Мир летающих трамваев

Вчера, в самое рабочее время, когда на улицах вызревают огромные пробки, я стоял в густой толпе пассажиров двадцать первого трамвая, направляясь по рабочей надобности в налоговую инспекцию. Трамвай двигался медленно, отчаянными звонками отпугивая с путей наглые легковушки. «И отчего люди не летают?», - подумалось мне. Я не стоял бы сейчас в этом еще по-летнему душном вагоне, если бы не забыл накануне прихватить с собой приготовленный пакет документов: от моего дома до инспекции можно легко добраться на метро, но накануне я в спешке оставил пакет и мне пришлось заходить за ним в офис.

Тем временем трамвай доковылял до остановки, толпа сначала раздалась и вздохнула, выпустив немногих выходящих, затем вздрогнула и ужалась под натиском новых пассажиров. Между тем, среди этих новых я приметил весьма интересного типа, который явно был не по-утреннему возбуждён. Во всяком случае, на лице его не было приличествующей рабочему утру маски, глаза живо блестели, весь он выражал искреннее, лихорадочное ожидание и был слегка растрепан. Вид его вызвал во мне, помимо любопытства, еще и странную жалость: я почувствовал его растерянность, неясную мне надежду и огромное подкрадывающееся отчаяние.

Тут по салону распространилось движение: это кондуктор пробирался сквозь частокол тел к нашему с незнакомцем пятачку – прорезиненной смычке двух вагонов.

– Проездной или платим? – заранее усталым голосом обратилась к незнакомцу кондуктор, крупная женщина в годах.

– У меня нет проездного, – промямлил тот.

– Значит, покупайте билетик, четырнадцать рублей.

Блеск в глазах незнакомца усилился, в нем что-то включилось и он взволнованно произнес:

– Да поймите же наконец, это просто непорядочно – брать деньги за проезд в трамвае, тем более в таком! Это уже третий раз сегодня, когда с меня просят денег. Умом непостижимо! А ведь эти ваши трамваи даже не летают! И потом, ну откуда у меня ваши деньги? Меня уже дважды высаживали, а ведь вы поймите, мне надо, мне непременно надо ехать в трамвае!

Кондуктор замерла, в ней заметно вызревала буря праведного гнева человека, который выполняет тяжелую и неинтересную работу и которому пытаются «напудрить мозги». Окружающие с явным интересом стали прислушиваться и присматриваться к происходящему. Один паренек даже оторвался от написания sms, предвкушая развитие событий: средний пассажир очень любит стать свидетелем перебранки, особенно – безнаказанно в ней поучаствовать.

Во мне что-то шевельнулось, какая-то нежность к этому растерявшемуся незнакомцу, уже растратившему энергию своего внезапного импульса.

– Давайте я заплачу, – и отсчитал четырнадцать рублей без сдачи.

Получив деньги, кондуктор решила оставить «психа» в покое, остальные тоже погрузились в привычную ко всему отчужденность, а я кивнул незнакомцу и представился.

– Иван Фомич, – тихонько пробормотал он.

– Очень приятно. Так Вам куда надо?

– Да я и не знаю, – прошептал незнакомец, совсем поникнув и съёжившись.

Я подумал, что ему должно быть сейчас очень неловко продолжать ехать, и, прикинув, что время еще есть, предложил сойти на следующей остановке. Нам повезло, вскоре трамвай протиснулся сквозь разредившийся поток и добрался до остановки. Мы вышли – и, как оказалось, совершенно не напрасно: впереди был перекрёсток, где трамваю сворачивать, этот перекрёсток был сплошь забит машинами; кажется, там даже случилось ДТП.

Я предложил Ивану Фомичу составить мне компанию, благо до налоговой было не так и далеко, а дождя в воздухе не чувствовалось и даже робко поглядывало солнышко.

– Так что же, выходит, у Вас, чтобы ехать, непременно надо платить? – начал Иван Фомич.

– Ну конечно. Нет, есть люди, которые ездят без билета, но таких высаживают, а могут еще и штраф наложить.

– М-да, м-да… А позвольте, я верно понял, что нечего мне и надеяться, будто есть тут у вас летающие трамваи?

Меня и прежде насторожила его эта фраза, но тогда я успокоил себя, что это фигура речи: едва ползущий в пробке трамвай, безусловно, отнюдь не летал. Здесь же в глазах Ивана Фомича я прочёл жизненную для него важность; я понял, что он не шутит и не мог не ответить серьезно:

– Никогда не летают. Абсолютно.

– Но поймите же, мне совершенно, до невозможности необходимо найти летающий трамвай!

– Для чего же он Вам, Иван Фомич?

– Без него я не смогу вернуться домой…

Я смотрел на него с любопытством и ожиданием, и он, собравшись с мыслями, начал свой рассказ.

Иван Фомич сказал, что живёт в другом мире, который, впрочем, очень похож на наш (тут он показал на свою одежду, вовсе не отличающуюся от нашей обычной). Это хороший мир, сказал он, в нем много чудесного, такого, что остро ощущаешь, лишившись его. Например, трамваи там летают. И ехать в них можно совершенно бесплатно.

– Как же так? – удивился я. – Летают, да еще и бесплатно?

Тут он внимательно взглянул на меня и ответил, что бесплатно, потому что деньги у них за ненадобностью отменили… Впрочем, это несущественно. Гораздо занимательнее – летающие трамваи. Они летают быстро и совершенно свободно, и летают они без всяких особых приспособлений, просто так. Но вот с трамваем, в котором ехал Иван Фомич, случилась неприятность.

– Понимаете, они летают, потому что так заведено. Сами по себе летают, в общем-то, – тут он замялся. – Коротко говоря, я тогда задумался: а что, собственно, держит трамвай в воздухе? Он ведь тяжелый, так почему он не падает? Что в нем такого, что он может летать, а, к примеру, велосипеды не могут? И пока я так размышлял, сильное беспокойство охватило меня, я уверился, будто мы непременно, неотвратимо разобьёмся! И точно: я вдруг очнулся, огляделся, увидел, что трамвай кренится набок и, вращаясь, летит навстречу земле!.. Не знаю как, но мы выкрутились. Я так испугался, что ничего не соображал и не помню, как мы спаслись, я даже полагаю, что упал тогда в обморок. После того, как на земле все пассажиры расселись по другим трамваям, а этот повезли на тягаче в депо, мне пришлось объясняться перед комиссией по чрезвычайным происшествиям. Там моё поведение сочли причиной всего несчастья, признали меня виновным и опасным для других пассажиров и приговорили к высылке в другой мир. И вот я тут. И выбраться смогу только улетев на трамвае. А они у вас, как назло, не летают.

Рассказав это, Иван Фомич пригорюнился и замолчал, погрузившись в себя. Мы как раз подходили к налоговой. Там я отвел Ивана Фомича в буфет, взял ему кофе с бутербродом («У нас они тоже в таких местах всегда несвежие», – вяло посетовал он) и попросил его дождаться меня, а сам ушел по делам.

Спустя полчаса, выходя из кабинета, я испытывал удовлетворение не только от проделанной работы, но и от того, что, как кажется, придумал способ помочь своему новому знакомцу.

Однако в буфете его не оказалось, не нашлось Ивана Фомича также в коридоре, фойе и на улице. Я обошёл здание и пробежал по окрестным улицам и переулкам, но так и не увидел Ивана Фомича. Есть у меня отчего-то ощущение, что больше я его и не увижу.

Надеюсь, что он нашёл свой летающий трамвай.

И почему люди не летают?


Рецензии
Увлекательно, легко читается... как отрывок из знаменитой книги... Непременно бы прочитала продолжение. Юрий очень талантлив

Екатерина Ефимовак   24.08.2014 19:02     Заявить о нарушении
Спасибо большое)))

Юрий Халимовский   25.08.2014 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.