Пожар – горение. Пламя. Полыхание.Стихия. То, что неожиданно возникает,
Что горит необычайно ярко.
Пожар – бедствие, трагедия.
Самые разные смыслы этого слова важны. Вот что дает метафора.
Не надо писать, что это стихия, суматоха, то, во что вовлекается не только один, двое – многие.
Огней багровых хоровод.
Не только пожар, но и гармоничное, искусство, метафорические ряды, параллельные, которые будут наслаиваться. Стихия, с одной стороны, искусство – с другой.
Искусство – квинтессенция духовности.
«Звезды»- то, что охватывает весь мир, всю вселенную,-
гремят
и стон, но стон бубенцов
звучат изысканно: стонут бубенцами. Стон, который не может затмить ликование:
с острыми концами
поднятых мечей
кровавоглавы
клинообразный
хоровод. Бубенцы, организм, башня...
Чем глубже начинаем понимать мир, тем глубже проникаем в это стихотворение.
Живописный поэт. Графика. Звуковое начало.
Нет ничего, чего бы не включала последняя любовь. Мир во всем многообразии.
Образ мироздания. Все, что есть у мироздания, есть у любви.
Любовь – это то, что погружает нас в мирозданье.
1-ая часть – я
2-ая честь – она
Речь строится в ином плане. Отношения. Стена. Решетка. Трагедия разъединенности я.. Стена чертополоха.
Любовь – трагедия, то, что не дает человеческой радости. Последняя любовь, которая открыла мир – шип в груди, трагедия.
Тютчевская концепция любви.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.
...Характер мысли художника демонстрирует синтаксис. Синтаксис строит мир произведения.
Каждая личность говорит по-своему. Индивидуальность нашего мышления определяется синтаксисом. Это самая многогранная система.
Включает три проблемы:
-синтагм (фразеология)
- проблемы предложения
- абзаца и строфы
Проблемы фразеологии – это какие и по какому принципу соединяются друг с другом лексические единицы (слова).
Синтагма – мельчайшая значимая семантическая (смысловая, относящаяся к значению слова) единица.
Каждое предложение разбивается на систему синтагм.
Я помню чудное мгновенье...
Могут соединяться как в разговоре, так и в публицистической речи.
Могут соединяться слова, которые находятся далеко друг от друга по смыслу, непривычно.
Фразеологическое единство и антифразологическое единство.
Божественая стыдливость страдания...Слова, которые в разговоре не могут соединяться:
Страдание – стыдливость
Божественная
Я вас любил могут говорить многие. Непрерывная смена фразеологических и антифразеологических систем.
Предложение. Простые и сложные. Информация простого предложения.
Сложное включает большее количество предметов. Одновременно входят в сознание, в пределах одного предложения заключается многое. Сложное видение.
Что в одном предложении, что в другом...
Самая крупная синтаксическая единица – строфа, абзац.
Прозаическая строфа – абзац.
Абзац объединяется единой темой, мыслью, целой системой лексико-морфологических единиц. Части речи, они связывают абзац в единство.
Толстовские абзацы. Толстой в абзаце демонстрирует причинно-следственные связи, временные, запечатлевает все движения мира, сосредоточиваясь на исследовании проникнуть в суть всех явлений.
Абзац Шкловского, Зощенко.
Нужно ли говорить, что абзац Шкловского приводит Лав в восторг.
«Повести о прозе». Одно предложение – абзац. Ассоциативное мышление. Есть тема абзаца, которая вызвала другую тему.
Толстой исчерпывает тему при наличии нескольких кадров. Шкловский – одним кадром. Кинематографичность мышления.
Знак и значение. Порядок слов.
Я вас любил
Вас я любил
Любил я вас
Рассмотрим синтаксическую систему на примере стихотворения Марины Цветаевой
Борису Пастернаку
"Б. Пастернаку" Марина Цветаева
Рас - стояние: версты, мили...
Нас рас - ставили, рас - садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас - стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав
Вдохновений и сухожилий...
(...)
(Марина Цветаева пишет Борису Пастернаку из Берлина, 1925 г.)
- Что бросается в глаза? – спрашивает наш учитель.
-В одной строке : орлов-
Заговорщиков в другой строке, - есть и другие похожие строки.
- Правильно, - говорит учитель,- бросается в глаза необычный характер строфы,- Строфа – законченное целое. В классической поэтике строфа заканчивается точкой. Мысль исчерпала себя. Точка. Семантически законченное целое.
Дальше новый поворот темы.
У Цветаевой строфа заканчивается, а предложение не заканчивается, мысль не закончилась. Дикость. Синтаксическое семантически целое оказалось разорванным. Революционное нарушение классической поэтики. Дикость синтаксиса.
Классична строфа Ахматовой. Первая строка у нее – одно, вторая – другое.
У Блока каждая строфа – законченная мысль.
Смысл? Велик. Любой текст - конструирование мысли. Это демонстрирует и графика текста.
Разрыв конструирует разъединенность людей, которые обязаны быть вместе.
Мир разорванных единств – мир Цветаевой. Мир разрушенных гармоний.
Что является сплавом, оказывается разорванным. Конструирует трагедию людской разъединенности. Слова разрывает. Семантическое единство разорвано. У Ахматовой все иначе. В каждой строфе все многообразие мира. Все строфы связвны друг с другом, повтром
Единиц.
Пастернак утверждает единство мира.
Ахматова более классична. Симметрия, логика, вещный, предметный мир.
У Цветаевой нарушение логики, ассиметрия.
Общее у Цветаевой и Ахматовой в демонстрации идей, антифраз.
Хлебников, Маяковский, Пастернак, Гумилев, Мандельштам, Цветаева и Ахматова родственны. Люди одной эпохи.
РИТМ.
Ритм рождает текст.
«Сначала приходит некий гул».
Маяковский.
"Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске,
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке."
Ахматова.
Многие явления природы повторяются. День, ночь, лето, осень, зима, весна.
Повтор одного и того же компонента рождает ритм. Урегулированный повтор компонентов, симметрия повтора.
Наше восприятие строится на знакомом и не знакомом, на привычном и неожиданном. Искусство склонно нарушать симметрию повтора, неожиданное вызывает эстетическое переживание.
та та та
та та та ты
рождается острое переживание
Все искусство строится на ожидании та и возникновении ты.
Любая система текста строится на повторе: ритм фонологической системы, повтор
определенных лексических единиц. Синтаксическая система, определенный синтаксический повтор.
Определенные события повторяются, ритм событийной системы, характеров, точек зрения. Все эти ритмы образуют текст.
Ритм фонологическрй системы может быть иным, чем синтаксис, но они накладываются друг на друга. Ритм содержания.
Ритмической доминантой является метр.
Когда речь идет о стихотворном размере, рассматривают слоговые группы. В каждой слоговой группе может быть один или несколько безударных слогов и один ударный. Метр - чередование сильных и слабых звуков.
Классический размер в поэзии: ямб( метрическая структура, которая образуется повтором безударных и ударных групп. Ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) , а также вольный ямб). 20-й век изменил ритм времени, эпохи. И в живописи, и в музыке, принес новые размеры, обновив метрический репертуар. Рядом с классическим стихом появляется дольник: стихотворный размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. Дольник использовали символисты, затем футуристы. Но в начале века был и противоположный процесс: логаэдизации.
Логаэд - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Безударный слог может пропускаться в разных местах. Слоговые группы перестают смотреться друг в друга, утратили один или несколько слогов,
Утратили безударные слоги. На основе трехсложников. Логаэд мы встречаем в творчестве Цветаевой:
Расс-стояния, версты, мили...
3 слога, 3слога, 2 слога
Утрата слоговой фонемы может происходить в слоговых группах, находящихся в разных местах стопы:
И голос был сладок, и луч был тонок
Блок.
Гармония возникает, благодаря повтору одних и тех же стоп, групп.
Акцентный стих - строки равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно.
Тактовик - вид тонического стихосложения, нечто среднее между акцентным, тоническим стихом идольником, размер, в котором трудно строго определить места ударений и безударных пауз.
Рифма – повтор какого-то звукового комплекса - влияют на ритм.
Ритм строф: трехстишия, четверостишия, пятистишия...
Ритм пауз. В конце стиха, внутри стиха. Игра пауз существенна для стиха.
У Блока упорядочены паузы.
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Ритм семантичен. Одна система ритмических компонентов строит дисгармонию, которая демонстрирует трагическую разъединенность людей, говорит о трагически разорванном единстве, и есть встречный ритмический поток, который строит гармонию, возникает сложный ритм, наслаиваются друг на друга гармония и дисгармония, рождая величайшее единство духа. Отсюда встречные потоки цветаевского ритма. Ритмическая структура Цветаевой не имеет подобного.
Ритм Цветаевой – ритм Стравинского после Чайковского.
Настоящий взрыв, разрушение. Дисгармония. И гармония, сковозь которую светит дисгармоническое начало бытия.
Поэзия, восходящая к Хлебникову, Маяковскому, Пастернаку, та поэзия, которая создавала ритмическую систему, свойственную 20 веку. Это аналогия Стравинского в музыке, аналогия изломанных линий. Во французской живописи – постимпрессионизм, кубизм.
Герой катастрофического мира, герой максималистического отношения к жизни, бескомпромиссности, это человек, подобный человеку Достоевского. Сознание, которое свойственно Мышкину, Карамазову, который до корней пытается постигнуть свою суть, предельно обнажающий себя перед миром, не знающий полумысли.
До донышка идет в поиске истины. Богом его является правда, страшная, клокочущая, ввергающая в катастрофу, человек исступленный в правде, чувстве, деле. Особенность своего чувства, сердца.
«Безмерность моих слов только слабая копия безмерности моих чувств».
Безмерность в жизни, исступленность – причина трагических событий.
Культура есть ритм. Ужасное может сниматься ритмом.
В заключение.
Учитель показал нам взаимовлияние поэтов друг на друга, преемственность, непрерывность творческого процесса. Он познакомил нас с творчеством Апухтина, рассмотрев его творчество на примере стихотворения «Сумасшедший», которое Блок любил читать со сцены, сравнил стихотворение Надсона «Беспокойной душевною жаждой томим» со стихотворением Блока »Девушка пела в церковном хоре», показав то новое, что несли символисты.
Анна Ахматова, которая сумела сделать из казалось бы банальных бытовых мелочей большую поэзию, своим учителем считала Иннокентия Анненского.
Анненский ввел в свою лирику будничную разговорную речь, что не было свойственно символистам. В стихах «Нервы», «Пластинки для граммофона» и «Шарики детские» звучат уличные крики, бытовой говор. Любимый способ организации стихов у Анненского — циклизация и микроциклы, когда каждое стихотворение в контексте цикла приобретает новые оттенки смыслов, как в «Трилистниках» и в «Складнях», где дополнительные смыслы каждого стихотворения приобретаются через сходство или контраст с другими стихами.
Эти художественные особенности Анненского мы встретим потом у Ахматовой.
ОПЕРЕДИВШИЙ СВОЁ ВРЕМЯ. К.К.СЛУЧЕВСКИЙ.
Ты не гонись за рифмой своенравной
И за поэзией - нелепости оне:
Я их сравню с княгиней Ярославной,
С зарею плачущей на каменной стене.
(...)
1898-1902
Константин Константинович Cлучевский (1837- 1904).
- Предтеча. Многое из того, что будет характерно для современной поэзии, заявил Случевский. Опередил свое время, почти неизвестен современникам.
Своеобразна жизнь.
По социальному положению принадлежал к верхушке, родился в семье сенатора.
Жизнь его началась среди кастового русского офицерства. Юный Случевский был определен в кадетский корпус.
В 1859 году он в Академии Генштаба.
Через год прервал карьеру.
Уезжает за границу. Слушает лекции в Париже. Степень доктора философии.
В 1866 году возвращается на родину. Дальнейшая жизнь сановника.
Главный редактор «Правительственного вестника».
Никто из русских литераторов не был так близок к верхушке, как Случевский.
Один из своеобразнейших поэтов.
В 1860 г. опубликовал первое стихотворение в «Современнике» (печататься в Современнике – удостоверение в талантливости). В «Отечественных записках».
А.Григорьев о стихах Случевского: «Это могучие, стальные стихи, блестящие, как сталь, гибкие, как сталь».
Человек глубочайшего критического чутья, Григорьев сравнивал Случевского с Тютчевым.
Полемика ожесточеннейшая. Случевского подвергли критике со стороны «Искры», которая ни одного русского поэта не обливала такой грязью, как Случевского.
Искровцы увидели апогей чистого искусства.
Он был неожиданным.
Спародировать заурядное трудно.
Случевского пародировали. «Мои желания» Случевского. Аналогичная поэзия: Майков, Щерба...
1860 год. Это начало литературной деятельности.
Его потрясла брань. Он перестал публиковать стихи.
До 1972 г. не было публикаций.
В 1871 – под псевдонимом.
В 1874 подписался своим именем.
На Случевского набросились не только потому, что считали сторонником чистого искусства – его поэтика была необычна.
Издал четыре книги стихов. Работал как прозаик. Его повести – явление заурядное.
1898 – выходит собрание сочинений Случевского в 6 томах.
Эпоха Случевского в литературе началась вместе с русским символизмом.
Особенно с 1904 года. Сал популярным. Смерть определила.
Поэтов часто убивают,
Чтобы цитировать потом.
Евг. Евтушенко.
Был канонизирован символистами. Брюсов воспел Случевского.
... Все стихотворение – это спор, диалог. То, что диалог, свидетельствует первая строка.
Ты – я
Стихотворение – под знак этого ты.
Ритм все более динамизируется, В последних двух стихах все меняется.
Метрически выделяется -ямб – местоимение оне, на местоимение падает внеметрическое ударение.
Поэзия – ничто, потому что неосязаема, не имеет практической ценности, именно поэтому она нелепость, вздор, антипод практицизма, не дает практического результата.
Важны отрицания. Они действуют.
Поэзия в целом – искусство.
Духовное – не плоть. Сближение поэтики Случевского с поэтикой символистов.
Синонимические ряды, дающие символ. Целая группа слов становится синонимами.
Ярославна – символ поэзии, искусства. Заря – природа.
Гармония и дисгармония..
Дисгармоническое начало стиха выражено через систему метра. Вслед за длинной строкой идет короткая. Редко такое явление.
В первой слоговой группе нет ударений, слоговые группы не упорядочены. Все это рождает определенную диссонансность.
Фоника строит гармонию – метр разрушает гармонию фоники.
Трагическая разъединенность мира. С другой стороны, утверждение гармонии, провозглашение духовного на семантизации звука. Каждый звук значим.
Живопись звуком. Бальмонт потом за каждым звуком закрепит цвет.
Много лексических и синтаксических единиц у Случевского, которые раньше не употреблялись.
Как нет сил на то, чтоб убивать,
Чтобы людей морочить
И пророчить.
Случевский вводит канцеляризмы. Никогда так не было. Напоминает Надсона, но соединено у Случевского с высоким, с философской лексикой.
«Вздор», «нелепость» с поэзией соединено. Канцеляризмы, введенные в контекст высокого, рождают новое качество, новую систему: Случевский разрушает штамп, фразеологическую систему, соединяет то, что вообще не соединимо. Антифразеологическая система.
Синтаксис странный, трудный.
Ходит вечер, избочась...
Разрушение логического синтаксиса, а у него становится системой. Суть?
Стенограмма мысли.
Когда записываем, приводим к ясности. Мыслим так, а записываем иначе - другая мысль. Словно свою мысль записываетна магнитофон, отказываясь от правки мысли.
Углубляется, уходит вглубь мысли. Меняется ее характер, тип. Высокая философия.
Красота безобразия в контексте превращается в иное.
Это значимо для поэзии 20 века.
Первенцем декаденства был Случевский.
Ярославна –искусство.
Заря – природа.
Даже не это важно. Мир духовности – мир искусства, природы.
Упоминание о Ярославне – цитата, вводится мир «Слова о полку Игореве»,
Вводится вечность, время действия от Ярославны и до наших канцеляризмов.
Ярославна все-таки тоскует
Эта концепция времени существенна для Случевского.
Не сколько о времени, сколько о Вечности. Повествует о вечности всегда.
Подходит к мифологической структуре.
ВДУМЧИВЫЙ ПОЭТ.
Высокий старинный дом , обвитый виноградом-вьюном, притянул мой взор. Мозаикой украшены красивые окна. Рядом с домом – высокое раскидистое дерево, создающее тень. Все вызывает ощущение таинственности и некоего мрака. Преодолев робость, подошла поближе, к двери здания. Праксис врача-психиатра гласила надпись. Вероятно, совпадение, а может, и специально подобрано такое здание? Как знать.
У Алексея Апухтина есть стихотворение «Сумасшедший». В свое время наш учитель предложил нам его для анализа.
Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
(...)
- При жизни Алексей Апухтин был чрезвычайно популярен, особенно в 80-90 годы 19 века.
Чайковский, Рахманинов, Гречанинов, Прокофьев писали романсы на слова Апухтина.
Блок часто читал Сумасшедшего со сцены.
Апухтин, Надсон... ими заканчивается 19 век, целый этап литературного. художественного мышления, целого цикла литературного развития.
С символистов начинается новый тип развития литературы, новое сознание, культура, где будет все по-иному.
20-ый век отличен. Иная художественная эпоха.
Монолог сумасшедшего. Воспроизводит сознание сумасшедшего. 3 части. Отличаются друг от друга.
Диалектична 1-ая часть. Беседа, незначащий диалог.
Последняя часть не предлагает общения.
Сумасшедший человек, ограничивший себя кругом мысли, вызывает жалость.
Маленький человек. Давняя традиция.
Гоголь. Записки сумасшедшего.
Мысль Апухтина остается гоголевской мыслью. Жалкий, разрушенный человек в силу своей жалкости мыслит себя властелином, королем.
Отношение Апухтина к этому. Это сумасшедший, только сумасшедший маленький человек может мыслить себя властелином мира.
Принадлежит к тем стихам, где все сказано словами.
Для нас важно, что представляет Апухтин, его поэзия в русской поэзии.
Художественная речь отличается от языка.
Поэтическая речь отличается от речи прозатческой.
Поэтическая речь – высокая, особая речь, особым образом организуемая, где есть синтаксические, лексические, ритмические, звуковые законы.
Все эти законы служат созданию действительности, отличной от бытовой.
Поэзия, как балет, погружена в сферу идеального.
ИННОКЕНТИЙ АННЕНСКИЙ. СТАРАЯ ШАРМАНКА
Небо нас совсем свело с ума:
То огнем, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.
Чуть на миг сомлеет в забытьи -
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.
Но забыто прошлое давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.
Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.
И никак, цепляясь, не поймет
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?..
Анненский принадлежит к числу самых значительных художников 20 века.
Родился в 1855 году, умер в 1909.
Первая его книга вышла в 1904 году. В этом же году вышла первая книга Александра Блока.
Анненский не только поэт, повлиявший на поэтическую культуру, он исследователь античной культуры, был известным педагогом, директором Царско-Сельской гимназии, критиком (Книга отражений). Переводчик, осуществивший совершенный перевод Еврепида.
Брюсов отмечал новаторство Анненского. Когда Ахматовой показали корректуру сборника Анненского, она была поражена и читала , забыв обо всем на свете.
Чем образуется художественный мир Анненского. Что это за мир?
Художественный мир Анненского, как и мир его античных авторов, это мир предметов, вещей. Ориентирован на зрительное восприятие. Даже абстрактные явления материализуются.
В стихотворении "Старая шарманка" -40% - имя существительное.
Предельная осязаемость, ориентируется на предметное, материальное, этим отличается от символистов, от Блока. Символисты через музыку, идеальный мир постигали вечное, прекрасное. В «Творчестве» Брюсова предмет раскретизирован.
У Бальмонта " Я мечтою ловил уходящие тени … "
Алогическое соединение слов, полутона.
Система Анненского антимузыкальна, это предметный мир, зримый, не порыв от реальности, а исследование. Не статичный мир, а мир, который характеризуется процессами (30% глаголов, они важны).
Субьектами действия выступают неодушевленные предметы: небо, шарманка, ручьи.
Зима ощерилась, небо слепит, окно глядит, вал поет
Одушевление неодушевленного. Этот мир обретает черты сказочности. Живое уравнивается с неживым. Живое уравнивается с неживы, природа становится равной человеку. Эти процессы и действия внутренние, духовные. Поэт реконструирует мифологическое мышление.
«ДЕКАБРИСТ» МАНДЕЛЬШТАМА.
Тому свидетельство языческий сенат -
Сии дела не умирают.
Он раскурил чубук и запахнул халат,
А рядом в шахматы играют.
Честолюбивый сон он променял на сруб
В глухом урочище Сибири,
И вычурный чубук у ядовитых губ,
Сказавших правду в скорбном мире.
(...)
1917
Оcип Мандельштам. Декабрист.
Имя Мандельштама в ряду с Ахматовой, Заболоцким, Цветаевой.
О декабристах писал Мережковский, Тынянов.
Мандельштам в 1917 году написал.
Яркий пример того, что поэтическое произведение говорит не меньше, чем роман.
Шесть строф, но они включили в себя всю историю декабризма, систему декабристских воззрений, все то, чем жили декабристы.
Искусство поэзии – это искусство лаконизма, сжатости.
Мандельштам – художник, каждое его слово емко, наполнено огромным содержанием.
И вычурный чубук у ядовитых губ ...
сказавших правду о скорбном мире. Быт. Деталь быта. Любили раскуривать чубук. Чубук забрел с Востока(турецкое слово- деревянная дудка, на которую насаживают табачную трубку) с его изощренностью бытовой, а также вычурностью сознания. Ядовитые губы – контраст вычурному чубуку, потому что это губы скепсиса, губы человека, сказавшего правду в скорбном мире.
Это губы, восходящие к Монтеню, Вольтеру... Губы человека, постигшего суть вещей.
Один мир сталкивается с другим. Чубук, халат – восточные слова.
Сруб – знак сибирского быта. Связь восточного и европейского.
В пределах одной строки соединяет разные культуры, разные сознания, - все это строит сознание декабризма.
В сознании декабристов соединилось изощренно-вычурное и обнажающее суть вещей. Объемна каждая строка.
Мир Мандельштама – это мир всей мировой культуры, мир синтетический, в котором есть все, все сферы, все эпохи мировой культуры.
Эта лексика демонстрирует различные пласты: античный, церковно-славянский, мир восточный, мир германский, российско-сибирский. Это совмещено с миром бытовым.
Бытовая история вошла в быт, в мир, в сознание. Быт стал высоким. История стала бытовой, домашней.
Эллинизм по Мандельштаму – домашность истории.
Говоря о мышлении Мандельштама, надо иметь в виду: каждое слово – сигнал,
Сигнал чего-то, какой-то культурной эпохи. Слово впитывает в себя весь мир, и в сознании читателя обязано вызвать ассоциативную работу мозга.
Он не загоняет слова, как гвозди. В нашем сознании мгновенно должна открыться вся Германия, Восток, вся суть культуры. Только тогда поймем стихотворение Мандельштама.
Россия, Лета, Лорелея.
Это итог, сгусток всего того, что было сказано в предыдущих строках.
С широким шумом самовара,
Подруга рейнская тихонько говорит...
Квадриги черные вставали на дыбы
На триумфальных поворотах.
Рим. Европа. Россия.
Лета – сигнал римского мира.
Все основы декабристского сознания продемонстрированы с научной точностью.
Для декабристского сознания чрезвычайно важен Рим. Политическая мечта декабристов – республика. Многое освящено римским гражданством, многое – германским. Две взаимоисключающие культуры. Гражданственно-осязаемое:
Квадриги черные вставали на дыбы,
С другой стороны –германский мир, иной, музыкальный мир, поэтический.
«Блок мир слышал, Маяковский видел, ждя Мандельштама характерно и то, и другое». Эренбург.
Сознание и трагедия декабризма. Трагический стих, трагедия обнажена в последней строке:
Все перепуталось...
Перепутанность жизни, судьбы. Нельзя считать, что это стихотворение о безнадежности. При всей трагедии декабристо они остались верны своему сознанию.
Сладость повторения и есть та сладость, которая снимает безнадежность.
Лета – не только Рим. Это забвение. Мысль о забвении. Переживание трагедии возможного забвения.
Сии дела не умирают...
Психологизм, борьба чувств, идей. Обречены на Лету и на бессмертие.
Лорелея. Прекрасный романтический мир. Поет. Двоится этот образ.
Нет однозначной оценки. Сама структура стиха демонстрирует противоречивое сознание. Эти весомые образы насквозь пронизаны диалектикой.
«ПУТЕШЕСТВИЕ ДИЛЕТАНТОВ» Булата Окуджавы.
- Дневники, письма. Мир показан изнутри, а не описывается. Осмысление самими людьми своего мира, - так начал наш учитель.-
Мир толстовских героев – романтизированный мир, где даже тоска как нечто восхищающее нас. Необыкновенное переживание обыкновенности делает необыкновенным.
Окуждава создает бытовую версию, необыкновенное входит, чтобы быть отвергнутым.
Что это за мир? Что самое главное? Заурядность. Заурядность во всем. Этот мир не позволяет Мятлеву стать гением. Любой рядовой выпад из заурядности объявляется незаурядным. Выпады в узко интимной сфере изображены. Это создает эффект, делает Окуджаву Окуджавой.
Фантасмагория заурядности, обыденности. Масочный мир. Мир масок. На всех – маска благопристойности. Проявление живого порыва воспринимается как неблагопристойность. Во всех движениях Мятлева проявляется человек. Мир обрушивается на него, так как нарушает правила игры, которую ведут все.
Призрачная жизнь, она калейдоскопически призрачна. Смена настроений, состояний.
Жизнь, которую ведут герои, жизнь вне истории. По мере истории Мятлев перестает бытьличностью. Всплеск чувств, которые гаснут. В этом он истинный человек своей эпохи..
Не позволяет себе смотреть в глаза истине. Продолжает жить в своем мире с закрытыми глазами, в мире ослабленных чувств. Призрачная жизнь.
Александрина. Он медлит, не способен на решительность.
Этот роман о том, как заурядная эпоха разрушает человека, превращая гения в заурядность. Эпоха человеческого бессилия. Разрушение личности – весь роман.Но Мятлев уди вителен своей человечностью. Утрачивает свободу, но внутри его живет поруганная гениальность.
Вторая часть романа связана с Лавинией. Показаны два процесса, важных и встречных: то что губит и то что возрожает.
Ее история драматична. Вариант Мятлева. Это то, с чем связано возрождение Мятлева, пробуждение внутреннего огня, силы.
То, что Мятлев и Лавиния совершают – это бунт. Это обретение жизни и истории.
"РАННИЕ ЖУРАВЛИ" ЧИНГИЗА АйТМАТОВА .
- Чингиз Айтматов – бесспорный художник. Каждое его произведение, – это явление в литературе. Арагон писал о «Джамиле» как о шедевре мировой литературы.Само имя Айтматова заставляет внимательно относиться к его слову.
Мир Айтматова драматичен, трагичен. В основе каждой человеческой судьбы лежит драма, она диктуется и не войной, в данном случае – война.
Каждый человек – мир. У каждого человека есть своя орбита, каждый человек вращается в своей собственной орбите. Все люди братья и в то же время разделены.
Каждая вселенная смотрит на другую вселенную со своей собственной позиции, вселенные редко согласуются, именно потому, что каждый человек вселенная. Человек слишком индивидуален, чтобы входить в другого человека.
Вы свою волю хотите навязать другим, если эта воля не навязывается – конфликт.
Люди а Айтматова близки и разделены. Эта разделенность и рождает трагедию.
Человеческая история не менее драматична.
Война в «Ранних журавлях» дана для того, чтобы показать, что человеческая жизнь вплетена в историю.
Мы проявляем мир , и мир обнаруживается в нас.
Человеческая жизнь движется непрерывным преодолением катастроф.
Человек преодолевает себя в этом преодолении катастроф.
Величие человека в том, как он встречает трагедию.
Сминает ли человека трагедия?
Человеческое в человеке проявляется тогда, когда человек найдет в себе силы, кряхтя, подниматься и начинать снова.
Эпиграфы – это ключ к произведению.
И приходит к Иове вестник и говорит:
«А отроков сразили ударом меча...».
Книга Иова.
Есть надежда и есть реальность... Учит смотреть в глаза судьбе, не сквозь ресницы, а прямо, открыто.
Чем чревата жизнь?
Любовью. Надеждой. В этом великая истина.
Мир во власти войны. Всюду война. Соотносится с миром Библии.
Человеческое становление проходит через катастрофу.
«Кто постоянно ясен, тот, пожалуй, глуп». Маяковский.
Не война сама по себе важна, а как человек проявляет себя.
«Ранние журавли» -роман-миф. Через сознание ребенка.
Эпическое звучание, общезначимое.
Это произведение заставляет думать. Это крик, обращенный к человеку.
"ДЕМОН" ПУШКИНА.
Мне вспоминается занятие литературного кружка, которое в тот день проходило не в обычной аудитории, а в небольшом пространстве кафедры. За окном шел удивительно обильный снег, а мы, студенты, члены литкружка, анализировали стихотворение Александра Пушкина «Демон» (1823).
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,—
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
До занятия кружка предварительно познакомилась в читальном зале с литературой по теме, и когда начала в числе прочих высказывать свое мнение, учитель сказал: дедуктивный метод. Так я себе в тетрадь и записала, рисуя крестики рядом...
- Значительное стихотворение, - так начал учитель. С темой Демона мы встречаеися в творчестве Лермонтова, Блока, Ахматовой. К пушкинскому "Демону" восходит одна из лучших глав Достоевского в «Братьях Карамазовых». В 1947 году Томас Манн напишет «Доктор Фаустус». В центре романа Адриан, композитор, беседа с чертом – центр... Т.Манн отталкивается от Достоевского.
Стихотворение стало вехой в истории духовной жизни Пушкина.
Демон – это пушкинский вариант Фауста. Предыдущее и будущее - на перекрестке духовных дорог человечества. Это говорит об особой значимости.
Что значительно в этом стихотворении?
Это стихотворение демонстрирует историю отдельного человеческого сознания. Историю сознания человечества и историю человеческого сознания начала 19 века. Историю романтического сознания.
Что собой представляет первая часть произведения? Это мир гармонии, прекрасного. Гармония всецело заполнена жизнью, сознанием.
Человек находится во власти одного мироощущения. Единомирие я.
Два этапа романтизма: первый – период единомирия.
Мир в художественном произведении – продукт сознания я, художника.Сознание художника идеальное сознание, объективизированное.Мир прекрасного, ранний романтизм. Каждая личность в качестве бога, ибо личность ничем не обусловлена.
Второй этап – двоемирие. Мир я, с одной сторон, - объективный мир, враждебный миру я, в котором разрушается гармония человеческого я. Человек не идет на соглашение с миром. Но объективный мир диктует человеческую биографию.
Биография трагической оказывается. Идеальное сознание трагическое бытие. В основе позднего романтизма.
Свобода, любовь, искусство. Природа.
Мир «Демона» - это тоже единомирие. Это мир, но мир, противоположный миру я. Все, что провозглашает я – отрицает Демон.
Местоимения: мне, меня, наши, его, он,
Я – мы – он
В сознание я вторгается он – это постижение я демонической стороны бытия. Овладение демонической стороной . Я утрачивает единомирие.
Я усваивает двоемирие.
В я сохраняется его комплекс прежних воззрений плюс комплекс воззоений Демона.
Важна композиция. Как движется мир?
От идеального к демоническому. Демону принадлежит последнее слово.
Я усваивает, но в системе воззрений Демона не растворяется. Это проявляется в лексике. Есть непосредственная оценка я Демона:
Неистощимой клеветою...
Демон – злобный гений,
Оружие – хладный яд.
Оценка свидетельствует о нерасторжимости я в демоническом сознании. Глаголы несовершенного вида. Все стихотворение – изложение истории, свершившейся....
В истории был мир гармонии, подвергнутый испытанием Демоном.
В результате вырабатывается новое мировоззрение.
Не безусловно гармоническое или дисгармоническое – синтетическое мировоззрение.
Мефистофель – натура Фауста. Господь у Гете немыслим без Мефистофеля.
Отрицание. Именно отрицание – генератор движения.
Пушкин уже в самом начале стихотворения конструирует синтетическое мировоззрение.
На 12 стихов растянулось первое предложение:
под одной шапкой и прошлое, и настоящее.
Фрагмент, посвященный Демону,- все распадается: точка с запятой.
Сознание Демона – классификаторское сознание: все существует не в синтезе, а разложено по полочкам, каждый предмет отдельно друг от друга.
Мышление я в настоящий момент – синтетическое мышление.
...Я думаю о стихах Пушкина: Он ничего не отрицает, ничего не проклинает- на все смотрит с любовью и благословением.
Его грусть, печаль и глубока, и светла, в ней чувствуется внутренняя красота, в ней вера в человека, вера в силу добра.
И сегодня, немало поблуждав в мировой паутине, чувствую это, как никогда ...
Свидетельство о публикации №107092100708