Снова миру является сказка...
Осень - умница, с лёгкой руки
Дарит яркие, смелые краски,
И дождями роняет стихи...
По утрам наряжают туманы
Оробевшую тихую даль
Полусонной туникой дурмана.
Будет венчана с нею печаль.
Тучи с небом ведут разговоры.
Непогода упрямо не спит.
Дождь косит на земные просторы.
Что-то думает грустный пиит?
Ветер лужи щекоткой замучил.
Те хохочут, не в силах молчать,
И рябятся под властью летучей,
И пытаются звёздам кричать:
"Выручайте! Спасайте от смеха!
Мочи нет, как устала вода..."
Звёздам эта игра - не помеха,
Отражаясь бесстрастно, всегда
На себя величаво взирают,
Признавая свою красоту.
Нам, порою, они помогают
В грязных лужах топить суету.
И почувствовать мыслей крылатость
И реальность измерить мечтой...
И попробовать чистую радость,
Добровольно пленясь красотой.
04.09.2007
Краткий анализ стихотворения
Тема
Описание осенней природы через поэтические образы; взаимодействие стихий (дождь, ветер, тучи) с человеческим восприятием. Параллельно раскрывается тема творческого вдохновения («грустный пиит») и поиска красоты в обыденном.
Основная мысль
Осень — время тонкой гармонии между грустью и красотой: даже в меланхолии можно обрести радость, если научиться видеть поэзию в простых вещах (лужах, туманах, дожде). Искусство (стихи, образы) помогает «топить суету» и ощущать «мыслей крылатость».
Стиль речи
Художественный. Текст насыщен образностью, эмоциональностью, субъективной оценкой.
Тип речи
Описание с элементами рассуждения. Преобладает живописное изображение природы, но есть и рефлексия о смысле красоты и творчества.
Композиция
Зачин (1;я строфа): вступление — осень как творец, дарящий краски и «стихи».
Развитие (2–4;я строфы): детализация осеннего пейзажа (туманы, тучи, дождь, ветер, лужи).
Кульминация (5–6;я строфы): диалог луж со звёздами — олицетворение, подчёркивающее игру природы.
Развязка (7–8;я строфы): философский вывод о красоте, мечте и радости, которую дарит созерцание.
Средства связи предложений
Лексические повторы («осень», «дождь», «звёзды»).
Местоимения («они», «её», «нам»).
Синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в строках).
Ассонансы и аллитерации (звуковые повторы усиливают музыкальность).
Средства выразительности
Олицетворения: «тучи с небом ведут разговоры», «ветер лужи щекоткой замучил», «лужи хохочут».
Метафоры: «осень — умница», «дождями роняет стихи», «мысли крылатость», «топить суету».
Эпитеты: «оробевшая тихая даль», «полусонная туника дурмана», «грустный пиит», «величаво взирают».
Сравнения и ассоциации: лужи «пытаются звёздам кричать», звёзды «бесстрастно» отражают красоту.
Риторические вопросы: «Что-то думает грустный пиит?»
Антитезы: грусть vs. радость, суета vs. красота, земное vs. небесное.
Общий вывод
Стихотворение создаёт многогранный образ осени — не только как времени года, но и как состояния души. Через богатую палитру тропов и звуковую организацию автор передаёт переход от меланхолии к просветлению: природа становится зеркалом внутреннего мира, где даже лужи могут «кричать» о красоте, а звёзды — напоминать о вечном. Финал звучит как призыв к созерцанию и творческому преображению реальности.
Свидетельство о публикации №107090402190
Очень, ощутил непогоду.Спасибо!
К сему, Александр!
Александр Бефорт 09.11.2007 21:00 Заявить о нарушении
спасибо Вам Саша...мы с Вами давно не общалис...Теперь очевидно пришло время...непременно буду в гости..
С уважением.Ольга
Ольга Сергеевна Василенко Красни 10.11.2007 00:17 Заявить о нарушении